пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий природный мир» 1 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М.« Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.
Цель: познакомить детей с явлениями природы и формировать у них навыки правильного поведения в природе, уважения к труду взрослых, бережное отношение к вещам, созданным трудом людей, воспитание любви к родному краю и к родной природе.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать и закрепить знания учащихся о своем имени и фамилии, а так же об именах и отчествах учителей, воспитателе и т.д.;
Учить правилам поведения в школе (на уроке, на перемене, в интернате, в игре, в столовой);
Учить наблюдать за погодой: солнцем, осадками, состоянием воздуха и неба;
Учить правилам поведения на улице, в транспорте, в процессе проведения экскурсий и проведения обучающих игр;
Познакомить с элементарными навыками личной гигиены;
Создавать условия для бережного отношения к вещам, созданных руками взрослых в процессе проведения тематических бесед и настольных игр.
Коррекционно – развивающие:
Развитие долговременной памяти в процессе запоминания имен одноклассников и имен, отчеств учителей;
Развитие переключаемости и распределения внимания при изучении правил поведения в школе;
Развитие наблюдательности в процессе наблюдения за погодой и растениями в разное время года;
Развитие процессов анализа и синтеза в процессе установления закономерностей (логические ряды), и нахождение ошибок в логическом ряду;
Учить сравнивать изображения природы в разные временные периоды (зима – лето, весна – осень и.т.п), сравнение окраски листьев у растений летом и осенью, и т.д.;
Развивать умение производить классификацию при выполнении заданий: убери лишнее слово, убери лишнюю картинку, раздели на группы и т.д.
Воспитательные:
Создание условий для овладения детьми нормами поведения в быту и различных ситуациях;
Овладение учащимися различными формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
Формировать представления учащихся об окружающих их предметах и явлениях природы;
Развитие речевой активности детей при создании ситуаций общения;
Формирование умения использовать имеющиеся коммуникативные умения в различных ситуациях общения;
Воспитание культуры ведения диалога;
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Cодержание программы:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Школа: правила поведения в школе, школьном здании, названия и назначения учебных принадлежностей.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни людей (труд, спорт), растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев, в летние месяцы
Сезонные изменения в одежде: пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение0.
Овощи. Морковь, репа. Лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные)). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
При составлении календарно – тематического планирования был использован комплекс научно – методической литературы:
Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР, издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г
Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М: Просвещение, 2011
Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.
№ п/п | Темы занятий | Кол. ч. | Дата | ЗУН | Словарь | Виды работ | Межпредметные связи | Оборудование | |
Пре. | Факт | |
I четверть |
-
| Мы - ученики! | 1 | 10.09 | | Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям правил для учащихся. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова. Иметь представления о значении учебных принадлежностей. | Школа, класс, урок, ученик, учебные принадлежности. | Я на уроке в первый раз». «Что нам нужно для учебы». «Загадки Мудрого портфеля». | | Кукла в ученической форме, кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя), портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь. | |
-
| Наш класс. | 1 | 17.09 | | Знать правилами поведения в школьном кабинете. | классная комната. | | | | |
-
| До свидания, лето! | 1 | 24.09 | | Знать: признаки осени. Уметь: показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу. Знать: название осенних месяцев. Признаки осени, сентябрь, октябрь, ноябрь. «Осень». Картинки с изображением отдельных признаков осени. | |
-
| Здравствуй, осень! | 1 | 1.10 | | |
-
| До свидания, лето! Здравствуй, осень! Закрепление | 1 | 8.10 | | |
-
| Разноцветные листья деревьев. (Экскурсия). | 1 | 15.10 | | Иметь представления о разноцветных осенних листьях. Иметь представления о растениях ближайшего окружения, о изменениях в жизни растений осенью. | Осенние листья | «Осенние листья». | НРК | Бумага желтого, красного, зеленого цвета. | |
-
| Осенние цветы и травы. (Экскурсия). | 1 | 22.10 | | Знать осенние цветы. Иметь представление о значении осенних цветов в жизни человека. Иметь представление о строении цветка. | Осенние цветы, части цветка: корень, стебель, лист, цветок. | «Узнай и раскрась». | ИЗО | Картинки с изображением осенних цветов, или натуральные цветы, картинка, на которой изображены части цветка. | |
-
| Апликация из листьев | 1 | 29.10 | | Иметь представление о работе дворника осенью. Уметь выполнять простую аппликацию из листьев. Словарь: Метла Виды работ: Выполнение аппликации из природного материала. Уборка территории. Ручной труд. Сборка осенних листьев. Оборудование: Картинки с изображением различных простых аппликаций. Метёлки. | |
-
| Для умелых рук. Сборка осенних листьев. | 1 | 12.11 | | |
-
| Признаки осени(дождь) | 1 | 19.11 | | |
-
| Для умелых рук. Выполнение аппликации из природного материала. | 1 | 26.11 | | |
-
| Начало зимы. Как птицы и звери готовятся к зиме | 1 | 3.12 | | 1. картинки зверей, птиц, презентация | модели зверей | | | Стихотворение Ю. Тувима. Маски с изображением овощей. Предметная картинка с изображением животных | |
-
| Хозяйка однажды с базара пришла... (овощи и фрукты). Различие по вкусу. | 1 | 10.12 | | 1.Знать назначение овощей. 2.Уметь классифицировать и называть овощи и фрукты. 3.Уметь определять на вкус, на ощупь овощи, фрукты. | Овощи, фрукты. | «Овощи». «Овощи и фрукты». «Узнай». | | Стихотворение Ю. Тувима. Маски с изображением овощей. Предметная картинка с изображением кастрюли. 1.Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии "Овощи и фрукты". 2.Свежие овощи, фрукты. | |
-
| Дикие и домашние животные (строение, образ жизни, дифференцирование). | 1 | 17.12 | | 1.Знать о строении тела домашних (диких) животных, птиц. 2.Иметь представления о самих животных, о том, чем они питаются. 3.Уметь соотносить речевой звук с животным. | Дикие и домашние животные | «Собери». «Покорми животных». «Кто, как кричит». | | Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого). Картинки из серии Домашние (дикие) животные". Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови... Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.). | |
-
| Дикие и домашние животные. Повторение. | 1 | 24.12 | | 1.Знать о строении тела домашних (диких) животных, птиц. 2.Иметь представления о самих животных, о том, чем они питаются. 3.Уметь соотносить речевой звук с животным. | Дикие и домашние животные | «Собери». «Покорми животных». «Кто, как кричит». | | Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого). Картинки из серии Домашние (дикие) животные". Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови... Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.). | |
-
| Дикие и домашние животные зимой | 1 | 14.01 | | 1.Знать значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни. 2.Уметь различать диких и домашних животных. | | «Помоги домашним (диким) животным». | | Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла). | |
-
| Дикие и домашние животные зимой Закрепление. | 1 | 21.01 | | 1.Знать значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни. 2.Уметь различать диких и домашних животных. | | Помоги домашним (диким) животным». | | Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла). | |
-
| Домашние птицы (строение, образ жизни, дифференцирование). | 1 | 28.01 | | 1.Знать строение тела птиц. 2.Знать, чем отличаются домашние птицы от диких. | Дикие и домашние птицы, строение тела. | «Что есть у птиц». | | Отдельные картинки, где изображены части тела птиц. |
-
| Дикие птицы (строение, образ жизни, дифференцирование) | 1 | 4.02 | | 1.Знать строение тела птиц. 2.Знать, чем отличаются домашние птицы от диких. | Дикие и домашние птицы, строение тела. | «Что есть у птиц». | | Отдельные картинки, где изображены части тела птиц. |
-
| Дикие птицы весной | 1 | 11.02 | | Узнавать птиц по словесному описанию. | Дикие и домашние птицы. | «Птица». | | Картинки из серии "Птицы". |
-
| Домашние птицы весной | 1 | 18.02 | | Узнавать птиц по словесному описанию. | Дикие и домашние птицы. | «Птица». | | Картинки из серии "Птицы". |
-
| Насекомые весной | 1 | 4.03 | | 1.Знать о жизни насекомых осенью. 2. Иметь представления о пользе и вреде насекомых. Словарь: Насекомые Виды работ: «Насекомые весной». Оборудование: Маски насекомых (кузнечика, бабочки, жука, паука). |
-
| Насекомые весной. Повторение. | 1 | 11.03 | |
-
| Апликация- цветы весной | 1 | 18.03 | | 1.Уметь учитывать при выборе одежды сезонные изменения в природе. 2.Уметь правильно называть предметы верхней одежды. Словарь: Сезонная одежда. Виды работ: «Одень куклу». Оборудование: Кукла; четыре комплекта одежды на разные времена года. |
-
| Апрель-капель! | 1 | 25.02 | |
-
| Труд людей (Практическая работа). | 1 | 8.04 | | | | готовим инструменты к работе | | |
-
| Весна пришла!!! | 1 | 15.04 | | 1.Знать признаки весны 2.Уметь показывать действиями и проговаривать признаки зимы, подражая педагогу. | Словарь: Признаки весны | Виды работ: «Весна» (По аналогии игры «Осень»). | | Оборудование: Картинки с изображением отдельных признаков весны |
-
| Здравствуй, весны (повторение) | 1 | 22.04 | | 1.Знать признаки весны 2.Уметь показывать действиями и проговаривать признаки весны, подражая педагогу. | Словарь: Признаки весны | Виды работ: «Весна» (По аналогии игры «Осень»). | | Оборудование: Картинки с изображением отдельных признаков весны |
-
| Деревья весной | 1 | 29.04 | | Словарь: март ,апрель ,май Виды работ: береза Оборудование: Макет дерева, вата. |
-
| Зеленое лето! | 1 | 6.05 | |
-
| Уход за комнатными растениями. (Практическая работа). | 1 | 13.05 | | 1.Иметь представление о некоторых комнатных растениях. 2.Уметь находить части комнатных растений. 3.Уметь ухаживать за комнатными растениями. | Комнатные растения, герань, бегония, фиалка | «Посадим комнатное растение». | | |
-
| Дикие животные летом | 1 | 20.05 | | 1.Уметь различать диких и домашних животных. 2.Уметь составлять рассказ-описание по опорным картинкам. 3.Знать привычки и повадки диких и домашних животных зимой. Словарь: Дикие и домашние животные Виды работ: «Собери». «Покорми животных». «Кто, как кричит». Оборудование: Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого). Картинки из серии "Домашние (дикие) животные". Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови... Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.). | |