СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" для учащейся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия"»



Пояснительная записка

Рабочая программа по Коррекционно-развивающим занятиям составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» на 2018-2019 учебный год;

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Учебный план АООП (вариант 2) на 2018-2019 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»

3.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Актуальность выбора данной программы


Данная программа разработана на основании Заключения РПМПК и Заключения ВКК №226 от 31 августа 2018 года, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и социальных контактов в доступных для неё пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Девочка сама выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

Психолого-педагогическая характеристика



Адиса обучается в школе-интернате с 1 сентября 2014 года.

По заключению РПМПК от 22. 07.2014 г: F-71. Семья полная, состоит из 5 человек. Мама работает в ЦРБ врач- невролог. Отец ухаживает за ребенком-инвалидом и двумя маленькими сыновьями. Мама и папа заботливо и доброжелательно относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка. Семья социально благополучная. Культурно-бытовые условия в семье удовлетворительные.

У девочки наследственность не отягощена. ДОУ не посещала. Продуктивному контакту труднодоступна, негативистические реакции, речевое недоразвитие, СНР тяжёлой степени. В поведении пассивна, эмоциональный фон снижен, раздражительна, эмоции однообразные, реакции поверхностные, незрелые, неустойчивые. В речи - отсутствие самостоятельной речи, наличие отдельных слогов, фразы нет, отдельные примитивные звукоподражания, словарь ограничен несколькими словами, использует в быту жесты. Критика нарушена.

В настоящее время девочка не проявляет интереса к общению с педагогом, не всегда откликается на свое имя. В контакт вступает с трудом, часто это может зависеть от настроения и самочувствия. Негативная реакция на просьбы выполнения инструкций. Не все речевые инструкции доступны. Зрительный контакт не всегда фиксированный, часто проявляется «скользящий» взгляд. Невербальные средства общения не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Яркие игрушки могут вызвать интерес. К деятельности целенаправленной не привлекается. Нарушена регуляция произвольного внимания, пресыщаемость. Познавательные потребности не сформированы. Сведениями о себе не владеет. Сенсорные эталоны не сформированы. Пирамидку из трех колец, вкладыши с геометрическими фигурами, складывает. Не соотносит картинки с названием домашних животных, предметов обихода. Знания и представления ограниченны. ЭВС характеризуется незрелостью, частые перемены настроения, реакции неустойчивые, проявляет иногда самоагрессию, бьется головой.

В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога. Лепка и рисование не вызывают интерес. Потребность к самостоятельности не сформирована. Проявляет реакции протеста, самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно, движения неточные.

Выраженное недоразвитие познавательных процессов, частичное отсутствие речи, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор индивидуальной программы обучения, которая направлена на их коррекцию.



Коррекционный курс «Сенсорное развитие»



Особое значение на ранних этапах развития ребенка с умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Начальной ступенью развития ребенка с умеренной умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в его психологическом и социальном развитии. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У ребенка с нарушением интеллектуального развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Такой ребенок наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи курса:

-коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у ребенка восприятия цвета, формы, величины;

- развитие слухового восприятия;

- исправление недостатков моторики;

- коррекция зрительно-моторной координации;

- формирование целенаправленности движений и действий.

Содержание коррекционного курса:

1.Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).

4. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Зрительная гимнастика.

5. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).

6. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

7. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

8. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


Ожидаемые личностные результаты:


Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки), фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка), прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад), узнавание (различение) цвета объектов.

Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека, адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости; адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное); адекватная реакция на положение частей тела; адекватная реакция на соприкосновение тела.

Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи.

Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам, консистенции.

Формы организации учебного процесса:

Программа рассчитана на 66 часов. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация учащейся включает в себя оценивание результатов освоения индивидуальной программы.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения индивидуальной программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится каждые 2 месяца. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется индивидуальная программа на следующий учебный год.

































Календарно-тематическое планирование

«Сенсорное развитие» 5 класс

Часы

Раздел

Содержание

Дата

1

12 ч.

Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков

Игровые задания по развитию крупной моторики способствующие развитию движений рук и ручной умелости, пальчиковая гимнастика и игры, упражнения для развития ручной умелости, творческий труд, работа с трафаретами.



2

8 ч.

Тактильно-двигательное восприятие

Игровые задания по развитию ручной умелости, работа с мозаикой, работа с пластичными материалами, работа со шнуровкой.


3

8 ч.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игровые задания по развитию кинетических и кинестических навыков, упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки.



4

8 ч.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Игровые задания для развития восприятия формы, величины, цвета: сравнивание предметов по высоте, между собой; сравнивание плоскостных изображений: подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины,сравнивание плоскостных геометрических фигур; работа с конструктором.


5

8 ч.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти и зрительного восприятия; зрительная гимнастика; классификация по типу: что лишнее, чего не стало.


6

6 ч.

Восприятие особых свойств предметов

Игровые задания для развития восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).


7

8 ч.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Игровые задания для развития слухового восприятия и слуховой памяти; подражание неречевым звукам.


8


6 ч.


Восприятие пространства

и времени

Игровые задания для развития восприятие пространства и времени; ориентировка в пространстве, ориентировка на собственном теле, ориентировка во времени суток.


9

2 ч.

Мониторинг усвоения программы

Диагностические мероприятия для определения эффективности программы коррекционного курса «Сенсорное развитие»





























Мониторинг освоения индивидуальной программы

Фамилия, имя ______________________________, возраст _______


Критерии и показатели

Дата

Примечания







Адаптация в условиях группы

1

Готовностьк положительным
эмоциональнымконтактам:
с взрослыми








с детьми








2

Сотрудничество с взрослыми:
в предметно-практической








в игровой деятельности:








3

Активно подражает








Речевое развитие

1

Активно реагирует на словесную
инструкцию взрослого, связанную сконкретной ситуацией








2

Способен к слуховому сосредоточению и
различению речевых и неречевых звучаний








3

Понимает:
глаголы единственного числа настоящего
времени и повелительногонаклонения;








прилагательные, обозначающиенекоторыесвойства предметов.








4

Понимает простые предложные конструкции








5

Активно участвует в диалоге.
Ответы на вопросы взрослого однимсловом (допускается искажения фонетические и грамматические)








6

Подражает:
жестам взрослого








мимике взрослого








7

Включает речевое сопровождение
в предметно-практическую деятельность








Познавательное развитие

1

Понимает названия:
- предметов обихода








- игрушек








- частей тела человека








- частей тела животных








2

Активно употребляет существительные,
обозначающие предметы обихода:
игрушки, части тела человека,
части тела животных, некоторые явления
(ночь, солнышко, дождь, снег)








3

Использует бытовые предметы с учетом ихфункций








4

Использует предмет в качестве орудия в
проблемных ситуациях.








5

Владеет поисковыми способами в
предметной деятельности(практическоепримеривание и пробы)








6

Ориентировка по величине (большой,
маленький)








7

Различает, соотносит цвета








8

Ориентировка в количестве (один-много)








9

Воспроизведение темпа в движениях под музыку








10

Воспроизведение простейших «повторных»ритмических структур в дидактическихиграх








11

Координированные движения рук








12

Выполнение простых действий с
игрушками (кубиками, пирамидками)








13

Умение обращаться с предметами обихода(чашкой ,ложкой)








14

Овладение элементарными
изобразительными навыками:
точки дугообразные линии










Высокий уровень – 2 балла

Средний уровень – 1 балл

Низкий уровень – 0 балло



Планируемые результаты освоения индивидуальной программы

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с нарушениями интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения является развитие жизненной компетенции ребенка с нарушения интеллекта. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание индивидуальной программы.

Жизненные компетенции

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение навыками коммуникации: умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

1.Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2.Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3.Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4.В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

- показывать на себе части тела и лица;

- выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

- при общении использовать мимику и жесты;

-определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

- понимать и выполнять действия с игрушкой;

- повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

- адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

- выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается.

Учебное место включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки-занятия оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

В классе выделена игровая зона для отдыха, которая застилается ковром.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:

- наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

- обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

- выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

- обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

- уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

- алгоритм занятий устойчив по структуре;

- содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

- использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

- деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.



























Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков.

1.Упражнение - знакомство со схемой тела. Учить ребенка показывать части тела на себе, потом на другом человеке, кукле, на рисунке. Используя песенки, потешки:

Точка, точка, вот глаза,

Нос и рот, и голова,

Шея, уши, две руки,

Туловище, ноги.

Человечек побежал бойко по дороге.

*****

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

2.Упражнение - «Что чем делают?» Что делаем ногами, руками, носом и так далее.

3.Упражнения на различение левой и правой стороны. Знать и показывать на себе левую и правую ногу, руку, плечо и т.д.

Подвижные игры на развитие координации

Научить: спускаться по лестнице шагом, а затем небольшими прыжками;

- стоять попеременно на правой (левой) ноге;

- подпрыгивать на двух ногах, затем на правой (левой) ноге;

- ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу);

- приседать, вставать под звук бубна, затем под счет;

- поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс, вытягиватьруки вперед.

- ловить мяч после удара по полу, по стене;

- передачам мяча с небольшого расстояния;

- перешагивать через препятствие (веревочку, скамейку);

- выполнять движения под музыку вместе с взрослым и одному.


Пальчиковая гимнастика

Знакомство с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку -

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся теплушки.

Вот такие «пять да пять»

Угадайте, как их звать?

Вот большой смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

«Как дела?» - спроси его

Он подпрыгнет, крикнет: «Во!»

*****

Если ослик мой не спит,

Указательный грозит.

Всем он все указывает

Всем на все показывает.

*****

Средний палец - злой малыш

Щелкнет по лбу (щелчки)

Сразу шишка,

А потом сам ревет,

Больно! Больно!

Дайте йод!

*****

Это я (безымянный, можно придумать имя).

Имя все ищу с утра,

Все уж было сотый раз,

Солнце село, спать пора,

Лучше выберу с утра.

*****

А мизинец мой любимей,

Поведу его в зверинец.

Эскимо ему куплю,

Очень маленьких люблю.

*****

Первый пальчик он большой,

Указательный - второй,

Третий пальчик - средний,

Четвертый - безымянный,

Пальчиковые игры.

*****

Ай, туки-туки-туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли локотки.

Тук-ток, тук-ток,

Мы скуем себе замок!

Тактильно-двигательное восприятие.

1. Упражнения для развития ручной умелости:

- запускать пальцами мелкие волчки;

- разминать пальцами пластилин, глину;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- сжимать и разжимать кулачки (утром цветочек проснулся иоткрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался);

- ходить пальцами по столу(сначалаправой, а потом левой рукой);

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- махать в воздухе только пальцами;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- собирать все пальцы в щепотку;

- рвать, комкать бумагу;

- нанизывать крупные бусы, пуговицы на нитку;

- наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;

- накручивать-откручивать крышки;

- складывание матрешек;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- заводить механические игрушки;

- завязывать узлы на толстой веревке;

- мять поролоновые мячи, губку;

- резать ножницами;

- игры с песком, водой.

2. Игра «Помпон и пуговицы для клоуна».Педагог предлагает игровую мотивацию, в которой клоун Степа остался без элементов наряда, задача ребят – выполнить помпон способом сжатия листа бумаги в комочек и наклеить сверху колпачка. Обращать внимание детей на соответствие цвета колпачка и помпона (развитие цвета) Пуговки можно выполнить ватной палочкой, окунув ее в краску.

3. Игра «Комочки. Снеговики».Предложить детям игровую ситуацию: выпал снег и ребята на улице строят снеговиков, а как же можно без снега изготовить снеговиков.Предварительно разложить салфетки, дать возможность детям смять бумагу в руках и раскатать между ладошками, пальчиками сгладить края и круговыми движениями выровнять поверхность комочка. Из комочков сложить снеговика на голубом или синем фоне листа, дорисовать ватной палочкой и гуашью детали (глаза, нос-морковка, падающий снег). Любование продуктом детской деятельности, которая стимулирует детей на дальнейшие действие и интерес манипуляции с бумагой.

4. Игра «Разноцветные мячи». Предварительно расправить цветную салфетку на квадраты. Предложить детям смять бумагу в руках и раскатать между ладошками, пальчиками, круговыми движениями, сглаживая края внутрь. Дать возможность детям выбрать разные цвета салфеток и как вариант – креповую бумагу, тогда мячи получатся разноцветные. Наклеив разноцветные мячи на основу, получится коллективная работа, которая воспитывает у детей коммуникативные навыки.

5. Игра «Колечки, баранки, сушки».Предварительно цветная и белая салфетка разворачивается. Предложить ребенку одновременно, двумя руками сжать полоску в трубочку, собирая ее внутрь ладошки, полученную трубочки можно сформировать в баранку или сушку и приклеить на основу, дополнить баранку можно маковыми зернышками ватной палочкой с черной краской.

6. Игра «Ягодка».Предварительно нарезать кусочками красную или розовую креповую бумагу. Детям предложить сжать ее в комочек, прокатать между ладошками круговыми движениями, сформировать форму ягоды (клубника). На основу картона приклеивается клубника, сверху зеленые листочки, семечки клубники изображаются ватной палочкой и черной краской. Стимулировать действия ребенка можно подкрепив пожеланием сделать подарок маме.

7. Игра «Одуванчики».Нарезать желтую креповую бумагу на квадраты. Предварительно понаблюдав за одуванчиками вызвать у детей желание выполнить эти цветы. Предложить поочередно сжать бумагу и скатать их в комочки, напоминающие головку одуванчика, наклеить их на основу картона, ватными палочками и зеленой краской дорисовывается стебелек и травка. Такую поделку можно предложить в качестве подарка близким.

8. Игра «Цыпленок и утенок». Предварительно нарезать креповую бумагу на большие и маленькие квадраты. Рассматривание домашних птиц и их детенышей, вызвать желание изобразить птичий двор. Из желтой бумаги большего размера сформировать комочек, зафиксировать на основе – тело цыпленка, из бумаги меньшего размера сформировать комочек и закрепить к основе рядом с туловищем. Ватной палочкой черного цвета изображаем глаза и лапки, красным цветом – клюв. Утенок может быть большего размера и иметь вытянутый клюв и перепончатые лапы.

9. Игра «Гусеница». Из нарезанных кусочков бумаги сформировать комочки. По мере изготовления комочков педагог нанизывает их на нитку, 5-6 разноцветных или однотонных комочков -получилась гусеница. Совместно с ребёнком дорисовывать ватной палочкой глаза, нос и рот.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

1. Игра «Кроличьи прыжки».

Материалы: липкая лента, бумага.Приклейте на пол лист бумаги, с которого ребенок будет стартовать. Пусть он вообразит себя кроликом и прыгает, как кролик, так далеко, как сможет, с того листа бумаги. Пометьте полоской липкой ленты место, куда ребенок приземлился. Попросите его попробовать еще раз и посмотреть, удастся ли ему прыгнуть еще дальше (как кенгуру, например).

2. Игра «Погремушка». В небольшой контейнер засыпаем любую крупу и используем в качестве музыкального инструмента.

3. Игра «Извивающая змейка». Взрослому необходимо взять веревку за один конец, второй пусть волочится по полу. Медленно дергаем конец веревки, который находится в руках, чтобы второй конец шевелился и извивался. Пусть ребенок попытается наступить на веревку, в то время как взрослый ходит по комнате и тянет веревку за собой. Насколько быстро или медленно вы будете уводить веревку от ребенка зависит от вашего желания. Однако всегда лучше начать с простого, постепенно усложняя задачу.

4. Игра «Искусство из пипетки».Наполните пипетку подкрашенной водой:

- капайте на бумагу водой из пипетки. Постепенно поднимайте пипетку все выше и выше, обращая внимание на различие в каплях;

- капните на бумагу по несколько капель разных цветов, затем сложите бумагу пополам. Разверните бумагу и полюбуйтесь на симметричный рисунок.

- капните на бумагу большую каплю одного цвета, а затем украсьте ее маленькими крапинками других цветов.

5. Игра «Рисунки на камнях». Обмакните кисточку в воду и разрисовывайте камень любыми узорами. Пусть дети пустят в ход свою фантазию и изображают все, что им хочется.

6. Игры с мягкими подушечками:

- подбрасываем в воздух и ловим обеими руками;

- подбрасывать подушечку и хлопать в ладоши, перед тем как поймать.

7. Игры с воздушными шарами: шарик подбрасываем в воздух и считаем свои броски пока он не упадет на землю.

Упражнения для развития кинетической и кинестестической

основы движений руки

1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

2. Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

3. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

4. «Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

6. «Кто кого победит». Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.

7. Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2-3 секунд.

8. «Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальца­ми-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

9. «Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку» (движения осуществляются, начиная с мизинца).

10. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

1. Игра «Собери пирамидку» Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.

Совместно с ребенком собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

2. Игра «Круг, треугольник, квадрат». Совместно с ребенком собираются:

- все круги, отдельно положить синие круги, зелёные круги, желтые круги, красные круги;

- треугольники, отдельно положить синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники;

- квадраты, отдельно положить синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

3. Игра «Сравни предмет». Сравнить совместно с ребенком 2 предмета разного размера, цвета и найти второй похожий предмет.

4. Игра: «Нарисуй фигуру». Совместно с ребенком нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

5. Игра: «Найти предмет указанной формы». Совместно с ребенком найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

6. Игра: «В какую коробку?» Распределить два вида игрушек разных размеров по коробкам в зависимости от размера.

7. Игра:«Сложи радугу». Цветные дуги, разрезать их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.

8. Игра «Точечный рисунок». При ребенке из точек рисуется «тропинку» (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем совместно с ребенком необходимо соединить их все в одну линию. Точками вы указываете вершины простейших фигур - треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

1. Игра «Вырежи и собери». Совместно с ребенком вырезать детали и собрать из деталей картинку.

2. Игра «Лабиринты» (по типу пересечения нескольких линий).

Совместно с ребенком распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку: проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем - карандашом, и лишь потом - только глазами.

3. Упражнения на поиск недостающих фрагментов изображения - ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Необходимо совместно с ребенком подобрать нужный кусочек.

4. Игра «Составь фигуры». Ребенок с помощью педагога раскрашивает только те деталииз которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).

5. Игра «Найди пару». Ребенок с помощью педагога находят два одинаковых рисунка в каждом ряду.

6. Стереокартинки для отдыха детских глаз.

7. Гимнастика для глаз «Раздеваем лук».

Сняли тоненький сюртук,

Сняли рыжую рубашку,

Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.(Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть.Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему).

8. Гимнастика для глаз «Овощи».

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.(Обвести глазами круг.Посмотреть вверх.Посмотреть вниз.Посмотреть влево – вправо. Влево - вправо.Посмотреть вниз.Посмотреть вверх.Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза).

9. Гимнастика для глаз «Деревья».

Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками).
Закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят вправо – влево).
Ветер тише, тише, тише… (медленно приседают, опуская глаза вниз).
Деревца все выше, выше! (встают и глаза поднимают вверх).

10. Гимнастика для глаз «Ёлка».

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу (выполняют движения глазами: посмотреть снизу вверх, посмотреть слева направо, посмотреть вверх, посмотреть вниз, зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза).




























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса



Литература для учителя:



1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013№ 203-ФЗ)

2.Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;

3.Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.

4. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.

5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 1990.- 191 с

7. Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)

8. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с

9. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с

10.Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.:Смысл,2012

11.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

12.Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.

13.Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.

14.Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с



Для родителей:



1.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.





2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 1990.- 191 с



Литература для учащейся:



1. Шипицына Л.М. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П,Речь-2014.



Интернет ресурсы:



1.Международный образовательный апортал МААМ. RU https://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-prodolzhenie-437747.html

2.Сайт социальная сеть работников образования

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/18/individualnye-korrektsionnye-programmy

https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2017/10/24/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-dlya

3.Сайт «Развитие ребенка»-Азбука-Грамматика.

https://www.razvitierebenka.com/

4.Сайт «Учительский портал»-Коррекционная школа

https://www.uchportal.ru