Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 03.07.16г с изменениями и дополнениями).
В п. 2, ст. 34 Закона закреплено право ребенка с ОВЗ на индивидуальный маршрутный лист вне зависимости от формы его обучения:
Выбор ИОМ для детей с ОВЗ должен осуществляться на основании таких факторов как:
возраст учащегося;
состояние его здоровья;
уровень готовности к усвоению материала из школьной программы;
интересы ученика, его особенности и потребности в достижении определенных учебных успехов;
уровень квалификации педагогического состава учебного учреждения.
Что представляет собой индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Современная образовательная система предполагает создание индивидуально-образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с целью образовательного и психолого-педагогического сопровождения для реализации индивидуальных особенностей развития.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в школе направлен на реализацию индивидуального потенциала ученика в обучении. Это позволяет решить проблему направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, из-за чего не каждый ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над созданием маршрута должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и логопеды.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут для школьника с ОВЗ определяется государственным заказом, запросами родителей или законных представителей воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными особенностями учеников и уровнем их развития.
Главными задачами создания образовательного маршрута являются:
создание в учебном заведении тех условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации учеников, а также их социальному и личностному развитию;
решение задач личностно-социального развития воспитанника;
создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка;
организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и родителей для успешного развития ученика;
выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.
Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в школе у ребенка должно формироваться положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, развиваться коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван помочь школьнику осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по собственному усмотрению распоряжается свободным временем.
Кому нужен индивидуальный образовательный маршрут
Составление ИОМ может понадобиться в нескольких случаях. А именно:
для детей, которые не могут усвоить общую образовательную программу;
для детей с очень высоким уровнем интеллектуального развития;
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чаще всего применяется такой режим образования к ученикам с ОВЗ. Основанием для составления ИОМ будут являться рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При необходимости на обследование комиссией направляются младшие школьники. По результатам ПМПК составляется заключение, в котором описываются условия, требующиеся для усвоения ребенком учебной программы, а также перечисляются специалисты, помощь которых потребуется школьнику при прохождении индивидуального маршрута.
Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут
В создании индивидуального маршрутного листа для ребенка с ОВЗ должен участвовать школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят:
учителя,
психолог,
логопед,
дефектолог,
педагоги допобразования.
Также в работу включается администрация во главе с директором школы.
Администрация отвечает за общее руководство образовательным процессом, внесение соответствующих правок в устав школы, за создание и принятие приказов, положений, обеспечивающих возможность ведения коррекционно-образовательной деятельности. Кроме того, директор образовательного учреждения несет ответственность за содержание и выполнение ИОМ.
В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание образовательных задач в соответствии с уровнем учащихся, а также - внесение корректив в индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей.
Работа воспитателей и педагогов дополнительного образования заключается в создании программ обучения, а также помощи учителю в реализации учебного процесса.
Как создается ИОМ
Работа над созданием индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с ОВЗ выполняется последовательно. Разработка документа включает в себя этапы:
Наблюдение.
Диагностика.
Конструирование.
Реализация.
Итоговая диагностика.
Во время наблюдения необходимо выявить группы учеников, которые могут испытывать разные трудности. К примеру, познавательные, психомоторные, личностные, коммуникативные регулятивные или же комплексны.
Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд диагностических процедур, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе. Учитывается заключение ПМПК, которое должны предоставить родители ученика.
В процессе конструирования необходимо продумать и составить образовательный маршрут для детей с ОВЗ, поступивших в данную образовательную организацию. На этом этапе выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно-образовательной деятельности. Подразумевается не только специальная педагогическое участие, но также медицинское и психологическое сопровождение.
Оцениваются ресурсы, которыми располагает школа:
кадровое,
материально-техническое,
программное обеспечение.
За образец рабочих программ в рамках индивидуального образовательного маршрута школьника берутся примерные программы по предметам, которые предлагаются ФКГОС и ФГОС. Количество часов определяется индивидуально по потребностям школьника.
На этапе реализации педсостав может перейти к осуществлению созданной образовательной программы и обучению ребенка. Итоговая диагностика подразумевает оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна самооценка учащегося, развивалось ли чувство самоценности, а также насколько успешно скорректированы социальные и личностные проблемы.
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ОВЗ
В индивидуальном маршрутном листе для ребенка с ОВЗ в школе прописываются цели и задачи. Цель может быть описана общими словами. Любой индивидуальный маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания, социализации школьника с ОВЗ, его обучения по программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его психологического и физического развития.
Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.
Также документ содержит пояснительную записку, краткую характеристику ученика, и обязательно - содержание индивидуального образовательного маршрута. Содержание ИОМ состоит из:
психолого-педагогического обеспечения (включает оптимальные нагрузки на ученика, учет его особенностей, использование современных технологий обучения);
программно-методического обеспечения (использование цифровых ресурсов образования, диагностического и коррекционно-образовательного инструментария, учебно-методических комплексов и учебных программ);
кадрового обеспечения (работа с детьми производится психологами, логопедами, воспитателями, медработниками и т.д.);
материально-технического обеспечения (учитывается наличие пандусов, полов без порогов и парапетов, расширение дверных проемов и пр.);
информационного обеспечения;
содержания образовательных программ (создаются индивидуальные образовательные программы, соответствующие всем требованиям ФГОС);
педагогических методов воспитания и образования;
ожидаемого результата ИОМ и результатов итоговой аттестации учащихся.