СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию. Один из таких подходов предполагает использование в качестве организационной основы физического воспитания индивидуально-дифференцированный подход, обеспечивающий разностороннюю физическую подготовленность.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры»

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации. В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения.

Многочисленными исследованиями доказано, что уровень физической подготовленности школьников не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию учащихся.

Недостаточная эффективность учебного процесса по физическому воспитанию приводит к тому, что у учащихся снижается интерес к урокам физической культуры вследствие применения одних и тех же подходов в физической подготовке на протяжении многих лет обучения, а значительная часть выпускников школы оказывается совершенно неподготовленной к жизнедеятельности.

Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию. Один из таких подходов предполагает использование в качестве организационной основы физического воспитания индивидуально-дифференцированный подход, обеспечивающий разностороннюю физическую подготовленность.

Социальный заказ требует от учителя пересмотра личного методического арсенала, овладения современными педагогическими технологиями для внедрения их в образовательный процесс, например, технология управления развитием физических качеств с применением системы упражнений аэробики.

Систематические занятия аэробикой способствуют развитию аэробной выносливости; совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; активизации жиросжигающих энзимов, снижению и нормализации артериального давления; силовых способностей, которые предотвращают развитие остеопороза, укрепляют опорно-двигательный аппарат; развивают гибкость (можно использовать весь потенциал своих движений); координацию движений (помогает быстро овладеть новыми движениями и

перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапной смены обстановки), общей выносливости и скорости.

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей - новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, 1988; В.Д. Сонькин, 1990; Л.И. Лубышева, 1997; В.И. Лях, 2000; А.П. Матвеев, 2004; С.В. Начинская, 2005).

Анализ научно-методической литературы позволяет рассматривать дифференциацию физического воспитания как комплекс организационно-методических мероприятий, способствующих целенаправленному и аргументированному выбору форм, средств и методов обучения и воспитания в соответствии с уровнем развития индивидуальных качественных характеристик человека (В.К. Бальсевич, 1988).

Как считает ряд авторов, проблема дифференциации физического воспитания детей 9 - 14-летнего возраста во многом обусловлена решением важной задачи - распределение детей на отдельные группы в соответствии с заранее выбранными основаниями (В.В. Волков, С.Д. Неверкович, 1992; М.М. Шестаков, 1992; Т.Е. Виленская, 2001; Е.В. Демидова, 2001; И.М. Бу­тин, А.Д. Викулов, 2002; Л.А. Березина, 2003; С.С. Слободник, 2003; Е.И. Лебедева, 2004; И.А. Дубогрызова, 2005).

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить следую­щие основания дифференциации процесса физического воспитания:

  • состояние здоровья детей;

  • уровень развития физических качеств;

  • уровень сформированности основных движений;

  • пол и возраст занимающихся;

  • состояние физического развития;

  • особенности организации и содержания процесса физического воспи­тания;

  • учет сенситивных периодов развития различных качественных харак­теристик индивида;

  • особенности мотивационно-потребностной сферы занимающихся;

  • тип конституции.

Этот перечень критериев дифференциации учебно-воспитательного процесса, заимствованный нами из научно-методической литературы, как правило, используется фрагментарно. При этом их использование ограничи­вается лишь одним или несколькими из оснований.

И.А. Дубогрызова (2005) предлагает в качестве критерия дифференцированного подхода:

  1. состояние физического развития;

  2. физическая и функциональная подготовленность.

Е.И. Лебедева (2004) указывает на необходимость учитывать следую­щие основания:

  1. выявление типа конституции;

  2. тип телосложения;

  3. определение оптимальных параметров нагрузки;

  4. учет сенситивных периодов развития двигательных качеств.

С.С. Слободник (2003) предлагает использовать в качестве критерия особенности организации и содержания процесса физического воспитания.

Л.А. Березина (2003) предлагает использовать дифференцированный подход на основании следующих критериев:

  1. пол и возраст занимающихся;

  2. состояние физического развития занимающихся;

  3. разноуровневый двигательный режим.

Многие авторы сходятся во мнении о необходимости использования на занятиях дифференцированной методики: Л.П. Додонова (1994), Г.П. Шиянова (1998), Л.Ю. Цицирко (2000).

Состояние здоровья, как критерий дифференциации учебно­воспитательного процесса, также предлагает использовать С.В. Курочкин (2003).

Таким образом, анализ научно-методической литературы свидетельст­вует о том, что, несмотря на значительный интерес ученых и практических работников к проблеме дифференциации различных аспектов процесса физи­ческого воспитания детей школьного возраста, в предлагаемых ре­комендациях в качестве оснований для распределения школьников на группы декларируется необходимость использования, как правило, одного или не­скольких критериев. В доступных нам литературных источниках мы не встретили аргументированных предложений по использованию комплекса критериев для углубления дифференциации процесса физического в школе.

Поэтому мы предлагаем дифференциацию учебно-воспитательного процесса на основании совокупной интеграции следующих критериев:

  • состояние здоровья детей;

  • пол и возраст занимающихся (разделение на группы мальчиков и де­вочек);

  • уровень развития физических качеств;

В сегодняшней ситуации школьного физического воспитания назрела необходимость расширения средств, методов и форм занятий физическими упражнениями (В. Рябчинская, 2000). Поэтому возникает необходимость в индивидуально-дифференцированном подходе к физическому воспитанию школь­ников. Дифференцированный подход — это учет общих особенностей отдель­ных групп учащихся, выражающийся в подборе средств, методов, форм про­ведения занятий и т.д. Индивидуализация также подразумевает учет своеоб­разия, уровня подготовленности, особенностей каждого учащегося и т.д.

В последнее время в общеобразовательных учреждениях все чаще стали приме­няться нетрадиционные средства физического воспитания. В настоящее время существует много направлений, и одно из наиболее дос­тупных и эмоциональных — это аэробика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффектив­ность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему и нервную систему че­ловеке. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровожде­нием и элементами танца, входящими в упражнения аэробики, но и образными упражнениями, композициями, которые отвечают возрас­тным особенностям детей.

Каждый учитель физкультуры должен задаться целью так заинтересо­вать учащихся, чтобы они регулярно занимались выполнением физических упражнений. В результате у них возникнет устойчивая потребность в заняти­ях, которая найдет выражение в многолетней спортивной деятельности или самостоятельной тренировке (Р.Х. Яруллин, 2000; В.М. Смирнов, В.И. Дуб­ровский, 2002; С.Л. Черенкова 2004).

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств, и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.

На уроках аэробики применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха. Учащиеся, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).

В подготовительной части урока задания выполняются всеми обучающимися, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Особое внимание на уроке уделять обучающимися с избыточным весом и низким уровнем физической подготовленности, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Двигательный режим детьми с низким уровнем физической подготовленности осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

1) выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью тестов;

2) «разведение» задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;

3) «разведение» содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплекса аэробной гимнастики, упражнений с предметами.

Достаточно времени на уроках уделять профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, разработке комплексов аэробной гимнастики. В ходе выполнения упражнений знакомить обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращать внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений; давать общий анализ выполнения упражнений и обращать внимание на технические ошибки.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у обучающихся положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все оценки обязательно аргументируются.

Временно освобожденные дети и учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться.

Постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений.

Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.