СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные образовательные траектории в рамках профориентационной работы классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальные образовательные траектории   в рамках профориентационной работы классного руководителя.

1.Нормативно-правовая база, регламентирующая профориентационную работу в общеобразовательной организации.

 2.Цели профориентационной  работы.

3. Обязанности классного руководителя по профессиональной ориентации школьников

4   Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории в рамках профессионального самоопределения учащихся     5 класса.

5.Деятельность  классного руководителя по профориентационной  работе в классном  коллективе»   

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные образовательные траектории в рамках профориентационной работы классного руководителя.»

Индивидуальные образовательные траектории в рамках профориентационной работы классного руководителя.

План

1.Нормативно-правовая база, регламентирующая профориентационную работу в общеобразовательной организации.

2.Цели профориентационной работы.

3. Обязанности классного руководителя по профессиональной ориентации школьников

4 Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории в рамках профессионального самоопределения учащихся 5 класса.

5.Деятельность классного руководителя по профориентационной работе в классном коллективе»

1.Нормативно-правовая база, регламентирующая профориентационную работу в общеобразовательной организации.

Международные документы                                                                                                                                        

В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. 

К их числу относятся:

  • Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)

  • Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)

  • Конвенция о правах ребенка

1. Федеральный уровень 1. Конституция РФ – (Гл. 2).

2. Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634 «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования».

3. Поручение Правительства РФ от 26.07.2011 № АЖ-П8-5284. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

6. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 02.07.2013 №185-ФЗ) «О занятости населения в РФ».

7. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1

. 8. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

9. Совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27.08.2013 № 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи».

10. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы - стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социальноориентированного развития страны".

Закон об образовании (2013 г.) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной

2. Цели профориентационной работы

Необходимым условием развития экономики является обоснованный выбор гражданами вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Именно поэтому на сегодняшний день актуален вопрос профессиональной ориентации, опирающейся на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути их реализации.

Профориентационная работа является неотъемлемой частью Федерального государ­ственного образовательного стандарта общего среднего образования (ФГОС), представляющего собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС предусматривает обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономи­ческих, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов, в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор учеником конкретной профессии, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, нести ответственность за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства, – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона



3 Обязанности классного руководителя по профессиональной ориентации школьников

  • опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио);

  • помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижения, составлять собственный портфолио;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений;

  • проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.





4.Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории в рамках профессионального самоопределения учащихся 5 класса

Образование сегодня рассматривается как подготовка конкурентноспособной личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества. « Социальное самочувствие» человека закладывается в общеобразовательной школе и во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании условий адекватного возможностям ученика выбора профессиональной подготовки и профессионального обучения.

Профессиональная подготовка обеспечивается системой педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

Организационно- методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория учащегося, отражающая, с одной стороны, сферу его интересов и возможностей, а с другой, - обеспечивающая ему возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория учащегося является персональным путем реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей, успешности в овладении деятельностью, сколько о его оргдеятельностных способностях, познавательных, творческих, коммуникативных и проч. Процесс их выявления, реализации и развития происходит в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы, которая является ее технологическим обеспечением.

Педагогическая технология выступает как своеобразный проект. Проект – это замысел и его воплощение. Средством воплощения индивидуальной образовательной траектории выступает технология ее проектирования.

Особенностью педагогических технологий является:

  1. наличие субъекта деятельности (в педагогических технологиях он всегда парный);

  2. критерии оценки эффективности ( они связаны с развитием субъекта деятельности , в данном случае ученика);

  3. владение специальными умениями (в первую очередь, проектировании, обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности)

Субъектами деятельности выступают ученик и учитель. Учитель собирательный образ, т.к. ученик выступает в следующих парах:

ученик → классный руководитель;

ученик → учитель – предметник;

ученик → психолог.

Особое место в процессе разработки индивидуальных образовательных программ отводится родителям. Они не только знакомятся с ней и подписывают ее вместе со своими детьми, они также вносят свои коррективы после предварительного обсуждения индивидуальной образовательной программы своего ребенка.

В процессе обсуждения программы родителям предоставляется возможность консультирования с классным руководителем, учителями – предметниками, психологом и администрацией школы.

Таким образом , ИОП (индивидуальная образовательная программа):

а) составляется на основе базисного учебного плана;

б) разрабатывается самим учащимся, при поддержке классного руководителя, администрации, родителей, психолога;

в) включает в себя:

  • цели обучения;

  • задачи обучения;

  • учебный план;

  • факультативы, индивидуальные консультации;

  • курсы, платные услуги;

  • формы и методы изучения учебного материала;

  • выбор дополнительных образовательных ресурсов, предоставляемых ОУ города;

→ творческие, исследовательские работы, проекты;

  • образовательные результаты, их сроки

  • формы проверки и т.д.;

г) с момента подписания учащимся, его родителями, администрацией является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником , родителями и школой.

Памятка

для классного руководителя, учителя по заполнению и анализу индивидуальной образовательной программы учащегося.



Шаг 1. Провести беседу с учащимися о необходимости планирования и организации своей учебно- познавательной деятельности в рамках профессионального самоопределения.

Шаг 2. Познакомить учащихся со структурой ИОП.

Шаг 3. Познакомить учащихся с алгоритмом построения ИОП

.

Алгоритм построения ИОП. ( в помощь ученику)



  1. Сформулируй свою образовательную цель.

Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть конкретной , т.е :

  • на определенный срок;

  • по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;

  • на выбор способов получаемого образования после школы.

  1. Определи задачи - пути достижения цели ( план твоих действий). Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:

  • на определенный срок;

  • по конкретным видам деятельности;

  • по отдельным предметам.

3. Выбери формы и методы обучения , которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. Предложи свои. Ты должен:

  • знать чему и каким образом тебя обучают на уроках ;

  • уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;

  • уметь определить формы самообразования.

  1. Какие формы и методы контроля предпочтительнее для тебя?

- Как часто тебя надо проверять , чтобы ты хорошо учился;

  • каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;

  • каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

5. Познакомься с учебным планом на этот учебный год, спланируй свою учебную деятельность , используй для этого ресурсы школы и города.

  1. Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.

Шаг 4. Учащиеся самостоятельно или с помощью классного руководителя заполняют ИОП.

Шаг 5.Классный руководитель анализирует заполнение учащимися ИОП. Результат может быть сведен в виде следующей таблицы.



N

Список учащихся класса

Профессиональные предпочтения учащихся

Умение ставить цель

Умение ставить задачи

Умение определять формы и методы обучения

Умения определять формы и методы контроля

Умение планировать свою деятельность , используя образовательные ресурсы школы и города

Предложения по внесению изменений в процесс обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

В

спорт

+

+

-


-




2

М

повар

+

+

-

-





3.

Н

водитель











4.

А

бухгалтер









5.

В

программист











6

А

Не выбрала









7

К

полицейский







8.

М














Оценивая умения учащихся формулировать цели, задачи, определять оптимальные формы и методы обучения и контроля, классный руководитель использует следующие критерии.

Высокий уровень, если ученик может четко определить и сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, четко определять оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля.

Средний уровень, если ученик не может четко сформулировать свои цели и задачи, недостаточно четко планирует и организует свою учебную деятельность, не может достаточно четко определить для себя оптимальные формы и методы обучения и контроля.

Низкий уровень, если ученик не может определять цели и задачи своего образования, планировать и организовать свою учебную деятельность, определить оптимальные формы и методы обучения и контроля.

Таблица дает возможность проанализировать ИОП каждого ученика по 4,5,6,7,8 показателям, оказать практическую помощь нуждающимся в ее составлении и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтеиий. Эта же таблица дает возможность проанализировать показатели 4,5,6,7,8 в целом по классу. На основе полученного анализа делаются выводы и вырабатываются рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации.

Шаг 6. С ИОП учащихся, данными анализа познакомить родителей. Обсудить полученные результаты, внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.



5.Деятельность классного руководителя по профориентационной работе в классном коллективе»

Профориентационная работа - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:

1 этап – начальная школа

2 этап – 5-7 классы

3 этап – 8-9 классы

4 этап – 10-11 классы

1 этап – начальная школа

Учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, игры.

Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия.

2 этап – 5-7 классы

Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-путешествия.

Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.

Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности (материал о профессиях родителей учащихся).

3 этап – 8-9 классы

Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу.

Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда.

На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом.

В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий»

4 этап – 10-11 классы .

В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.
Используются различные формы работы: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.

Расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях.

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является профессиональное просвещение. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом выбора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Главная задача профинформации – воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Когда начинать эту работу . Я классный руководитель 5 класса Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час. При его проведении следует отказываться от традиционных методов обучения и воспитания – воздействие учителя на ученика. Без них не обойтись, но это пассивные методы. Стоит чаще обращаться к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учениками, учеников между собой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей. 
Встречая новых воспитанников в 5 классе, я запланировала и провела классный час «Все профессии важны», форме КВН и включила работу с пословицами о труде, загадками о профессиях, решение кроссвордов, а также использовала литературный материал. Знают ли наши дети, пришедшие из начальной школы, так хорошо известные нам когда-то «Чем пахнут ремёсла» Д. Родари, «А что у вас?» С. Михалкова. Дети инсценировали эти произведения? Провела конкурс на лучшего толкователя слов работа, труд, профессиякарьера,  конкурс ораторов на тему «Что даёт людям труд», а затем заключительная беседа, подводящая к выводу, что труд даёт всё необходимое для жизни – жилище, одежду, пищу. Трудом создаются ценности – здания, машины, произведения искусства, архитектуры. Труд помогает сохранить и увеличить богатства природы, в процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными. 
Разговор о важности выбора профессии может возникать случайно. 
пятикласснии писали сочинение «Кем быть?» В центре внимания были такие вопросы: Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем? Почему тебе нравится именно эта профессия? Что делают люди этой профессии? Какие качества нужны человеку этой профессии, чтобы хорошо работать? Есть ли у тебя такие качества? Анализ этих работ позволил мне познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда. Я сохраню эти сочинения до 9 класса, а потом ребята смогут посмотреть, сохранились ли их детские предпочтения, связанные с выбором профессии. 


Второе направление- кружки, секции, внеурочная деятельность.Занимаются легкой атлетикой, в театральном кружке.

Третье направление-Проведение эксурсий на предприятия п.Саргазы : воинская часть, железнодорожная станция( встреча с работниками станции Смолино), собачий приют, кафе Ст.Смолино, Люкс –Вода, бухгалтерия школы…………………..