СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуально-адаптированная программа по ИЗО 2-го года обучения 2016-2017 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальна программа на обучающегося  по ИЗО составлена на основе заключении ПМПК – глубоко умственная отсталость обязательного минимума содержания начального образования, программы по ИЗО для  2 - го класса (И.А.Грошенкова) и его индивидуальных особенностей, а также требований к уровню подготовки обучающихся специальной  школы - интерната.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуально-адаптированная программа по ИЗО 2-го года обучения 2016-2017 учебный год.»



государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»



Составлена на заседании ПМПк

От __._______2016 г. Протокол №____

Председатель ПМПк:____Полуэктова Л.Н.


Утверждена.

Директор: ________/Л.Г. Землянская/

Прик. .№ ____ от _____ ______2016 г.



Обсуждена и принята на заседании педагогического совета

от __._____2016 г. Протокол № 1

















Индивидуально-адаптированная программа

по ИЗО для Артёма А.

2-го года обучения 2016-2017 учебный год.







Составила: Кострубина Наталья Владимировна







Пояснительная записка.

Индивидуальна программа на обучающегося Артёма А. по ИЗО составлена на основе заключении ПМПК – глубоко умственная отсталость обязательного минимума содержания начального образования, программы по ИЗО для ; 2 - го класса (И.А.Грошенкова) и его индивидуальных особенностей, а также требований к уровню подготовки обучающихся специальной школы - интерната.

Актуальность программы. Изобразительное искусство - имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия изобразительным искусством помогают целенаправленно формировать эмоционально-положительные отношения к изобразительной деятельности и её результатам, фиксировать взор, внимание, рассматривать картину, иллюстрацию. Формируют умения поэтапно, вслед за учителем выполнять действия, а далее - инструкцию. Воспитывают положительные качества личности, содействуют развитию речи обучающихся, корригируют недостатки мелкой моторики рук. Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

В результате обучения дети должны научиться правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш, проводить линии (однотонные и цветные веревочки, ниточки к шарикам, дорожки), штрихи, умеренно нажимая на карандаш. Рисование точек карандашом. По возможности ориентироваться на плоскости листка бумаги и уметь определить основные цвета. Дорисовывание слаборасчлененных изображений карандашом (кругов, квадратов). Рисование карандашом предметов по опорным точкам. Обводка несложных контуров фигур, не отрывая карандаша от бумаги, заштриховывание их цветным карандашом по возможности. Данная направлена на то, чтобы обучающийся смог достичь того уровня знаний по ИЗО, которые способствуют его социальной адаптации, а также разностороннему развитию личности обучающегося, его умственному развитию и обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание.

Цели: Осуществлять воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствующие формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выработке мелких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, зрительно - двигательной координации и воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер и направлено на задачи:

-исправлять недостатки познавательной деятельности у обучающихся воспитанников путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов;

-развивать моторику и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-формировать у обучающихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыка рисования с натуры, декоративного рисования.

-знакомить обучающихся воспитанников с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по изобразительному искусству для 1 -4 классов (автор И.А. Грошенков) и требований к уровню подготовки обучающихся. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их интеллектуальному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.

Особое внимание обращено на коррекцию недостатков общего и речевого развития в процессе овладения учебным предметом, развитии ВПФ, эмоционально-волевой сферы.

Содержание обучения имеет достаточные коррекционные возможности в:

• развитии речи обучающегося воспитанника;

• развитии высших психических функций, эмоционально-волевой сферы;

• развитии тонкой моторики рук.

Характеристика на обучающегося – Архипова Артёма.

Данная индивидуальная программа составлена для обучающегося 2-го года обучения Архипова Артёма. Ранее, по результатам обследования у ребенка было выявлено нарушение ВПФ, всей моторной сферы и речи. При наблюдении в ходе игровой, трудовой, учебной и других видах деятельности, у ребенка были выявлены нарушения осанки и несформированность отдельных функций двигательной сферы (он не может ровно пройти по прямой линии, движения его аритмичные, управление своим телом для него затруднено). Артём не владеет навыками письма и рисования. Трудности зрительно-двигательной координации влияют на формирование моторной сферы. Ребёнок не может воспроизводить движение по показу педагога, только с его непосредственной помощью. Привлечь внимание ребёнка возможно





только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. Ребенок посещает логопедические занятия.

Средства (формы) и методы коррекционной работы:

• во 2 классе занятия проводятся в форме урока;

• используется ТСО, артикуляционная дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, корекционно- развивающие упражнения на развитие ВПФ, логопедические и коррекционные игры;

• применяются наглядный, практический и словесный методы.

Уроки ИЗО состоят из трех разделов: «Декоративное рисование», «Рисование с натуры», «Рисование на тему». Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с обучающимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия.

В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне 1ю|к-/м1,1н раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Чд1-г|. важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Уча гея также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учат детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм. 11а первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет. Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на тему.

На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном. На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно -практической деятельности.

З.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.2012 год.

  2. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15

  3. Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.

  4. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г.№29/2065-п)

  5. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).

  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2001год.

  7. Учебный план государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2016-2017 год.

8. .Используемая методическая литература:

С.Е. Гин «Первые дни ребенка в школе». М. «Просвещение» 1989г.

М.А. Гусаков «Аппликация». М. «Просвещение» 1998 г.

Е.А. Стреблева «Наглядный материал для обследования детей».

Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО в детском саду». М. «Владос» 2000год.

В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 34учебных часа (1ч./неделю.)

5. Определение результативности: контроль результатов осуществляется в конце каждого урока. Уровень умений и навыков обучающегося оценивается с помощью словесной характеристики (хорошо, отлично, молодец и т. д.). Оценки не выставляются.

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

-таблицы по рисованию, раздаточный материал, -обучающее видео, СП-диски с коррекционными упражнениями; - ГСО, ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска) -учебно-практическое оборудование.



п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи

1

Подготовительные занятия.

16

Выявление навыков рисования.

Развитие умения правильно держать карандаш. Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте. Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

2

Декоративное рисование.

5

Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

3

Рисование с натуры.

4

Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.

4

Рисование на тему

8

Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); правильно подбирать цвета.
















Проверено «___________»2016 г.

Зам. директора по УР_______

Полуэктова Л.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для Архипова Артёма 2 –го года обучения

1 полугодие – 15 часов



№ п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Речевая деятельность

Коррекционно-развивающая работа

устная письменная

1

05. 09

Вводное занятие выполнение

1

Ответы на

Рисование на

Выявление способностей,



рисунков по замыслу уч-ся.


вопросы.

одном листе

знание и название цвета,






предметов разной формы и окраски.

предметов, действительности. Развитие умения








карандаш.

2-3

12. 09

19. 09

Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.

2

Знать понятия

верх, низ.

Уметь правильно располагать бумагу на парте.

Выявление способностей, знаний. Развивать зрительно -про странственную ориентировку (умение











правильно располагать бумагу на парте).

4-5

26. 09

03. 10

Знакомство с основными

2

Ответы на

Уметь правильно

Устной речи на основе



цветами (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).


вопросы Название основного цвета.

показать основные цвета.

ответов на поставленные вопросы, зрительного восприятия и памяти







путем узнавания и различения цветов и форм

6-8

10. 10

17. 10

24. 10

Рисование рисунка из прямых вертикальных и горизонтальных линий (домик, лесенка).

3

Ответы на вопросы

Рисование прямых линий в различных направлениях( по показу) заборчик лесенка и т.д.,

Зрительного восприятия на основе работы по образцу.

2 четверть

9-10

07. 11

14. 11

Рисование дугообразных линий (по шаблону): дым, волны, цветок.

2

Называние прямых и дугообразных линий на различных предметах.

Рисование дугообразных линий (по показу)

Внимания, памяти на основе передачи форм предмета.



11-13

21.11

28.11

05.12

Рисование (по шаблону)

3

Название

Рисование

Устной речи на основе



предметов круглой, овальной и квадратной формы (яблоки, огурцы, кубики).


геометрических форм и соотношение их по величине.

предметов

круглой, овальной и квадратной формы.

ответов на поставленные вопросы, зрительного восприятия и памяти путем узнавания и различения цветов и форм

14-16

12.12

19.12

26.12

Рисование предметов разной величины (по шаблону) шары, ленты.

3

Название геометрических форм и

Рисование по показу.

Развитие зрительного восприятия на основе работы по образцу.













Проверено «_______» 2017 г.

Зам. Директора по УР_______

Полуэктова Л.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для Архипова Артёма

2-го года обучения. 2 полугодие (18 часов)



3 четверть (11 часов)

п/п

Дата

Тема

Кол- во

часов

Учебная деятельность

устная письменная

17

09.01

Рисование с натуры зимних вещей.

1

Название зимних вещей. Обобщающее название одежды. Название основных цветов и форм.

Рисование на одном листе предметов разной формы и окраски.

18






16.01


Рисование на тему: «Снежная баба».





1






Название основных цветов и форм. Определять местонахождения по отношению друг к другу(вверху, по середине, внизу)

Рисование на одном листе предмета одной формы, но разной величины.




19

23.01



Рисование в полосе узора из геометрических фигур.



1



Название основных цветов и форм. Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Рисование (по показу и памяти) узора. Расположение предметов по словесному описанию.

20-21


30.01

06.02



Составление в полосе узора для закладки.

2

Название основных цветов и форм. Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.



Рисование (по показу и памяти) узора. Расположение предметов по словесному описанию


22

13.02

Рисование связки воздушных шаров.

1

Название основных цветов и форм. Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Рисование (по показу и памяти) узора. Расположение предметов по словесному описанию


23-24

20.02

27.02

Рисование узора ко дню 8 Марта.

1

Название основных цветов и форм. Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Обведение различных шаблонов.

25

06.03

Рисование фигур животных по

шаблонам.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Обведение различных шаблонов.

26-27

13.03

20.03

Разукрашивание красками сюжетных картинок к сказкам

2

Название основных цветов и форм. Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Рисование (по показу ).Расположение предметов по словесному описанию и обведение различных шаблонов.




4 четверть.

Декоративное рисование. (8 ч.)


28

03.04

Деление круга на равные части.

Рисование орнамента в круге.

1

Название основных цветов и форм. Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Обведение различных шаблонов.

29

10.04

Рисование с натуры носового

платка.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Определять местоположение предметов по отношению друг к другу.

30

17.04

Рисование на тему: «Спутник в полете».

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Определять местоположение предметов по отношению друг к другу.

31

24.04

Составление в полосе узора из геометрических фигур.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Составление узоров из геометрических фигур по памяти.

32

08.05

Рисование с натуры праздничного флажка.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Рисование (по показу и памяти) предмета. Расположение предметов по словесному описанию.


33

15.05

Декоративное рисование.

Составление узора для полотенца.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Проведение прямых линий под линейку.

34

22.05

Рисование в полосе узора из растительных элементов.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Обведение различных шаблонов.

35

29.05

Составление рисунка из геометрических фигур и шаблонов.

1

Пространственные соотношения. Название

геометрических форм и

соотношение их по величине.

Обведение различных шаблонов. Проведение прямых линий под линейку.



8