СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «особый ребенок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для педагогов, работающих по программе "Особый ребёнок"

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «особый ребенок»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Рассветовская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Рассветовская СОШ

Приказ от №____

_________________/С. А. Крат /




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ




Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2а класс (ы)


Количество часов 34


Учитель Миронец Татьяна Васильевна






Программа разработана на основе:

«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «Особый ребенок» 1-й год обучения для обучающегося Ламок Ксении составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т. М. Головкиной

г. Переславль, 2007г и следующими нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26 ЗС.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Место предмета: Учебный предмет «Развитие речи» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю - 1 ч, в год - 33ч. (для обучающихся на дому).

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи, составлена, с учётом особенностей данного ребенка: ДЦП и умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени. У девочки отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.

Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения.

Обращённую речь не понимает, не понимает назначение предметов повседневной жизни, не реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат.

Навыки социального поведения не сформированы.



Функции индивидуальной образовательной программы


Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики.

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.


Цель и задачи курса

Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

-развивать восприятие, память, внимание;

-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;

-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.





Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:

по курсу «Развитие речи»

Для детей с средней и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.

Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.

На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.

Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.

На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.

Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.

Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.

Программой определены следующие цели и задачи курса:

Цель:

1. Появление у обучающегося элементарной речи.

2. Понимание обращенной речи.

Задачи:

1. Формирование вербальных коммуникативных навыков.

2. Развитие и коррекция понимания речи;

- слушать и понимать учителя;

- выполнять несложные речевые инструкции;

- внятно выражать свои просьбы и желания;

- накапливать и активизировать словарь;

3.Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;

4.Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;

5.Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.

6.Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным инструкциям.

7.Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и восприятий.



Требования к уровню подготовки обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:

-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);

-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;

-узнавать предмет по его частям;

-обобщать названия изученных групп предметов;

-соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

-выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).

Обучающаяся должна знать (реагировать):

-своё имя, отчество, фамилию, возраст;

-название и расположение основных частей тела и лица;

-профессии людей (учитель, врач);

-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка».




Критерии оценивания знаний, умений, навыков

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Показатели самостоятельности учащегося.


Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

!

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

пп

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

п

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

и

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

о

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

с

При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  • действие (операция сформировано – «ДА»;

  • действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

  • действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

  • действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».



Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков

Название методики / оборудования


Цель

Пирамида

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

Найди такую же

Картинки половинки

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

Поиграй

Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней

Разрезные картинки

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

Времена года

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.

Найди пару

Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела



Условия реализации программы

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:

- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

- детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.


Методическая литература для учителя

  1. А.Р Маллер, Г.В Цикото. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

  2. Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009г.

  3. Л.М Шипицина. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  4. Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007г

  5. Т.М. Головкина «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития»

г. Переславль, 2007г.

6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.