Индивидуальная программа психологического сопровождения
(профилактика суицидального поведения подростка)
Ф.И.О.ребенка: _________________________________________________
Дата рождения ________________________ класс _____________________
Клинический диагноз: F70. с эмоционально-волевой неустойчивостью
Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства
(колебания настроения, неустойчивость самооценки, склонность к суициду )
Сроки реализации индивидуальной программы: январь – май 2016 года
Форма работы: индивидуальная
Задачи:
- Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации
- Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и - переживания эмоций
- Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим,
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
вовлечение ребенка к кружкам; привлечение внимания мальчика к интересным занятиям;
установление доверительных отношений со взрослыми;
вовлечение с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2. Укрепление нервной системы
Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).
Совместный контроль и наблюдение психолога, воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, сформированная адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.
Направления коррекционной работы:
Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера».
Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;
Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости.
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
Актуальные проблемы ребенка: мальчик очень переживает разлуку с родными: постоянно плачет, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт затруднен. От занятий отказывается.
Цель программы: нормализация эмоционального поведения , коррекция агрессивного поведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.
Аналитическая справка.
При проведении диагностики обучающегося, воспитанника выявлено:
Запас знаний об окружающем мире ограничен.
Восприятие с нарушено: фрагментарно.
Мышление конкретное, в замедленном темпе. Задание выполняет без опоры на инструкцию.
Память механическая развита слабо. Запоминает предложенный материал медленно, отсроченное воспроизведение плохое, быстро забывает заученный материал.
Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.
Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на одноклассников и ударить. В поведении наблюдаются демонстративность. Может отказаться выполнять задание и заниматься своим делом. На уговоры не реагирует.
Межличностные отношения с детьми нарушены. Внутренняя позиция школьника не достаточна сформирована.
Заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка.
При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на не достаточную сформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками , несформированность внутренней позиции школьника. В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов, коррекции поведения, ЭВС, межличностных отношений.
Тематический план занятий
№ | Наименование проводимой работы | Содержание | Количество часов | Сроки |
1 | Профилактические беседы | | | систематически |
2 | Беседа | «Смысл жизни» | 1 | февраль |
3 | Снятие вербальной и невербальной агрессии | 1."Спустить пар", 2."Два барана", 3."Слушай звуки", 4."Угадай, что изменилось", 5."Довольный - сердитый", 6."Безмолвный крик" | 1 | февраль |
4 | Арттерапия | "Прогноз погоды" - рисование настроения. «Разноцветный мир» | 2 | февраль |
5 | Сказкатерапия | Сказка «Коряга» | 1 | февраль |
6 | Релаксационное занятие | «Снятие эмоционального напряжения» | 2 | февраль |
7 | Занятие «Преодоление плохого настроения» | Твое настроение Упр. «Лимон» Упр. «Кошечка» Упр. «Что нам делать с этим чувством» Упр. «Покой» Упр. «Воздушный шарик» Рефлексия. | 1 | март |
8 | Песочная терапия | Рисование «Мое настроение» | 1 | март |
9 | Релаксационные занятия | «Снятие эмоционального напряжения» | 3 | март |
10 | Письмо себе в будущее | | 1 | апрель |
11 | Занятие «Мои мечты» | Неоконченное предложение. Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте» Рисунок моя мечта | 1 | апрель |
12 | Релаксационные занятия | Снятие эмоционального напряжения» | 4 | май |
13 | Занятие «Что значит верить» | 1.Упр. «Взгляд» 2.Работа со сказкой «Тайна другого берега» | 1 | май |
14 | Арттерапия (рисование красками, аппликация, лепка) | «Мой гнев» «Разноцветный мир», «Я и мои друзья» | 3 | май |
| Итого: | | 20 | |
Список литературы
1. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
2. Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
3. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002.
4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Могила Ольга Ильинична "Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате".