Индивидуальный образовательный маршрут учащихся 7 класса при изучении русского языка
Важными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами этого предмета, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
В условиях работы с классом необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся. Педагогическая стратегия должна быть сориентирована на особенности контингента школьников.
В 7 В классе– 26 человек. Это учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Из них с высшими учебными возможностями – 4 человека. Для таких учащихся характерен высокий темп овладения новыми знаниями и самостоятельность в их применении. Эти ученики легко усваивают материал в максимальном объеме, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения поставленных перед ними задач и способностью свободно переключаться с одной умственной операции на другую. В работе с такими учениками важна организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся.
С высокими учебными возможностями 11 человек. Они способны овладеть необходимым объемом знаний, определенным программой. Учащиеся этой группы отличаются неустойчивостью познавательных интересов, причиной чего является выраженная интеллектуально-личностная направленность на определенный тип учебных предметов. Поэтому для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они умеют анализировать, делать выводы на основании изученного, но к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работ. Значительная роль в работе с такими учащимися отводится внешней мотивации.
Большая группа – учащиеся со средними учебными возможностями.
Учащиеся этой группы отличаются многообразием вариантов индивидуального развития. У большей части школьников этой группы отмечается несформированность положительных качеств ума, диагностируется низкий уровень психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Но среди учащихся этой группы есть дети, имеющие высокий уровень специальных способностей (в искусстве, в спорте). С такими школьниками обучение и воспитание необходимо выстраивать, основываясь на положительных личностных качествах подростков. Эти особенности в обучении учащихся 7-8 классов помогает учесть работа по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
На уроках русского языка при выстраивании индивидуального образовательного маршрута в рамках темы ученик находится в ситуации выбора. Важную роль в таком случае играют уроки целеполагания, которые являются вводными уроками темы и зафиксированы в технологической карте. Именно эти уроки способствуют тому, чтобы цели, зафиксированные в технологической карте, стали понятными, осознанными, принятыми и достигнутыми учащимися в ходе изучения темы.
Каждый ученик вырабатывает личное отношение к освоению темы, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, прогнозирует результаты своей деятельности. На таких уроках, ученик выстраивает свою образовательную программу: формулирует цели, определяет конкретные задачи, составляет план работы по теме, знакомится с видами работ в рамках темы, требованиями к уровню усвоения знаний, умений, навыков, а также с нормами оценивания. На уроках целеполагания учитель знакомит учащихся с примерными вариантами самостоятельных, творческих и контрольных работ, вопросами к зачету, заданиями тестового типа.
Спланировать уровень усвоения учебного материала с учетом учебных возможностей ученику и учителю помогает технологическая карта.
Подробнее остановимся на уроке целеполагания в 7-м классе по теме «Понятие о депричастии», на котором учащиеся определяют индивидуальные образовательные маршруты. Анализируется ситуация, представленная лингвистической задачей:
Сравните два предложения:
Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернулся в узел и стал глядеть в море.
Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Вполз, лёг, свернулся, стал глядеть)
Что обозначают эти слова? (Действия, признаки, одинаковые по важности)
Назовём глаголы второго предложения. (Вполз, лёг)
Можно ли отнести к глаголам слова свернувшись и глядя? Почему?
На какие вопросы отвечают эти слова?
От слов какой части речи они образованы?
Что они обозначают?
Как изменяются глаголы?
Попробуйте изменить слова свернувшись и глядя. (Они не изменяются)
Какая часть речи не изменяется? (Наречие)
Какой вывод следует сделать?
Перед нами слова, которые совмещают в себе признаки двух частей речи – глагола и наречия. Такие слова называются деепричастиями.
Бесспорно, ученики с высшими и высокими учебными возможностями, умеющие применять свои знания в нестандартных ситуациях, путем логических заключений рассуждают легко. Учащимся со средними учебными возможностями эта работа дается сложнее. Будет полезно, если ученики с высокими возможностями объяснят свое решение еще раз, подробнее остановятся на логике рассуждений. Только после этого формулируется тема урока: «Деепричастие как часть речи».
Проанализировав ключевые слова темы, учащиеся совместно с учителем подходят к осмыслению следующего вопроса – истории появления названия - Деепричастие. Из каких двух частей состоит данное слово?
- Обратимся к этимологическому словарю.
Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.
- Работа с опорной таблицей.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом?
Морфологические признаки – объединение в одном слове свойств глагола и наречия.
Синтаксическая роль – в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.
Вопрос: Что нам предстоит изучить в этой теме? Что выяснить? Узнать? Чему должны научиться?
Учитывая присутствие в классе учащихся с разным уровнем подготовки, можно зафиксировать цели на доске.
Цели, поставленные на уроке «Понятие о деепричастии как части речи»:
Знать:
– общее значение деепричастий(А);
– морфологические признаки деепричастий, их синтаксическую роль (А);
– способы образования деепричастий (А, В);
– орфограммы, изучаемые в теме(А, В).
Уметь:
– находить деепричастия в тексте, отличать его от других частей речи (А);
– определять синтаксическую роль деепричастий (А);
– образовывать деепричастия от глаголов(В);
– находить и аргументировать выбор изучаемой орфограммы (В);
На повышенном уровне
– о текстообразующей роли (С) деепричастия
– использовать в речи деепричастия как средство связи предложений в тексте (С);
– определять место деепричастия в системе других частей речи (С)
Определив значимые для учащихся темы и цели учебной работы, учитель и ученики переходят к конструированию своей деятельности – определяют способы, средства достижения целей, источники информации, критерии оценки результатов и процессов их достижения – выстраивают план изучения темы. Учитель обращает внимание ребят на количество уроков в теме; что учащиеся должны знать в результате изучения темы, какими умениями владеть. Анализируя содержание технологической карты и учебника, семиклассники видят, что на тему отводится 12 уроков. На основании технологической карты учащиеся определяют уроки, которые будут отведены на работы творческого характера, контрольные работы. Уместно познакомить учащихся с примерным вариантом контрольной работы по теме, теста, заранее предложить вопросы к зачету.
Учащиеся с высшими и высокими учебными возможностями могут самостоятельно выбрать уровень усвоения знаний и способ контроля. Ученики знакомятся с заданиями разноуровневого характера.
Например, на первом уроке учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу: учащиеся, выбравшие уровень усвоения материала А, выписывают деепричастия из текста вместе со словами, к которым они относятся; учащиеся, выбравшие уровень изучения материала В, не только выписывают деепричастия со словами, к которым они относятся, но и определяют их роль в тексте; группа учащихся, выбравшая уровень изучения материала С, работает над созданием текста, используя опорные деепричастия и выполняя грамматическое задание к созданному тексту.
Школьники определяют объем изучаемого материала, порядок изучения, примерные сроки. Ученики с высокими возможностями в состоянии самостоятельно выполнить данную работу. У них чаще возникают вопросы в ходе работы, они более осмысленно, глубоко подходят к решению той или иной проблемы. В работе с такими учениками следует использовать проблемные ситуации, формулирование учащимися самостоятельно той или иной проблемы.
Ученики со средними учебными возможностями нуждаются в помощи и консультировании учителя: совместно с учителем определяются знания и умения, необходимые для успешного усвоения темы. Посильные задания ученики в состоянии подобрать самостоятельно. Целесообразно предложить план-опору, где обозначены основные разделы работы по планированию:
Мой образовательный маршрут по теме
Тема | Буду знать | Буду уметь | Программа изучения | Самооценка | Оценка учителя |
Такая работа полезна тем, что основные понятия темы, термины прозвучат уже на первом уроке и будут зафиксированы в тетрадях и планах работы учащихся, а ученики имеют возможность оценить и осознать весь уровень сложности предложенного для изучения материала.
Далее учащиеся выбирают уровень изучения данной темы, каждый из которых отличается объемом, сложностью и глубиной изучаемого материала. Выбор 2-го уровня ( А) оценивается «3», 3-го уровня ( В) – «4», четвертого уровня (С) – «5». Учащиеся должны уметь оценивать свои возможности, способности, перспективы в процессе овладения материалом. Большинство учащихся к 7-му классу уже адекватно оценивают свои учебные возможности.
После составления образовательных маршрутов изучения темы учащимися проводится беседа. В процессе беседы выясняется, кто из ребят выбрал изучение материала на базовом уровне, кто – на повышенном уровне, выбранный уровень ученики отмечают в листе достижений «Мой образовательный маршрут», учитель в специальной тетради фиксирует выбранные учащимися уровни для отслеживания продвижения учеников по индивидуальным маршрутам.
По окончании изучения темы ученики оценивают свои достижения и имеют возможность сравнить их с реальными результатами. Это происходит на уроках обобщения и ситематизации знаний. В ходе обсуждения анализируются успехи, проблемы и трудности, возникшие во время изучения темы, а также способы, с помощью которых они преодолевались. В качестве опоры для рефлексивной деятельности ученикам предлагаются ориентировочные вопросы. Примеры таких вопросов:
1. Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился в результате изучения темы?
2. Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
3. Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевал?
4. Какие выводы я сделал? Над чем мне ещё надо поработать?
Не каждый ученик желает выступить публично. В таких случаях он может выбрать другую форму рефлексии: письменное анкетирование, размышление по предложенной теме, составление схемы. Задача педагога – создать условия, чтобы ученик захотел проанализировать свою деятельность, увидел свои недостатки, ошибки, отметил свои удачи в изучении материала. В результате у большинства учащихся наблюдается рост уверенности в собственных силах, возрастает личная ответственность, дисциплинированность и инициатива.