Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Методическая разработка
урока русского языка
«Имя существительное»
2 класс

Подготовила и провела
учитель начальных классов
Юзлекбаева Роза Хамзаевна
2015-2016 учебный год
Тема урока: Имя существительное
Цели урока
Образовательные:
- создать условия для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи.
Развивающие:
- развивать умение распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам,
- развивать орфографическую зоркость,
- продолжить работу по развитию речи.
Воспитывающие:
- прививать интерес и любовь к русскому языку,
- формировать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность; умение общаться, работать в коллективе.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
мотивация к творческому труду, к работе на результат;
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
коммуникативные действия
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык», тетради; мультимедийный проектор, презентация; карточки для парной работы; карточки-слова на экологическое панно, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Работа над девизом урока
-Вспомните, пожалуйста, пословицы об учении.
- Девиз нашего сегодняшнего урока «Повторенье - мать ученья.»
-Как вы понимаете смысл этой пословицы
(Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. (СЛАЙД )
II. Разминка пальцев.
- Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
-Давайте сделаем разминку для пальчиков
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
Упражнение для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.
III. Минутка чистописания.
- Какая буква в алфавите стоит между буквами эль и эн. (эм)
- Что вы знаете об этой букве. (Буква эм обозначает звук [м] . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
- Вспомним написание буквы. (СЛАЙД )
- Запишите в тетради одну строку этой буквы.
- Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)
IV. Орфографическая минутка. (СЛАЙД )
Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с парным согласным).
1.Задание по группам.
- Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с парным согласным.
2.Проверка (СЛАЙД )
-Что объединяет все эти слова?
(Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).
-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что-то незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Имя существительном).
-Какова же цель нашего урока?
(Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи). (СЛАЙД )
VI. Формирование способов практических действий.
- Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
-Какой частью речи они являются?
1.Работа над стихотворением (СЛАЙД )
-А сейчас прочитайте стихотворение.
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились.
-О каком времени года в нём говорится?
(О весне)
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна). (Щелчок по слайду)
-Какое время года у нас на дворе? (Весна).
- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки
2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными. (СЛАЙД )
Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
(СЛАЙД-щелчок )
3.Работа в паре.
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить?
(Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
- Распределите слова в две группы.
Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
Кто? Что?
медведь Москва
грач солнце
Роман снег
заяц мороз
лиса оттепель
ворона сосульки
4.Проверьте свою работу. (СЛАЙД )
-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).
- Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
(Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
(Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)
V. Физкультминутка. (СЛАЙД)
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо) Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращение головой) Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад) Вот он по лесу идёт, Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки- Для медведя витаминки. Наконец, медведь наелся И на брёвнышко уселся. (Дети садятся) 5. Работа в паре. (СЛАЙД)
-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Измените их число.
- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
VI. Развитие речи. (СЛАЙД )
- Посмотрите на картину. Подберите название к ней? (Ранняя весна)
- А теперь мы её превратим в экологическое панно со словами. (СЛАЙД )
(Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
- Прочитайте слова. Составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.
- Что получилось? (маленький рассказ, сочинение-миниатюра)
- Какие структурные части должны быть в сочинении?
- Запишем в тетради название и составленные предложения.
VII. Беседа о здоровье.
(СЛАЙД ) Посмотрите на экран, прочтите стихотворение советского и узбекского поэта, писателя, художника, драматурга, переводчика, художника Раима Хакимовича Фархади «Где воробей?»
(Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение? (Надо заботиться о своем здоровье)
- Весна – обманчива. С одной стороны яркое солнышко, ас другой дует холодный ветер, поэтому особенно нужно заботиться о здоровье.
VIII. Обобщение по теме. Составление кластера.
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)
IX. Проверка работы. Рефлексия. (СЛАЙД )
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока 
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
X. Итог урока. (СЛАЙД )
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание. (СЛАЙД)
Проверочная работа по теме имя существительное.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение 1.
Работа в паре.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Приложение 2.
(Слова на панно).
(Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
Приложение 3.
Работа в группе.
Составление кластера.
Имя существительное
Работа в группе.
Составление кластера.
Имя существительное
Самостоятельная работа
Что обозначает имя существительное?
А) Действие
Б) Признак предмета
В) Предмет.
На какие вопросы отвечает имя существительное?
А) Кто?
Б) Что?
В) Какой?
Г) Что делает?
Д) Как?
Найди существительное:
А) прыгает
Б) лёгкий
В) гриб
Г) водный
Найди одушевлённое имя существительное:
А) паровоз
Б) мир
В) ворона
Г)лодка.
Укажи неодушевлённое имя существительное:
А) окуни
Б) дерево
В) птицы
Г) грачи.
Образуй множественное число:
лёд – _________________
поле –_________________
Укажи существительное единственного числа:
А) помидоры
Б) огурцы
В) тарелка
Г) вагоны.
* Укажи неодушевленное имя существительное во множественном числе:
А) очки
Б) девочка
В) метро
Г) дети.
* Какое предложение записано верно?
А) Иван Петров живёт в Городе Самара.
Б) Они поселились на берегу днепра.
В) Спроси у Ани Сидоровой.
* Укажи лишнее слово:
А) слива
Б) сахар
В) весна
Г) утюг