Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56» города Набережные Челны
Республики Татарстан
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период
учителя истории и обществознания
Зиязетдинововй
Илизы Миннезагировны
2016-2017 годы
Методическая проблема, над которой работает учитель:
«Создание учебных ситуаций на уроках истории и обществознания как условие реализации ФГОС». Срок реализации проблемы – 5 лет (до 2017 г.)
Пояснительная записка.
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является создание учебной ситуации на уроке.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Актуальность данной работы обусловлена стремлением учителя улучшить качество обученности учащихся. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Именно при введении ФГОС учитель обязан перевести учебную задачу в такую учебную ситуацию, которая побуждает учащихся к активному действию, создает мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия.
Цель - раскрытие возможностей создания учебных ситуаций на уроках истории и обществознания как средства формирования познавательных и коммуникативных УУД, а также личностного развития обучающихся и повышения качества обученности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить, проанализировать научно-методическую литературу по теме.
Дать определение познавательным и коммуникативным УУД.
Познакомиться с передовым педагогическим опытом по созданию учебных ситуаций на уроке.
Создать условия для использования учебных ситуаций на практике (разработать задания при объяснении нового материала, на стадии вызова, уроки с элементами использования учебных ситуаций).
Гипотеза представленной работы заключается в том, что, созданные учебные ситуации на различных стадиях изучения и усвоения нового и обучение через алгоритмы действий, тренинги по решению учебных задач обеспечит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и будет способствовать развитию познавательных и коммуникативных УУД учащихся.
Новизна работы связана с новыми требованиями: перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, с целью формирования у ребенка потребности в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования: татарский язык - Примерная программа по татарскому языку. Основное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru. - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) | Сентябрь Октябрь | |
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | В течение года | |
3. Повышать квалификацию на курсах по ФГОС для учителей- предметников. | 2016 год | |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | В течение года | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. | В течение года | |
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Регулярно | |
3. Принимать активное участие в работе школьного МО. | 2012-2017 |
6. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. |
регулярно | |
7. Изучать опыт работы лучших учителей города, республики через Интернет. | 2016-2017 | |
8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | |
9. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | 2012-2017 | |
10. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. | 2012-2017 | |
11. Проводить открытые уроки и мастер-классы | Текущий учебный год | |
12. Разработать программы элективного курса по предмету, авторских программ. | 2013 | |
13. Разработать рабочую программу по истории для кружковой работы. | 2015,2016 | |
13. Разработать рабочую программу по истории и обществознанию, соответствующую ФГОС для 5-9классов | Текущий учебный год Август-Сентябрь 2016 | |
| 14.Вести тетрадь-коррекцию для слабоуспевающих учеников | 2012-2017 | |
Информационно- коммуникативные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | Регулярно | |
2.Обзор в Интернете информации по истории и обществознанию, педагогике и психологии. | 2012-2017 | |
3.Вести работу на персональной странице на сайте https://multiurok.ru/ziayzetdinova и ежемесячно её пополнять. | 2016-2017 | |
4.Провести мастер-классы по предмету с использованием ИКТ и учебных ситуаций | 2012-2017 | |
5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. 6. Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе. |
2016-2017 Март-май | |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно | |
Психологическое | 1.Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе. | Сентябрь-ноябрь | |
Разработка уроков и мероприятий:
№ | Название, тема | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Оформление папки «Мое портфолио» | Весь год | |
2 | Оформление папки «ФГОС » | Весь год | |
3. | Оформление постоянной и временной экспозиции кабинета | Август- сентябрь | |
4. | Материал об использовании приемов проектного обучения в работе | апрель | |
6. | Сбор материала для библиотеки Интернет- ресурсов | Весь год | |
7. | Разработать материал по теме «КИМы» для 5-11 классов | Весь год | |
8. | Подборка и оформление материала по теме «Создание учебных ситуаций на уроках истории и обществознания как условие реализации ФГОС» | Апрель-май | |
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта