Рабочая программа по учебному курсу «Математика» учебного предмета «Математика» для 5-6 классов подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287), федеральной программы по математике (утв. 18.05.2023), программы воспитания и ориентирована на использование учебника «Математика: 6 класс» авт. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И.
Уровень обучения – базовый.
Содержание учебного курса «Математика» 6 класс
Натуральные числа
Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округление натуральных чисел.
Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.
Дроби
Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями.
Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решении задач.
Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.
Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки.
Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Буквенные выражения
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы; формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов.
Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.
Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты.
Оценка и прикидка, округление результата.
Составление буквенных выражений по условию задачи.
Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг.
Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой; длина маршрута на квадратной сетке.
Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое измерение длины окружности, площади круга.
Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии. Построение симметричных фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).
Понятие объёма; единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Математика»
Освоение учебного модуля «Математика» обеспечивает достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного модуля «Математика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
- проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
- готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
- установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
- способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
- ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
- ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного модуля «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты
Освоение учебного курса «Математика» в 6-х классах основной школы должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
6 класс
Числа и вычисления
Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой.
Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков.
Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.
Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений; выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.
Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.
Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.
Числовые и буквенные выражения
Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени.
Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.
Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.
Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Находить неизвестный компонент равенства.
Решение текстовых задач
Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом.
Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решать три основные задачи на дроби и проценты.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость; производительность, время, объёма работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку; пользоваться единицами измерения соответствующих величин.
Составлять буквенные выражения по условию задачи.
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные; использовать данные при решении задач.
Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.
Наглядная геометрия
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур.
Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.
Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия; использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии.
Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов; распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.
Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие.
Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке.
Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника; пользоваться основными единицами измерения площади; выражать одни единицы измерения площади через другие.
Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.
Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.
Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма; выражать одни единицы измерения объёма через другие.
Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.
6 класс
Количество часов: всего 170 часов в год, в неделю – 5 часов
Плановых контрольных работ:
Учебник: «Математика 6 класс» авт. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И. – М.: Просвещение
Учебное пособие: «Математика, 6 кл.» авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. − М.: Вентана-Граф
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Используемые Э(Ц)ОР | Ключевые вопросы воспитания |
всего, из них: | контр. работы | практ. работы | проект. деят-ть |
1 | Натуральные числа | 30 (15ч- очно, 15ч- заочно) | 1 + 1 (АКР) | | | - ЦОС «Моя школа»: https://myschool.edu.ru - ЦОС «Моя школа»: РЭШ https://resh.edu.ru - мультимедийные презентации | Формировать представления о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. Показывать роль отечественных ученых в становлении науки математики. Формировать культуру вычислительных навыков Формировать функциональную грамотность. Развивать логическое, знако-символическое, алгоритмическое и критическое мышление, культуру речи, способность к умственному эксперименту. Развивать у обучающихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический). Формировать понимание важности математических моделей для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций. Развивать умения применять математический аппарат для решения разнообразных задач из смежных предметов, практики. Формировать умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. |
2 | Наглядная геометрия. Прямые на плоскости | 7(3,5- очно, 3,5ч- заочно) | | 1 | |
3 | Дроби | 33(16,5ч- очно, 16,5- заочно) | 2 | 1 | |
4 | Наглядная геометрия. Симметрия | 5(2,5- очно, 2,5-заочно) | | 2 | |
5 | Выражения с буквами | 6(3ч- очно, 3ч-заочно) | | | |
6 | Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости | 14(7ч-очно, 7ч- заочно) | | 3 | |
7 | Положительные и отрицательные числа | 40(20ч- очно, 20ч- заочно) | 3 | | | - ЦОС «Моя школа»: https://myschool.edu.ru - ЦОС «Моя школа»: РЭШ https://resh.edu.ru - мультимедийные презентации | Формировать качества личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. Формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции. Формировать привычки к самопроверке, подчинения своих действий поставленной задаче, доведения начатой работы до конца. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к изучению математики, творческое отношение к учебной деятельности математического характера. Применять на уроках интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. |
8 | Представление данных | 7(3,5ч- очно, 3,5ч- заочно) | 1 | 2 | |
9 | Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве | 9(4,5ч-очно, 4,5ч- заочно) | | 1 | |
10 | Итоговое повторение | 20(10ч- очно,ь10ч- заочно) | 1 | | 3 |
| Итого: | 170(85-очно, 85-заочно) | 9 | 10 | 3 | | |
Приложение 1
Оценочные и методические материалы
Предмет | Класс | Учебник / уч. пособие | Методические пособия | КИМы |
| | | «Математика 5-6 классы. Базовый уровень» Методическое пособие к предметной линии учебников по математике Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова и др. – М.: Просвещение, 2023 | |
Математика | 6 | учебник: «Математика 6 класс» авт. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И. уч.пособие: «Математика, 6 кл.» авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир | Жохов В.И., Крайнева Л.Б. «Математика. 6 класс: базовый уровень. Контрольные работы: учебное пособие» |
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по математике на 2024-2025 уч.год
Класс:
Кол-во часов: всего 170 часов, в неделю – 5 часов( 2,5 часа- очно, 2,5 часа – заочно)
Учебник: Математика: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, Л.А.Александрова, С.И.Шварцбурд. – М.: издательство "Просвещение".
Учебное пособие: «Математика, 6 кл.» авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. − М.: Вентана-Граф
Используемые Э(Ц)ОР: - ЦОС «Моя школа»: https://myschool.edu.ru
- ЦОС «Моя школа»: РЭШ https://resh.edu.ru
- «Облако знаний»: https://oblakoz.ru/
- мультимедийные презентации
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Очно | Заочно | Дата план | Дата факт | Реализация воспитательного потенциала | |
§ 1. Натуральные числа (30 ч) | | | | | | |
| 1 | Арифметические действия с многозначными натуральными числами. | 0,5 | 0,5 | | | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности | |
| 2 | Арифметические действия с многозначными натуральными числами. | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. | 0,5 | 0,5 | | | |
| 5 | Деление с остатком | 0,5 | 0,5 | | | Проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. | |
| 6 | Деление с остатком | 0,5 | 0,5 | | | |
| 7 | Округление натуральных чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 8 | Округление натуральных чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 9 | Делители и кратные числа | 0,5 | 0,5 | | | Формирование культуры вычислительных навыков Развитие умения использовать различные языки математики (словесный, символический) Развитие логического и критического мышления, культуры речи Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе | |
| 10 | Признаки делимости на 2,5,10 | 0,5 | 0,5 | | | |
| 11 | Признаки делимости на 3,9 | 0,5 | 0,5 | | | |
| 12 | Признаки делимости на 2,5,10,3,9 | 0,5 | 0,5 | | | |
| 13 | Признаки делимости на 4 и 6 | 0,5 | 0,5 | | | |
| 14 | Обобщающий урок по теме «Натуральные числа. Признаки делимости» | 0,5 | 0,5 | | | овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира | |
| 15 | Административная контрольная работа | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
| 16 | Делимость суммы и произведения чисел | 0,5 | 0,5 | | | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе | |
| 17 | Делимость суммы и произведения чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 18 | Простые и составные числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 19 | Разложение числа на простые множители | 0,5 | 0,5 | | | Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. | |
| 20 | Разложение числа на простые множители | 0,5 | 0,5 | | | |
| 21 | Наибольший общий делитель (НОД) | 0,5 | 0,5 | | | |
| 22 | Нахождение наибольшего общего делителя | 0,5 | 0,5 | | | |
| 23 | Наименьшее общее кратное (НОК) | 0,5 | 0,5 | | | |
| 24 | Наименьшее общее кратное. Способы нахождения НОК | 0,5 | 0,5 | | | |
| 25 | НОК и НОД | 0,5 | 0,5 | | | |
| 26 | НОК и НОД | 0,5 | 0,5 | | | |
| 27 | НОК и НОД | 0,5 | 0,5 | | | |
| 28 | Решение задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы | 0,5 | 0,5 | | | |
| 29 | Решение задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы | 0,5 | 0,5 | | | |
| 30 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа. НОД и НОК» | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
§ 2. Дроби (33 ч) | | |
| 1 | Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей | 0,5 | 0,5 | | | Готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. | |
| 2 | Основное свойство дроби, сокращение дробей | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Сокращение дробей | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Сравнение дробей и упорядочивание дробей | 0,5 | 0,5 | | | |
| 5 | Сравнение дробей и упорядочивание дробей | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 0,5 | 0,5 | | | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе | |
| 7 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 0,5 | 0,5 | | | |
| 8 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 0,5 | 0,5 | | | |
| 9 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 0,5 | 0,5 | | | |
| 10 | Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» | 0,5 | 0,5 | | | овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира | |
| 11 | Десятичные дроби и метрическая система мер | 0,5 | 0,5 | | | Формирование способности к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. | |
| 12 | Десятичные дроби и метрическая система мер | 0,5 | 0,5 | | | |
| 13 | Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | 0,5 | 0,5 | | | |
| 14 | Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | 0,5 | 0,5 | | | |
| 15 | Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | 0,5 | 0,5 | | | |
| 16 | Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | 0,5 | 0,5 | | | | |
| 17 | Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | 0,5 | 0,5 | | | | |
| 18 | Обобщающий урок по теме «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями» | 0,5 | 0,5 | | | Формирование ориентации в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; | |
| 19 | Контрольная работа №2 «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями» | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
| 20 | Отношения | 0,5 | 0,5 | | | овладением простейшими навыками исследовательской деятельности | |
| 21 | Отношения. Деление в данном отношении | 0,5 | 0,5 | | | |
| 22 | Практическая работа «Отношение длины окружности к ее диаметру» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
| 23 | Масштаб, пропорция | 0,5 | 0,5 | | | |
| 24 | Масштаб, пропорция. Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | Воспитание через сюжетное содержание текстовых задач | |
| 25 | Масштаб, пропорция. Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 26 | Понятие процента. Вычисление процента от величины | 0,5 | 0,5 | | | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе | |
| 27 | Вычисление величины по её проценту | 0,5 | 0,5 | | | |
| 28 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | Воспитание через сюжетное содержание текстовых задач | |
| 29 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | |
| 30 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | |
| 31 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | Воспитание через сюжетное содержание текстовых задач | |
| 32 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | |
| 33 | Контрольная работа №3 «Отношения и проценты» | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
§ 3. Выражения с буквами (6 ч) | |
| 1 | Применение букв для записи математических выражений и предложений | 0,5 | 0,5 | | | Формирование готовности применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. | |
| 2 | Буквенные выражения и числовые подстановки | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Буквенные равенства и нахождение неизвестного компонента | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Формулы | 0,5 | 0,5 | | | |
| 5 | Формулы | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Обобщающий урок по теме «Выражения с буквами» | 0,5 | 0,5 | | | |
§ 4. Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости (14 ч) | |
| 1 | Четырехугольник. Примеры четырехугольников. | 0,5 | 0,5 | | | Ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. | |
| 2 | Прямоугольник, квадрат: свойства сторон, углов, диагоналей | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Периметр многоугольника. Площадь фигуры. Формулы периметра и площади прямоугольника. | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Приближенное измерение площади фигур | 0,5 | 0,5 | | | Готовность к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других | |
| 5 | Углы. Измерение углов | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Измерение и построение углов | 0,5 | 0,5 | | | |
| 7 | Обобщающий урок по теме «Построение углов» | 0,5 | 0,5 | | | Формирование ориентации в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, овладением языком математики | |
| 8 | Треугольники. Виды треугольников | 0,5 | 0,5 | | | повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других | |
| 9 | Виды треугольников | 0,5 | 0,5 | | | |
| 10 | Практическая работа «Построение углов. Треугольники» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
| 11 | Приближенное измерение площади фигур | 0,5 | 0,5 | | | овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира | |
| 12 | Круг и окружность. Длина окружности и площадь круга | 0,5 | 0,5 | | | |
| 13 | Длина окружности и площадь круга | 0,5 | 0,5 | | | |
| 14 | Практическая работа «Площадь круга» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
§ 5. Положительные и отрицательные числа (40 ч) | |
| 1 | Положительные и отрицательные числа | 0,5 | 0,5 | | | Формирование готовности к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других | |
| 2 | Положительные и отрицательные числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Противоположные числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 5 | Целые числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Целые числа. Числовые промежутки | 0,5 | 0,5 | | | |
| 7 | Числовые промежутки | 0,5 | 0,5 | | | |
| 8 | Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа | 0,5 | 0,5 | | | Формирование готовности применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. | |
| 9 | Модуль числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 10 | Модуль числа | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
| 11 | Сравнение положительных и отрицательных чисел | 0,5 | 0,5 | | | необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных | |
| 12 | Сравнение положительных и отрицательных чисел | 0,5 | 0,5 | | | Формирование готовности к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других | |
| 13 | Сравнение положительных и отрицательных чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 14 | Изменение величин | 0,5 | 0,5 | | | |
| 15 | Действия с положительными и отрицательными числами. Сложение чисел | 0,5 | 0,5 | | | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. | |
| 16 | Действия с положительными и отрицательными числами. Сложение чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 17 | Действия с положительными и отрицательными числами. Сложение чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 18 | Действия с положительными и отрицательными числами. Сложение чисел | 0,5 | 0,5 | | | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности | |
| 19 | Действия с положительными и отрицательными числами. Вычитание чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 20 | Действия с положительными и отрицательными числами. Вычитание чисел | 0,5 | 0,5 | | | необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие | |
| 21 | Действия с положительными и отрицательными числами. Вычитание чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 22 | Действия с положительными и отрицательными числами. Сложение и вычитание чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 23 | Контрольная работа №4 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
| 24 | Действия с положительными и отрицательными числами. Умножение чисел | 0,5 | 0,5 | | | необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие | |
| 25 | Действия с положительными и отрицательными числами. Умножение чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 26 | Действия с положительными и отрицательными числами. Свойства умножения положительных и отрицательных чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 27 | Действия с положительными и отрицательными числами. Свойства умножения | 0,5 | 0,5 | | | Развитие умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) Применение интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. | |
| 28 | Действия с положительными и отрицательными числами. Свойства умножения. Распределительное свойство | 0,5 | 0,5 | | | |
| 29 | Действия с положительными и отрицательными числами. Распределительное свойство умножения | 0,5 | 0,5 | | | |
| 30 | Действия с положительными и отрицательными числами. Деление чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 31 | Действия с положительными и отрицательными числами. Деление чисел | 0,5 | 0,5 | | | |
| 32 | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | 0,5 | 0,5 | | | |
| 33 | Решение уравнений | 0,5 | 0,5 | | | |
| 34 | Решение уравнений | 0,5 | 0,5 | | | |
| 35 | Решение уравнений | 0,5 | 0,5 | | | |
| 36 | Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | Воспитание через сюжетное содержание текстовых задач. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. | |
| 37 | Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 38 | Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 39 | Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 40 | Контрольная работа №5 «Действия с положительными и отрицательными числами. Решение уравнений.» | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
§ 6. Наглядная геометрия. Прямые на плоскости (7 ч) | |
| 1 | Перпендикулярные прямые | 0,5 | 0,5 | | | необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие | |
| 2 | Параллельные прямые | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Примеры прямых в пространстве | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Расстояние между точками, от точки до прямой | 0,5 | 0,5 | | | Формирование качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. | |
| 5 | Длина пути на квадратной сетке | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Практическая работа «Прямые на плоскости» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
§ 7. Наглядная геометрия. Симметрия (5 ч) | |
| 1 | Осевая симметрия | 0,5 | 0,5 | | | Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве. | |
| 2 | Осевая симметрия | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Центральная симметрия | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Практическая работа «Построение симметричных фигур. Осевая симметрия» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
| 5 | Симметрия в пространстве | 0,5 | 0,5 | | | Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, умение видеть математические закономер-ности в природе | |
§ 8. Представление данных (7 ч) | |
| 1 | Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината | 0,5 | 0,5 | | | Развитие умения использовать различные языки математики (словесный, символический) Развитие логического и критического мышления, культуры речи Использование воспита-тельных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе | |
| 2 | Построения на координатной плоскости фигуры | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Практическая работа «Координатная плоскость» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
| 4 | Столбчатые и круговые диаграммы | 0,5 | 0,5 | | | |
| 5 | Практическая работа «Построение диаграмм». Решение текстовых задач, содержащих данные, представленные на диаграммах | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Решение текстовых задач, содержащих данные, представленные в таблицах и на диаграммах | 0,5 | 0,5 | | | Формирование качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. | |
| 7 | Контрольная работа №6 «Наглядная геометрия. Представление данных» | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
§ 9. Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве (9 ч) | |
| 1 | Прямоугольный параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар, сфера. | 0,5 | 0,5 | | | понимание математической науки как сферы человеческой деятельности; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. | |
| 2 | Изображение пространственных фигур. Примеры развертки многогранников | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Изображение пространственных фигур. Примеры развертки многогранников | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Практическая работа «Создание моделей пространственных фигур» | 0,5 | 0,5 | | | Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности | |
| 5 | Понятие объема, единицы измерения объема | 0,5 | 0,5 | | | Формирование умения действовать по заданному алгоритму Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции. | |
| 6 | Единицы измерения объема | 0,5 | 0,5 | | | |
| 7 | Объем прямоугольного параллелепипеда, куба | 0,5 | 0,5 | | | |
| 8 | Формулы объема, единицы измерения Решение задач на вычисление объема | 0,5 | 0,5 | | | |
| 9 | Административная контрольная работа | 0,5 | 0,5 | | | |
§ 10. Повторение, обобщение, систематизация (20 ч) | |
| 1 | Итоговое повторение. Натуральные числа | 0,5 | 0,5 | | | Формирование умения действовать по заданному алгоритму Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции. Развитие умения использовать различные языки математики (символический, графический). | |
| 2 | Итоговое повторение. Обыкновенные и десятичные дроби | 0,5 | 0,5 | | | |
| 3 | Итоговое повторение. Обыкновенные и десятичные дроби | 0,5 | 0,5 | | | |
| 4 | Итоговое повторение. Положительные и отрицательные числа. Целые числа | 0,5 | 0,5 | | | |
| 5 | Итоговое повторение. Числовые и буквенные выражения. Рационализация вычислений | 0,5 | 0,5 | | | |
| 6 | Итоговое повторение. Рационализация вычислений | 0,5 | 0,5 | | | |
| 7 | Итоговое повторение. Решение уравнений | 0,5 | 0,5 | | | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | |
| 8 | Итоговое повторение. Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 9 | Итоговое повторение. Решение текстовых задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 10 | Итоговое повторение. Наглядная геометрия | 0,5 | 0,5 | | | Развитие умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) | |
| 11 | Итоговая контрольная работа | 0,5 | 0,5 | | | формирование готовности к действиям в условиях неопределённости | |
| 12 | Итоговое повторение. Наглядная геометрия | 0,5 | 0,5 | | | Развитие умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) | |
| 13 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | Воспитание через сюжетное содержание текстовых задач. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. | |
| 14 | Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты | 0,5 | 0,5 | | | |
| 15 | Решение текстовых задач, содержащих данные, представленные в таблицах и на диаграммах | 0,5 | 0,5 | | | |
| 16 | Решение текстовых задач, содержащих данные, представленные в таблицах и на диаграммах | 0,5 | 0,5 | | | |
| 17 | Решение логических задач | 0,5 | 0,5 | | | воспитание сознательного отношения к процессу обучения; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. | |
| 18 | Решение логических задач | 0,5 | 0,5 | | | |
| 19 | Из истории математики | 0,5 | 0,5 | | | проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах | |
| 20 | Итоговый урок по курсу математики 6 класса | 0,5 | 0,5 | | | |
Всего: 170 часов | |
1