СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая прграмма по русскому языку рассчитана на учеников 5 класса с ОВЗ.

Планирование к учебнику русского языка Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по русскому языку 5 класс»

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60

социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ



«Рассмотрено»

Педагогическим советом

«___» ___________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________Л.В. Цыденова

«___» ___________ 2017 г.




Индивидуальная рабочая программа

по русскому языку

ученика 5 класса

на 2017 - 2018 учебный год




Составил: Митупова И. Г.









Улан-Удэ, 2017



Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Образовательная программа составлена с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса – детей с ограниченными возможностями.

Адресат:

Обучающийся с ОВЗ: диагноз - ДЦП, ОНР. У ученика доминирует правое полушарие, основной тип восприятия – кинестетический, флегматик, интроверт. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, низкий темп деятельности. При выполнении заданий пропускает буквы, забывает заглавную букву в начале предложений и правописание отдельных букв. В работах частично справляется с грамматическими заданиями. При выполнении заданий нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя: пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем её выполнения.

В данном планировании предусмотрено формирование орфографической зоркости и пунктуационной грамотности при работе со связным текстом. Постоянное внимание к содержанию текста способствуют формированию навыков смыслового чтения.

Исходя из психологических особенностей, был определён выбор индивидуальной методической инструментовки: упрощённая подача тем, отбор доступного дидактического материала, списывание с проговариванием, неторопливое, осознанное чтение фрагментов текста, предложений, пополнение словарного запаса.

Целесообразно проведение уроков на оптимистическом эмоциональном фоне и создание ситуаций успеха.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;

  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательскй и художественной деятельности;

  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Место и роль предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана на следующее количество часов: 136 часа - обучение на дому, в том числе контрольные работы и уроки развития речи. Количество часов отражено в календарно-тематическом планировании.

Программа рассчитана на дому - 136 часов, в том числе контрольные работы (8 часов) и уроки развития речи (23 часа).

Формы контроля

Диктанты

Сочинения

Изложения

Всего

8

5

13

26


Результаты освоения учебных предметов.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речево деятельности: аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  1. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе ре­чевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Методы и формы организации работы. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:

  • комплексная работа с текстом;

  • тематические (речевые) уроки;

  • «самодиктанты»;

  • лексические разминки;

  • сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;

  • редактирование текста;

  • различные виды диктантов;

  • работа с текстами-миниатюрами;

  • сравнения двух текстов;

  • коммуникативные и игровые ситуации.

  • Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

  • урок-практикум;

  • урок - тест;

  • урок - конкурс;

  • урок - игра.

  • Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

  • Содержание изучаемого курса

  • V класс (136 часов индивидуальных)

  • Язык и общения

  • Тема 1. Язык и общение. Стили речи (1ч+1ч).

  • Повторение изученного в начальных классах (15ч +4 ч.)

  • Тема 2. Звуки и буквы. Орфограмма.

  • Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами.

  • Самостоятельные и служебные части речи.

  • Тема 3. Имя существительное.

  • Три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

  • Тема 4. Имя прилагательное

  • Род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

  • Тема 5. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

  • Тема 6. Глагол

  • Лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения;

  • Тема 7. Буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться (ознакомление); раздельное написание не с глаголами.

  • Наречие (ознакомление).

  • Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

  • Тема 8, 9 Входная контрольная работа

  • Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (24+ 3 р/р).

  • I. Словосочетание; главное и зависимое слово в словосочетании.

  • Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания; повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения.

  • Знаки препинания в конце предложения.

  • II. Главные члены предложения; второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

  • III. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).

  • Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова (ознакомление).

  • IV. Обращение; знаки препинания при обращении.

  • V. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

  • VI. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

  • VII. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

  • Развитие речи. Сжатое изложение. Написание письма.

  • Фонетика. Графика и орфография.

  • Культура речи (8 ч + 2 р/р).

  • I. Звуки речи

  • Гласные и согласные звуки. Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

  • II. Графика как раздел науки о языке

  • Обозначение звуков речи на письме; алфавит.

  • Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Ь для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

  • Правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных (повторение).

  • Развитие речи. Написание изложения.

  • Лексика. Культура речи. (7+2р/р ч)

  • I. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Омонимы (Ознакомление). Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.

  • Развитие речи. Написание изложения.

  • Словообразование. Орфография.

  • Культура речи. (17 ч + 4 р/р)

  • I. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Окончание и основа слова. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень. Суффикс, приставка; их назначение в слове.

  • II. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Чередование согласных и гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и И после ц.

  • Развитие речи. Сочинение – рассуждение. Выборочное изложение. Сочинение по картине.

  • Морфология. Орфография. Культура речи (38 ч + 6 р/р).

  • I. Самостоятельные части речи.

  • а)Имя существительное (16 + 3 р/р)

  • Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

  • Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам и числам.

  • Существительные, имеющие форму только единственного числа. Существительные, имеющие форму только множественного числа.

  • Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

  • Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в их падежных окончаниях.

  • Развитие речи. Написание изложения

  • б) Имя прилагательное(7 + 2 р/р).

  • Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

  • Полные и краткие прилагательные.

  • Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числом.

  • Развитие речи. Сочинение-описание животного.

  • в) Глагол (15 + 1 р/р).

  • Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

  • Неопределенная форма глагола. Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме.

  • Совершенный и несовершенный вид глагола I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

  • Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер, -бир, -дер, -дир, -мер, -мир, -пер, -пир, -тер, -тир.

  • Правописание не с глаголами

  • Спряжение глаголов. Морфологический разбор глаголов.

  • Употребление времен.

  • Развитие речи. Рассказ

  • Повторение пройденного в V классе (3 часа)

  • Учебно-методическое обеспечение программы

  • Реквизиты программы:

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2011.

  • Учебно-методический комплект учащихся:

  • Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2015

  • Дополнительные пособия:

  • Учебно-методический комплект учителя:

  • 1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2014

  • Мультимедийная поддержка уроков:

  1. 1 С: Школа. Русский язык. Морфология и орфография. 5-6 классы. Под редакцией Руденко-Моргун О. И.

  2. Материалы диска «В стране Лингвинии»

  • Дополнительная литература:

  1. УМК под редакцией Баранова М. Т. Русский язык, 5 класс

  2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. «Секреты орфографии». М.: Просвещение. 2014

  3. Иванова В. И., Потиха З. А. «Занимательно о русском языке»

  4. Арсирий А. Т. «Занимательная грамматика русского языка»

  • Медиаресурсы

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки русского языка. 5 класс»

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. 1С:Репетитор.  Русский язык Адрес в Интернет:  http://obr.1c.ru/product.jsp?id=7
  4. 1С:Репетитор.  Тесты по орфографии. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=10
  5. 1С:Репетитор.  Тесты попунктуации. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=10
  6. Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер http://www.mediahouse.ru/
  7. Страна Лингвиния.
  • http://www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod_id={B0684117-E335-4DFF-81CA-232CEFD51ED2}

  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС

    • №№

    • Тема урока

    • Индив. занят.

    • Дата проведения

    • 1

    • Язык и общение. (1ч+1ч)

    • Язык и общение. Язык и человек.

    • 1

    • 2

    • Р/Р Стили речи

    • 1

    • 3

    • Повторение изученного в начальных классах .(15ч +4 ч.)

    • Звуки и буквы. Орфограмма.

    • 1

    • 4

    • Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

    • 1

    • 5

    • Правописание проверяемых согласных в корне слова.

    • 1

    • 6

    • Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    • 1

    • 7

    • Буквы и, у, а после шипящих

    • 1

    • 8

    • Разделительные Ь и Ъ

    • 1

    • 9

    • Раздельное написание предлогов с другими словами

    • 1

    • 10

    • Входной контрольный диктант

    • 1

    • 11

    • Р/р. Текст.

    • 1

    • 12

    • Р/р. Изложение

    • 1

    • 13

    • « Хитрый заяц»

    • 1

    • 14

    • Части речи.

    • 1

    • 15

    • Глагол. –Тся- и –ться- в глаголах

    • 1

    • 16

    • Личные окончания глаголов.

    • 1

    • 17

    • Имя существительное

    • 1

    • 18

    • Имя прилагательное

    • 1

    • 19

    • Местоимение.

    • 1

    • 20

    • Р/р.Основная мысль текста

    • 1

    • 21

    • Контрольный диктант

    • 1

    • 22

    • Синтаксис и пунктуация. (24ч.+3ч.)

    • Синтаксис. Пунктуация.

    • 1

    • 23

    • Словосочетание. Разбор словосочетания.

    • 1

    • 24

    • Предложение.

    • 1

    • 25-26

    • Р/р. Изложение (сжатое) « Старый пень»

    • 2

    • 27

    • Виды предложений по цели высказывания.

    • Восклицательные предложения.

    • 1

    • 28

    • Главные члены предложения. Подлежащее.

    • 1

    • 29

    • Сказуемое.

    • 1

    • 30

    • Тире между подлежащим и сказуемым

    • 1

    • 31

    • Нераспространенные и распространенные предложения.

    • 1

    • 32

    • Второстепенные члены предложения.

    • Дополнение

    • 1

    • 33

    • Определение

    • 1

    • 34

    • Обстоятельство

    • 1

    • 35

    • Контрольный диктант.

    • 1

    • 36

    • Анализ контрольного диктанта

    • 1

    • 37

    • Предложения с однородными членами.

    • 1

    • 38

    • Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

    • 1

    • 39

    • Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

    • 1

    • 40

    • Предложения с обращениями.

    • 1

    • 41

    • Р/р. Письмо

    • 1

    • 42

    • Синтаксический разбор простого предложения.

    • 1

    • 43-44

    • Простые и сложные предложения

    • 2

    • 45

    • Синтаксический разбор сложного предложения

    • 1

    • 46-47

    • Прямая речь.

    • 2

    • 48

    • Диалог

    • 1

    • 49

    • Повторение

    • 1

    • 50

    • Фонетика. (8 ч.+2 ч.)

    • Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.

    • 1

    • 51-52

    • Р/р. Изложение «Музыкальная шкатулка»

    • 2

    • 53

    • Согласные звонкие и глухие.

    • 1

    • 54

    • Графика. Алфавит.

    • 1

    • 55

    • Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

    • 1

    • 56

    • Двойная роль букв е,е,ю,я.

    • 1

    • 57

    • Фонетический разбор слова

    • 1

    • 58

    • Повторение

    • 1

    • 59

    • Контрольный диктант

    • 1

    • 60

    • Лексика. ( 7 ч.+2ч.)

    • Слово и его лексическое значение.

    • 1

    • 61

    • Однозначные и многозначные слова

    • 1

    • 62

    • Прямое и переносное значение слов.

    • 1

    • 63

    • Омонимы

    • 1

    • 64

    • Синонимы

    • 1

    • 65

    • Антонимы

    • 1

    • 66

    • Повторение

    • 1

    • 67-68

    • Р/р.Изложение «Первый снег»

    • 2

    • 69-70

    • Словообразование ( 17 ч. + 4ч. )

    • Морфема. Изменение и образование слов.

    • 1

    • 71

    • Окончание. Основа слова.

    • 1

    • 72

    • Корень слова.

    • 1

    • 73

    • Р/р.Рассуждение

    • 1

    • 74

    • Суффикс

    • 1

    • 75

    • Приставка

    • 1

    • 76-77

    • Р/р.Выборочное изложение «Последний лист орешника»

    • 2

    • 78

    • Чередование звуков

    • 1

    • 79

    • Беглые гласные

    • 1

    • 80

    • Морфемный разбор слова

    • 1

    • 81

    • Правописание гласных и согласных в приставках

    • 1

    • 82

    • Буквы з и с на конце приставок

    • 1

    • 83

    • Буквы о-а в корнях –лаг-- -лож-

    • 1

    • 84

    • Буквы о-а в корнях –раст- - -рос-

    • 1

    • 85

    • Буквы е-о после шипящих в корне

    • 1

    • 86

    • Буквы и-ы после ц

    • 1

    • 87

    • Р/р.Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    • 1

    • 88

    • Повторение

    • 1

    • 89

    • Контрольный диктант

    • 1

    • 90

    • Морфология. (38ч.+ 6 ч.)

    • Самостоятельные и служебные части речи.

    • 1

    • 91

    • Имя существительное как часть речи

    • 1

    • 92

    • Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    • 1

    • 93

    • Имена существительные собственные и нарицательные

    • 1

    • 94

    • Р/р. Изложение «Перо и чернильница»

    • 1

    • 95

    • Морфологический разбор имени существительного

    • 1

    • 96

    • Род имен существительных

    • 1

    • 97

    • Имена существительные, которые имеют форму только мн.ч.

    • 1

    • 98

    • Имена существительные, которые имеют форму только ед.ч.

    • 1

    • 99

    • Три склонения имен существительных

    • 1

    • 100

    • Падеж имен существительных

    • 1

    • 101-102

    • Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.

    • 2

    • 103-104

    • Р/р. Изложение

    • 2

    • 105

    • Множественное число имен существительных

    • 1

    • 106

    • Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

    • 1

    • 107

    • Повторение

    • 1

    • 108

    • Контрольный диктант

    • 1

    • 109

    • Имя прилагательное как часть речи.

    • 1

    • 110-111

    • Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

    • 2

    • 112-113

    • Р/р.Описание животного.

    • 2

    • 114

    • Прилагательные полные и краткие

    • 1

    • 115

    • Морфологический разбор имени прилагательного

    • 1

    • 116

    • Повторение

    • 1

    • 117

    • Контрольный диктант

    • 1

    • 118-119

    • Глагол как часть речи. Не с глаголами.

    • 2

    • 120

    • Р/р. Рассказ

    • 1

    • 121-122

    • Неопределенная форма глагола. Правописание -тся- и - ться в глаголах

    • 1

    • 123

    • Виды глагола

    • 1

    • 124

    • Буквы е-и в корнях с чередованием

    • 1

    • 125

    • Время глагола

    • 1

    • 126

    • Время глагола

    • 1

    • 127-128

    • Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

    • 2

    • 129

    • Морфологический разбор глагола.

    • 1

    • 130

    • Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

    • 1

    • 131

    • Употребление времен

    • 1

    • 132

    • Повторение

    • 1

    • 133

    • Контрольный диктант

    • 1

    • 134

    • Повторение и систематизация изученного. (3 часа).

    • Разделы науки о языке

    • 1

    • 135

    • Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.

    • 1

    • 136

    • Знаки препинания в простом и сложном предложении.

    • 1

    • ИТОГО

    • 136

  • Урок№10. Контрольный диктант (входной).

  • С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты.

  • Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда.

  • Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь.

  • Грамматические задания

  • 1.Озаглавьте текст.

  • 2.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне, графически объясните их написание.

  • 3.Выпишите из текста три глагола І спряжения и три глагола  ІІ спряжения, графически объясните их правописание.

  • 4.Разберите по членам предложения

  •       1вариант: Теплый ветер гонит по нему воздушные корабли.

  •       2вариант: Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки.

  • 5. Составьте небольшой текст (пять-семь предложений) на тему: «Природа в городе». Расскажите в нём, например, как «живётся» деревья на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов

  • Урок №21. Контрольный диктант.

  • Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца. 

  • Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки. 
    Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками. 

  • Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)

  • Задание:

  • 1 вариант: морфологический разбор Ранним ( утром)

  • 2 вариант: морфологический разбор По узкой ( тропинке)

  • Урок № 35 . Контрольный диктант.

  • Глухари.

  •  В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари. 

  •  Глухарь - самая большая, редкостная птица в наших лесах.

  •  Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых темных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей "мошниками". 

  • Не всякому удается увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню.

  • Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

  • Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц, не губят их. Они тихонько подкрадываются к ним и любуются их силой и красотой.

  • (По И. Соколову-Микитову) (90 слов)

  •   Задания к тексту (на выбор учащихся):

  •  1) Составьте простой план текста. 

  •  2) Графически объясните орфограммы в словах, схемами - постановку знаков препинания;

  • Урок № 59 . Контрольный диктант.

  • Берёза

  • Я люблю смотреть на берёзу за моим окном.

  • Зимой она покрыта серебристым снегом. После снегопада её гибкие ветви опускаются до самой земли. Красногрудые снегири садятся на берёзу, и снег с веток падает хлопьями.

  • Весной на берёзке появляются клейкие листочки. Маленькие зелёные серёжки украшают её тонкие веточки.

  • Лето – чудесное время года. Летом берёза одевается в пышный зелёный наряд.

  • Осенью этот наряд становится ярким и пёстрым. В кудрявой зелени появляются жёлтые пряди.

  • Хороша русская берёза в любое время года!

  • (77 слов)

  •   Языковой анализ текста

  1. Выделите корни с безударными проверяемыми гласными в словах предложения Весной на берёзке появляются клейкие листочки.

  2. Укажите проверочные слова или формы.

  3. Выпишите из предложений второго абзаца однокоренные слова.

  4. Проведите фонетический разбор существительных берёзка 

  • Урок № 89 . Контрольный диктант.

  • Куцый.

  • Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок.

  • Принес его к нам в зоопарк охотник.

  • На новом месте Куцый почувствовал себя как дома. Одна из лисиц хотела его укусить. Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей трепку. После этого она и другие лисицы боялись к нему подойти.

  • Ухаживал за лисицами дядя Леня. Когда он заходил в клетку, Куцый бросался к нему, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо. Дядя Леня часто ласкал его. Лучший кусочек мяса перепадал Куцему чаще других лисиц.

  • (По В. Чаплиной)  (110 слов)  

  •   Задания к тексту:

  •   1) подчеркните буквы и, у, а после шипящих;

  •   2) придумайте и запишите пять слов с буквой и после ц в корне и суффиксе;

  • Урок №108. Контрольный диктант.

  • Пришвин.

  • Детство и юность Пришвина прошла в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

  • Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

  • С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

  • А вы, ребята, читали его книги?

  • Задание.

  • 1 вариант: морфологический разбор существительных в 1м предложении.

  • 2 вариант: морфологический разбор существительных во 2м предложении.

  • Урок №117 Контрольный диктант.

  • На краю леса.

  • Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. 

  • Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

  • Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  • Хорош запах весеннего леса!

  • Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. 

  • (По И. Соколову-Микитову) (103 слова)

  •   Задания к тексту:

  •   1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.

  •   2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.

  • Урок №133.Контрольный диктант.

  • Итоговый контрольный диктант.

  • Летнее утро легко поднимает с постели. 

  • Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами. 

  • Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик. 

  • Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять. 

  • И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

  • Задание:

  • Синтаксический разбор предложения №1.

  • Морфемный разбор слов: расстилается, дремучего.