Импульсивный ребенок
Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял актив-
ность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время
у него должен воспитываться тормоз… для таких его
желаний, которое уже являются вредными или уводящими
его дальше, чем это можно в его возрасте.
А.С. Макаренко
Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсивностью. Импульсивность ( от лат. Impulses – толчок ) - особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступков. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.
Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников – это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботиться только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:
Возрастные особенности психического, социального, нравственного развития младших школьников;
Несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуативная мотивация поведения;
Неспособность связывать причины и следствия, предвидеть будущие последствия своих поступков;
Гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над торможением;
Богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;
Безразличие взрослых;
Недостатки предшествующего воспитания.
Импульсивное поведение легко диагностируется визуально. Если ребенок
несдержан, норовист, несется сломя голову неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать, ни капельки не подумав, бросает начатое, пытается одновременно управиться с десятком дел, то он импульсивен. Признаки импульсивности:
Неумение ждать, нетерпеливость;
Способность легко расстраиваться;
Обидчивость, раздражительность;
Эмоциональная несдержанность;
Легкая отвлекаемость внимания;
Беззаботность, легкомыслие, безответственность;
Неспособность к длительному монотонному труду;
Страсть к новым впечатлениям;
Нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований учителей и родителей.
Чтобы убедиться, вызвано ли отклоняющееся поведение некоторых школьников именно их импульсивностью, учитель может предложить детям тест-игру.
Для работы с детьми
Диагностическая методика
Название: Узнай себя.
Форма, метод: Тест-игра.
Цель: Составить первое впечатление об импульсивности учащихся класса.
Оборудование: Планшет для теста, распечатка теста.
Тест
Это правда, что ты:
Быстро находишь ответ на любой вопрос?
Часто бываешь не в настроении?
Не можешь долго выполнять трудную работу?
Быстро, не колеблясь принимаешь решения?
Отвлекаешься на уроках?
Не всегда прислушиваешься к советам родителей?
Не раздумывая принимаешься за новое дело?
Не любишь подчиняться правилам?
Говоришь громко и быстро?
Не всегда доводишь работу до конца?
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2 – 3 минут).
Вариации: От класса к классу задания усложняются, учитель вводит те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.
Обработка результатов: 8-10 баллов – высокая импульсивность, 6-8 баллов – умеренная, меньше – отсутствует.
Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.
Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих поступков сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходит в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей можно выделить в специальную подгруппу и вести целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключается в следующем:
Поощрение каждой попытки импульсивного школьника сдерживать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления не поддаваться первому желанию;
Похвала за проявленное терпение, подчеркивая , что любое большое дело начинается с маленькой попытки;
Выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, избавиться от своего недостатка, справиться с собой;
Учить умению переделывать себя маленькими шагами: не спешить с ответом или действием, подумать, прежде чем написать, уметь оценивать последствия своих поступков;
Подкреплять советы примерами из жизни видных людей, которые в детстве имели такие же проблемы.
Для достижения положительного результата учитель и в этом, и в других аналогичных случаях может даже погрешить против истины, наделив «недостатками» кумиров школьника, авторитетных для него людей.
Основные приемы коррекции импульсивности:
Совместные игры, требующие сдержанности непосредственных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета интересов других игроков;
Тренаж-преучение думать, прежде чем действовать;
Специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;
Тренаж ответственности за свои поступки;
Твердый режим.
Итак, младшие школьники подвержены импульсивности – незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина их отклоняющегося поведения ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью. Импульсивность – это наименьшая из причин отклоняющегося поведения, хотя она и мешает многим школьникам. Учитель, применяя коррекционные воздействия, помогает детям избавиться от недостатков.
Для работы с детьми
Коррекционная методика
Название: Запрещенный номер.
Форма, метод: игра.
Цель: коррекция импульсивности.
Оборудование: не требуется.
Реализация: Дети вместе с учителем становятся в кружок. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо нее игрок должен хлопать в ладоши. Например, запрещена цифра 5. Начинается ига. Первый участник скажет 1, следующий продолжит и так до 5. Пятый участник молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит «шесть» и так до 10. Потом все сначала. Игра идет в быстром темпе.
Вариации: можно проводить со словами, цветами, именами и т.д.
Обработка результатов: не требуется.
Выводы: воспитывается внимательность, самоконтроль, умение думать, прежде чем действовать.
Помощь депрессивным детям
С беспризорными это обстоятельство я видел лучше:
это испорченные детские нервы. Я думаю, этот –
дезорганизатор, этот – вор, этот – лентяй, а в большин-
стве случаев это просто дети с потрепанными нервами.
Они каждое ваше слово, каждое движение встречают с
сопротивлением, у них нервы болят, когда вы подходите.
А.С. Макаренко
Депрессия ( от лат. Depression – подавление, угнетение ) – это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, безынициативность – таковы характерные признаки депрессии. Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разговор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.
Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягостными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся поведение.
Депрессивное состояние обычно проходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена, то депрессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, которое может сохраняться долго и требует специальной психолого-педагогической коррекции. Учитель должен знать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суровые наказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут легко оказаться в состоянии депрессии. Социальные психологи отмечают, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспоминают, что родители отвергали и наказывали их. Их этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии является отвержение, неласковость, слишком суровые наказания.
Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии, когда:
Боятся учителей, администрации;
Общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет значение, например, при выставление годовых оценок;
Их успехи оценивает комиссия;
Их поведение разбирается в классе, на собраниях;
Они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести;
Готовятся к чему-то новому, необычному, например, к поступлению в школу, переходу в новый класс.
Для детей в состоянии депрессии характерен негативизм. Их взгляд на жизнь окрашен мрачные тона. Депрессивные дети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они, как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на все пессимистически. Это противоестественно, дети должны быть оптимистами. Когда дети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче, мыслят они тогда радостно и широко, на ум идет только хорошее.
Обычно у депрессивных детей нет настроения. Это тоже противоестественно. Дети без настроения – это патология. Они бездеятельны – социально пассивны, у них выражено нежелание учиться, иногда открытая враждебность. Депрессивные дети сосредоточены на себе, задумчивы и несчастны. Они недоверчивы, необщительны и неотзывчивы. Они прощают оскорбления, замечания, недружелюбное обращение. Ребенок как будто не замечает толчков, обидных слов.
В тяжелой форме депрессия может приводить к саморазрушению: дети и подростки остро чувствуют и усиленно переживают свою незначительность. Для них характерны апатия, нежелание что-либо делать, безразличие к друзьям и к семье, плохой сон и аппетит. Чрезмерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно переживать плохое и сводить до минимума хорошее. При депрессии ребенок и взрослый, прячет розовые очки и надевает темные.
Конечно же, депрессивное настроение не может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера ребенка. У большинства депрессия выражается как пассивный протест, но встречаются и случаи отчаяния, когда ребенок от безысходности способен на деструктивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана депривацией – обездоленностью, безысходностью.
Депрессия всегда ведет к нарушению активности ребенка. Вялость, заторможенность, безразличие ко всему – ее постоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом – заболеванием, которое характеризуется погруженностью в свои переживания.
Депрессия проходит после устранения вызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких причин устранить учитель, остальные не в его власти. Педагог не оставит без помощи попавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая помощь депрессивным, он позаботиться прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение. Мы мало управляем настроением детей, а часто и вовсе не обращаем на него внимание. Между тем поведение ребенка очень от него зависит. Постепенно улучшая настроение ученика, окружив его заботой и вниманием, можно способствовать его выздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своего товарища.
Для коррекции депрессии полезны отвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется смена обстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше вовлекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее заниматься с ним физкультурой.
Весьма важно ограждать детей (и не только депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что постоянно плохие сообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоционально устойчивых людей.
Учительского внимания, любви и заботы требуют все дети, но особенно дети-депрессанты — унылые, подавленные, несчастные. Стали они такими не по своей воле: ведь пессимизм, плохое настроение не свойственны детской натуре.
Для работы с детьми
Диагностические методики
Название: Какой Я.
Форма, метод: Упражнение-конкурс.
Цепь: Выявление особенностей характера. Эта цель замаскирована. Учитель говорит детям: нужно сказать о себе как можно больше и как можно короче. Учитель будет следить за количеством слов и предложений. А дети будут следить за содержанием сказанного.
Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учитель приведет пример и расскажет о себе в трех предложениях. Например: «Я уважаю и люблю своих учеников. Я требователен к ним, потому что я хочу...». Призы вручаются за точное выполнение условий конкурса.
Реализация: Ребенку нужно сказать все самое главное о себе в трех предложениях. Все дети класса слушают и оценивают правдивость самооценки. Побеждают те, кто использовал минимальное количество слов или предложений. Победа не присуждается, если дети обнаружат неточности. Например, ребенок говорит, что он добрый, а одноклассники называют его злым.
Вариации: Можно варьировать число предложений. Можно задавать конкретную тему или ситуацию. Использовать в зависимости от возраста, опыта детей и имеющихся возможностей.
Обработка результатов: Учитель, проводя этот конкурс, получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает себя, какие свои качества считает важными и главными; 2) как его оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.
Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качествах. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения. Если этот конкурс как следует подготовить, то результаты будут хорошие.
Название: Кто смеется — тот умнеет.
Форма, метод: Сочинение-конкурс.
Цепь: Выявление особенностей поведения детей. Эта цель замаскирована. Детям нужно сказать о своем поведении коротко и с юмором. Не у всех получится, но попытаться стоит. Во-первых, интересно и весело, а во-вторых, могут вырваться наружу скрытые или неосознанные черты характера.
Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учитель приведет пример и зачитает сочинение ученицы 3-го класса: «Чтобы посмотреть, какие зубы у кошки, я попыталась открыть ей рот. Зубы хорошие. Моя рука не зажила до сих пор». Призы вручаются за лучшее сочинение, которое дети оценивают с точки зрения правдивости сказанного.
Реализация: Ребенку нужно сказать о своем поведении в какой-нибудь ситуации коротко и с юмором.
Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию. Победа не присуждается, если дети обнаружат неточности.
Обработка результатов: Учитель, проводя этот конкурс, получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает свои поступки; 2) как его оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.
Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качествах. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.
Коррекционные методики
Название: Я хороший, я плохой.
Форма, метод: Самоанализ.
Цепь: Определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекционной работе. Научить способам самоанализа.
Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки всем детям.
Реализация: Чистый лист бумаги (страница в тетради) делится вертикальной линией пополам. Слева — место для положительных качеств, справа — для отрицательных. Пусть дети попытаются выявить свои сильные и слабые стороны. Попросите детей больше сосредоточиться на достоинствах, недостатки описывать легче.
Вариации: Можно развить методику: с согласия детей устроить коллективное обсуждение. Необходимо соблюдать предельную осторожность, т. к. некоторым детям это может не понравиться и вызвать различные переживания, они замкнутся в себе и в следующий раз не откликнутся на подобные просьбы. Обсудите черты характера только тех, кто этого пожелает сам. Хвалите, мягко подсказывайте, привлекайте к обсуждению всех детей
Обработка результатов: Накапливаются данные о результатах воспитания и коррекционной работы.
Выводы: Подсказать отдельным школьникам, обратить их внимание на то, какими видят их другие дети.
Название: Я был, я стал.
Форма, метод: Самоотчет.
Цель: Определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекционной работе. Научить способам самоанализа.
Оборудование: Не требуется.
Реализация: В конце учебы в определенном классе ученики кратко пишут, от каких недостатков поведения, плохих привычек им удалось избавиться. Используйте юмор. Тем, у кого нет особого прогресса или даже наблюдается регресс, скажите: «Каким я был, таким остался... Но у меня еще все впереди, еще не вечер. Я еще не волшебник, а только учусь».
Вариации: Можно развить методику и с согласия детей устроить коллективное обсуждение. Соблюдать предельную осторожность, т. к. некоторым детям это может не понравиться. Обсуждать надо успехи тех, кто этого захочет сам. Похвала за малейший прогресс.
Обработка результатов: Подводятся итоги воспитания и коррекционной работы.
Выводы: В каком направлении улучшать свое поведение отдельным детям.
Диагностические методики
Название: Я глазами других.
Форма, метод: Сочинение-конкурс.
Цель: Выявление особенностей самооценки. Ученик должен написать о том, как воспринимают его другие дети.
Оборудование: Не требуется. Проводится в виде краткого сочинения.
Реализация: Ребенок должен рассказать, каким его видят другие дети, что в нем им нравится, что не нравится.
Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию, например: «Каким видят меня мои товарищи на улице?» Если ребенок согласен, то отзывы о нем могут написать другие. В таком случае задание можно трансформировать примерно так: «Что мы знаем о Мише?» Ученик может сказать, какие характеристики не совпадают с его представлениями о себе. Ведь дети не всегда правильно характеризуют своих одноклассников, не умеют правильно оценивать их поведение. Они, как и взрослые, «в чужом глазу видят соринку, а в своем бревна не замечают».
Обработка результатов: Учитель, подводя итоги, получает информацию о том: 1) как дети оценивает поступки других; 2) как происходит взаимооценка поведения; 3) существуют ли и какие различия в самооценке и оценках других.
Выводы: Накапливаются данные об особенностях поведения детей. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.
Название: Я не такой как все.
Форма, метод: Сочинение — самоотчет.
Цель: Выявление личностных особенностей.
Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учитель приведет пример.
Реализация: Задание трудное. Ученикам 3-4 классов предлагается выявить у себя несколько черт характера, поведения, реакции на события и т. д., которые отличают его от других. Учитель, проводя предварительный инструктаж, подчеркнет, что индивидуальность — одна из самых ценных характеристик человека.
Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию.
Обработка результатов: Учитель получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает себя, свои качества; 2) чем, как он считает, отличается от других детей; 3) какие свои характеристики он оценивает как наиболее значимые.
Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качествах всех учеников. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.