СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импровизация как педагогическая технология на уроке обществознания_9класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Импровизация как педагогическая технология на уроке обществознания_9класс»


«Импровизация как педагогическая технология в структуре педоцентрического образования»

Обществознание, 9класс, тема «Социализация личности»

Придумывать импровизационные моменты не буду. Хочу привести пример из своей практики. На уроке по данной теме «Социализация личности» всё щло по плану. Актуализировали знания по предыдущей теме «Социальные роли. Ролевой набор подростка», побеседовали. Обозначили цели и задачи урока. Овладение понятием «социализация», развитие личности на исключительно важном этапе её социализации в подростковом возрасте осознание ценности жизни. Мы на дистанционном обучении, на экране демонстрируются файлы «Процесс социализации. Жизненный сценарий личности». Разбираем этапы «кризис взросления», «кризис смены идеалов и взросления» и т.д. На каком-то этапе начинаю замечать, что эмоциональный настрой учеников уходит в зону «скуки и апатии». Начинаю понимать, что глядя на этот среднестатистический (безусловно научно выверенный) сценарий человеческой жизни у них возникает чувство обреченности, дескать без нас уже всё решили в нашей жизни и разложили по полочкам. Ситуация была незапланированной. Нужно было быстро принять решение и изменить сам метод изучения данной темы. Произошло то, что Загвязинский В.И. называет «рассогласованием между первоначальным замыслом и новым эффективным вариантом. Интуиция подсказывала, что нужно что-то предпринять. Хорошо, что веду личный дневник. Как-то летом попалась статья в телеграмме «Темы сочинений для учеников гимназий в Российской империи в ХIХ». Было интересно - написала все. (Великаны и пигмеи лесного царства; История постройки и разведения при ней сада; Река в лунную ночь; Лес в лучшую свою пору; Встреча войска, возвращавшегося с похода; Слово как источник счастья; Какие предметы составляют богатство России и почему?). В том числе была и тема «Почему жизнь сравнивают с путешествием?».

На полуслове я прервала свой монолог,выдержала паузу (вот вам ещё одна форма импровизации), и предложила обсудить эту тему. Разумеется эта импровизация не возникла из ничего. Когда я писала это сочинение, возникала мысль как-нибудь использовать это в работе. И вот пригодилось. Было и озарение и осмысление и публичная реализация в виде диалога. Мои ученики точно подметили сходство: и в жизни, и в путешествии есть цели , начало, действие и завершение, есть мечты и планы, впечатления и эмоции, есть приобретенный опыт , который нас меняет. Отметили и различие: путешествие повторить можно, а жизнь – нет. Сами сделали вывод о ценности, уникальности жизни. Были и такие выводы: все триумфы и трагедии твои. Категоричные выводы: только на своих ошибках следует учиться. Цель урока была достигнута.

Таким образом вынужденная, спровоцированная импровизация явилась средством конкретизации педагогического проекта урока в соответствии с конкретными обстоятельствами деятельности.

К концу урока я уже знала какое у них будет домашнее задание. Опять пригодилось моё сочинение. Жерар Депардье в своей кулинарной передаче «Путешествие с Жераром» сказал: «Я люблю путешествовать, потому что только так можно узнать правду.» А как в жизни? Это был уже заранее подготовленный экспромт.