Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Рассветовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Рассветовская СОШ
Приказ от №____
_________________/С. А. Крат /
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2а класс (ы)
Количество часов 34
Учитель Миронец Татьяна Васильевна
Программа разработана на основе:
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «Особый ребенок» 1-й год обучения для обучающегося Ламок Ксении составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т. М. Головкиной
г. Переславль, 2007г и следующими нормативными правовыми документами:
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Место предмета: Учебный предмет «Развитие речи» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю - 1 ч, в год - 33ч. (для обучающихся на дому).
Индивидуальная рабочая программа по развитию речи, составлена, с учётом особенностей данного ребенка: ДЦП и умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени. У девочки отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения.
Обращённую речь не понимает, не понимает назначение предметов повседневной жизни, не реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат.
Навыки социального поведения не сформированы.
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная | Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута. |
Информационная | Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени. |
Мотивационная | Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся. |
Организационная | Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики. |
Самоопределения | Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора. |
Цель и задачи курса
Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:
по курсу «Развитие речи»
Для детей с средней и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.
На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.
Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.
Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.
На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.
Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.
Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.
Программой определены следующие цели и задачи курса:
Цель:
1. Появление у обучающегося элементарной речи.
2. Понимание обращенной речи.
Задачи:
1. Формирование вербальных коммуникативных навыков.
2. Развитие и коррекция понимания речи;
- слушать и понимать учителя;
- выполнять несложные речевые инструкции;
- внятно выражать свои просьбы и желания;
- накапливать и активизировать словарь;
3.Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
4.Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
5.Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.
6.Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным инструкциям.
7.Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и восприятий.
Требования к уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);
-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;
-узнавать предмет по его частям;
-обобщать названия изученных групп предметов;
-соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
-выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).
Обучающаяся должна знать (реагировать):
-своё имя, отчество, фамилию, возраст;
-название и расположение основных частей тела и лица;
-профессии людей (учитель, врач);
-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Критерии оценивания знаний, умений, навыков
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Показатели самостоятельности учащегося.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | ! |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | пп |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. | п |
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | и |
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. | о |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. | с |
При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
действие (операция сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков
Название методики / оборудования | Цель |
Пирамида | Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины |
Найди такую же Картинки половинки | Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними |
Поиграй | Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней |
Разрезные картинки | Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание |
Времена года | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение. |
Найди пару | Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие. |
Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.) | Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела |
Условия реализации программы
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:
- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
- детские музыкальные инструменты.
Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.
Методическая литература для учителя
А.Р Маллер, Г.В Цикото. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009г.
Л.М Шипицина. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007г
Т.М. Головкина «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития»
г. Переславль, 2007г.
6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.