СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Индивидуальная траектория профессионального самосовершенствования молодого педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновация в системе непрерывного образования, которая способствует определению перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации

Просмотр содержимого документа
««Индивидуальная траектория профессионального самосовершенствования молодого педагога»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Зеленокумска

Советского района» Ставропольского края











«Индивидуальная траектория
профессионального самосовершенствования молодого педагога»















Разработчик:

Демчинская Ирина Александровна

должность: учитель начальных классов















г. Зеленокумск, 2021 год

Содержание




Пояснительная записка 3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности учащихся 6

Глава 2. Дорожная карта «Индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования молодого педагога». 11

Заключение 15

Библиографический список 16

Приложение 1 17

Приложение 2 19

Приложение 3 22

Приложение 4 33

Приложение 5 43

Приложение 6 48

Приложение 7 53















Пояснительная записка



Человек, который получает высшее образование сегодня и прекращает учиться завтра, послезавтра становится необразованным.

Ньютон Бейкер.

Не редко, философствуя наедине с собой, задаешься вопросом: «Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись?» Каждому когда - то приходится отвечать на эти вопросы. Вот и я стала не исключением.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимала, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем… учительство — часть моей жизни. Мне нравится быть учителем. Я сделала свой выбор и считаю его правильным. 

Устроившись на работу в МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска» я поняла, что в большей степени я обладаю только теоретической подготовкой. В начале своего профессионального пути я столкнулась с определенными вопросами и трудностями, связанными с практической деятельностью, ведь как оказалось теоретические знания не всегда можно применить на практике. Но благодаря атмосфере  взаимовыручки, взаимопомощи и понимания опытных специалистов, возникающие проблемы постепенно решились.


Моя задача – обучать, развивать и воспитывать.

Моя цель – обучаться и развиваться.

Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни.

Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.

Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь». И чтобы добиться хороших результатов необходимо определить для себя цель, поставить задачу и двигаться по заданному направлению.

Тема самообразования: «Формирование коммуникативной компетентности на основе познавательной деятельности, как условие развития успешности у детей младшего школьного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлен тем, что младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование  коммуникативной компетентности учащихся – главная задача учебно-воспитательного  процесса в  школе.

Гипотеза: процесс развития коммуникативной компетенции у младших школьников будет протекать более эффективно, если в учебном процессе будут реализованы следующие педагогические условия:

  • обогащение содержания образования  ситуациями социального взаимодействия;

  • использование в учебном процессе элементов технологии уровневой дифференциации, личностно- ориентированного подхода;

  • выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность школьников;

  • систематический мониторинг уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся, направленный на выявление соответствия учебного процесса предполагаемому результату, конечной цели обучения.

Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Цель: теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения

Задачи:

  • Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников

  • Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников

  • Спроектировать  модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.

Объект:  процесс развития коммуникативной компетенции у младших школьников

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Перечень ожидаемых результатов:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;

  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

  • повышение качества преподаваемых предметов;

  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Сроки реализации: 2019-2023 год

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая)


Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности учащихся


Постоянное самосовершенствование педагога не знает границ. Стремление реализовать поставленные цели и задачи является движущим звеном в цепочке педагогической деятельности.

Мир не стоит на месте, а стремительно прогрессирует, тем самым, мотивируя, на изучение нового, неизведанного. Ведь, педагог должен быть мобильным и идти в ногу со временем.

Самообразование имеет цель, задачу и направление. Связано это в первую очередь, с повышением квалификации и непрерывным обновлением педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС нового поколения. [4, 204 - 205 с.]


Направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания);

  • психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);

  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

  • правовое;

  • эстетическое (гуманитарное);

  • историческое;

  • иностранные языки;

  • политическое;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • охрана здоровья;

  • интересы и хобби…

Формы самообразования можно поделить на две группы:

  • индивидуальная - инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

  • групповая - методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации.

Формы организации самообразования:

  • Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

  • Получение второго высшего образования или второй специальности - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

  • Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы - возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

  • Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

  • Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Рассмотрим наиболее более часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

  • Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Преимущества:

  • возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

  • Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;

  • время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;

  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

  • Получение второго высшего образования или второй специальности.

Преимущества:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

  • Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;

  • дороговизна обучения.

  • Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Преимущества:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;

  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

  • Недостатки:

  • чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;

Индивидуальная работа по самообразованию включает в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

  • Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;

  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Преимущества:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

  • методическая помощь является персональной и адресной;

попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Основные методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;

  • участие во всех формах методической работы училища;

  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;

  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;

  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;

  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Источники самообразования:

  • телевидение;

  • газеты, журналы;

  • литература ;

  • Интернет;

  • видео, аудио информация;

  • семинары и конференции;

  • мастер-классы;

  • мероприятия по обмену опытом;

  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

  • курсы повышения квалификации. [6, 87 - 92 с.]

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего, на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, на повышение методического мастерства. Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности педагогических работников [2, 91 с.]




Выводы по первой главе


Выбранная тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования обучающихся, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня. [7, 34 с.]

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы, авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования, новые формы, методы и приемы для улучшения образовательного процесса, доклады, выступления, дидактические, наглядные материалы, тесты, методические рекомендации по применению новой информационной технологии, проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы, проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). [1, 176 с.]

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе самообразования имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.


Глава 2. Дорожная карта «Индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования молодого педагога».



Готовясь к уроку, разрабатывая внеклассное мероприятие, педагог должен изучить соответствующую литературу, ознакомиться с передовым опытом, поставить цель и выбрать способ реализации.

Начинающему педагогу работа по самосовершенствованию позволит конкретизировать знания, учиться на опыте коллег, найти эффективные, приоритетные для себя приемы и методы работы, а так же, овладеть диагностической и исследовательской деятельностью.



Этапы деятельности по самообразованию:

1 этап – диагностический предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ  профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы,  выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов);

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;  знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;  накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме;

3 этап – практический, во время которого происходит  адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов; 

4 этап -  обобщающий (или итогово-контрольный), на нем  педагог проводит анализ своей  самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. [5, 56 с.]

Длительность этапов зависит непосредственно, от сложности темы,  глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам. Темы для самообразования  подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы



Таблица 1

Дорожная карта траектории профессионального самосовершенствования молодого педагога

Содержание работы

Сроки

выполнения

Ожидаемый

результат

Профессиональное направление

1

Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности.

2019-2021

Повышение качества преподавания предметов

2

Знакомство с новыми педагогическими технологиями.

регулярно

Разработка новых форм, приёмов обучения.

3

Разработка рабочих программ по предметам

ежегодно

Размещение

программы по курсу

«Начальная школа»

на сайте

школы

Психолого-педагогическое направление

1

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.

регулярно

Повышение качества преподавания предметов

Методическое направление

1

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

2019-2023

Анализ и самоанализ уроков

2

Участие в работе школьного МО учителей начальных классов

регулярно




Участие в работе школьного ШМО.

3

Участие в работе районного РМО учителей изобразительного искусства

2020

Участие

4

Участие в открытом конкурсе детских рисунков «Дари добро!»

2020

Участие

5

Участие в работе районного РМО учителей изобразительного искусства

2021

Участие

6

Прохождение диагностики педагогических компетенций

2020

Участие

7

Участие на районном семинаре учителей начальных классов

2020

Участие

8

Участие во Всероссийском съезде учителей предметной области «Искусство»

2020

Участие

9

Прохождение обучения по повышению квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»

2020

Участие

10

Прохождение обучения по повышению квалификации « Формирование и развитие педагогической ИКТ - компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта»

2020

Участие

11

Прохождение обучения по повышению квалификации «Обработка персональных данных в образовательных организациях»

2020

Участие

12

Участие в краевом конкурсе

«Калейдоскоп идей»

2021

Призовое место

13

Региональный этап Всероссийского конкурса  «Педагогический дуэт- 2021»

2021

Участие

14

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2021-2023

Анализ уроков

15

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2020-2023

Самоанализ своей деятельности

Информационно-компьютерные технологии.

1

Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

2021-2023

Открытые уроки с использованием

ИКТ

2

Создать виртуальный факультатив для учащихся

2023

Факультатив «Хочу знать!»

Охрана здоровья.

1

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

регулярно

Физкультми

нутки, гимнастика для глаз

2

Вести здоровый образ жизни.

регулярно

Экскурсии, выставки, музеи, концерты



Анализ достигнутых результатов:


Мой педагогический путь только начат и полностью проанализировать его, можно будет не сразу, со временем. На данном этапе, я могу смело сказать — я горжусь собой, своими достижениями! Попав в школу, я поняла, что вдохнула полной грудью настоящую жизнь, яркую и полноценную. Школа - самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый ученик – это строитель будущего, а учитель - в ответе за их будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить учащимся свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.

Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.  И я не собираюсь останавливаться, ведь столько еще нужно осуществить!





Вывод по второй главе

Индивидуальная образовательная траектория определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями педагога. При проектировании маршрута педагогу должна оказываться консультативная помощь и предоставляться информация о возможностях методической работы в учреждении и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности на рабочем месте и вне учреждения с использованием Интернет – ресурсов. И еще раз подчеркну, что Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач. В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут, ведь Проектирование и реализация собственного индивидуального образовательного маршрута становится для педагога ситуацией «проживания инноваций», обеспечивает возможность самоопределения, самообразования, саморазвития, самореализации, удовлетворения личных потребностей с возможностью планировать свое время в соответствии с образовательными запросами и возможностями. [8, 41 с.]








Заключение

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. [3, 124 - 135 с.]

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Анализируя литературу, можно увидеть множество точек зрения на определение понятия «коммуникативная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

Использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.

Если учитель будет проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута.


Библиографический список

  1. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению/ А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2016. - 176 с.
  2. Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2016. - 91 с.
  3. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2017. - 124-135 с.
  4. Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. - 204 - 205 с.
  5. Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учеб.-метод. пособие / Е.М. Пахомова, Л.Н. Дуганова.- М.: АПКиППРО, 2014. - 56 с.
  6. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2004.- № 1. - 87 - 92 с.
  7. Сабирова, Г.Б. Значение самообразования / Г. Б. Сабирова // Специалист.—2004.—№9. - 34 с.
  8. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014. - 41 с.





Приложение 1



Таблица 1

Дорожная карта траектории профессионального самосовершенствования молодого педагога

Содержание работы

Сроки

выполнения

Ожидаемый

результат

Профессиональное направление

1

Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности.

2019-2021

Повышение качества преподавания предметов

2

Знакомство с новыми педагогическими технологиями.

регулярно

Разработка новых форм, приёмов обучения.

3

Разработка рабочих программ по предметам

ежегодно

Размещение

программы по курсу

«Начальная школа»

на сайте

школы

Психолого-педагогическое направление

1

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.

регулярно

Повышение качества преподавания предметов

Методическое направление

1

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

2019-2023

Анализ и самоанализ уроков

2

Участие в работе школьного МО учителей начальных классов

регулярно



Участие в работе школьного ШМО.

3

Участие в работе районного РМО учителей изобразительного искусства

2020

Участие

4

Участие в открытом конкурсе детских рисунков «Дари добро!»

2020

Участие

5

Участие в работе районного РМО учителей изобразительного искусства

2021

Участие

6

Прохождение диагностики педагогических компетенций

2020

Участие

7

Участие на районном семинаре учителей начальных классов

2020

Участие

8

Участие во Всероссийском съезде учителей предметной области «Искусство»

2020

Участие

9

Прохождение обучения по повышению квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»

2020

Участие

10

Прохождение обучения по повышению квалификации « Формирование и развитие педагогической ИКТ - компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта»

2020

Участие

11

Прохождение обучения по повышению квалификации «Обработка персональных данных в образовательных организациях»

2020

Участие

12

Участие в краевом конкурсе

«Калейдоскоп идей»

2021

Призовое место

13

Региональный этап Всероссийского конкурса  «Педагогический дуэт- 2021»

2021

Участие

14

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2021-2023

Анализ уроков

15

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2020-2023

Самоанализ своей деятельности

Информационно-компьютерные технологии.

1

Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

2021-2023

Открытые уроки с использованием

ИКТ

2

Создать виртуальный факультатив для учащихся

2023

Факультатив «Хочу знать!»

Охрана здоровья.

1

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

регулярно

Физкультми

нутки, гимнастика для глаз

2

Вести здоровый образ жизни.

регулярно

Экскурсии, выставки, музеи, концерты



Приложение 2



Результаты наставнической деятельности

Карточка оценки молодого педагога



Молодой специалист: Демчинская И.А.

Должность: учитель начальных классов

Наставник: Картунова Н.А.

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 22 года

Таблица 2

Сентябрь 2019

Февраль 2020

Ноябрь 2020

1. Выполнение порученной работы

(справляется ли за установленное время?)

На работу затрачивается гораздо меньше времени, чем это диктуется опытом или планом.

Строго следит за временем, отведенным на выполнение задания.

Не отступает от плана

Учитель - активный участник школьного методического объединения

2. Качество работы

(насколько тщательно, точно, добросовестно выполняется, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точка зрения руководителя)

Замечания по методике ведения урока имеются. Прислушивается к указаниям наставника. Критику воспринимает адекватно.

Замечания по методике выполнения урока нет.

Учитываются указания и точка зрения наставника по целесообразности применения того или иного методического приема. Критику воспринимает адекватно.

На занятиях внеурочной деятельности отмечается положительная эмоциональная составляющая.

3. Уровень профессиональной подготовки

(хорошо ли учитель ориентируется в своей деятельности, обладает ли достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей)

Знания своей деятельности хорошие, но профессиональные навыки развиты недостаточно.

Знания своей деятельности хорошие, постоянно развивает профессиональные навыки через занятия в «Школе молодого педагога», посещение учебно — тренировочных занятий наставника и других коллег. Проходит обучение в институте, на 5 курсе.

Планируемые результаты соответствуют типу урока. Цель и результаты обсуждаются и формируются в диалоге.

4. Совместная работа

(сотрудничает ли с коллегами при решении задач, готов ли делиться знаниями и умениями, консультируется ли у других)

Всегда эффективно сотрудничает с другими педагогами в процессе педагогической деятельности.

Всегда эффективно сотрудничает с другими педагогами в процессе педагогической деятельности.

Всегда эффективно сотрудничает с другими педагогами в процессе педагогической деятельности.

5. Способность к деловому общению

( умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника)

Речь хорошо воспринимается, убедительна; умеет слушать собеседника, стремится достичь полного взаимопонимания.

Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примерам для подражания.

Речь учителя обогащает учебный материал. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся.

6. Особенности поведения во время проведения урока

(умеет ли удерживать внимание обучающихся и поддерживать дисциплину в классе)

Недостаточно владеет вниманием обучающихся при объяснении материала, не умеет поддерживать рабочую обстановку в течение всего занятия.

Объяснение учителя хорошо воспринимается обучающимися, в течение урока поддерживается деловая рабочая атмосфера.

Учитель ведет уроки в оптимальном темпе. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

7. Самостоятельность

( может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи)

Без посторонней помощи выполняет порученную работу.

Без посторонней помощи выполняет порученную работу..

Творчески подходит к решению профессиональных вопросов.

8. Умение доводить начатое дело до конца

Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля.

Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля.

Учитель дисциплинирован.

9. Умение общаться с родителями учащихся

(воспринимается ли он родителями обучающихся как привлекательная, заслуживающая доверия персона)

Общение с родителями происходит эпизодически, неуверенно, педагогическая позиция в отношении ребенка не всегда согласованная.

Налажено доверительное общение с родителями обучающихся, существует единство педагогических требований с семьей ребенка.

Родители учеников постоянные помощники учителя.



Оценка проведена наставником на основании посещения учебно — тренировочных занятий, личных бесед с молодым педагогом.









Учитель начальных классов ___________ Картунова Н.А.


Приложение 3


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ








РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА


по литературному чтению

«И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

3 класс. УМК «Школа России».










Учитель начальных классов: Демчинская И.А.



Зеленокумск, 2020 год


Цель:

  1. Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»


Задачи:

Образовательные:

  1. Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

  2. Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

  1. Находить мораль в произведении;

Развивающие:

  1. Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

  2. Развивать память внимание, речь учащихся;

  3. Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

  4. Обогащать словарный запас учащихся;

  5. Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению;

  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;


Оборудование:

персональный компьютер, медиапроектор;

магнитная доска.


Дидактический материал

  • Портрет И.А.Крылова;

  • Иллюстрации к басням И.А.Крылова;

  • Карточки с заданиями;


Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2014); презентация








Ход урока.

1. Организационный момент (учащиеся хором говорят стихи).

Стали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. От ваших улыбок стало светлее в классе. Я желаю всем вам хорошего настроения.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте текст, определите его жанр. (это небылица)

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

- Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).

- Прочитайте небылицу быстро.

3. Проверка домашнего задания.

- Начинаем урок литературного чтения. Дети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».

-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения.(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)

Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»

А. А. Фет «Весенняя гроза»

А. С. Пушкин «Зреет рожь»

И. З. Суриков «Зимний вечер»

-К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)

- Дети, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)

- Ребята, на прошлом уроке мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.

- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради. Прочитайте правильную последовательность событий в сказке. (Дети читают по очереди) Молодцы!

  • Постановка цели. Актуализация знаний.

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)


 Кроссворд на доске.

-Ребята, слушаем первый вопрос.

Вопросы: 

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Как зовут молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня).

  • Выведение темы урока.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.

- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»)

- А кто является автором этих басен?(И. А. Крылов)



-Сможете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова»)

- Правильно ребята ,знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»

( открыть доску)

- А познакомиться с басней Крылова-значит стать умнее, узнать что-то новое о себе и людях.

-В соответствии с темой поставьте себе задачи на урок.

На доске опорная запись:

1) Я узнаю…

2) Я научусь...

(Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.)

6. Изучение нового материала. (учитель подходит к компьютеру)

1.) Знакомство с биографией писателя.

- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

( Слайд 1-2 - портрет писателя)

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру?(добрым, спокойным, мудрым)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.

(Слайд 3- памятник писателю)

- Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке.

(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики)

И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца у них ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской библиотеке. Он написал более 200 басен.

-Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. И даже императоры Александр1 и Николай2 ими зачитывались.

2.) Подготовка к восприятию нового произведения.

-Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова, давайте вспомним, что же мы знаем о басне? (выслушать детей)

(Слайд 4- определение басни)

- Кто главные герои басен?(животные)

-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)

3.) Словарная работа. (Слова написаны на доске).

- И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл.


  • Мартышка – маленькая обезьяна;

  • Дюжина – 12;

  • Полдюжины – 6;

  • Темя – верхняя часть головы;

  • Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;

  • Невежда - необразованный человек;

  • К худу клонит – к плохому клонит;

  • Познатней – побогаче, выше титулом;

  • Невежа – грубый, невоспитанный человек.

- Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней.

4.) Прогнозирование содержания.

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?(о мартышке)

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели?

- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)

Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

5.) Чтение нового произведения.

- Откройте учебник на стр. 134

-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

-Чтение басни учителем.

- Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)

6. Работа над содержанием басни.

    • Чтение басни детьми.

-Детки, сейчас вы сами прочитайте басню самостоятельно в полголоса и ответьте на вопрос: «Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» (герои басни)

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?

- Почему мартышка решила, что ее обманули?

-Кто виноват в том, что очки не действовали?

- Что обычно делают с очками?

2. Работа над языком басни.

- Ребята,найдите слова из басни, которые являются синонимами к словам: купить, обманули, бросила.

На доске:

купить -

обманули -

бросила –

- В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений. Слайд №6.

- Как бы вы могли проще объяснить некоторые выражения, которые встречаются в нашей басне?

- Эти выражения у вас на карточках. Прочитайте их, пожалуйста.

К старости слаба глазами стала. (стала плохо видеть)

Зло не так большой руки. (небольшое зло)

Очков с полдюжины она себе достала. (купила 6 штук)

Очки не действуют никак . ( не помогают)

Слушает людских всех врак. ( слушает обман людей)

И проку на волос нет в них. (нет пользы)

3.Разбор морали.

- Ребята, прочитайте заключительную часть басни.

-Как она называется? (мораль)

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (с необразованностью)

- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)

- Чтение басен обогащает нас знанеием жизни, родного языка.И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться.

  • Выразительное чтение басни по ролям.

- У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям. Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки. (чтение по ролям)

- Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать и поэтому, я предлагаю вам творческое задание. Вы видите иллюстрации к басням Крылова, выполненные художником. А мы сегодня с вами создадим свою выставку.

7. Любимые басни. (слайд№7 - 13)

Дети по слайдам вспоминают басни И.А. Крылова.

8. Итог урока.

-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.

- Что узнали на уроке? (ответы детей)

- Чему научились? (ответы детей)

- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее

9. Домашнее задание.

Выразительно прочитать басню и подготовиться к инсценировке.

9. Рефлексия урока. (Оцените свою работу на уроке, дополнив преджложения)

Я узнал …..

Я научился…

Мне понравилось ….

10. Оценки за урок.

- Спасибо, ребята, за урок.

- Вы молодцы! (выставить оценки самым активным, за чтение басни по ролям)


Приложение 4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ





РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «День народного единства»




Учитель начальных классов: Демчинская И.А.




Зеленокумск, 2020 год


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

  • Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

  • Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и  ко всем, кто стремился к благу России.

  • Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация «День народного единства», музыкальное оформление.


Ход классного часа.


Учитель:

Наша страна с 2005 официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября.

Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник?

Ответ:

Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 г., когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выхода страны из кризиса «Смутного времени».

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их   существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.  У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки  в  федеральный закон «О днях воинской славы ». На основе данного закона 4 ноября считается Днем народного единства.

В пояснительной записке проекта федерального закона «О днях воинской славы»  отмечалось:  

               «4 ноября 1612 года воины  народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

                


«Единство навсегда».


Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!


Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!


Родина и единство… Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала  времена  хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать  кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Трудное время переживала Россия.  Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда.

 

«СМУТНОЕ ВРЕМЯ»

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

1598 г. умер Федор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного). Он был бездетным, и наследовать ему должен был младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что  Дмитрий был убит и что убийцу подослал Борис Годунов, надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности так и произошло: после смерти Федора Иоанновича в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Бояре были не довольны этим. Зная, что бояре не желают ему добра, Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр  знатного рода.

В это же время в России случился сильный голод и моровое поветрие. От них погибло много людей. В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слух, что Дмитрий жив. И действительно, скоро появился в Польше человек, который объявил себя царевичем Дмитрием. Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев, получил поддержку польских панов, католического духовенства, собрал войско, двинулся в Россию, пообещав польскому королю несколько русских областей. В 1604 г. самозванец вступил в Россию.

Города один за другим сдавались ему. В некоторых местах царским воеводам удалось  разбить его, но тут на беду скоропостижно скончался Борис Годунов. Народ счел смерть Годунова божьей карой за похищение престола, и другие города поспешили принять Лжедмитрия царем. Народ встретил его радостно. Вместе с царем из Польши приехали поляки и русские, вели себя буйно, причиняли жителям разные насилия. Этим воспользовались бояре, которым Лжедмитрий уже был не нужен. Бояре решили отделаться от лжецаря. Они распустили слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве прошло восстание, Лжедмитрий был убит.

После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, но спокойствия в стране не восстановилось.

Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила  В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины". 

В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.

 В это время появился еще один царь Дмитрий, вторично спасшийся. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор». В это время явился новый враг – польский король. Сигизмунд III вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, он был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя.  Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава.

Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава

Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла.  Польские отряды расползлись по всей стране. Шведы захватили Великий Новгород. Интервенты рвали страну на части. Гибель России казалась неизбежной…


Польские отряды расползлись по всей стране.

Шведы захватили Великий Новгород.

Интервенты рвали страну на части.

Гибель России казалась неизбежной… 

Великий святитель стал рассылать во все концы России письма, в которых призывал всех людей встать на защиту Родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя.

Узнав об этом, поляки заточили Патриарха Гермогена в тюрьму (башня Чудова монастыря) и заморили его медленной голодной смертью. Но письма его уже разошлись по всей России.

И в этот момент в русских людях заговорило народное чувство, и они решили стать за родную страну против чужеземцев. Из разных мест двинулись русские ополчения к Москве. Во главе их стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Но русское ополчение, пошедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Они взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец.

Первое ополчение распалось, и, казалось бы, некому защитить родную страну. В Нижнем  Новгороде посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым купцом, организовали сбор средств на создание нового ополчения, для спасения родины.

Кузьма Минин считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».  По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества.

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование народного ополчения.

Почти целый год собирали силы русские люди, несли  деньги,  драгоценности,  одежду,  оружие.  Бедняки  срывали  с  груди  кресты. 

И  наконец, в июле 1612 года  ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.  

Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении.  Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.  После победы новый царь возвел его в бояре.

Весной 1612 г. ополченцы выступили в поход, по дороге рати других городов присоединялись к ополченцам. Все двинулись к Москве.

Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей

 Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов, и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков.  Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядко

Два месяца осаждал Москву Пожарский.

26 октября (4 ноября)  интервенты (поляки) открыли ворота Кремля и сдались,  Пожарский с торжеством вступил в город.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Они заговорили о братской любви и жертвенности.  Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего...

 -  сабли.

Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.

Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам. Призыв объединиться шёл из низов общества. Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных слоев: купечество, крестьянство,   дворянство, духовенство, казачество.  Именно ополчение решило судьбу русского государства.

Это была демонстрация воли к независимости,  любви к Родине, умения самоорганизоваться,  когда

нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.

В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818 г. – работа скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835).

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году    Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.


4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери.


Одна из самых чтимых икон в России. На  ней изображён лик Божией Матери, немного наклонённой к левому плечу над головкой Младенца Спасителя. Правой ручкой Спаситель благословляет.   В благословение войску Минина и Пожарского сопутствовала чудотворная икона.  

Долго и горячо молилось всё войско перед этой иконой. Наконец, молитвы были услышаны: 4 ноября 1612 года поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери и хоругвями вошло в Московский Кремль.

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ


Учитель:

- К чему призывает нас этот праздник? 

Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

-В чем состоит суть дня народного единства? 

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества               толерантности, упрочнения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Этот день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.

-Для чего нам нужно единство? 

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА -  дань глубокого уважения к тем  знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть  времена безвластия и укрепить Российское государство

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей  грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей; 

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

«Гордиться  славою  своих  предков не  только  можно, но  и  должно,    не  уважать  оной  есть  постыдное  малодушие,   есть первый  признак  дикости  и   безнравственности». А.С.  Пушкин

Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотизма  в каждом из нас наше Отечество не сможет стать действительно   великой державой.

Будущее страны за вами, сегодняшние школьник.


2. Викторина.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ   


1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

   Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?   

  Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?

    Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?    

  Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.       

     Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
    Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.  О каком Храме идёт речь? 

   Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
    С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы       Пресвятой Богородицы 4 ноября?   

   В 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем    4 ноября?        

День народного единства

                   

«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»


С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ


       Наша история  богата славными датами,  среди которых  победа  народного ополчения  во главе с гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским стала  не только ратным подвигом во имя свободы, но и его будущей мощи  и величия. Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и  в наше время сплотить  россиян.


Приложение 5

Творческая самопрезентация



Добрый день!

Зовут меня Ирина Александровна Демчинская!

Р
одилась 26 сентября 1995 года.



Живу и работаю я в городе Зеленокумске Советского района. Город наш небольшой, но очень красивый и уютный. Я очень люблю гулять по улицам и паркам моего города. Я люблю путешествовать и открывать для себя новые, интересные места. Но я всегда с нетерпеньем жду встречи с любимым городом!




Школа №11 –это моя школа! Моя, потому, что она меня приняла, принял коллектив, который в скором временем, стал семьей, а школа — домом!




В своей работе я стараюсь сделать так, чтобы каждый из моих учеников и их родителей могли также с гордостью сказать: «Это моя школа! Я здесь хозяин!»

Помимо учительской деятельности, я являюсь студенткой 5 курса, Ставропольского Педагогического института. Я считаю, что человек должен учиться всю свою жизнь, ведь мир так интересен и многогранен.





Работать с детьми - это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Но одновременно с этим - огромная ответственность и труд, умноженные на терпение и взаимное уважение. Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их ясные, добрые, любопытные глаза оценивают каждый мой взгляд, жест, поступок. Они многого ожидают от меня!..

Я не просто учитель! Я – первый учитель!

Вы когда-нибудь видели, как впервые в школу заходит первоклассник? Нет? Тогда вы многое потеряли. Это замирание сердца. Это распахнутые глаза в восторге от нового, неизведанного и таинственно манящего. Эти огромные глаза смотрят на тебя с надеждой, что ты им станешь не только учителем, но и очень хорошим другом. И вот этот первоклассник робко, чуть дыша, протягивает тебе свою крохотную ручонку. Он доверился тебе!

В классе детей много и какие же они все разные!





Мне первой родители доверяют своих детей и именно от меня зависит, как дети и их родители будут относиться к школе.

Я учу детей, а они учат меня…искренности, открытости, непосредственности. Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. И я учусь! Учусь у коллег, у своих родителей, у детей…

Авторитет учителя неоспорим! Но мы спорим с ними на равных. Иногда я убеждаю их в своей правоте, а иногда они меня в своей. И общение с детьми позволяет мне оставаться в душе ребёнком.

Мое хобби — рисование. Иногда хочется совместить рисование и учительство. Взять кисти, яркие краски и нарисовать полотно только теплыми оттенками своей души, чтобы ученики видели только добрый мир, красочный и такой манящий своей неизведанностью. Хочется убрать навсегда из их жизни темную палитру, огородив их, от сложностей и неприятностей.







Я убеждена, что нет детей, которые ничего не умеют и ничего не хотят. Есть взрослые, которые не умеют и не хотят понимать детей.

Когда я смотрю на своих учеников и их родителей, то вспоминаю известную «Притчу о сосуде жизни и камнях». Я представляю себе, что каждый ребёнок – это крупный камень. Камни все разные: есть отшлифованные, сверкающие каждой своей гранью, есть необработанные и грубые…

Родители моих учеников – это средние камни. Они тоже бывают разные! Но крупные и средние камни не могут плотно прилегать друг к другу в «сосуде школьной жизни». Поэтому нужны мелкие камешки, песок, которые заполнят всё свободное пространство в сосуде… Мелкие камни – это и есть мы, учителя! Только мы можем сблизить родителей, детский коллектив и школу!

Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для учеников. И знаете что? Моя мечта сбылась! Но еще столько нужно достичь...меня это не пугает, лишь только придает стимул к будущим свершениям!





Приложение 6

«Мой класс. Моя работа с детьми ОВЗ»


«Чтобы озарять светом других – нужно

носить Солнце в себе.»




Со своим 3 «В» классом я познакомилась в 2019 году, когда только пришла работать в школу № 11. Я хорошо помню свой первый день. Учащиеся показались мне такими любопытными, трудолюбивыми и целеустремленными, но и немного шумными. И мое первое мнение оказалось безошибочным. Мы с ними сразу же нашли общий язык.

Став их «классной мамой» - моя жизнь стала совсем другой. Идя на работу, я всегда думаю о них, какие уроки, что их сегодня ждет, а кого нужно не забыть поздравить с днем рождением или с победой на олимпиаде, в конкурсе. А может кто - то из них переживает трудную минуту и его нужно обязательно поддержать и подарить тепло, надежду. Ну как за них не порадоваться? Как не переживать? Каждый старается чем-то выделиться, показать свои хорошие качества, знания и умения.

Когда мне выпала честь работать с детьми с ОВЗ, я и представить себе не могла, как эти дети чисты и безобидны, непосредственны и беззащитны, и очень нуждаются в моей помощи и поддержке. Конечно, в начале педагогического пути было одновременно интересно и страшно. Строки этого стихотворения как нельзя точно опишут те чувства, которые я испытала, начав работать с детьми с ОВЗ:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,

Мир «особого» ребенка безобразен и красив,

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.



Наше знакомство длилось в течении недели, дети меня узнавали, привыкали.

Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Спустя две недели дети ждали меня, стояли у окон и ждали, когда я войду в ворота школы, мы играли, рисовали, смеялись.

Они постоянно изучают и исследуют мир, перерабатывая поступающую к ним информацию, получая, таким образом, новые знания о мире. Ребята живо реагируют на все новое: им интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных ситуациях.

Каждый старается чем-то выделиться, показать свои хорошие качества, знания и умения.



Моя цель, как учителя, создать благоприятную атмосферу для успешного обучения и воспитания, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уверенно, чтобы они находили в лице класса, в моем лице, поддержку и взаимопонимание, чтобы наша школа стала для них семьей.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья я работаю первый год. Но сразу поняла, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого ребенка. Особую значимость предаю социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь им еще сложнее выжить в современном мире. Все время пытаюсь оценить, комфортно ли моим подопечным. На занятиях стараюсь создать уютную, благополучную, развивающую среду, налаживаю взаимодоверие с детьми благодарностью.

Сказать, что работа это каждодневный праздник – трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами.



Ученики в моем классе очень разносторонние, нет ни одного похожего друг на друга. Но не смотря на это, они очень дружные. Всегда друг - другу помогают, правда вначале могут немного повредничать. Но они безобидные, хотя немного шумные. Но шумят от избытка энергии, от желания что-то делать, ведь они не могут просто так сидеть без дела на одном месте. И на уроках всегда с усердием занимаются, всегда готовятся и с большим рвением стараются получать знания. И девиз нашего класса звучит так «Мы такие разные, но все-таки мы вместе! И когда мы вместе – никто не круче» И я очень рада и счастлива, что у меня такие озорные и чудные дети.


Приложение 7





Эссе

На тему: «Моё педагогическое кредо»

















Выполнила

Учитель начальных классов

Демчинская Ирина Александровна


















Зеленокумск, 2020 год

Эссе. Моё педагогическое кредо



Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.

Е.Д.Кучаева



Не редко, философствуя наедине с собой, задаешься вопросом: «Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись?» Каждому когда – то приходится отвечать на эти вопросы. Вот и я стала не исключением.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем… учительство — часть моей жизни. Мне нравится быть учителем. Я сделала свой выбор и считаю его правильным.  

В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и окунуться с головой в эту профессию. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»…

Попав в школу, я поняла, что вдохнула полной грудью настоящую жизнь, яркую и полноценную. Школа - самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый ученик – это строитель будущего, а учитель - в ответе за их будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить учащимся свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.

Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.   

И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу быть искренним, искренним с собой,  с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым, чтобы не пройти рядом с чужой болью. В той жизни, которую я выбрала сегодня, нужно много терпения, мужества и стойкости.

Конечно, главные жители этой страны – это дети с ограниченными возможностями. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они  «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них, а самое главное — всегда оставаться человеком! Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, создавая при этом высококачественные объекты в ответ на существующие потребности.

В первый год работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Мое педагогическое кредо:«Не профессия быть учителем, быть учителем – это жизнь».

Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребёнка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны»

И в конце хотелось бы добавить: безусловно, в начале своего пути я буду совершать ошибки, находить выход из сложных ситуаций, на этом и строится опыт, но результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни. Я верю в свои силы и желаю себе — никогда не сдаваться!