Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО, год рождения ребёнка_________________________________________________________________
Заключение ПМПк_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуальная проблема:
Задержка психического развития, дизартрия.
Логопедическое заключение:
Нарушение процесса чтения и письма, обусловленное НЯС у ребёнка с выраженной дизартрией. ДЦП.
Цель программы:
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха.
4. Развитие силы голоса.
5. Развитие фонематического слуховосприятия.
6. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
7. Коррекция звукопроизношения.
8. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
9. Коррекция психических процессов.
10. Формирование навыков чтения и письма.
Срок реализации: 9 месяцев, 1 занятие в неделю.
Содержание:
1. Развитие общей моторики
Логоритмика.
Упражнения на расслабление: «Деревья», «Снеговик», «Тряпичная кукла».
Учить ловить и бросать мяч.
2. Развитие мелкой моторики
Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами.
Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.
Пальчиковые игры.
Работа с логомассажёрами.
3. Развитие артикуляционной моторики и мимики
Чередование упражнений с закрытыми и открытыми глазами перед зеркалом.
Самомассаж языка для его расслабления.
Расслабляющий массаж губ, воротниковой зоны, лица, языка.
Закрывание и открывание глаз, нахмуривание и поднятие бровей, надувание и втягивание щёк, проглатывание слюны, покашлвание, раздражение корня языка шпателем, зевота, имитация жевания, лёгкие постукивающие ритмичные движения по подбородку.
Укрепляющий массаж для губ. Захват и удержание губами палочки.
Активное прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
Стимуляция движений кончика языка при открытом рте и неподвижной челюсти.
Упражнения: «Бегемотик», «Заборчик», «Хоботок», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко», «Вкусное варенье», «Парус», «Язычок спрятался», «Парус», «Язычок спит», «Часики», «Качели», «Маляр», «Кучер».
4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха
Упражнения с предварительным расслаблением.
Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».
Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога.
Вдох через рот с одновременным нажимом на грудную клетку.
«Гарью пахнет!», «Ушки», «Маятник», «Насос» (Стрельниковой А.Н.), «Футбол», «Кипятим воду?», «Паровозик гудит», «Прокати карандаш», поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка и др., надувание воздушного шарика, игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.
5. Развитие силы голоса
Проговаривание нескольких гласных звуков подряд: а-у-и с одновременным поворотом головы.
произнесение гласного [а] на твёрдой атаке.
Упражнение «Лесенка».
Пропевание гласных с различной высотой голоса.
6. Развитие фонематического слуховосприятия
7. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
Упражнения: «Найди слово, названное по звукам на картинке», «Определи первый, последний звук в слове»,
«Определи место звука в слове», «Определи количество звуков в трёхсложном слове», «Произнеси слово по звукам».
8. Коррекция звукопроизношения
Уточнение гласных и звуков [м], [п], [б], [в], [ф], [н], [т], [д], [к], [г], [х]. Постановка звуков
9. Развитие понимания обращённой речи
Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию».
10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи
Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам. Отработка употребления предлогов в речи.
11. Коррекция психических процессов
Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву».
12. Формирование навыков чтения и письма
Динамический контроль:
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Январь 2013 г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Май 2013 г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Корректировка программы ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________