СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная карта ППС сопровождения (образец)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта содержит разделы работы специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная карта ППС сопровождения (образец)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение




УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО

приказом заведующего МБДОУ на заседании ПМПк МБДОУ «Детский сад № 9 «Одуванчик» «Детский сад №

от «___» ________ 2016 г протокол заседания №. ______________(ФИО руководителя) от «» ________ 2016 года № __







Индивидуальная карта

психолого-педагогического сопровождения

развития ребёнка

на 2017-2018 учебный год




Заключение ТПМПК г. Ханты-Мансийска №












Специалисты сопровождения:

Учитель-логопед _______________________

Воспитатель ___________________________

Воспитатель ___________________________

Педагог-психолог ______________________


Пояснительная записка


Индивидуальная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речисоставлена с учётом возрастных особенностей на основании программы«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Целью рабочей программы является развитие ребенка с тяжелым недоразвитием речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Расширить и обогатить словарный запас.

  2. Развивать познавательную деятельность.

  3. Развивать пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

  4. Развивать мелкую моторику.

  5. Корректировать нарушения в развитии устной речи.

  6. Развивать высшие психические функции и эмоционально-волевую сферы.

  7. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

  8. Воспитывать интерес и любовь к чтению, развивать литературную речь.

Психолого-педагогическая характеристика


Фамилия, имя, отчество ребенка:

Дата рождения:

Адрес:


Наименование образовательной организации: МБДОУ «Детский сад № 9 «Одуванчик».

Группа: подготовительная.

Ребенок посещает детский сад с 2015 года, логопедическая помощь ранее ребёнку не оказывалась.

К.Э. 6 лет, родилась от второй беременности, детский сад посещает со старшей группы. По физическому развитию не соответствует возрасту.

Адаптация ребенка к условиям ДОУ – средняя. Детский сад ходит с удовольствием, общается с определенным кругом сверстников и взрослых. В контакт вступает осторожно, волнуется, после знакомства приветлива и всегда готова к общению.

Общение в семье: живет в дружной, благополучной семье. Родители ребенка в общении с воспитателем не конфликтны. Взаимодействуют с педагогами ДОУ в интересах ребенка.

Поведение: морально-этические нормы сформированы согласно возрасту, в коллективе соблюдает правила поведения, дисциплину не нарушает.

Образовательная деятельность: на занятиях девочка неусидчива, при возникновении трудностей отвлекается, становится невнимательной, рассеянной. В случае неудачи расстраивается, стремится исправиться.

Моторная ловкость: не соответствует возрасту, мелкая моторика неловкая. Ведущая рука – правая.

Особенности внимания:

объем внимания – проблемы в концентрации на нескольких предметах, удерживании их в уме;

недостаточная концентрация и устойчивость внимания;

способности распределения внимания – не эффективное, ошибочное выполнять одновременно несколько дел;

недостаточная произвольность внимания.

Особенности памяти: объем механической памяти – чуть ниже средней, отсроченная память – средняя, слуховая и зрительная кратковременная память – средняя.

Особенности мышления: присутствует наглядно-образное, испытывает трудности и не может самостоятельно выделить главное, существенное. Помощь со стороны педагога принимает. Затрудняется в выполнение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения). Разрезанную на 4 части картинку складывает методом проб. Выводы и умозаключения совершает с трудом.

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях: путается в последовательности времен года, дней недели и т. п.

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности:

самооценка занижена, мотивационно-волевая сфера сформирована.

Школьная мотивация: не сформирована позиция школьника. Положительное качество – это ее исполнительность, старательность.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата:

анатомическое строение органов артикуляционного аппарата: губы –(N) зубы –(мелкие), нёбо – куполообразное. Движения языковой мускулатуры недифференцированные, страдает объём, точность выполняемых движений, Удерживание поз, затруднено. Гипертонус языковой мускулатуры.

Состояние дыхательной и голосовой функции: смешанное, голос слабо - модулированный, тихий.

Звукопроизношение: полиморфное нарушение. Речь невнятная, малопонятная для окружающих, говорит односложно. Элизии, замены, искажения. Наблюдается недостаток произношения свистящих, шипящих, сонорных, губно – зубных. Искажения, парафазии, элизии.

Слоговая структура: грубо нарушена. Перестановка звуков и слогов, элизии и сокращение слогов, искажение слов. (бека – белка, еп – хлеб, титька – птичка, акины – сандали, сапоги, пака – лопата, асина – машина, тюй – стул, воки – ложка, кука – кукла, поки – кубики, абака - собака)

Фонематическое восприятие: недоразвитие фонематического слуха. Не дифференцирует оппозиционные фонемы на уровне слога

Состояние словаря: бедный словарный запас. Пассивный словарь преобладает над активным. Путает называние цвета (красный с жёлтым , зелёный с синим) Называет некоторых домашних животных и их детёнышей, птиц используя звукоподражание(котёнок – мяу,корова, лошадь,коза, телёнок – ме, курица, петух – ки – ки - ку); показывает части тела и лица человека, затрудняется в назывании частей предмета, затрудняется в назывании и показе простых профессий(доктор, повар); предлоги в речи не использует, но понимает предлог на. В речи чаще применяет имена существительные, реже глаголы, местоимения; прилагательные.

Грамматический строй речи: грамматический строй речи не развит.

Связная речь: связная речь не развита. Самостоятельно высказываться затрудняется. Картинки по знакомой сказки раскладывает не последовательно, с помощью логопеда пытается перечислять предметы на картинке (1 – 2 слова)

Симптоматика заикания: Не выявлена


Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II уровня у ребёнка со ст.ф. дизартрии.


Компонент логопедического сопровождения


Цель. Создать условия для устранения речевых нарушений и оказать квалифицированную помощь в освоении индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Задачи:

- коррекция и развитие произносительной стороны речи

-совершенствовать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать связную речь на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря

- совершенствовать грамматический строй речи

- развивать память, внимание, мышление, восприятие;

- формировать навыки учебной деятельности;

- предупреждение появлений дисграфии, на основе мероприятий по коррекции психофизических возможностей детей, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильно – кинестетического восприятия.

- осуществлять преемственность в работе с родителями обучающегося, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, городского центра психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медицинских учреждений.


Содержание

Формы, методы

Формы взаимодействие с родителями

Взаимодействие со специалистами ДОУ


Развитие произносительной стороны речи

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать связную речь на основе дальнейшего развития, расширения и уточнения словаря,

Развивать и совершенствовать грамматический строй речи

Развивать мелкую моторику рук


- Индивидуальная и

подгрупповая коррекционо – развивающая деятельность.

- Дидактическая игры и упражнения, тренинги по развитию артикуляционных движений артикуляционного аппарата, развитию воздушной струи и развитию мелкой моторики рук.

Речевые развлечения; логоритмические праздники и развлечения; компьютерные технологии, Дэнас - технологии, логомассаж,


Беседы, родительские собрания и консультации;

Тренинги по развитию общих произносительных навыков; семинары – практикумы, памятки и н дни открытых дверей, ширмы, открытые индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий в условиях семьи. деловые игры.

Проведение совместных праздников.

Консультации (по плану, по запросу) с педагогом-психологом, воспитателем Рекомендации узких специалистов вне детского сада: учителя-дефектолога (тифлопедагога).


Предполагаемый результат

В результате логопедической коррекции ребёнок будет:
1. Стараться правильно оформлять звуковую сторону речи;
2. Улучшится слоговая структура слов, используемых в самостоятельной речи;
3. Использовать в своей речи простые предложения;

4.Владеть элементарными навыками пересказа знакомых коротких сказок ;
5. Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;




Компонент психолого-педагогического сопровождения на ребенка

Цель: развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

Педагог-психолог:

Цель на 2017-2018 учебный год:

1.Проведение коррекционной работы с целью развития объёма, устойчивости, переключаемости и распределения внимания.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.


Направление деятельности коррекционно-развивающей работы

Режим и формы коррекционно-развивающей работы

Критерии достижений

Психологическая диагностика, направленная на выявление особенностей психического развития ребенка и уровня сформированности определенных личностных новообразований

октябрь 2017 г.

индивидуально

Психологическое заключение. Определение зоны ближайшего развития.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка:

- своевременная помощь в преодолении эмоциональных нарушений;

- формирование эмоциональной устойчивости;

- создание эффективноймотивации ребенка к образовательной

деятельности;

- повышение самооценки;

- формирование чувства уверенности в себе

Занятия проводятся в групповой форме 1-2 раза в неделю по 25 - 30 минут.

Индивидуальная работа по запросам родителей и воспитателя.

Положительная динамика развития ребенка, отмеченная специалистами и родителями.

Индивидуальные задания. Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях

Проведение индивидуальной работы по коррекционно-развивающей программе в подготовительной группе (автор В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева), направленной на развитие высших психических функций:

- развития объёма, устойчивости, переключаемости и распределения внимания:

- формирование концентрации внимания.

- воспитание самоконтроля у ребёнка.


Индивидуальные занятия состоят из двух циклов по 14 занятий 2 раза в неделю по 30 минут в ноябре и марте

Диагностика, наблюдение.

Достижение нормативных показателей развития:

- при маленьком объеме внимания - возможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме;

- при недостаточной концентрации и устойчивости внимания – возможность долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;

- проблемах переключаемости внимания – свободное переключение с одного вида деятельности на другой;

- при проблемах распределения внимания - выполнение одновременно нескольких дел.

- при недостаточной произвольности внимания - сосредоточивать внимание по требованию.

Работа с родителями:

- индивидуальное консультирование;

- рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников;

- разработка общей стратегии сотрудничества.


- по запросам;


1 раз в квартал;




- в начале учебного года

Конструктивное взаимодействие, достижение благоприятных результатов развития ребенка.

Работа с педагогами, включенными в инклюзивное пространство:

- консультации индивидуальные и групповые

1 раз в квартал и по запросам.

Конструктивное взаимодействие, достижение благоприятных результатов развития ребенка.



Компонент педагогического сопровождения на

Ребёнка подготовительной группы


№ п\п

Образовательная область

Форма работы

Цели и задачи

Мероприятие

1 Социально – коммуникативное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Подгрупповая

Воспитывать дружеское взаимодействие, учить выполнять установленные формы поведения, обогащать словарь формами словестной вежливости


(создать ребёнку условия с учётом индивидуальных особенностей, а именно-нарушение зрения: садить ближе к наглядностям, проводить гимнастику для глаз)

Сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Автобус», «Дочки – матери» и т.д.

«Кто позвал», «Угадай по звуку», «Да или нет», «Красочки», «Садовник» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, организуя их речевое и игровое взаимодействие.

Игры с мячом наиболее популярны у детей, поэтому их используем для обучения коммуникативным навыкам. «Мяч передавай – слово называй», «Ты катись, весёлый мячик…», «Скажи ласково»



Индивидуальная, подгрупповая, групповая

Расширять представления о себе как об активном члене коллектива

Вовлечение ребенка и родителей в проектную деятельность, созданию выставок, участие в праздничных мероприятиях


КГН, трудовая деятельность

Индивидуальная, групповая

Формировать трудовые навыки, воспитывать аккуратность

Учить правильно вести себя за столом, следить за чистотой одежды, побуждать выполнять обязанности по дежурству, убирать игрушки.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.


Формирование основ безопасности


Формировать основы экологической культуры, побуждать соблюдать правила ПДД, закреплять правила безопасного поведения во время игр, поведения в общественных местах.

Участие в проектной деятельности, профилактических акция по ПДД, игры по ПДД, сюжетно – ролевые игры, индивидуальные беседы.

2 Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Индивидуальная, групповая

Познакомить со счетом в пределах 20, складывать и раскладывать числа, формировать измерительные умения (длинна, ширина, высота), знакомить с геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве, во времени

Дидактические игры, занятия, индивидуальные беседы.

«Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2-4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий), «Домики для кукол» (высокий и низкий), «Угости зайчат», «Накорми цыплят», «Веселые путе- шественники» (уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь», «Разноцветные ша- рики», «Геометрическое лото», «Вкусное печенье», «Где курочки?». Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие», «Зверята», «Разноцветные кораблики»


Познавательно – исследовательская деятельность

Индивидуальная, групповая

Совершенствовать характер и содержание способов исследования объектов.

Дидактические игры , исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность. Рекомендуемые темы опытов и экспериментов: «Почему лужи замерзают?», «Почему мячик катится?», «Что любят растения?», «Чьи это детки?», «Как видят и слышат кошка и собака», «зачем звери меняют шубу?», «Мои помощники» (язык, нос), «Мыльные пузыри», «Волшебная глина», игры в теневой театр, «Поймай ветер» (игры с вер-тушками), «Куда ветер дует?» (игры с корабликами), «Мир меняет цвет» (игры с цвет- ными стеклышками), «Льдинки», «Солнечные зайчики», «Почему дует ветер?» «Волшебная вода», «Цветные капельки», «Снежные фигуры», «Подушка из пены», «Поймай солнышко» «Ледяная стена», «Светофор», «Снежки», «Выложи фигуру», «Поможем заюшке», «Волшебный мешок»


Сенсорное развитие

Индивидуальная

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Музыкальные игры, классификация предметов. Дидактические игры.

Книжки-раскладушки «Узнай по голосу», «Что это?», лото «Цветные фоны», игра «Раскрась картинку», палочки Кюизенера, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных., «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями


Ознакомление с социальным миром

Групповая

расширять знания о людях разных профессий, принадлежность к человеческому сообществу, произведения искусства. Чувство патриотизма.

Обращать внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значимость труда взрослых.

Проектная деятельность, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, занятия.

«Чиним игрушку»(строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей»


Ознакомление с миром природы

Индивидуальная, групповая

Расширять знания детей о деревьях, кустарниках, млекопитающих, насекомых и тдФормировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними. Сформировать первичные представления о растениях и частях, из которых они состоят (дерево, цветок, ствол, ветки, стебель, листья, береза, одуванчик).

Дидактические игры, лото, исследовательская и проектная деятельность.

«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Горячо-холодно», «Легкий-тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка», «Волшебные фигуры», «Угостим мишек», «Куличики», «Курочка Ряба», «Снежки», «Волшебный чулок».

3 Речевое развитие.

Речевое развитие. Художественная литература.

Индивидуальная

Развитие всех компонентов устной речи. Формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи.

Дидактические игры «Кого?», «Чей?», «Антонимы» и т.д. Словесные игры «Похожие слова», «Назови лаского», «Выбери правильное слово» и т.д.

4 Художественно – эстетическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Индивидуальная, групповая

Развитие ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства: музыка, искусство, литературы, фольклора. Рисование, лепка, аппликация.

Рассматривание иллюстраций, лепка, рисование, аппликация.



Конструктивная деятельность

Индивидуальная; групповая

Формировать интерес к разнообразным зданиям, сооружениям, передавать образы в конструкторской деятельности.

Игры с конструктором «Строители», «Город мастеров» и т.д.


Музыкальная деятельность

Индивидуальная, групповая

Воспитывать интерес к музыке, желание подпевать, выполнять танцевальные движения

Игры на музыкальных инструментах, песенное творчество, музыкально – ритмические движения.

Передавать в движении характерные особенности музыкально-игрового образа («Медведь идет», «Зайчики прыгают», «Птички летают», «Птички клюют зернышки», «Лиса крадется» и т. п.). музыкально-дидактические игры и упражнения: «Где мои детки?», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?». Психогимнастика: этюды на расслабление «Сосулька», «Шалтай –Болтай», «Спящий котенок» (М. Чистякова). Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т. Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками»,

5 Физическое развитие

Физическое развитие

Индивидуальная, групповая

Формировать правильную осанку. Проводить профилактику плоскостопия. Развивать такие физические качества как выносливость, быстроту, силу, координацию движений. Формировать и совершенствовать двигательные умения с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. Учить вы- полнять движения не только по демонстрации, но и по указанию.

Спортивные, подвижные игры, закаливание.

подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятался мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит», «Найди свой цвет», «Поймай снежинку», «Снежинки», «Добеги до кегли», «Мыши в кладовой», «Птички в гнездышках», «Сбей кеглю», «Мы топаем ногами»


Планируемые результаты:

Обеспечить разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. Создать условия для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры; обогатить активный словарь; развить связную, грамматически правильную диалогическою и монологическую речь ребенка; развитие речевое творчество; развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; знакомить с книжной культурой, детской литературой. Развивать мелкую моторику пальцев рук.



Составители:

Расулова М.Т. – учитель-логопед

Баженова Е.В. - педагог-психолог