СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный план

профессионального развития учителя-логопеда

Гидьмутдиновой Лилии Фаилевны на 2015-2020 учебные годы

 

Тема самообразования: Использование информационно коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Цель: Создание системы работы по использованию ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения.

Задачи:

- изучать специальную методическую литературу по данной теме;

- изучать существующие методические приёмы по использованию ИКТ на логопедических занятиях;

- разрабатывать и приобретать методические и дидактические материалы по выбранной теме;

- разрабатывать календарно-тематические планирования и коррекционные логопедические программы для различных групп речевых нарушений;

-   внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс с целью более эффективного преодоления нарушений устной и письменной речи и повышения мотивации обучающихся;

- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Источники профессионального развития: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Представление материала: открытое занятия с применением ИКТ, выступления из опыта работы на ГМО учителей-логопедов, на ШМО.

Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на школьном сайте и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

Срок работы над темой: 2015-2020 учебные годы.

Актуальность выбранной темы.

Коррекция недостатков устной и письменной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, учащихся и родителей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи не теряет своей актуальности.

Перспективный план  профессионального развития

на 2015-2016 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы,  интернет-ресурсов.

В течение года.

Ознакомление с инновационными, нетрадиционными  методиками, ИКТ.

Сентябрь.

Изучение психолого-педагогические основ использования нетрадиционных  методов в логопедической работе с младшими школьниками.

Октябрь.

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных  методов  в младшем школьном детстве.

Ноябрь.

Подготовка  буклета  по теме: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших школьников».

Декабрь.

Подготовка  мастер-класса для педагогов «Использование нетрадиционных методов развития речи у детей младших школьников».

Январь-февраль.

Разработка перспективного плана на  учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи младших школьников.

Март-апрель.

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май

 

Перспективный план профессионального развития

на 2016-2017 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы, интернет-ресурсов.

В течение года.

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей младшего школьного возраста.

В течение года.

Корректировка перспективного плана на  учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей младшего школьного возраста.

Сентябрь.

Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе. Проведение логопедических занятий с использованием ИКТ.

Октябрь.

В течение года.

Приобретение логопедических компьютерных программ и игр.

В течение года.

Изготовление картотек по использованию Су-джок терапии, самомассажа в логопедической работе.

Ноябрь-декабрь.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района с  темой «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе». 

Январь-февраль.

Подбор логоритмических игр и упражнений.

Март.

Проведение открытого занятия с использованием интерактивной доски и с участием родителей «Встречаем весну со Смешариками».

Апрель.

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май.

 

Перспективный план профессионального развития

на 2017-2018 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы,  интернет-ресурсов.

В течение года.

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей младшего школьного возраста.

Октябрь. В течение года.

Разработка перспективного плана на  учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи младших школьников.

Сентябрь-октябрь.

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме.

В течение года

Проведение занятий с использованием  ИКТ.

В течение года.

Проведение мастер-класса для родителей ««Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Взаимодействие школы и семьи».

Октябрь-ноябрь.

Стендовая информация «Артикуляционная гимнастика для детей», «Правильное использование компьютера ребенком».

В течение года.

Подготовка картотеки «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики».

Декабрь.

«Круглый стол» для педагогов по теме «Роль компьютера в речевом развитии ребенка ».

Январь-февраль.

Проведение открытого урока с использованием интерактивной доски на тему «Дикие и домашние животные».

Март.

Проведение открытого развлечения с участием родителей по теме «Весна».

Апрель.

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май

Перспективный план профессионального развития

на 2018-2019 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы,  интернет-ресурсов.

В течение года.

Разработка перспективного плана на  учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи младших школьников.

Сентябрь-октябрь

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме.

В течение года

Проведение занятий с использованием  ИКТ.

В течение года.

Проведение мастер-класса для родителей «компьютерные мультимедийные игры и развивающие методики для детей».

Октябрь-ноябрь.

Стендовая информация «Дыхательная гимнастика», «Играем пальчиками-развиваем речь».

В течение года.

Подготовка  с использованием мультимедийного оборудование.

Декабрь.

Прохождение семинаров, курсов по теме «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

Январь-февраль.

Проведение логопедических с использованием компьютерных программ.

Март-апрель

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май

 

Перспективный план профессионального развития

на 2019-2020 учебный год

Мероприятия плана

Сроки, отметка об исполнении

Изучение новинок методической литературы,  интернет-ресурсов.

В течение года.

Разработка перспективного плана на  учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи младших школьников.

Сентябрь-октябрь

 

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме.

         В течение года

Проведение занятий с использованием  ИКТ.

В течение года.

Систематизация  и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии.

Октябрь-ноябрь.

Открытое мероприятие для родителей «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает».

Декабрь

Открытый урок по теме «Путешествие по компьютерной стране».

Январь

    Систематизировать практический материал «Развивающие компьютерные игры».

В течение года

Выступление в ШМО с темой «Плюсы и минусы в общении с компьютером» (итоговые результаты использования ИКТ на логопедических занятиях).

Февраль

Памятка для родителей «Правильное использование компьютера ребенком».

Март

Разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на школьном сайте и размещение методических разработок.

В течение года.

Подготовка отчета по теме «Использование информационно коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе  на школьном логопункте» на 5 лет. Результаты.

Апрель-Май

                                    

                              Планируемые результаты:

            Использование информационно-коммуникационных технологий  предполагают:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
  • оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
  • создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

          Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

          Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

 

 

Проработанная литература:

  1. Акименко  В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2012г.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011г.
  3. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей // М.: МИФИ, 2012, с 186-187.
  4. Богатырева Ю.И., Косарев М.И.  «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.
  5. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал «Логопед»,- 2014, 2, С22.
  6. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий  при обучении младших школьников решению логопедических задач //  Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ,2012, с 26-27.
  7. Королевская  Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология.- 2014, № 3, с 47-55.
  8. Кузьмина Е.В. Использование  информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы».  Журнал «Логопед» №5, 2008г.
  9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2012, № 5, с 27.
  10.  Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
  11.  Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2011г.
  12.  Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда.- М.: ТЦ Сфера, 2009, 224 с.
  13.  Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 2013, № 7, с 41-49.