СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачами данного урока является обучение умению обосновывать и проверять написание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. На уроке используются групповая и игровая технология.

Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №10»




КОНСПЕКТ

УРОКА


ТЕМА УРОКА:

ПРЕДМЕТ:

УМНОЖЕНИЕ

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА

УМК:

ШКОЛА РОССИИ



ДАТА:

КЛАСС:


УРОК РАЗРАБОТАЛА:

12.02.2018 г.

4-В КЛАСС


учитель начальных классов

первой категорииКотова Е.В.








Чехов

2018 год

Тема:  Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний

Задачи урока:    

Предметные: определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;

обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;

проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.


Метапредметные:

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи; слышать, слушать, понимать  друг друга; планировать и согласовывать совместные действия, взаимно контролировать друг друга, договариваться; обосновывать высказанное суждение; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; высказывать свою версию; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

  • личностные: осознавать ценность и значимость родного языка.


Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, часть 2, карточки №1 и №2 по количеству парт для работы парами, конверты с заданием для работы в группах.

 


 

 ХОД УРОКА



  1. Организационный этап.


- Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы повторяйте все движения и на каждый вопрос отвечайте «хо-ро-шо»

- Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

- Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

- Хорошо идти с друзьями? (шагают)

- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

- Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

- Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

- Я желаю вам, чтобы к концу урока вам было так же хорошо.


  1. Актуализация знаний.


На доске запись: аяяяойыйийееое.

- Разделите одну цепочку на три, спишите их.

- Прочитайте, что у вас получилось. (аяяя ойыйий ееое)

- Поставьте на полях себе оценку за аккуратность и правильность выполнения задания.


- Что это такое? (Окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода)

- Когда у имён прилагательных бывают именно такие окончания? (В именительном падеже)

- От чего зависят окончания прилагательных? (От их рода и падежа)

- Как определить род и падеж прилагательного? (По роду и падежу связанного с ним существительного)


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


На доске запись: Осенн… прохлада, чист… небо, про голуб… реку.

- Прочитайте словосочетания.

- Объясните написание удвоенной –н- в слове осенняя. (Одна –н- часть корня, другая – суффикс).

- Объясните написание буквы –о- в слове прохлада (-о- часть приставки про-)


- Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе)

- Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про голубую реку в винительном падеже, остальные - в именительном)

- Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (Чистое небо – здесь существительное среднего рода и, следовательно, прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род)

- Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется (Останутся словосочетания женского рода, одно – в именительном падеже, другое в винительном)


- Сформулируйте тему урока. (Окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах)

- Сформулируйте задачи урока. (Учиться различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания этих имен прилагательных)


4. Первичное усвоение новых знаний.


- Взгляните ещё раз на написанные вами в начале урока цепочки. Что вы уже очень хорошо знаете по теме нашего сегодняшнего урока? (Окончания имён прилагательных женского рода в именительном падеже -ая, -яя)

- Что вы еще знаете о прилагательных женского рода в именительном падеже? (Отвечают на вопрос какая?)

Составляем схему на доске:


Им. прил.

ж. р.

И.п. какая? -ая, -яя



- Попробуйте самостоятельно дописать окончания имён прилагательных женского рода.

Дети работают в парах на карточках:


Карточка №1

Девочка (какая?) красив…

Лента (какая?) син…


Через стену (какую?) высок…

В дорогу (какую?) дальн…


На доске написаны те же словосочетания, окончания закрыты. После выполнения детьми работы проверка.

- Почему словосочетания разделены на две группы? (Первая группа – именительный падеж, вторая – винительный)

- Какие окончания вы вписали у прилагательных в именительном падеже? (В первом словосочетании –ая, во втором –яя)


- Проверьте окончания второй группы словосочетаний. (Открываю на доске) Все правильно написали?

- Как вам это удалось? Мы ещё не изучали их. (Мы опирались на ударное окончание вопроса.)

- Но окончание вопроса –ую. Почему во втором словосочетании окончание прилагательного –юю? (Основа прилагательного дальнюю заканчивается на мягкий согласный звук, поэтому пишем окончание –юю)

- Кто закончит схему на доске, опираясь на данные словосочетания?


Схема на доске:


Им. прил.

ж. р.

И.п. какая? -ая, -яя


В.п. какую? -ую, -юю


- Перепишите данную схему в свою тетрадь и сделайте вывод по теме нашего сегодняшнего урока, опираясь на неё. (Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая или –яя. Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания –ую или –юю.)


5. Первичная проверка понимания.


– Вернёмся к словосочетаниям, с которых начался наш урок. Что с ними можно сделать, исходя из темы нашего урока? (Можно списать только словосочетания женского рода, определить их падеж и правильно написать окончания прилагательных)

Дети самостоятельно выполняют в тетрадях, один человек работает у доски.

Проверка выполнения задания, работавший у доски ученик объясняет вставленные окончания.

- Оцените выполнение этого задания самостоятельно.


Физминутка.

Дети встают возле своих мест и поднимают вверх одну руку или одну ногу (по желанию и исходя из возможностей), если услышат словосочетание, содержащее имя прилагательное женского рода. Если слышат словосочетание с прилагательным не женского рода, рука или нога опускается.


Тёплая осень

Разноцветная радуга

Влажное лето

Весеннее солнышко

Утренняя заря

Пушистый снег

Тёплая шуба

Жёлтая листва


Шерстяная варежка

Чистое поле

Уютный дом

- Каких имен прилагательных вы услышали больше: в женском роде или в каком-нибудь другом?


6. Первичное закрепление.


1) Учебник страница 30, упражнение 62.

- Прочитайте стихотворение.

- Что надо сделать? (вставить буквы)

Ребята вставляют буквы, работая парами.

- Когда вам пригодились знания, полученные сегодня на уроке? (Два раза надо было дописать окончания прилагательного женского рода в винительном падеже)

- Расскажите об остальных буквах, которые вы вставили.


- Перечитайте стихотворение ещё раз выразительно. (Слушаем 2-3 человек)

- Сколько предложений в этом стихотворении?

- Спишите то, которое имеет отношение к теме сегодняшнего урока.

- Какое предложение вы списали?

- Почему?

- Оцените на полях выполнение этого задания.


2) Работа с карточками №2 парами.


1. Друзья пошли в ________________ библиотеку.

2. Художник написал ___________________ пейзаж.

3. В комнате продолжалась ____________________ беседа.


- Прочитайте предложения.

- Что с ними надо сделать? (Вставить подходящие по смыслу прилагательные)

- Впишите их прямо в карточках.

После выполнения заслушиваем 2-3 варианта предложений.

- Какие из этих предложений относятся к теме сегодняшнего урока? (Предложения, в которых есть прилагательные женского рода в именительном или винительном падеже. Это предложения №1 и №3)

- Спишите одно из них на выбор и выполните его морфологический разбор.

Два человека работают у доски.

После проверки ребята оценивают свою работу в тетради.


3) Работа в группах


- ая

- ую

- яя

-юю

  1. Ласков… кошка





  1. Зимн… стужа





  1. Через соснов… рощу





  1. В зимн… одеду





  1. Про русск… зиму





  1. Последн… задача





  1. Медленн… походка






- Напротив каждого словосочетания закрасьте квадрат под тем окончанием, которое надо написать в имени прилагательном данного словосочетания. (Первое разбираем вместе для образца)

По окончании работы к доске выходят по одному представителю от группы и объясняют написание одного из окончаний.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


- Дома выполните упражнение 63 на странице 31. Найдите это упражнение и прочитайте задание к нему.

- Поднимите руку, кому задание полностью понятно.

- У кого есть вопросы по выполнению задания?


  1. Рефлексия.


- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.

- Закончите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…..
Сегодня на уроке у меня получилось….
Вечером я расскажу дома о том, как….


- Поднимите правую руку те, кто доволен своей работой сегодня на уроке, левую – кто не совсем доволен. Кто вообще не доволен своей работой сегодня, не поднимайте руку.

- Чью работу на уроке вы хотели бы похвалить?

- Всем спасибо за урок.