1. Диагностика"Что знает, что умеет?",
для определения исходного состояния готовности ребенка к школе, его интересов и личностных характеристик. Основные компоненты для оценивания:
сюжетно-ролевую игру «Школа»;
экскурсии к школе, в школу;
рассказы воспитателя о школе, рассказы родителей о своих школьных годах, семейные газеты, семейные встречи;
рассказы о школе выпускников детского сада, учеников начальной школы;
чтение художественной литературы о школе;
просмотр телепередач про школу, просмотр мультфильмов, фильмов о школе;
составление коллажей о школе, рисование, конструирование, аппликация, рассказывание о школе (например, «Моя первая учительница», «Школа, в которой я буду учиться», «Я - первоклассник» и пр.);
совместные с первоклассниками выставки творческих работ, праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.
2. Развитие представлений о собственных возможностях и силах. С этой целью стимулируем детей к самонаблюдению, обращаем внимание на их внешние характеристики, интересы, предпочтения, мечты и пр. Например, у каждого ребенка на стене есть своя метка («Я расту»). Организуем обсуждения, кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Регулярно проводим индивидуальные беседы на темы, связанные с ребенком («Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и др.). Эти темы не только обговариваем, но и записываем, зарисовываем, делаем фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предлагая оформить семейную газету. Дети с удовольствием рассматривают такие газеты, делятся впечатлениями, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения.
3. Развитие мотивов учения. Желание пойти в школу и успешность учебной деятельности во многом обусловлены мотивами, т.е. теми факторами, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития. Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов как: социальный мотив (стремление к новой роли школьника), познавательный мотив («узнать новое, интересное в школе»), оценочный мотив (желание услышать одобрение взрослого).
Для развития социального мотива знакомим детей с профессиями и профессиональной подготовкой человека, проводим беседы о необходимости обучения в школе, стараясь сделать их увлекательными и содержательными. Для развития познавательного мотива используем детское экспериментирование, метод проектов, ТРИЗ-технологии, элементы проблемного обучения, включаем в среду познавательную литературу, организуем мини-музеи и пр. Для развития оценочного мотива учим использовать сначала взаимооценку, а затем самооценку. Проектируем ситуации успеха, которые помогают ребенку поверить в свои возможности. Организуем место в среде группы, где будут отмечаться достижения детей (например, стенд «Я научился…».
Коммуникативно-игровой мотив не является учебным, однако важно, чтобы ребенок мог наладить общение с одноклассниками. С этой целью используем задания в парах (например, рисование «Рукавички», «Сапожки»), коллективные виды деятельности (например, аппликация «Улица нашего города»), командные соревнования, театрализованные, сюжетно-ролевые и коммуникативные игры.
Для реализации данного направления были разработаны письменные консультации на темы: «Теоретические аспекты проблемы формирования умения осуществлять выбор деятельности у детей старшего дошкольного возраста», «Индивидуальные траектории как средство формирования умения осуществлять выбор деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Для реализации данного направления использовались следующие мероприятия: консультация, проведение родительского собрания в форме мастер-класса.