Тема: «Любовная лирика А.А.Фета»
Цели урока:
1.Образовательная - раскрыть своеобразие любовной лирики А.Фета через знакомство с фактами
биографии поэта и анализ поэтического текста.
2.Воспитательная -воспитание эстетических взглядов, положительного отношения к поэзии.
3.Развивающая – развитие мышления, поисковой и познавательной деятельности,
коммуникативных умений, самостоятельности.
Оборудовавние: портрет А.Фета, репродукции картин художников- импрессионистов, Бетховен «Лунная соната»,презентация
План урока:
1.Тема любви в творчестве А.Фета. Героиня любовной лирики поэта.
(Афанасий Фет и Мария Лазич)
2.Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение нового материала
- рассказ учителя о любовной лирике А.Фета, об взаимоотношениях поэта и Марии Лазич, ставшей героиней его любовной лирики
- наблюдение над стихотворениями, составляющими «лазьевский» цикл
- записи в тетрадь основных положений по теме
- анализ поэтического текста стихотворения «Шепот, робкое дыханье..»
- работа с учебником стр210 текст «Любовная лирика Фета
- подведение итогов о своеобразии фетовских стихов о любви
3.Подведение итогов урока
4.Проверка домашнего задания
5.Домашнее задание
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение нового материала.
-урок начинается с чтения стихотворения «Cияла ночь, луной был полон сад.» под музыку (Бетховен «Лунная соната»)
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
- знакомство учащихся с темой, целью урока
Слово учителя: Прозвучало стихотворение А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад.» и звчит Лунная соната Бетховена. Как вы уже догадались речь на сегодняшнем уроке пойдет о любовной лирике в творчестве талантливого русского поэта, представителя чистого искусства, А Фета, о котором мы говорили на прошлом уроке. Любовь и природа –основные темы его стихотворений.
- запишем в тетради тему сегодняшнего урока: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.А.ФЕТА»
Чит слайд-сердце поэта распахнуто для красоты. Красота чувства любви составляет основу поэзии Фета. Любовь для поэта великое чувство, определяющее во многом характер и судьбу человека.
Cлово учителя: Тема любви- одна из основных в творчестве А.А.Фета.
Его стихотворения о любви по-пушкински возвышенные и мудрые. Они говорят о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами. Фет сумел передать словами ощущения, и душу влюбленного человека. До него о любви так никто не писал.
В чем же заключается особенность любовной лирики А.А.Фета?
-сегодня мы с вами попробуем ответить на этот вопрос, раскрыть своеобразие фетовских стихов о любви, познакомившись с некоторыми фактами биографии поэта, повлиявших на его творчество, а так же проанализировав стихотворение «Шепот, робкое дыханье, самое необычное и нетрадиционное, которое называют визитной карточкой Фета. Основные положения по теме будем записывать в тетрадь.
Слово учителя: Конечно же здесь была своя история любви!(таинственный голос)
СЛАЙД 1
Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, которая способна вызвать в душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Для Фета ею стала Мария Лазич
СЛАЙД 2
В годы военной службы А.Фет познакомился с дочерью отставного генерала Марией Лазич. Это была серьезная, образованная девушка, большая ценительница поэзии Фета. Она покорила сердце молодого поэта и сама влюбилась безоглядно и безрассудно. Их отношения продолжались несколько лет, но кончились разлукой…
СЛАЙД 3
Мария Лазич была бесприданницей, а Афанасий Фет был лишен дворянского титула и материального достатка. О женитьбе не могло быть и речи. А вскоре произошла трагедия: Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету.
СЛАЙД 4
…Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло
В тот величавый блеск за темный весь предел,
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел…
СЛАЙД 5
Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко и возможно, погибло. Образ Марии Лазич до последних дней жизни А.Фета стал источником вдохновенных строк о любви, исполненных раскаянием и грустью. Теперь он будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими и прекрасными стихами.
СЛАЙД 6
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем,
Нас нельзя разлучить!
-СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
-Стихотворения, посвященные Марии Лазич составили «лазьевский «цикл.Они есть у вас на столах, найдите их. Я попрошу вас их перечитать и выделить характерные признаки, свойственный всем у циклу. Читайте ,не торопясь, вдумчиво
-работа учащихся над текстами «лазьевского цикла»
ВОПРОСЫ:
-каким настроением проникнуты стихотворения
-какая любовь изображается автором: в настоящем времени, любовь, которая когда то придет к герою в будущем или любовь из прошлого?
-от какого лица написаны стихи?(1л-я-автобиогр)
ЗАПИ СИ В ТЕТРАДЬ:
СЛАЙД 7
1.Героиней любовной лирики А.Фета стала Мария Лазич. С ней познакомился поэт во время военной службы. Лазич погибла во время пожара. Поэт тяжело переживал ее смерть, считая себя виновным. Стихи, посвященные Марии Лазич составили «лазьевский» цикл. Они овеяны трагичностью и грустью. Звучат как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом. Почти все они написаны от 1 лица, построены в форме монолога.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: чтобы понять еще одну особенность любовной лирики А.Фета попробуем исследовать стихотворение «Шепот, робкое дыханье..», которое является классическим образцом любовной лирики.
- ученица читает стихотворение
СЛАЙД 8
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания , и слезы,
И заря, заря!..
-найдите текст этого стихотворения на листочке
-прочитайте еще раз очень внимательно
В тексте есть устаревшие слова: пурпур и лобзания- кто знает что они обозначают?
Пурпур-ярко-красный цвет
Лобзания- поцелуи
Вопросы:
-какую картину вы себе представляете, читая это стихотворение(если бы вы были художником, что бы вы нарисовали?(свидание двух влюбленных летней ночью, звучат признание, поцелуи, , незаметно приходит утро, разгорается заря.)
-как бы ее назвали?
- получается, основная тема стихотворения какая?
-Ребята, скажите, а поэт хоть раз назвал это слово?(любовь)
-А почему мы все –таки это поняли? Давайте проведем небольшое исследование и попытаемся ответить на этот вопрос?
У вас после стихотворения есть задание , выполним его
-нужно заполнить клайстер (граф схему)
1)выделите ключевые слова и впишите их в секторы круга(5 мин)
-что получилось? Какое явление их может объединить, какое слово для них является обобщающим? Впишите в центр круга(любовь)
Что у нас получилось: Поэт не называет напрямую изображаемое явление, а передает их через отдельные детали, мимолетные впечатления, которые вызывает это явление.
Ребята, может быть кто-то знает как называется это направление в искусстве , которое нашло отражение и в музыке, и в живописи и в литературе. Направление, для которого свойственно отображение материала не в целостности, а фрагментами, мимолетными впечатлениями от них.
А направление это называется импрессионизм. СЛАЙД
Вернемся к стихотворению
-сколько предложений в стихотворении
-какой части речи нет вообще?(фет добивается впечатления, что ночь пролетела для влюбленных как один миг)
-как передается движение?
-есть ли союзы?
-что дает отсутствие союзов?(динамика происходящего, быстротечность времени)
-в последней строчке появляется союз и , как это меняет стихотворение(тройное употребление союза и снимает напряжение вводит спокойную атмосферу, передающую состояние души влюбленных)
-В чем заключается многозначность повторяющегося слова «заря»(слово «заря» выделено , и это не очередное явление, это сильная метафора, сильная концовка. Заря- это высшее проявление чувства, свет любви)
-В каждом стихотворении есть звуки, цвета и даже запахи. В стихотворении А.Фета тоже есть цвета и звуки, найдите и выпишите их в таблицу
- меняется ли световая гамма?
-меняются ли звуковые образы?
Сделаем вывод: получается в стихотворении нет глаголов, передающих движение и изменения. И что же выполняет эту роль, что помогает передать изменения? (изменение звуков, цвета, через перечисление явлений –смену образного ряда.)
Понаблюдаем над языком стихотворения
-Какие выразительные средства использует автор?(найдите есть ли метафоры, эпитеты, олицетворения):
Метафора—заря, серебро ручья
Эпитеты—робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения
Олицетворения— сонный ручей
Сделаем записи в тетрадь еще одного положения по теме (презентация)
2.Стихотворения А.Фета о любви написаны в стиле импрессионизма. Поэт не называет явление или предмет, а передает его через отдельные детали. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками.
Учитель: подтверждение сказанному давайте найдем в учебнике на стр210., найдите статью «Любовная лирика А.Фета»
3. Подведение итогов урока. Давайте подведем итог:
-Что же вы узнали о любовной лирике А.Фета?(что нового узнали, что услышали, что увидели , чему удивились, над чем задумались.)Стала вам немного понятней поэзия А.Фета?
4.Домашнее задание.-выуч стихотворение «Шепот, робкое дыханье»
Общий вывод по теме: