СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа сопровождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа психологического сопровождения . ( для глухих и слабослышащих обучающихся)

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа сопровождения.»

ГБОУ« Комплексный реабилитационно – образовательный центр для детей

с нарушениями слуха и зрения »



Согласовано

Зам. Директора

по коррекционной работе


______________О.А.Маркина


Утверждаю

Директор ГБОУ « КРОЦ для детей

с нарушениями слуха и зрения»


_______________ М.М.Карсанова


« » __________________ 2020 г






--





Адаптированная индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения

ребенка – инвалида Ф.И.О.

(дата рождения …...)


Срок реализации: 2020-2021 учебный год









Ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог

Л.Е. Дагуева

г. Владикаквказ

2020г

Пояснительная записка

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Слух - это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожалению, не всем дана такая возможность, существуют дети, у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относится к глухим или слабослышащим. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Данная категория обучающихся нуждается в коррекционно-развивающей\ работа педагога-психолога.
Цель программы:

Оказание комплексной психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции недостатков в общем и слухоречевом развитии, в их социальной адаптации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Задачи программы:

-выявление особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих обучающихся, обусловленных недостатками в их развитии;
-организация специальных условий образования в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
--становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
-оказание психолого-педагогической помощи в овладении основной общеобразовательной программой общего образования;
-организация специальной психолого-педагогической помощи в формировании полноценной жизненной компетенции глухих и слабослышащих обучающихся;
-создание благоприятных условий для наиболее полноценного личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося;
-оказание консультативной и методической помощи всем участникам педагогического процесса.


Структура программы

Программа психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:

Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка - инвалида в условиях общеобразовательного учреждения;

Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка - инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Предметно-образовательный модуль. Организация обучения ребенка - инвалида с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).


Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:

Этап

Содержание

Сроки

1этап

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

- координация действий всех участников сопровождения образования ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).

Сентябрь -октябрь 2020г.

2 этап

-реализация индивидуальной программы и групповых занятий;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка - инвалида (консультирование, беседы, обсуждения);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

-психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

ноябрь 2020г. - май 2021г.

3 этап

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

май 2021г.


Основные методы, средства и формы сопровождения:

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа, лекция;

- Наблюдение;

- Педагогический консилиум, педсовет;

- Создание проблемной ситуации;

- Тренинговые занятия;

- Консультирование;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

- Методы групповой работы;

- Методы индивидуальной работы;

- Проективные методы.

Основные воспитательные средства и формы:

  • беседы;

  • экскурсии;

  • просмотр кинофильмов;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • творческие конкурсы;

  • праздники;

  • социальные проекты;

  • литературно-музыкальные композиции;

  • театральные постановки;

  • выставки;

  • тренинги;

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:

  • собрание;

  • родительская конференция;

  • организационно - деятельностная и психологическая игра;

  • собрание-диспут;

  • родительский лекторий;

  • семейная гостиная;

  • встреча за круглым столом;

  • вечер вопросов и ответов;

  • семинар;

  • педагогический практикум;

  • тренинг для родителей;

  • праздник и др.



Процедура и критерии оценки эффективности программы:
Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной индивидуальной программы можно определить по следующим критериям:

  • повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

  • развитие личности учащегося;

  • школьная успешность ребенка-инвалида;

  • социализация ребенка-инвалида;

Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформи-рованности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:

  • наблюдение;

  • анкетирование обучающихся и родителей;

  • сбор информации;

  • социологический опрос;

  • педагогические и психологические диагностики;

  • мониторинг удовлетворенности (родители, педагоги).

Планируемые результаты:

  • восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

  • успешная адаптация к школьному обучению;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие самостоятельности и самоорганизации


Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка – инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, и её включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.


План мероприятий, посредством которого реализуется

индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения


Сроки

Наименование мероприятий

Ответственный за выполнение

Сентябрь

1.Сбор и оформление документов для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка.

2.Анализ документов (ИПР, рекомендаций МСЭ)

3.Проведение родительского собрания для родителей детей-инвалидов с целью разъяснения им сути психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

4.Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.


5.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.


ППк

ГБОУ « КРОЦ»







Педагог - психолог



Педагоги. Классный руководитель.

Воспитатель.

Октябрь



1.Консультирование родителей по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей-инвалидов.



2..Координация деятельности всех участников психолого-педагогического сопровождения.






3.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.



4. Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развивающей работы.



ППк ГБОУ «КРОЦ»,

педагог - психолог


педагог-психолог, социальный- педагог, учитель-сурдапедагог,

классный руководитель.


Педагоги. Классный руководитель.

Воспитатель




педагог - психолог

Ноябрь

1. Педагогический прогноз учебных возможностей ребенка – инвалида. Организация и ведение образовательного процесса (обучение)



2. Заседание ППк по итогам входной диагностики специалистов (педагога-психолога, учителей-предметников, учителя-логопеда, социального педагога)


3. Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)..

классный руководитель,

воспитатель,

педагог–психолог,

специалисты ППк

ППк школы




педагог-психолог

Декабрь



1.Построение коррекционно-развивающей работы.


2.Консультация родителей по вопроса выбора оптимальных

условий воспитания и развития ребенка.


3.Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.


4.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Выбор адекватных методов и средств обучения.



5.Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия).

педагог-психолог





педагог-психолог,




Классный руководитель.

Воспитатель.



педагог-психолог

Январь

1.Оптимизация эмоционально-волевой сферы


2.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.


3.Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате.


4.Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)

педагог-психолог


классный руководитель,

воспитатель,


педагог-психолог

Февраль

1.Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия).

2.Отслеживание психологического климата в семьях с детьми-инвалидами.


3.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала. Адаптивность к различны формам и методам обучения.




4.Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате.

педагог-психолог


педагог-психолог

социальный педагог


классный руководитель,

воспитатель,

педагог–психолог,

специалисты ППк


педагог-психолог

Март

1.Консультация родителей по вопросам выбора оптимальных условий воспитания и развития ребенка.

2.Формирование адекватной самооценки и оптимизация эмоционально-волевой сферы.

3.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.




4.Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате).

5.Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)

педагог-психолог


педагог-психолог


классный руководитель,

воспитатель,

педагог–психолог,

специалисты ППк


педагог-психолог


педагог-психолог

Апрель

1.Формирование познавательной сферы детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)

2.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала. Развитие личности учащегося.





3.Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате.

педагог-психолог


классный руководитель,

воспитатель,

педагог–психолог,

специалисты ППк



педагог-психолог

1.Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.

2.Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.




3.Итоговое заседание ПМПк по вопросу реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.

педагог-психолог


классный руководитель,

воспитатель,

педагог–психолог,

специалисты ППк


ППк

ГБОУ « КРОЦ»






Приложение 1.

Индивидуальный план психологического сопровождения

Фамилия, имя ребенка:

Дата рождения: 20.12.2003 г.

Выписка из заключения ППК …………. Двухсторонняя нейросенсорная тугоухость.4ст.

Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:

  • Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения;

  • Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия;

  • Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (октябрь 2020 г.), итоговая диагностика (май 2021г)

Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября по 15 мая. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительность-40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.


п/п

Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

Основные пути их решения

1.






2.


3.



.






4.



5.


6.







7.





8.

Диагностика уровня сформированности психических процессов. (памяти, внимания, мышления).

Построение коррекционно - развивающей работы.

Коррекция учебной мотивации, удовлетвореннности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.

Развитие познавательных навыков.


Формирование позна-вательных процессов.

Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Развитие. личности и творческих способностей.



Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.

Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (сентябрь - октябрь)




( сентября - ноябрь )



Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. (Декабрь)






Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков. (Январь)


Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март)





Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки. (Апрель)


Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май)





Тематический план коррекционно-развивающих занятий

Содержание занятий Количество часов - 20 часов


Содержание

Кол-во часов

Содержание разделов



Раздел 1. Развитие внимания.



1.

Формировать умение концентрировать внимание.

1

Корректурные пробы.

Точно воспроизводить последовательность какого либо образца.

(последовательность фигур, букв, цифр.)

Выделение признаков предмета путем сравнения.

2.

Формирование умения переключать внимание.

1

Упражнения по выполнению корректурных заданий с чередованием

правил вычеркивать знаки( тире в круге, перечеркнутый линией треугольники, в круге знак плюс, и т.д)

3.

Формирование распределять внимание.

1

Таблицы Шульте. Разнонаправленные задания - Рассмотреть картинку, мысленно расставить предметы рисунка по размеру, подобрать им названия из предложенных, определить, на каком месте по размеру они стоят .Сосчитать по таблице ,рисунку большие или маленькие фигуры, буквы ,предметы.

4.

Объем внимания.

1

Упражнения, где после просмотра картинки в течении небольшого времени определяется объем информации.


Раздел 2 . Развитие памяти.



1.

Формировать и развивать память зрительную память.

1

Зарисовка предметов по памяти. Воспроизведение по памяти порядка расположенных фигур. «Кубики Коса».

2.

Развивать вербальную память.

2

Упражнения по подбору слов на заданную букву, тему. ( учебные вещи, одежда, обувь и др. )

Запоминание 10 СЛОВ привлечением картинок и с последующим воспроизведение. Воспроизведение небольшого текста из 5-6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

3.

Развивать опосредованную произвольную слуховую память.

1

Упражнения типа запоминание предложенного материала с помощью вспомогательных картинок начинают привлекаться словесные ассоциации, которые носят еще и наглядный характер. При запоминании слов предлагаются такие картинки между которыми существует связь, формируемая словесно. ( картинка

« ГРЕБЕШОК» - слово – «ВОЛОСЫ ») Формировать умение воспринимать на слух 5-10 слов, также и в сопровождении картинок, после чего он должен назвать без картинок за определенный промежуток времени.

4.

Развивать смысловую память.

1

Упражнения типа воспроизведение второго слова из названных пар слов .

5.

Развивать образную память.

1

Методика « Образная память» и т.п.


Раздел 3. Развитие мышления



1.

Развивать познавательную сферу связанную с выделением информации наглядных отношений сходства и различий, с поиском закономерных отношений, по сравнению трех или более предметов.

( вербально – логическое мышление)

2

Упражнения типа: Находить общее в картинках. Находить различия.

Уметь составлять рассказ по картинкам.

2.

Формировать умение относить объект к определенному роду.

Формировать мыслительные операции классификации.

1

Упражнения типа: из перечня слов выпишите слова в соответствующие столбцы: «Мебель»,«Посуда»,«Одеж- да», « Обувь» , « Игрушки» и т.д.

3.

Уметь устанавливать причинно – следственную связь.

1

Упражнения типа: по расположению серии картинок, раскрывающих последовательность. Например: «Как я поймал рыбку?», «Последовательность событий» , « Кубики Коса » и т.д.


Раздел 4. Развитие личности.



1.

Формирование коммуникативных навыков.




Формировать умение устанавливать эмоциональный контакт.





3

Участие в общешкольных мероприятиях через взаимодействие с другими детьми и участниками образовательного процесса.

Сюжетно- ролевые игры .

Игра « РАССМЕШИ » Из группы детей выбирается один ведущий, который встает в центр, изображая из себя опечаленного. Задача остальных – рассмешить его (при этом оговаривается, что щекотать или совершать какие – либо аналогичные действия над ведущим нельзя.

Игра « Ищу друга » - способствует преодоление барьеров в общении самораскрытию.

2.

Коррекция самооценки .


Участие в общешкольных мероприятиях и установление положительных взаимоотношений и личностного взаимодействия .

3.

Снятие психоэмоционального напряжения и формирование умений саморегуляции поведения .

3

Сенсорная комната. (сенсорное оборудование)

Арт – терапия. ( свободное рисование или на конкретную тему, проблему.)

Сказка – терапия. ( вживание в роль)

Игровая терапия.

Беседы дискуссии с последующим обыгрыванием ситуаций ,которые в них затрагивались. « Если бы ……» Например, если тебе грустно, то не обязательно это показывать. Ведь мама увидев тебя печальным огорчится. Если ты зол и тебе хочется накричать на кого то , обидеть его, чтобы ему тоже было

плохо, как тебе, этого нельзя делать. Нельзя показывать свой гнев. Он может обидеться. Тебе может быть стыдно за твое поведение. Или, напротив, тебе очень весело. Радостно. Но это значит, что ты должен идти по улице и прыгать от радости, сообщать о своей радости.

Бывают ситуации, когда ты должен и надо сдерживать свои эмоции.