МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района РТ» 2013-2017 учебный год.
Личный план саморазвития на 2015-2020 год.
учителя истории и обществознания
Тома Натальи Леонидовны
Тема самообразования:
"Создание развивающей образовательной среды на уроках
истории и обществознания в условиях поэтапного внедрения ФГОС"
Личный творческий план саморазвития
Тома Натальи Леонидовны – учителя истории и обществознания
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1
Высокогорского муниципального района РТ» на 2015 – 2020 учебный год.
Современной школе дан социальный заказ: нашему государству нужны творческие, активные, конкурентоспособные граждане, готовые к сотрудничеству и взаимопониманию, а также умеющие самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания и умения в разных областях, адекватно оценивать себя и свои достижения, обладающие развитыми ценностными ориентирами, основанными на идеях патриотизма. Задача не из легких. Ведь она требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС: использование на уроках приемов и методов, которые активизируют творческий потенциал личности учащегося, формирует у них готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Считаю, что современный урок будет более продуктивным, увлекательным только тогда, когда он основан на сотрудничестве ученика и учителя.
Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Тема самообразования: "Создание развивающей образовательной среды на уроках истории и обществознания в условиях поэтапного внедрения ФГОС"
Срок реализации: 2015-2020 учебные годы
Цель: обеспечение программирования своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, создание развивающей образовательной среды на уроках истории и обществознания в условиях поэтапного внедрения ФГОС
Задачи:
Развивать на уроке и во внеурочной деятельности у учащихся способность анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
Применять разнообразные формы, методы и приемы обучения в предметных областях «История», «Обществознание» повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Развивать способность школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий
Формировать коммуникативную, гражданскую и культуроведческую компетенцию, что позволит расширить кругозор учащихся в области учебного предмета «История», «Обществознание».
Совершенствовать системы оценки качества и результатов образования.
Воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Источники повышения профессионального уровня:
СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, Интернет, медиа-информация на разных носителях), активное участие в семинарах, научно - практических конференциях круглых столах для педагогов, посещение выставок, музеев.
Формы повышения профессионального уровня:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и городского
Направления повышения профессионального уровня:
Профессиональное
1. Изучение программы и учебники ФГОС, уяснить их особенности и требования.
2. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Участие в творческих группах педагогов Высокогорского района, РТ.
4. Повышение профессионального уровня на курсах повышения квалификации для учителей истории и обществознания.
5.Успешное прохождение аттестации.
Психолого-педагогическое и учебно-воспитательное
1.Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.
2. Повышение качества обученности учащихся по истории и обществознанию.
3. Организация музейных уроков и выездных экскурсий
Методические
1.Совершенствование знаний современного содержания образования учащихся.
2.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Изучение опыта учителей-новаторов по РТ, по РФ
4. Сбор информационного материала по проблеме применения ОУД
Информационно-коммуникативные технологии
1.Изучение электронно-образовательных ресурсов и внедрение их в учебный процесс.
2.Продолжить разработку персонального сайта
3.Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательной практике и профессиональной деятельности учителя.
4. Участие в ИНТЕРНЕТ- форумах по заявленной теме.
Охрана здоровья
1. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Мотивационные:
1.Создание мотивационной среды для разработки развивающей образовательной среды на уроках истории и обществознания в условиях поэтапного внедрения ФГОС проекта
2.Учет показателей эффективности работы учителя в рейтинговом перечне
Литература, которую необходимо изучить:
Закон РФ "Об образовании"
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2015(одобрена решением от 8 апреля 2015 - Протокол от №1/15- Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства Образования и Науки Российской Федерации)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.
Приложение к газете «Первое сентября»
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений«Менеджер образования», №10 (октябрь), 2012
Методические рекомендации по проектированию современного урока. Министерство образования и науки Республики Татарстан ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», Авторы-составители:Федорова Т.Т., Салихова Л.Ф., Ахмерова Г.Р., Закиева А.Ю., Музаффарова М.Г., Казань,2013
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., доработанное —
М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
http://www.openclass.ru/node/230608
http://festival.1september.ru/articles/527236/
Ожидаемые результаты:
1. Использование новых подходов, повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в своей работе для повышения качества знаний учащихся и подготовке их к успешной сдаче ЕГЭ,ОГЭ.
2. Успешное применение авторских методических разработок уроков, дидактических материалов, рабочих программ, планов внеурочных мероприятий в широкой образовательной практике работы учителя-предметника в общеобразовательных учреждениях района, города.
3. Реализация современных целей урока («умение учиться») и методических принципов инновационного урока (субъективизация, метапредметность, деятельностный подход, коммуникативность, рефлексия) в условиях поэтапного внедрения ФГОС.
5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
6. Подведение итогов своей работы на МО школы, района
7. Участие в конкурсах профессионального мастрства.
Риски реализации темы
Недостаточно высокий уровень организации учебной деятельности с целью удовлетворения предметных познавательных потребностей со стороны учащихся (нуждаются периодически в консультации учителя).
Индикаторы и критерии эффективности методической темы учителя (методы диагностики).
Соответствие разработанных материалов требованиям стандарта второго поколения.
Учет возрастных особенностей при составлении методических разработок уроков истории и обществознания, дидактических материалов, рабочих программ, планов внеурочных мероприятий.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику современных педагогических технологий обучения:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
№№
пп
- Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001. - Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. - Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренин-гов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005. - Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/. - Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. - http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm - http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820 - http://www.sibuch.ru/article.php?no=451 - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 - http://imc.tomsk.ru/metod - http://www.apkpro.ru/content/view/804/ - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ | Конспектирование в Творческую тетрадь саморазвития | | |
5. | Изучение темы «Кластерный метод в обучении учащихся»: - Мандель И. Д. Кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с. - Викепедия | Конспектирование в тетрадь саморазвития | Выполнено |
6. | Освоить приемы работы с интерактивной доской используя сайт www.hcijr.edu.ru. | | |
IV. | Повышение дидактической культуры. | | |
1. | Изучение методики оформления образовательного Web-квеста по истории и обществознанию. | Внедрение в практику работы | |
2. | Изучение методики: логико – смысловые модели по истории и обществознанию. | Внедрение в практику работы | |
3. | Изучение Полного справочника по обществознанию для подготовки ЕГЭ/ П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко | Использование в урочной и внеурочной деятельности | Выполнено |
5. | Шацилло «Политические деятели современности» | Использовать в уроках | Выполнено |
V. | РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ | | |
1. | Работа с сайтами Интернет. | Постоянно | |
2. | Подписка на предметный журнал «Преподавание истории в школе». | на 2015 -2020 г. | Выполняется |
2. | Просмотр телепередач «Вести», «Новости», программы телеканала «Культура». «ЕГЭ ТВ» и др. | Постоянно | |
3. | Активное участие в учительском клубе неформального профессионального общения учителей Всероссийского сайта «ПРОШКОЛУ» размещение работ на нем. | По плану | Выполненяется |
4. | Обобщение собственного опыта, подготовка печатных статей в издания различного уровня. | | Выполненояется |
5. | Активное участие в школьных КТД. | По плану | |
6. | Активное участие в жизни района | | Выполненяется |
7. | Забота о здоровье – посещение спортивных секций. | Четверг | |
VI. | Формирование аналитико-диагностических навыков | | |
1. | Мониторинг % качества и обученности по истории и обществознанию | Июнь | |
2. | Средний балл по предмету | Июнь | |
3. | Результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию | Июнь | |
4. | Диагностика сферы профессиональных предпочтений | Сентябрь | |
5. | Определение уровня владения учащимися основными мыслительными операциями. | Апрель | |
6. | Результаты участия в предметных олимпиадах по истории, праву, обществознанию. | Сентябрь- декабрь | |
7. | Участие во Всероссийских конкурсах и олимпиадах | В течение года. | |
8. | Участие в муниципальных конкурсах. | В течение года | |
9. | Рейтинг учебных предметов и учителя. | Февраль | |
10. | Определение уровня сформированности профессиональной, социальной, нравственной зрелости личности учителя. | Апрель | |
11. | Портфолио учащихся. | Июнь | |
12. | Портфолио учителя. | Июнь | |
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета.
Повысить качество образования учащихся.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО, педсоветах, педчтениях.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.