Программа курса внеурочной деятельности в 3 классе «Индивидуально-групповые занятия по коррекции знаний» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика.1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России») и методическим пособиям под редакцией О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8.
В 3 классе на индивидуально-групповые занятия по коррекции знаний по математике отводится 34 часа в год. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности НОО.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
• конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
Содержание курса внеурочной деятельности в 3 классе «Индивидуально-групповые занятия по коррекции знаний»
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (10 часов)
Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Зависимость между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7.
Таблица умножения и деления с числами 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 на 1, 0 на 0.
Деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь.Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата)
Доли (3часа)
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение числа и числа по его доле.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (4 часа)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23х4, 4х23.
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3, 80:20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. Проверка умножения делением.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (4 часа)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 и в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (2 часа)
Числа от 1 до 1000. Письменные приёмы сложения и вычитания.
Решение задач в 1-3 действия на вложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (3 часа)
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.
Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Знакомство с калькулятором.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Индивидуально-групповые занятия по коррекции знаний» |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов) |
1-2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. | 2 | |
3-4 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. | 2 | |
5-6 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. | 2 | |
7-8 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 2 | |
Табличное умножение и деление (10 часов) |
9 | Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | |
10 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. | 1 | |
11 | Зависимость между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. | 1 | |
12 | Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | 1 | |
13 | Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. | 1 | |
14 | Таблица умножения и деления с числами 8, 9. Сводная таблица умножения. | 1 | |
15 | Умножение числа 1 на 1, 0 на 0. | 1 | |
16 | Деление числа 0, невозможность деления на 0. | 1 | |
17 | Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношения между ними. | 1 | |
18 | Площадь прямоугольника (квадрата) | 1 | |
Доли (3часа) |
19 | Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение числа и числа по его доле. | 1 | |
20 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля. | 1 | |
21 | Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. | 1 | |
Внетабличное умножение и деление (4 часа) |
22 | Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23х4, 4х23. | 1 | |
23 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3, 80:20. | 1 | |
24 | Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. | 1 | |
25 | Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. Проверка умножения делением. | 1 | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (4 часа) |
26 | Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. | 1 | |
27 | Увеличение и уменьшение числа в 10 и в 100 раз. | 1 | |
28 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | |
29 | Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. | 1 | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (2 часа) |
30 | Числа от 1 до 1000. Письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | |
31 | Решение задач в 1-3 действия на вложение. | 1 | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (3 часа) |
32 | Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000. | 1 | |
33 | Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число. | 1 | |
34 | Знакомство с калькулятором. | 1 | |
Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по математике.
1 час в неделю // 34 часа
№ урока | Тема, раздел | Планируемые результаты обучения |
Основные виды деятельности |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия |
1 | Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. Математический диктант. | Уметь находить значения выражений; уметь решать простые задачи; знать последовательность чисел; решать примеры в пределах 100 Знать единицы измерения длины – сантиметр и дециметр, миллиметр; уметь сравнивать именованные числа, решать задачи. Уметь представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; уметь решать примеры в два действия Уметь решать задачи обратные данной, составлять чертеж к задачам; уметь решать выражения; уметь производить взаимопроверку; измерять стороны геометрических фигур и записывать их; знать состав двузначных чисел; решать примеры в два действия; решать устно примеры с круглыми числами; сравнивать именованные числа. Уметь самостоятельно находить периметр и длину; решать числовые выражения; уметь составлять равенства и неравенства; уметь сравнивать выражения и именованные числа; уметь самим составлять условие к задаче и решать ее. Уметь группировать слагаемые и складывать их; уметь измерять стороны геометрических фигур и складывать их; уметь решать геометрические задачи; решать вычислениях; формировать умение находить периметр многоугольников; развивать умение определять время по часам; продолжать работу над задачами; развивать навыки счета. задачи обратные данной. | Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. | Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Записывать решения составных задач с помощью выражения.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры.
Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. |
2 | Единица измерения длины-миллиметр. |
3 | Метр. Таблица единиц длины. Математический диктант. |
4 | Индивидуальная работа по отработке изученных тем. |
5 | Работа над ошибками в тесте. |
6 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого |
7 | Закрепление пройденного. Решение задач. Работа над ошибками в тесте. |
8 | Периметр многоугольника. |
9 | Решение задач разного вида |
10 | Закрепление пройденного. |
11 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. |
12 | Приёмы вычитания для случаев вида 60-24. |
13 | Приёмы сложения для случаев вида 26+7. |
14 | Приемы сложения и вычитания |
15 | Закрепление пройденного. |
16 | Проверка вычитания |
17 | Проверка вычитания. |
18 | Закрепление пройденного. |
19 | Проверка сложения и вычитания. Математический диктант. |
20 | Закрепление пройденного. |
21 | Письменные приёмы сложения для случаев вида 37+53. |
22 | Закрепление пройденного. Решение задач |
23 | Письменные приёмы вычитания для случаев вида 40-8, 50-24. |
24 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. |
25 | Приём умножения с помощью сложения. |
26 | Название компонентов и результата умножения. |
27 | Конкретный смысл действия деления. |
28 | Название компонентов и результата деления. |
29 | Название компонентов и результата деления. |
30 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
31 | Закрепление пройденного. |
32 | Приёмы умножения числа 2. | Уметь решать задачи и примеры на умножение и деление, знать порядок действий. | Моделировать действия деление и умножение с использованием предметов, схематических рисунков и чертежей. |
33 | Деление на 2. |
34 | Повторение |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
1. Математика: учебник для 2 класса / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012
2. Математика: Проверочные работы. 2 класс/ С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.
3. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2012.