СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные общего рода»

Тема урока: «Имена существительные общего рода»


Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; развитие умений работы с информацией из различных источников, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Предметные: овладение знаниями об именах существительных общего рода. 

Планируемые результаты: знание сферы употребления существительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической дея­тельности.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 273 - проверка по цепочке.

2. Упр. 276 - обсуждение заданий, чтение и анализ творческих работ.

Комментарии

Только в единственном числе употребляются имена собствен­ные Ока, Подмосковье, Россия, Урал и имя нарицательное обиход.

III. Актуализация знаний

распределите существительные по родам (слайд 2):

стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

IV. Самоопределение к деятельности (слайд 4)

  • Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?




Вот подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так ___ забияку


- ого - ую


  • Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка… (Обсуждение)

  • Приведите свои примеры таких слов. (Ябеда, грязнуля, ум­ница. )

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями суще­ствительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского.)

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя (слайд 5)

Подобные слова с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужско­го иола. Если же они обозначают лиц женского пола, то относятся К женскому роду. Например: молодчина, плакса, дылда, жадина, за­гони, неряха. Причём имена прилагательные согласуются с такими (нонами в соответствующем роде: маленькая плакса - маленький плакса, ужасная неряха — ужасный неряха.

  • Что общего в значении этих слов? (Ответы детей.)

Все эти слова имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную (молодчина, умница) или отрицательную (жадина, ябеда, забияка). Общим для них является и то, что они употребляются главным образом в разговорной речи.

2. Работа по заданиям из презентации

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род выделенных имён существительных (слайд 6).

  • Найдите в тексте существительные общего рода. Объясните к лицу какого пола они относятся. Как вы это определили? (слайд 8)

  • Определите род выделенных существительных. В последнем предложении к выделенному существительному подберите синонимы (слайд 10)

  • Назовите одним словом – существительным общего рода. (слайд 12)

Драчун, зачинщик ссор и драк.(забияка)

Тот, кто любит сладости. (сладкоежка)

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? (левша)

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? (попрошайка)

Кто любит болтать вздор, пустяки? (пустомеля)

Безобидный, тихий человек. (тихоня)

Грубый, невоспитанный человек. (невежа)

Неаккуратный человек. (неряха)

Ненасытный, прожорливый человек. (обжора)

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам. (зевака)

(слайд 13) Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине:

Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине:

Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде:

Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

  • Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глаголы – сказуемые ставьте в прошедшем времени. (слайд 14)

  • Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных. (слайд 16)

1. Доктор пригласила в кабинет очередного больного.

2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял что проект принят.

3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша.

4. Молодой агроном сортировала семена.

5. Наш сынишка такой непоседа!

3. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 145, 146).)

VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

  • Упр. 277 — коллективное выполнение.

  • Упр. 279 — комментированное письмо.

  • Упр. 280 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

  1. Словарно-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово фанера, поставьте ударение. Запомните, как оно произносится.

Составьте предложение с этим словом.

  1. Занимательная лингвистика

Игра «Кто больше?». Работа в группах по четыре человека. За 1—2 мин нужно придумать как можно больше словосочетаний с несклоняемыми существительными так, чтобы определялся их род.

(экзотический Бали, соленый сулугуни и т.д.) Побеждает группа, составившая наибольшее количество ни разу не повторившихся словосочетаний.

VII. Подведение итогов урока

  1. Что вы узнали нового на уроке?

  2. Какие трудности у вас возникли на уроке?

  3. Самым интересным на уроке для меня было…

  4. Теперь я могу…

Домашнее задание

Учебник: § 49, упр. 278, 281 (подготовиться к диктанту).