Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №10» |
|
|
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: ПРЕДМЕТ: | УМНОЖЕНИЕ ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА | УМК: | ШКОЛА РОССИИ | | | ДАТА: КЛАСС: УРОК РАЗРАБОТАЛА: | 12.02.2018 г. 4-В КЛАСС учитель начальных классов первой категории – Котова Е.В. | | | | | |
Чехов 2018 год |
Тема: Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Задачи урока:
Предметные: определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;
обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;
проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.
Метапредметные:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слышать, слушать, понимать друг друга; планировать и согласовывать совместные действия, взаимно контролировать друг друга, договариваться; обосновывать высказанное суждение; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; высказывать свою версию; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: осознавать ценность и значимость родного языка.
Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, часть 2, карточки №1 и №2 по количеству парт для работы парами, конверты с заданием для работы в группах.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
- Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы повторяйте все движения и на каждый вопрос отвечайте «хо-ро-шо»
- Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)
- Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)
- Хорошо идти с друзьями? (шагают)
- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)
- Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)
- Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
- Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)
- Я желаю вам, чтобы к концу урока вам было так же хорошо.
Актуализация знаний.
На доске запись: аяяяойыйийееое.
- Разделите одну цепочку на три, спишите их.
- Прочитайте, что у вас получилось. (аяяя ойыйий ееое)
- Поставьте на полях себе оценку за аккуратность и правильность выполнения задания.
- Что это такое? (Окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода)
- Когда у имён прилагательных бывают именно такие окончания? (В именительном падеже)
- От чего зависят окончания прилагательных? (От их рода и падежа)
- Как определить род и падеж прилагательного? (По роду и падежу связанного с ним существительного)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске запись: Осенн… прохлада, чист… небо, про голуб… реку.
- Прочитайте словосочетания.
- Объясните написание удвоенной –н- в слове осенняя. (Одна –н- часть корня, другая – суффикс).
- Объясните написание буквы –о- в слове прохлада (-о- часть приставки про-)
- Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе)
- Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про голубую реку в винительном падеже, остальные - в именительном)
- Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (Чистое небо – здесь существительное среднего рода и, следовательно, прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род)
- Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется (Останутся словосочетания женского рода, одно – в именительном падеже, другое в винительном)
- Сформулируйте тему урока. (Окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах)
- Сформулируйте задачи урока. (Учиться различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания этих имен прилагательных)
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Взгляните ещё раз на написанные вами в начале урока цепочки. Что вы уже очень хорошо знаете по теме нашего сегодняшнего урока? (Окончания имён прилагательных женского рода в именительном падеже -ая, -яя)
- Что вы еще знаете о прилагательных женского рода в именительном падеже? (Отвечают на вопрос какая?)
Составляем схему на доске:
 Им. прил. ж. р. |  И.п. какая? -ая, -яя |
- Попробуйте самостоятельно дописать окончания имён прилагательных женского рода.
Дети работают в парах на карточках:
Карточка №1
Девочка (какая?) красив…
Лента (какая?) син…
Через стену (какую?) высок…
В дорогу (какую?) дальн…
На доске написаны те же словосочетания, окончания закрыты. После выполнения детьми работы проверка.
- Почему словосочетания разделены на две группы? (Первая группа – именительный падеж, вторая – винительный)
- Какие окончания вы вписали у прилагательных в именительном падеже? (В первом словосочетании –ая, во втором –яя)
- Проверьте окончания второй группы словосочетаний. (Открываю на доске) Все правильно написали?
- Как вам это удалось? Мы ещё не изучали их. (Мы опирались на ударное окончание вопроса.)
- Но окончание вопроса –ую. Почему во втором словосочетании окончание прилагательного –юю? (Основа прилагательного дальнюю заканчивается на мягкий согласный звук, поэтому пишем окончание –юю)
- Кто закончит схему на доске, опираясь на данные словосочетания?
Схема на доске:
 Им. прил. ж. р. |  И.п. какая? -ая, -яя  В.п. какую? -ую, -юю |
- Перепишите данную схему в свою тетрадь и сделайте вывод по теме нашего сегодняшнего урока, опираясь на неё. (Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая или –яя. Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания –ую или –юю.)
5. Первичная проверка понимания.
– Вернёмся к словосочетаниям, с которых начался наш урок. Что с ними можно сделать, исходя из темы нашего урока? (Можно списать только словосочетания женского рода, определить их падеж и правильно написать окончания прилагательных)
Дети самостоятельно выполняют в тетрадях, один человек работает у доски.
Проверка выполнения задания, работавший у доски ученик объясняет вставленные окончания.
- Оцените выполнение этого задания самостоятельно.
Физминутка.
Дети встают возле своих мест и поднимают вверх одну руку или одну ногу (по желанию и исходя из возможностей), если услышат словосочетание, содержащее имя прилагательное женского рода. Если слышат словосочетание с прилагательным не женского рода, рука или нога опускается.
Тёплая осень Разноцветная радуга Влажное лето Весеннее солнышко | Утренняя заря Пушистый снег Тёплая шуба Жёлтая листва | Шерстяная варежка Чистое поле Уютный дом |
- Каких имен прилагательных вы услышали больше: в женском роде или в каком-нибудь другом?
6. Первичное закрепление.
1) Учебник страница 30, упражнение 62.
- Прочитайте стихотворение.
- Что надо сделать? (вставить буквы)
Ребята вставляют буквы, работая парами.
- Когда вам пригодились знания, полученные сегодня на уроке? (Два раза надо было дописать окончания прилагательного женского рода в винительном падеже)
- Расскажите об остальных буквах, которые вы вставили.
- Перечитайте стихотворение ещё раз выразительно. (Слушаем 2-3 человек)
- Сколько предложений в этом стихотворении?
- Спишите то, которое имеет отношение к теме сегодняшнего урока.
- Какое предложение вы списали?
- Почему?
- Оцените на полях выполнение этого задания.
2) Работа с карточками №2 парами.
1. Друзья пошли в ________________ библиотеку.
2. Художник написал ___________________ пейзаж.
3. В комнате продолжалась ____________________ беседа.
- Прочитайте предложения.
- Что с ними надо сделать? (Вставить подходящие по смыслу прилагательные)
- Впишите их прямо в карточках.
После выполнения заслушиваем 2-3 варианта предложений.
- Какие из этих предложений относятся к теме сегодняшнего урока? (Предложения, в которых есть прилагательные женского рода в именительном или винительном падеже. Это предложения №1 и №3)
- Спишите одно из них на выбор и выполните его морфологический разбор.
Два человека работают у доски.
После проверки ребята оценивают свою работу в тетради.
3) Работа в группах
| - ая | - ую | - яя | -юю |
Ласков… кошка | | | | |
Зимн… стужа | | | | |
Через соснов… рощу | | | | |
В зимн… одеду | | | | |
Про русск… зиму | | | | |
Последн… задача | | | | |
Медленн… походка | | | | |
- Напротив каждого словосочетания закрасьте квадрат под тем окончанием, которое надо написать в имени прилагательном данного словосочетания. (Первое разбираем вместе для образца)
По окончании работы к доске выходят по одному представителю от группы и объясняют написание одного из окончаний.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Дома выполните упражнение 63 на странице 31. Найдите это упражнение и прочитайте задание к нему.
- Поднимите руку, кому задание полностью понятно.
- У кого есть вопросы по выполнению задания?
Рефлексия.
- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Закончите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал…..
Сегодня на уроке у меня получилось….
Вечером я расскажу дома о том, как….
- Поднимите правую руку те, кто доволен своей работой сегодня на уроке, левую – кто не совсем доволен. Кто вообще не доволен своей работой сегодня, не поднимайте руку.
- Чью работу на уроке вы хотели бы похвалить?
- Всем спасибо за урок.