МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 53 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГБОУ «ШКОЛА № 53 Г.О. ГОРЛОВКА»)
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися, состоящими на внутришкольном профилактическом учёте и профилактическом учёте в органах внутренних дел |
Автор:
Социальный педагог
Рязанова Вера Григорьевна
Горловка 2025 г.
Содержание
Содержание
Введение
Методы и подходы в индивидуальной работе социального педагога
Психологические методы работы с учащимися на профилактическом учёте
Социальные подходы к поддержке детей в сложных жизненных ситуациях
Образовательные стратегии для предотвращения девиантного поведения
Эффективность профилактических мероприятий
Анализ существующих профилактических программ
Критерии оценки эффективности мероприятий
Рекомендации по улучшению профилактической работы
Роль социального педагога в социализации и адаптации учащихся
Индивидуальный подход как основа успешной социализации
Взаимодействие с семьями и внешними организациями
Создание комплексной системы поддержки учащихся
Заключение
Список литературы
Введение
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися, находящимися на профилактическом учёте, является важным аспектом образовательной и социальной деятельности. В современных условиях роста социальной напряжённости и увеличения числа детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, возрастает необходимость в профессиональной поддержке и сопровождении таких учащихся. Социальный педагог играет ключевую роль в обеспечении их адаптации, социализации и профилактики девиантного поведения.
Целью данного исследования является изучение методов и подходов, применяемых социальными педагогами в работе с учащимися, состоящими на профилактическом учёте, а также анализ эффективности данных методов. Исследование направлено на выявление наиболее результативных стратегий, способствующих успешной интеграции учащихся в образовательное и социальное пространство.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить основные методы индивидуальной работы социального педагога с учащимися, находящимися на профилактическом учёте; проанализировать влияние этих методов на процесс социализации учащихся; выявить ключевые факторы, влияющие на успешность профилактической работы; предложить рекомендации по улучшению подходов в данной области.
Объектом исследования являются учащиеся, находящиеся на внутришкольном профилактическом учёте и профилактическом учёте в органах внутренних дел. Предметом исследования выступают методы и подходы, используемые социальными педагогами для работы с данной категорией учащихся, а также их влияние на социализацию и адаптацию детей.
Методы и подходы в индивидуальной работе социального педагога Психологические методы работы с учащимися на профилактическом учёте
Выявление психологических проблем у учащихся, находящихся на профилактическом учёте, является первым и важным этапом работы социального педагога. Этот процесс направлен на определение внутренних затруднений, которые могут быть причиной девиантного поведения. Согласно исследованию 2020 года, около 15% школьников, состоящих на профилактическом учёте, имеют скрытые психологические проблемы, требующие профессионального вмешательства. Социальный педагог должен обладать навыками наблюдения и анализа поведения учащегося, чтобы определить наличие проблем и их возможные причины. Важным инструментом в этом процессе является установление доверительных отношений с ребёнком, что позволяет глубже понять его эмоциональное состояние и потребности.
Для более точного определения психологических проблем учащихся социальные педагоги применяют разнообразные методы психологической диагностики. Среди них выделяются тесты Роршаха и методика Люшера, которые помогают выявить эмоциональное состояние и внутренние конфликты ребёнка. Эти методы предоставляют педагогу объективные данные о психологическом состоянии учащегося, что является основой для планирования дальнейшей работы. При этом использование таких методов способствует более глубокому пониманию индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что особенно важно при разработке индивидуального подхода к его поддержке. Основы социально-педагогической теории и практики воспитания и обучения детей-сирот заложены в трудах таких ученых и политических деятелей, как В.Ф. Одоевский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский (Бревнова, 2008, с. 11).
После выявления проблем и диагностики следующим этапом работы социального педагога становится применение психокоррекционных техник. Одним из эффективных методов является когнитивно-поведенческая терапия, которая, согласно данным Европейской ассоциации психологов за 2019 год, продемонстрировала свою эффективность в 78% случаев при работе с подростками на профилактическом учёте. Эта техника помогает учащимся осознать свои негативные мысли и поведение, а затем заменить их на более конструктивные. Применение таких подходов способствует не только коррекции девиантного поведения, но и развитию у ребёнка навыков самоконтроля и социальной адаптации.С другой стороны, «проблема психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних остаётся весьма сложной и недостаточно разработанной в современной юридической психологии» (Ганишина, 2004. 4 с.). Это подчеркивает значимость комплексного подхода в работе с подростками, который учитывает как индивидуальные аспекты, так и влияние семейной среды на их поведение.
Социальные подходы к поддержке детей в сложных жизненных ситуациях
Социальный педагог играет ключевую роль в поддержке детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Его задачи включают выявление и анализ проблем, с которыми сталкивается ребёнок, а также разработку индивидуальных программ помощи. Согласно данным Министерства образования РФ, в 2020 году около 25% детей, находящихся в трудных условиях, нуждались в поддержке социальных педагогов. Это подчеркивает значимость профессионального подхода в работе с данной категорией учащихся, направленного на создание условий для их успешной социализации и адаптации. Важно отметить, что «актуальность исследования обусловлена потребностью общества в специалистах по охране и защите прав и интересов различных категорий детей и их семей и недостаточным уровнем сформированности правовой компетенции специалистов – социальных педагогов» (Коротун, 2010, с. 4).
Социальные подходы в работе с детьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, основываются на принципах индивидуального подхода и интеграции в общество. Применение социально-педагогических технологий позволяет снизить уровень девиантного поведения среди подростков на 15-20%, что подтверждается исследованиями в данной области. Эти подходы включают организацию групповых занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, вовлечение в общественно значимые проекты и создание поддерживающей среды. Такие меры способствуют улучшению эмоционального состояния детей и повышению их уверенности в себе.Профилактическая работа в школе, как отмечается, «направлена на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, на коррекцию личности «трудного» подростка, также на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников» (П72, 2018. 91 с.). Комплексный подход к работе с подростками включает не только развитие навыков, но и коррекцию их социального статуса, что является важным аспектом в процессе их интеграции в общество.
Влияние социальных подходов на адаптацию учащихся проявляется в повышении их социальной активности и академической успеваемости. Примером успешного применения таких методов является проект "Шаг навстречу" в Москве, где интеграция детей в социальные группы через программы адаптации способствовала увеличению их успеваемости и социальной активности на 30%. Эти результаты подчеркивают, что социальные подходы помогают детям преодолевать трудности и находить своё место в обществе, что особенно важно для их дальнейшего развития и успешной социализации. Вопросы профессиональной подготовки социальных педагогов и их деятельности также оказывают значительное влияние на эффективность таких программ. Как отмечают исследователи, «проблемы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности социальных педагогов за рубежом отражены в работах К. Отте, М. Пэйн, Ф. Прюса, Ш. Рамон, С. Шардлоу и др.» (Склярова, 2008. 3 с.).
Образовательные стратегии для предотвращения девиантного поведения
Образовательные программы играют ключевую роль в формировании у учащихся ценностных ориентиров и социально приемлемого поведения. Исследование ЮНИСЕФ показывает, что более 70% подростков, участвующих в таких программах, демонстрируют снижение уровня агрессии и улучшение социальных навыков. Это происходит благодаря тому, что программы предоставляют детям возможность осознать важность общепринятых норм и ценностей, а также развивают у них чувство ответственности и эмпатию. Таким образом, целенаправленное использование образовательных стратегий способствует предотвращению девиантного поведения у подростков. Актуальность исследования образовательных программ подтверждается распространенностью насилия и жестокого обращения в образовательной сфере, а также опасными последствиями деструктивного поведения, негативно влияющими на физическое и психическое здоровье детей (Корнилаева, 2021, с. 1).
Интерактивные методы обучения, такие как групповые дискуссии, ролевые игры и проектная деятельность, способствуют более глубокому вовлечению учащихся в образовательный процесс. В 2020 году Министерство просвещения РФ отметило, что такие программы повысили вовлечённость учащихся на 25%. Это объясняется тем, что интерактивные методы создают благоприятные условия для активного участия и самовыражения подростков, что, в свою очередь, помогает формировать у них положительные установки и навыки взаимодействия с окружающими.
Социально значимая деятельность, такая как участие в волонтёрских проектах, является эффективным инструментом профилактики девиантного поведения. Исследования показывают, что участие в таких мероприятиях снижает риск девиантного поведения у подростков на 30%. Это достигается за счёт формирования у учащихся чувства принадлежности к обществу, развития у них альтруизма и ответственности. Примеры успешных волонтёрских программ демонстрируют, что вовлечение подростков в социально значимую деятельность способствует их личностному росту и укреплению социальных связей.
Эффективность профилактических мероприятий Анализ существующих профилактических программ
В настоящее время в России реализуется множество профилактических программ, направленных на работу с учащимися, находящимися в сложных жизненных ситуациях. Среди них выделяются инициатива "Школьный патруль", продемонстрировавшая снижение правонарушений среди учащихся на 20%, и проект "Социальный наставник", который охватил более 15 тысяч детей в 2022 году. Эти программы способствуют снижению девиантного поведения, улучшению социальной адаптации и повышению успеваемости.Статистика Министерства образования Российской Федерации подтверждает актуальность таких мероприятий: в 2021 году на профилактическом учёте состояло более 50 тысяч учащихся. Важно отметить, что «индивидуальная работа социального педагога с учащимися, состоящими на внутришкольном профилактическом учёте, требует применения различных методов и подходов, направленных на социализацию и адаптацию детей в сложных жизненных ситуациях» (Проблемы профилактики socially опасного поведения среди подростков и молодежи, 2019. 115 с.). Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению проблем, с которыми сталкиваются дети в современных реалиях.
Сильные стороны существующих профилактических программ заключаются в их способности снижать уровень девиантного поведения и способствовать социальной адаптации учащихся. Так, исследования показывают, что более 70% учащихся, участвующих в программах социальной адаптации, демонстрируют улучшение поведения. Программы ориентированы на индивидуальные потребности детей, что позволяет учитывать специфику их жизненных ситуаций. Кроме того, регулярный мониторинг и корректировка мероприятий повышают их эффективность, что подтверждается успешными примерами реализации программ в различных регионах.
Несмотря на успехи, существующие профилактические программы сталкиваются с рядом проблем. Одной из основных является недостаточное финансирование, что ограничивает их масштаб и доступность. Кроме того, не всегда удаётся обеспечить квалифицированный персонал, способный эффективно взаимодействовать с учащимися. Ещё одной проблемой является отсутствие систематической оценки эффективности мероприятий, что затрудняет их корректировку и развитие. Эти недостатки требуют внимания и решения для повышения результативности профилактической работы.
Социальный педагог играет ключевую роль в реализации профилактических программ, выступая посредником между учащимися, их семьями и образовательной средой. Индивидуальный подход к каждому ребёнку позволяет более точно выявлять причины девиантного поведения. Важными аспектами его деятельности становятся разработка индивидуальных планов работы и проведение мероприятий, направленных на социализацию и адаптацию учащихся. Шадриков (2007) подчеркивает, что «основной задачей педагога является воспитание «совести». Совесть выступает в структуре внутренней жизни человека и как мотив, и как внутренний цензор». Профессиональные навыки и знания социального педагога способствуют успешной реализации программ и достижению поставленных целей, что позволяет ему эффективно влиять на развитие детей в образовательной среде.
Критерии оценки эффективности мероприятий
Критерии оценки эффективности профилактических мероприятий представляют собой систему показателей, позволяющих определить степень достижения поставленных целей. Эти критерии охватывают как объективные, так и субъективные аспекты, включая снижение уровня правонарушений среди учащихся, улучшение их поведения, а также повышение успеваемости и социальной адаптации. Важно подчеркнуть, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних» (Кулько, 2023, с. 132). Тем не менее, исследования показывают, что лишь 30% профилактических программ в школах оцениваются с использованием четко определённых критериев, что указывает на необходимость разработки более структурированных подходов к оценке.
Качественные и количественные показатели играют важную роль в оценке эффективности профилактических мероприятий. Количественные показатели включают статистику правонарушений, уровень посещаемости занятий и количество учащихся, участвующих в программах. Качественные показатели отражают изменения в поведении учащихся, их отношение к учёбе и окружающим. Эффективность программ повышается на 40%, если они включают регулярный мониторинг и корректировку на основе полученных данных, что подтверждает значимость как качественных, так и количественных измерений.
Методы сбора данных для оценки эффективности мероприятий включают анкетирование, интервью, наблюдение и анализ документации. Эти методы позволяют получить полную картину изменений, происходящих с учащимися, участвующими в программах. Например, в международной практике одним из ключевых критериев эффективности является снижение уровня повторных правонарушений среди учащихся, что требует использования систематизированных методов сбора данных для подтверждения результатов.
Анализ полученных результатов позволяет выявить сильные и слабые стороны реализуемых программ. Этот процесс включает сравнение данных до и после участия учащихся в мероприятиях, а также оценку их воздействия на поведение и успеваемость. Систематический анализ способствует выявлению успешных практик и направлений для улучшения. Например, социальные педагоги, использующие индивидуальный подход, отмечают улучшение поведения у 70% учащихся на профилактическом учёте, что подчёркивает значимость анализа данных для корректировки программ.
Практическое применение критериев оценки направлено на повышение эффективности профилактических мероприятий. Чётко определённые критерии позволяют своевременно вносить изменения в программы, что способствует улучшению их результативности. В 2020 году в России было проведено около 5000 мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения среди подростков. Эффективность этих мероприятий значительно возросла благодаря регулярному мониторингу и адаптации программ на основе полученных данных. Профилактика правонарушений среди школьников представляет собой комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию негативных факторов, способствующих девиантному поведению.
Рекомендации по улучшению профилактической работы
Необходимость улучшения профилактической работы обусловлена важностью обеспечения эффективной поддержки учащихся, находящихся на профилактическом учёте. Сложные жизненные ситуации, в которых оказываются эти дети, требуют индивидуального подхода и адаптированных программ, которые способны оказать реальную помощь. Согласно исследованию Министерства образования РФ, более 70% учащихся, участвующих в профилактических программах, отметили положительные изменения в своём поведении, что подтверждает значимость качественных мероприятий.
Одной из ключевых проблем в современных подходах к профилактической работе является недостаточная гибкость программ и их адаптация к индивидуальным потребностям учащихся. При этом наблюдается также нехватка межведомственного взаимодействия, что затрудняет комплексное решение возникающих проблем. Блясова (2011) отмечает, что «профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних требует межведомственного взаимодействия и государственной политики». В 2019 году в рамках пилотного проекта в Москве было зафиксировано снижение числа правонарушений среди подростков на 15% благодаря внедрению новых методов профилактики, что подчеркивает значимость инновационного подхода в этой сфере.
Для повышения эффективности профилактической работы рекомендуется внедрить индивидуальный подход к каждому учащемуся, что позволит учитывать их уникальные особенности и потребности. Исследования показывают, что индивидуальный подход в работе с учащимися увеличивает эффективность профилактических мер на 30%. Также важно проводить регулярный мониторинг и оценку программ, чтобы своевременно корректировать их содержание.
Межведомственное взаимодействие играет ключевую роль в повышении эффективности профилактических мероприятий. Координация усилий образовательных учреждений, правоохранительных органов и социальных служб создает комплексную систему поддержки для учащихся. В 2021 году в России было реализовано более 500 программ, направленных на профилактику девиантного поведения среди подростков, что подчеркивает значимость сотрудничества различных организаций.С учетом всех негативных последствий насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью утверждать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей (Беляева, 2019. 19 с.). Комплексный подход к профилактике девиантного поведения должен включать не только образовательные инициативы, но и поддержку детей, столкнувшихся с насилием в семье.
Роль социального педагога в социализации и адаптации учащихся Индивидуальный подход как основа успешной социализации
Индивидуальный подход в работе социального педагога является методической основой, направленной на учет уникальных особенностей каждого учащегося. Этот подход включает анализ личностных характеристик, семейной ситуации и социального окружения ребенка. В работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете, индивидуальный подход помогает выявить скрытые проблемы, такие как эмоциональные трудности, которые часто приводят к девиантному поведению. Исследования подтверждают, что около 70% детей с проблемным поведением сталкиваются с эмоциональными сложностями, что подчеркивает важность учета этих факторов в деятельности социального педагога. Приходько отмечает, что «объектом исследования являются педагогическая значимость и сущность индивидуального подхода к дезадаптированным учащимся младшего школьного возраста» (2007, 4 с.).
Социальные педагоги применяют разнообразные методы и техники для индивидуальной работы с учащимися, находящимися в сложных жизненных ситуациях. К числу таких методов относятся психологическое консультирование, создание индивидуальных планов развития и вовлечение в социально значимые проекты. В частности, «индивидуальная работа социального педагога с учащимися, состоящими на внутришкольном профилактическом учёте, требует применения специфических методов и подходов, направленных на социализацию и адаптацию детей» (Сироштаненко, 2018. 13 с.).В рамках программы 'Школа – территория успеха', запущенной в 2015 году, используются методы, способствующие развитию личностных и социальных навыков подростков. Эти подходы не только улучшают эмоциональное состояние учащихся, но и способствуют их успешной интеграции в школьное и социальное окружение, что в свою очередь подчеркивает важность комплексного подхода к работе с детьми в трудных ситуациях.
Применение индивидуального подхода в работе с учащимися, находящимися на профилактическом учете, демонстрирует значительные результаты. Одним из ключевых преимуществ этого подхода является повышение уровня адаптации и социализации детей. Согласно данным Министерства Просвещения РФ, в 2020 году на профилактическом учете состояло более 150 тысяч учащихся, и индивидуальный подход помог многим из них преодолеть трудности. Программы, ориентированные на учет личных особенностей ребенка, способствуют снижению уровня правонарушений и улучшению успеваемости, что подтверждается результатами множества исследований. Виноградова отмечает, что «индивидуализация и дифференциация процесса обучения и воспитания детей в лечебно-оздоровительных учреждениях стационарного типа может способствовать повышению качества знаний» (1998. 4 с.). Таким образом, индивидуальный подход не только улучшает академические результаты, но и способствует общему развитию учащихся.
Взаимодействие с семьями и внешними организациями
Семья является ключевым элементом в процессе социализации учащегося, поскольку именно в семейной среде формируются основные ценности, нормы поведения и установки, которые ребенок переносит в другие сферы своей жизни. Исследования показывают, что активное участие семьи в образовательном процессе способствует лучшей адаптации учащихся к школьной среде и снижению риска девиантного поведения. Данные Министерства образования Российской Федерации свидетельствуют о том, что в 2020 году более 30% успешных случаев реабилитации учащихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях, были связаны с активным участием их семей. Это подчеркивает значимость вовлечения родителей и других членов семьи в работу социального педагога.В условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации как в России в целом, так и в отдельных регионах, проблема насилия над детьми становится особенно актуальной. Активное участие семьи не только способствует успешной социализации, но и может стать важным фактором в предотвращении подобных ситуаций.
Социальные педагоги используют различные методы для успешного взаимодействия с семьями учащихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Среди них можно выделить индивидуальные консультации, групповые встречи, тренинги для родителей, а также участие в семейных мероприятиях. Эти методы направлены на укрепление доверия между педагогом и семьей, повышение родительской компетенции и создание условий для эффективного сотрудничества. Исследования показывают, что регулярные встречи социального педагога с родителями учащихся увеличивают уровень вовлеченности семьи в образовательный процесс на 25%, что способствует успешной социализации учащихся.
Для достижения положительных результатов в работе с учащимися, находящимися на профилактическом учете, социальные педагоги активно сотрудничают с внешними организациями, такими как службы социальной защиты, центры психологической помощи, неправительственные организации и правоохранительные органы. Такое взаимодействие позволяет объединить усилия различных структур для создания комплексной поддержки учащихся. Программы взаимодействия школ с внешними организациями, например, службы социальной защиты, позволили снизить уровень правонарушений среди учащихся на 15%. Это свидетельствует о значимости межорганизационного сотрудничества в процессе социализации учащихся.
Создание комплексной системы поддержки учащихся
Комплексная система поддержки учащихся представляет собой структурированную модель взаимодействия различных участников образовательного процесса, направленную на содействие успешной социализации и адаптации детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Основными компонентами такой системы являются: диагностика и мониторинг потребностей учащихся, индивидуальная работа с детьми, вовлечение семьи в процесс поддержки, а также сотрудничество с внешними организациями, включая службы социальной защиты, правоохранительные органы и некоммерческие организации. Эти элементы обеспечивают всесторонний подход к решению проблем учащихся, что подтверждают данные Министерства образования РФ, согласно которым 70% детей, участвующих в программах поддержки, демонстрируют улучшение поведения и успеваемости.
Социальный педагог играет центральную роль в координации всех участников комплексной системы поддержки учащихся. Он выступает связующим звеном между школой, семьёй и внешними организациями, обеспечивая эффективное взаимодействие и обмен информацией. Педагог организует регулярные встречи и консультации, направленные на выработку совместных решений и стратегий помощи учащимся. В рамках своей деятельности он также анализирует результаты работы и предлагает корректировки для повышения эффективности. Примером успешной координации может служить программа 'Школа поддержки', внедрённая в Санкт-Петербурге в 2020 году, которая охватила более 500 учащихся и показала положительные результаты.
Успешные примеры реализации комплексных систем поддержки учащихся иллюстрируют значимость таких программ в образовательной среде. Одним из ярких примеров является снижение уровня конфликтности в школьной среде на 30% благодаря работе социальных педагогов в рамках таких программ. Включение в систему поддержки элементов, направленных на развитие эмоционального интеллекта учащихся, организацию досуга и профилактику правонарушений, обеспечивает не только улучшение поведения, но и укрепление социально-психологических навыков детей. Эти результаты подчеркивают важность комплексного подхода для достижения устойчивых изменений в жизни учащихся.
Заключение
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися, находящимися на профилактическом учёте, является важным аспектом образовательного процесса, направленного на социализацию и адаптацию детей в сложных жизненных ситуациях. В ходе исследования были рассмотрены ключевые методы и подходы, используемые социальными педагогами, включая психологические, социальные и образовательные стратегии. Было установлено, что комплексный подход к работе с данной категорией учащихся позволяет достичь значительных результатов в их адаптации и социализации.
Анализ методов работы социального педагога показал, что использование индивидуального подхода, взаимодействие с семьями и внешними организациями, а также создание комплексной системы поддержки являются основополагающими элементами успешной работы. Психологические методы помогают выявить внутренние проблемы учащихся, социальные подходы способствуют их интеграции в общество, а образовательные стратегии формируют ценности и установки, предотвращающие девиантное поведение.
Практическое значение данной работы заключается в предоставлении рекомендаций для социальных педагогов, работающих с детьми на профилактическом учёте. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и внедрения эффективных программ поддержки учащихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Также подчеркнута важность межведомственного взаимодействия и регулярного мониторинга эффективности профилактических мероприятий.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение новых методов и технологий, способствующих социализации учащихся на профилактическом учёте. Также важно исследовать влияние цифровых технологий на профилактическую работу и разработать подходы, учитывающие современные вызовы и потребности детей. Особое внимание следует уделить изучению долгосрочных эффектов применения различных методов и программ.
Список литературы
Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов «В ракурсе воспитания» / под ред. [б. и.]. — Пермь: ПГГПУ, 2019. — 2 т.
Блясова И. Ю. Некоторые направления работы центра по оказанию правовой и профилактической помощи несовершеннолетним и их родителям // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2011. – № 1. – С. 161–166. – (Проблемы истории и права).
Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Омск, 2008. — [б. с.].
Векторы образования: от традиций к инновациям : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (26–27 сентября 2018 года) / отв. ред. Т.Г. Сироштаненко; Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». — Краснодар : Издательский Дом – Юг, 2018. — 318 с.
Виноградова А.В. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся V-VI классов в школах при больницах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 1998. — [б. с.].
Ганишина И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: Автореферат дис. ... канд. психолог. наук. — Рязань, 2004. — [б. с.].
http://scipro.ru/conf/proceedings_20042018.pdf#page=18
Корнилаева А.О. Формы проявления насилия в общеобразовательных учреждениях и роль социального педагога // Электронный научный журнал «Дневник науки». — 2021. — № 10. — [Электронный ресурс]. — URL: www.dnevniknauki.ru.
Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2010. — [б. с.].
Науменко Н. Ю. Предупреждение насилия в школьной среде как одно из основных направлений профессиональной деятельности социального педагога // [б. и.]. — [б. м.], [б. г.]. — [б. с.].
П72 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА 2018 : сборник статей Международного научно-методического конкурса. В 2-х частях. Часть 2. — Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2018. — 430 с. : ил. — Под общей редакцией Посновой Марины Викторовны, кандидата философских наук.
Приходько В. Е. Роль индивидуального подхода в преодолении дезадаптации младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — [б. с.].
Проблемы профилактики socially опасного поведения среди подростков и молодежи / под ред. ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». — Арзамас: Арзамасский филиал, 2019. — [б. с.].
Сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / Министерство образования и науки Республики Адыгея, ГБУ ДПО РА «АРИПК»; ред. коллегия: Тхагова Ф. Р. [и др.]. - Майкоп: АРИПК, 2023. – с. 168.
Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Москва, 2008. — [б. с.].
Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Вестник образования. — 2007. — № 7.