Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Имя тебе – Победитель»
4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Имя тебе – Победитель» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации, а также на основе Примерных программ начального общего образования. Программа данного курса в 4 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.
Планируемые результаты освоения курса «Имя тебе - Победитель»
Личностные результаты
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Метапредметные результаты
Регулятивные
планирование действий по решению учебной задачи для получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий;
устанавливание причин успеха/неудач учебной деятельности;
корректирование своих учебных действий для преодоления ошибок.
Коммуникативные
умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
умение готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
формулирование краткосрочных и долгосрочных целей;
развитие способностей руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Познавательные
умение сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
умение находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявление недостатка информации для решения учебной задачи на основе предложенного алгоритма;
возможность сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
формулирование выводов и умение подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Предметные результаты
формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
развитие навыков и умений обучающихся работать с дополнительным материалом и историческими документами;
укрепление общих интересов в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;
повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся.
воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших
устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
выделять главную мысль в отрывке учебного исторического текста;
описывать факты, события, жизнь и деяния выдающихся исторических личностей;
обобщать изученные факты, высказывать свое отношение к изучаемому, оценивать явления. Объяснять употребляемые исторические термины;
Содержание курса «Имя тебе - Победитель»
Вводное занятие «Имя тебе – Победитель»
Знакомство с курсом, основными понятиями, литературоведческим материалом. Просмотр и обсуждение фильма «Наследники победы» (проект «Киноуроки в школе»).
О победах больших и маленьких.
Понятие слов «победа», «победитель». Значение побед в жизни отдельных личностей, в семье, в истории. Просмотр и обсуждение фильма «Когда небо улыбается» (проект «Киноуроки в школе»)
Место подвигу есть всегда…
Обсуждение понятия «подвиг», качества личности, присущие человеку – победителю. Просмотр и обсуждение фильма «Честь имею» (проект «Киноуроки в школе»)
Богатыри Земли Русской
Героическое прошлое древнерусского народа, великих русских богатырей – защитников Земли Русской. Обсуждение ранее прочитанных былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыни Никитиче. Чтение былин, сказаний о богатырях, их героических подвигах. («Рождение богатыря», «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Святогор», «Василий Буслаев» и т.д.)
Великий князь Александр Святославович
Личность князя Александра Невского, его славные ратные подвиги. Рассказы о вторжении шведов и немецких рыцарей в Россию, о битве на Неве и на Чудском озере. Чтение литературы: Тихомиров О. Александр Невский: Слово о походах. Головин Н. Моя первая русская история. Просмотр видеофильма «История государства Российского».
Разоряя города, шла монгольская орда.
Татаро-монгольское нашествие, борьба народа Руси против полчищ хана Батыя, ордынского владычества. Чтение литературы: Голицын С. Сказание о земле московской. Сказание об Евпатии Коловрате. Просмотр видеофильма «История государства Российского».
С холста нисходит доброта
Мир древнерусской живописи: возникновение иконописи, картины древнерусской живописи. Андрей Рублев. Просмотр онлайн-экскурсии по Третьяковской галлерее.
Сергий Радонежский – игумен Земли Русской.
Личность игумена Сергия Радонежского. Чтение «Житие Сергия Радонежского», обсуждение его жизненного пути. Влияние на историю. Просмотр фрагментов документального фильма о святом.
Слово о поле Куликовом.
События на Куликовом поле. Личность Дмитрия Донского. Роль Москвы как центра объединения русских земель, укрепления Московского княжества.
Чтение литературы: Тихомиров О. На поле Куликовом. Шторм Г. На поле Куликовом. Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы».
За свободу Руси! «Великое стояние» на реке Угре
Окончание татаро-монгольского ига. «Великое стояние» на реке Угре. Роль личностей отдельных князей в победе над войсками Золотой Орды.
Книжные победы.
Значение появления первого печатного станка на Руси. «Мирные» победы книг. Личность Ивана Фёдорова. Чтение отрывка из книги Б. Горбаческого Первопечатник (https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/pervopechatnik-ivan-fyodorov.html )
Не забудет наш народ доблесть русских воевод.
Двойной смысл слова «воевода» (военачальник и руководитель, организатор). Роль личности в истории. Беседа о смутном времени в России. Исторический смысл ополчения под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
Во славу Отечества.
Роль личности в истории на примере деятельности Петра I. Петр I и его преобразования в армии, во флоте, в образовании, в быту. Полтавская битва. Новая столица России – Санкт-Петербург. Вклад Ломоносова, Державина и пр. в становление науки в Российской империи.
Чтение литературы: Алексеев С. Петр Первый. (Серия «Имя»). Андреев-Кривич С.А. Повести о Ломоносове. (Отрывки)
Суворов чистою любовью к своей Отчизне век пылал…
Личность Александра Васильевича Суворова. Его победы во славу России. Значение личностных качеств, проявленных при взятии Измаила и перехода через Альпы. Чтение литературы: Алексеев С. Рассказы о Суворове и русских солдатах. Чтение стихотворений посвященных А.В. Суворову.
Недаром помнит вся Россия про день Бородина
Бородинское сражение. Его значение в ходе Отечественной войны 1812 года, в истории в целом и в осознании возможностей русской армии (несмотря на неопределенный итог сражения и последующее отступление русской армии, это сражение – самое кровопролитное из однодневных сражений в истории – стало переломным в этой войне). Личности Наполеона, М.И. Кутузова, Александра I. Чтение литературы: Лермонтов М.Ю. Бородино.
Кулибины нашей Отчизны.
«Мирные» победы: личность Ивана Петровича Кулибина и его изобретения. Открытия и изобретения братьев Черепановых, А. Можайского, А. Попова, Н. Пирогова, Д. Менделеева и других русских учёных-исследователей. Подготовка сообщений по данным личностям. Обсуждение вклада.
Когда-то была война… (Красногорск – город прифронтовой)
Начало Великой Отечественной войны 1941г. Стремительное наступление немецких войск. Жизнь родного города в июне – декабре 1941. Чтение стихотворений о войне. Битва за Москву.
1418 шагов до Победы.
Ход ВОВ 1941 – 1945 года. Главные битвы, значимые события: битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, бои за Севастополь. Деятельность партизан. Военные будни. Чтение произведений о войне: Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. А. Толстой Русский характер. Просмотр фильма «Лошадка для героя» (проект «Киноуроки в школе»).
Дети войны.
Окончание просмотра и обсуждение фильма «Лошадка для героя» (проект «Киноуроки в школе»). Знакомство с пионерами-героями. Чтение произведений из серии «Пионеры-герои» (о Вале Котик, Зине Портновой, Марате Казее, Лене Голикове и т.д.), Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова.
Читаем о войне.
Чтение произведений о войне для детей (на выбор):
В. Катаев. Сын полка.
А. Митяев. Отпуск на четыре часа. Мешок овсянки.
К. Симонов. Малышка. Свеча. Сын артиллериста.
М. Шолохов. Судьба человека.
В. Осеева. Кочерыжка. Васёк Трубачёв и его товарищи.
О. Алексеев. Горячие гильзы.
С. Алексеев Поклон победителям. Рассказы о Великой Отечественной войне
Л. Воронкова. Девочка из города.
Л. Кассиль. Улица младшего сына.
С. Баруздин. Шёл по улице солдат.
Идет, свершивший подвиг ратный, великий русский человек.
Конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений о войне. Чтение произведений на выбор детей.
Первые в космосе.
Роль русских учёных, конструкторов, лётчиков-испытателей, космонавтов в покорении космических просторов. Достижения СССР, РФ в этом деле. МКС – знакомство со станцией, жизнью на ней. Видео-экскурсия по МКС. Просмотр и обсуждение фильма «ЭРА» (проект «Киноуроки в школе»). Игры по теме.
Россия – страна возможностей.
Значение слов «победа», «победитель» в современных реалиях нашей жизни.
Турнир знатоков
Итоговое занятие. Викторина «Турнир знатоков». Игры по темам, рассмотренным в ходе внеурочной деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы курса "Имя тебе - Победитель"
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
1 | Вводное занятие «Имя тебе – Победитель» | Беседа, просмотр и обсуждение фильма | 1 | https://kinouroki.org/nasledniki-pobedi | 01.09.2022 – 04.09.2022 |
2 | О победах больших и маленьких. | Беседа, просмотр и обсуждение фильма | 1 | https://kinouroki.org/kogda-nebo-ulibaetsya | 05.09.2022 – 11.09.2022 |
3 | Место подвигу есть всегда… | Просмотр и обсуждение фильма | 1 | https://kinouroki.org/chest-imeyu | 12.09.2022 – 18.09.2022 |
4-6 | Богатыри Земли Русской | Чтение и обсуждение литературы | 3 | https://youtu.be/NuTKGxnu5Z8 | 19.09.2022 – 09.10.2022 |
7-8 | Великий князь Александр Святославович | Чтение и обсуждение литературы | 2 | https://youtu.be/Gq6M1AIYY9Y | 17.10.2022 – 30.10.2022 |
9 | «Разоряя города, шла монгольская орда…» | Чтение и обсуждение литературы, презентация | 1 | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/wiki-istoriya-tataro-mongolskoe-igo | 31.10.2022 – 06.11.2022 |
10 | С холста нисходит доброта. | Онлайн-экскурсия | 1 | https://yandex.ru/video/preview/9105984125331938235 | 07.11.2022 – 13.11.2022 |
11 | Сергий Радонежский – игумен Земли Русской. | Беседа | 1 | https://yandex.ru/video/preview/9957239850513343353 | 14.11.2022 – 20.11.2022 |
12-13 | Слово о поле Куликовом | Чтение и обсуждение литературы, просмотр мультфильма | 2 | https://youtu.be/Sx1a-97yVOs | 28.11.2022 – 11.12.2022 |
14 | За свободу Руси! «Великое стояние» на реке Угре. | Презентация | 1 | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/wiki-istoriya-tataro-mongolskoe-igo | 12.12.2022 – 18.12.2022 |
15 | Книжные победы. | Беседа, просмотр фильма | 1 | https://youtu.be/fFZViiG-46U | 19.12.2022 – 25.12.2022 |
16 | Не забудет наш народ доблесть русских воевод | Беседа, презентация | 1 | https://youtu.be/5hye85C6sH4 | 26.12.2022 – 31.12.2022 |
17-18 | Во славу Отечества | Чтение и обсуждение литературы, викторина | 2 | https://youtu.be/i-aKqhU8JVE | 09.01.2023 – 22.01.2023 |
19 | Суворов чистою любовью к своей Отчизне век пылал… | Чтение и обсуждение литературы | 1 | https://youtu.be/epQUtHPrtVE | 23.01.2023 – 29.01.2023 |
20-21 | Недаром помнит вся Россия про день Бородина | Чтение и обсуждение литературы, просмотр фильма | 2 | https://yandex.ru/video/preview/4010760019406544325 | 30.01.2023 – 12.02.2023 |
22 | Кулибины нашей Отчизны. | Конференция | 1 | https://yandex.ru/video/preview/4171477400281692021 | 13.02.2023 – 19.02.2023 |
23 | Когда-то была война… (Красногорск – город прифронтовой) | Литературно-музыкальный час | 1 | | 27.02.2023 – 05.03.2023 |
24- 25 | 1418 шагов до Победы. | Беседа, чтение литературы, просмотр и обсуждение фильма. | 2 | https://kinouroki.org/loshadka-dlya-geroya | 06.03.2023 – 19.03.2023 |
26-27 | Дети войны. | Проект | 2 | https://yandex.ru/video/preview/13602501357029544883 | 20.03.2023 – 02.04.2023 |
28-30 | Читаем о войне. | Чтение и обсуждение литературы | 3 | https://yandex.ru/video/preview/6518323162537090590 | 10.04.2023 – 30.04.2023 |
31 | Идет, свершивший подвиг ратный, великий русский человек. | Литературно-музыкальный час | 1 | https://www.culture.ru/literature/poems/tag-o-voine | 01.05.2023 – 07.05.2023 |
32 | Первые в космосе. | Просмотр и обсуждение видео материалов | 1 | https://yandex.ru/video/preview/11930020203020735006 | 08.05.2023 – 14.05.2023 |
33 | Россия – страна возможностей. | Презентация | 1 | https://yandex.ru/video/preview/16322179427053687461 | 15.05.2023 – 21.05.2023 |
34 | Турнир знатоков | Викторина | 1 | | 22.05.2023 – 28.05.2023 |
Итого: 34 часа