Логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука Ш»
Цели:
Закрепление правильного произношения звука Ш.
Развитие фонематического слуха.
Обогащение словарного запаса по теме «Одежда».
Закрепление навыка работы над словом и предложением.
Воспитание усидчивости, старательности и речевого самоконтроля.
Оборудование: зеркала, дидактический и иллюстративный материал.
Словарь: шапка, шуба, вешалка, штаны, шорты, шарф, швея.
Структура и ход занятия:
1) Развитие ручной моторики.
1)Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх.
2) Поочередно сжимать пальцы рук.
3) Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
4) Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
5) Вытянуть одновременно указательный и средний пальцы (на правой и левой руке)
2) Выполнение самомассажа.
- поглаживание от середины лба к вискам.
-от бровей до волосяной части головы.
- от середины носа к вискам.
- массаж верхней губы.
- массаж подбородка.
- массаж шеи.
3) Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок.»
«Лопаточка»
«Чашечка»
«Лошадка»
«Грибок»
«Гармошка»
«Вкусное варенье»
«Погреем ладошки»
«Фокус»
4) Голосовые упражнения.
о О О О
А А А А
И И И И
уи – уи – уи – уи
ОА – ОА – ОА – ОА
МАМА УШЛА ДОМОЙ
МАМА УШЛА ДОМОЙ
2) Длительное произнесение звука.
Игра «Змейка» (Помоги змейке добраться до своего домика. Проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш_Ш_Ш
Характеристика звука: согласный, твердый, глухой, шипящий.
Артикуляция звука.
3) Автоматизация звука в слогах.
Игра «Песенки» (повторение слоговых рядов)
Ша-ша-ша ша-ша-шо шо-ша-шо-ша
Шо-шо-шо шо-ши-шо ши-ши-шо-шо
Шу-шу-шу ши-шу-шу шу-ша-шу-ша
Ши-ши-ши шу-ша-ша ша-шо-ши-ше
Аш-аш-аш аш-ош-аш аш-ош-уш-ыш
Ош-ош-ош уш-аш-уш ыш-уш-ош-аш
Уш-уш-уш ош-иш-ош уш-иш-аш-ош
Иш-иш-иш аш-уш-аш ыш-иш-аш-ош
3) Автоматизация звука в словах.
Игра «Лабиринт» (Ребенок , четко произнося звук Ш. называет в заданном порядке представленные картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. (Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой)
Упражнения для «лабиринта»:
- «Угадай» ( Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет. Образец: Играют в …(шахматы)
- «Мой, моя, мое, мои» (Составить словосочетания по образцу: мой шиповник, моя шуба, мои штаны, моё шило)
- «Чего не стало» (Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты скажи, чего не стало)
- «Живое – неживое» (сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы).
4) Игра «Четвертый лишний» ( Помоги Мишутке. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ш)
Картинки: Помидор, огурец, вишня, капуста.
Кеды, шило, ботинки, тапочки.
Шапка, платье, юбка, брюки. (повторение лексической темы «Одежда»)
5) Игра «Посчитай» (Назови одним словом: шапка, шуба, шорты, шарф. Помоги Наташе и Паше собрать одежду. Посчитай вещи ребят. Образец: одна шапка, две шапки, три шапки… Каких вещей больше, каких меньше? Посчитай вещи в обратном порядке. Образец: четыре шубы, три шубы, две шубы…)
Физминутка.
Белочки белье стирали,
Полоскали, полоскали,
Выжимали, выжимали. (Имитация движений)
Ну а где сушить — не знали.
7) Автоматизация звука во фразе.
Игра «Закончи предложение по картинкам».
У Миши новая (шапка).
Маше купили новую (шубу).
Даша нашла вторую (варежку).
Луша повесила пальто на (вешалку).
8) Проговаривание предложений.
Плюшевому мишке Маша шьет штанишки.
Плюшевому мишке бабушка штопает штанишки.
У плюшевого мишки новые штанишки.
9)Игра «Исправь предложение» (Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.)
На шубу вешают вешалку.
Штанишки надели Сашу.
10) Упражнение «Пересказ с картинками». (Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ по картинкам. Придумай название рассказа)
Как-то раз Маша решила сшить для своего игрушечного (мишки) новый костюм. Она достала из (шкафа)ножницы, (катушки) разноцветных ниток, небольшую (швейную машинку) и кусочки ткани. Сначала Маша сшила (рубашку), потом (шорты). (Мишка) стал очень красивым.
Выполнение звукового анализа слов: шапка, шуба.
Заучивашие чистоговорки:
У Ивашки – рубашка.
У рубашки – кармашки.
Итог занятия.
- Над каким звуком мы сегодня работали?
- Что нового узнали? Чему научились?
(Оценка деятельности учащихся на занятии)