Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО
приказом заведующего МБДОУ на заседании ПМПк МБДОУ «Детский сад № 9 «Одуванчик» «Детский сад №
от «___» ________ 2016 г протокол заседания №. ______________(ФИО руководителя) от «» ________ 2016 года № __
Индивидуальная карта
психолого-педагогического сопровождения
развития ребёнка
на 2017-2018 учебный год
Заключение ТПМПК г. Ханты-Мансийска №
Специалисты сопровождения:
Учитель-логопед _______________________
Воспитатель ___________________________
Воспитатель ___________________________
Педагог-психолог ______________________
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речисоставлена с учётом возрастных особенностей на основании программы«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Целью рабочей программы является развитие ребенка с тяжелым недоразвитием речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
Расширить и обогатить словарный запас.
Развивать познавательную деятельность.
Развивать пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.
Развивать мелкую моторику.
Корректировать нарушения в развитии устной речи.
Развивать высшие психические функции и эмоционально-волевую сферы.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
Воспитывать интерес и любовь к чтению, развивать литературную речь.
Психолого-педагогическая характеристика
Фамилия, имя, отчество ребенка:
Дата рождения:
Адрес:
Наименование образовательной организации: МБДОУ «Детский сад № 9 «Одуванчик».
Группа: подготовительная.
Ребенок посещает детский сад с 2015 года, логопедическая помощь ранее ребёнку не оказывалась.
К.Э. 6 лет, родилась от второй беременности, детский сад посещает со старшей группы. По физическому развитию не соответствует возрасту.
Адаптация ребенка к условиям ДОУ – средняя. Детский сад ходит с удовольствием, общается с определенным кругом сверстников и взрослых. В контакт вступает осторожно, волнуется, после знакомства приветлива и всегда готова к общению.
Общение в семье: живет в дружной, благополучной семье. Родители ребенка в общении с воспитателем не конфликтны. Взаимодействуют с педагогами ДОУ в интересах ребенка.
Поведение: морально-этические нормы сформированы согласно возрасту, в коллективе соблюдает правила поведения, дисциплину не нарушает.
Образовательная деятельность: на занятиях девочка неусидчива, при возникновении трудностей отвлекается, становится невнимательной, рассеянной. В случае неудачи расстраивается, стремится исправиться.
Моторная ловкость: не соответствует возрасту, мелкая моторика неловкая. Ведущая рука – правая.
Особенности внимания:
объем внимания – проблемы в концентрации на нескольких предметах, удерживании их в уме;
недостаточная концентрация и устойчивость внимания;
способности распределения внимания – не эффективное, ошибочное выполнять одновременно несколько дел;
недостаточная произвольность внимания.
Особенности памяти: объем механической памяти – чуть ниже средней, отсроченная память – средняя, слуховая и зрительная кратковременная память – средняя.
Особенности мышления: присутствует наглядно-образное, испытывает трудности и не может самостоятельно выделить главное, существенное. Помощь со стороны педагога принимает. Затрудняется в выполнение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения). Разрезанную на 4 части картинку складывает методом проб. Выводы и умозаключения совершает с трудом.
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях: путается в последовательности времен года, дней недели и т. п.
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности:
самооценка занижена, мотивационно-волевая сфера сформирована.
Школьная мотивация: не сформирована позиция школьника. Положительное качество – это ее исполнительность, старательность.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата:
анатомическое строение органов артикуляционного аппарата: губы –(N) зубы –(мелкие), нёбо – куполообразное. Движения языковой мускулатуры недифференцированные, страдает объём, точность выполняемых движений, Удерживание поз, затруднено. Гипертонус языковой мускулатуры.
Состояние дыхательной и голосовой функции: смешанное, голос слабо - модулированный, тихий.
Звукопроизношение: полиморфное нарушение. Речь невнятная, малопонятная для окружающих, говорит односложно. Элизии, замены, искажения. Наблюдается недостаток произношения свистящих, шипящих, сонорных, губно – зубных. Искажения, парафазии, элизии.
Слоговая структура: грубо нарушена. Перестановка звуков и слогов, элизии и сокращение слогов, искажение слов. (бека – белка, еп – хлеб, титька – птичка, акины – сандали, сапоги, пака – лопата, асина – машина, тюй – стул, воки – ложка, кука – кукла, поки – кубики, абака - собака)
Фонематическое восприятие: недоразвитие фонематического слуха. Не дифференцирует оппозиционные фонемы на уровне слога
Состояние словаря: бедный словарный запас. Пассивный словарь преобладает над активным. Путает называние цвета (красный с жёлтым , зелёный с синим) Называет некоторых домашних животных и их детёнышей, птиц используя звукоподражание(котёнок – мяу,корова, лошадь,коза, телёнок – ме, курица, петух – ки – ки - ку); показывает части тела и лица человека, затрудняется в назывании частей предмета, затрудняется в назывании и показе простых профессий(доктор, повар); предлоги в речи не использует, но понимает предлог на. В речи чаще применяет имена существительные, реже глаголы, местоимения; прилагательные.
Грамматический строй речи: грамматический строй речи не развит.
Связная речь: связная речь не развита. Самостоятельно высказываться затрудняется. Картинки по знакомой сказки раскладывает не последовательно, с помощью логопеда пытается перечислять предметы на картинке (1 – 2 слова)
Симптоматика заикания: Не выявлена
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II уровня у ребёнка со ст.ф. дизартрии.
Компонент логопедического сопровождения
Цель. Создать условия для устранения речевых нарушений и оказать квалифицированную помощь в освоении индивидуальной адаптированной образовательной программе.
Задачи:
- коррекция и развитие произносительной стороны речи
-совершенствовать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать связную речь на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря
- совершенствовать грамматический строй речи
- развивать память, внимание, мышление, восприятие;
- формировать навыки учебной деятельности;
- предупреждение появлений дисграфии, на основе мероприятий по коррекции психофизических возможностей детей, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильно – кинестетического восприятия.
- осуществлять преемственность в работе с родителями обучающегося, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, городского центра психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медицинских учреждений.
№ | Содержание | Формы, методы | Формы взаимодействие с родителями | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
| Развитие произносительной стороны речи -развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; - развивать связную речь на основе дальнейшего развития, расширения и уточнения словаря, Развивать и совершенствовать грамматический строй речи Развивать мелкую моторику рук | - Индивидуальная и подгрупповая коррекционо – развивающая деятельность. - Дидактическая игры и упражнения, тренинги по развитию артикуляционных движений артикуляционного аппарата, развитию воздушной струи и развитию мелкой моторики рук. Речевые развлечения; логоритмические праздники и развлечения; компьютерные технологии, Дэнас - технологии, логомассаж, | Беседы, родительские собрания и консультации; Тренинги по развитию общих произносительных навыков; семинары – практикумы, памятки и н дни открытых дверей, ширмы, открытые индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий в условиях семьи. деловые игры. Проведение совместных праздников. | Консультации (по плану, по запросу) с педагогом-психологом, воспитателем Рекомендации узких специалистов вне детского сада: учителя-дефектолога (тифлопедагога). |
Предполагаемый результат
В результате логопедической коррекции ребёнок будет:
1. Стараться правильно оформлять звуковую сторону речи;
2. Улучшится слоговая структура слов, используемых в самостоятельной речи;
3. Использовать в своей речи простые предложения;
4.Владеть элементарными навыками пересказа знакомых коротких сказок ;
5. Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
Компонент психолого-педагогического сопровождения на ребенка
Цель: развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
Педагог-психолог:
Цель на 2017-2018 учебный год:
1.Проведение коррекционной работы с целью развития объёма, устойчивости, переключаемости и распределения внимания.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Направление деятельности коррекционно-развивающей работы | Режим и формы коррекционно-развивающей работы | Критерии достижений |
Психологическая диагностика, направленная на выявление особенностей психического развития ребенка и уровня сформированности определенных личностных новообразований | октябрь 2017 г. индивидуально | Психологическое заключение. Определение зоны ближайшего развития. |
Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: - своевременная помощь в преодолении эмоциональных нарушений; - формирование эмоциональной устойчивости; - создание эффективноймотивации ребенка к образовательной деятельности; - повышение самооценки; - формирование чувства уверенности в себе | Занятия проводятся в групповой форме 1-2 раза в неделю по 25 - 30 минут. Индивидуальная работа по запросам родителей и воспитателя. | Положительная динамика развития ребенка, отмеченная специалистами и родителями. Индивидуальные задания. Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях |
Проведение индивидуальной работы по коррекционно-развивающей программе в подготовительной группе (автор В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева), направленной на развитие высших психических функций: - развития объёма, устойчивости, переключаемости и распределения внимания: - формирование концентрации внимания. - воспитание самоконтроля у ребёнка. | Индивидуальные занятия состоят из двух циклов по 14 занятий 2 раза в неделю по 30 минут в ноябре и марте | Диагностика, наблюдение. Достижение нормативных показателей развития: - при маленьком объеме внимания - возможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме; - при недостаточной концентрации и устойчивости внимания – возможность долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его; - проблемах переключаемости внимания – свободное переключение с одного вида деятельности на другой; - при проблемах распределения внимания - выполнение одновременно нескольких дел. - при недостаточной произвольности внимания - сосредоточивать внимание по требованию. |
Работа с родителями: - индивидуальное консультирование; - рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников; - разработка общей стратегии сотрудничества. | - по запросам; 1 раз в квартал; - в начале учебного года | Конструктивное взаимодействие, достижение благоприятных результатов развития ребенка. |
Работа с педагогами, включенными в инклюзивное пространство: - консультации индивидуальные и групповые | 1 раз в квартал и по запросам. | Конструктивное взаимодействие, достижение благоприятных результатов развития ребенка. |
Компонент педагогического сопровождения на
Ребёнка подготовительной группы
№ п\п | Образовательная область | Форма работы | Цели и задачи | Мероприятие |
1 Социально – коммуникативное развитие | Социально – коммуникативное развитие | Подгрупповая | Воспитывать дружеское взаимодействие, учить выполнять установленные формы поведения, обогащать словарь формами словестной вежливости (создать ребёнку условия с учётом индивидуальных особенностей, а именно-нарушение зрения: садить ближе к наглядностям, проводить гимнастику для глаз) | Сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Автобус», «Дочки – матери» и т.д. «Кто позвал», «Угадай по звуку», «Да или нет», «Красочки», «Садовник» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, организуя их речевое и игровое взаимодействие. Игры с мячом наиболее популярны у детей, поэтому их используем для обучения коммуникативным навыкам. «Мяч передавай – слово называй», «Ты катись, весёлый мячик…», «Скажи ласково» |
| | Индивидуальная, подгрупповая, групповая | Расширять представления о себе как об активном члене коллектива | Вовлечение ребенка и родителей в проектную деятельность, созданию выставок, участие в праздничных мероприятиях |
| КГН, трудовая деятельность | Индивидуальная, групповая | Формировать трудовые навыки, воспитывать аккуратность | Учить правильно вести себя за столом, следить за чистотой одежды, побуждать выполнять обязанности по дежурству, убирать игрушки. Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. |
| Формирование основ безопасности | | Формировать основы экологической культуры, побуждать соблюдать правила ПДД, закреплять правила безопасного поведения во время игр, поведения в общественных местах. | Участие в проектной деятельности, профилактических акция по ПДД, игры по ПДД, сюжетно – ролевые игры, индивидуальные беседы. |
2 Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений | Индивидуальная, групповая | Познакомить со счетом в пределах 20, складывать и раскладывать числа, формировать измерительные умения (длинна, ширина, высота), знакомить с геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве, во времени | Дидактические игры, занятия, индивидуальные беседы. «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2-4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий), «Домики для кукол» (высокий и низкий), «Угости зайчат», «Накорми цыплят», «Веселые путе- шественники» (уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь», «Разноцветные ша- рики», «Геометрическое лото», «Вкусное печенье», «Где курочки?». Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие», «Зверята», «Разноцветные кораблики» |
| Познавательно – исследовательская деятельность | Индивидуальная, групповая | Совершенствовать характер и содержание способов исследования объектов. | Дидактические игры , исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность. Рекомендуемые темы опытов и экспериментов: «Почему лужи замерзают?», «Почему мячик катится?», «Что любят растения?», «Чьи это детки?», «Как видят и слышат кошка и собака», «зачем звери меняют шубу?», «Мои помощники» (язык, нос), «Мыльные пузыри», «Волшебная глина», игры в теневой театр, «Поймай ветер» (игры с вер-тушками), «Куда ветер дует?» (игры с корабликами), «Мир меняет цвет» (игры с цвет- ными стеклышками), «Льдинки», «Солнечные зайчики», «Почему дует ветер?» «Волшебная вода», «Цветные капельки», «Снежные фигуры», «Подушка из пены», «Поймай солнышко» «Ледяная стена», «Светофор», «Снежки», «Выложи фигуру», «Поможем заюшке», «Волшебный мешок» |
| Сенсорное развитие | Индивидуальная | Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы. | Музыкальные игры, классификация предметов. Дидактические игры. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу», «Что это?», лото «Цветные фоны», игра «Раскрась картинку», палочки Кюизенера, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных., «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями |
| Ознакомление с социальным миром | Групповая | расширять знания о людях разных профессий, принадлежность к человеческому сообществу, произведения искусства. Чувство патриотизма. Обращать внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значимость труда взрослых. | Проектная деятельность, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, занятия. «Чиним игрушку»(строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей» |
| Ознакомление с миром природы | Индивидуальная, групповая | Расширять знания детей о деревьях, кустарниках, млекопитающих, насекомых и тдФормировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними. Сформировать первичные представления о растениях и частях, из которых они состоят (дерево, цветок, ствол, ветки, стебель, листья, береза, одуванчик). | Дидактические игры, лото, исследовательская и проектная деятельность. «Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Горячо-холодно», «Легкий-тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка», «Волшебные фигуры», «Угостим мишек», «Куличики», «Курочка Ряба», «Снежки», «Волшебный чулок». |
3 Речевое развитие. | Речевое развитие. Художественная литература. | Индивидуальная | Развитие всех компонентов устной речи. Формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи. | Дидактические игры «Кого?», «Чей?», «Антонимы» и т.д. Словесные игры «Похожие слова», «Назови лаского», «Выбери правильное слово» и т.д. |
4 Художественно – эстетическое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Индивидуальная, групповая | Развитие ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства: музыка, искусство, литературы, фольклора. Рисование, лепка, аппликация. | Рассматривание иллюстраций, лепка, рисование, аппликация. |
| Конструктивная деятельность | Индивидуальная; групповая | Формировать интерес к разнообразным зданиям, сооружениям, передавать образы в конструкторской деятельности. | Игры с конструктором «Строители», «Город мастеров» и т.д. |
| Музыкальная деятельность | Индивидуальная, групповая | Воспитывать интерес к музыке, желание подпевать, выполнять танцевальные движения | Игры на музыкальных инструментах, песенное творчество, музыкально – ритмические движения. Передавать в движении характерные особенности музыкально-игрового образа («Медведь идет», «Зайчики прыгают», «Птички летают», «Птички клюют зернышки», «Лиса крадется» и т. п.). музыкально-дидактические игры и упражнения: «Где мои детки?», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?». Психогимнастика: этюды на расслабление «Сосулька», «Шалтай –Болтай», «Спящий котенок» (М. Чистякова). Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т. Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками», |
5 Физическое развитие | Физическое развитие | Индивидуальная, групповая | Формировать правильную осанку. Проводить профилактику плоскостопия. Развивать такие физические качества как выносливость, быстроту, силу, координацию движений. Формировать и совершенствовать двигательные умения с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. Учить вы- полнять движения не только по демонстрации, но и по указанию. | Спортивные, подвижные игры, закаливание. подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятался мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит», «Найди свой цвет», «Поймай снежинку», «Снежинки», «Добеги до кегли», «Мыши в кладовой», «Птички в гнездышках», «Сбей кеглю», «Мы топаем ногами» |
Планируемые результаты:
Обеспечить разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. Создать условия для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры; обогатить активный словарь; развить связную, грамматически правильную диалогическою и монологическую речь ребенка; развитие речевое творчество; развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; знакомить с книжной культурой, детской литературой. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Составители:
Расулова М.Т. – учитель-логопед
Баженова Е.В. - педагог-психолог