СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная образовательная система предполагает создание индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в школе направлен на реализацию индивидуального потенциала ученика в обучении. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ»

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 03.07.16г с изменениями и дополнениями). 

В  п. 2, ст. 34 Закона закреплено право ребенка с ОВЗ на индивидуальный маршрутный лист вне зависимости от формы его обучения:

  • инклюзивное,

  • дистанционное образование

  • или индивидуальное обучение на дому.

Выбор ИОМ для детей с ОВЗ должен осуществляться на основании таких факторов как:

  • возраст учащегося;

  • состояние его здоровья;

  • уровень готовности к усвоению материала из школьной программы;

  • интересы ученика, его особенности и потребности в достижении определенных учебных успехов;

  • уровень квалификации педагогического состава учебного учреждения.

Что представляет собой индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Современная образовательная система предполагает создание индивидуально-образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с целью образовательного и психолого-педагогического сопровождения для реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в школе направлен на реализацию индивидуального потенциала ученика в обучении. Это позволяет решить проблему направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, из-за чего не каждый ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над созданием маршрута должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и логопеды.

Задачи индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут для школьника с ОВЗ определяется государственным заказом, запросами родителей или законных представителей воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными особенностями учеников и уровнем их развития.

Главными задачами создания образовательного маршрута являются:

  1. создание в учебном заведении тех условий, которые в полной мере будут способствовать позитивной реализации учеников, а также их социальному и личностному развитию;

  2. решение задач личностно-социального развития воспитанника;

  3. создание благоприятствующей предметно-развивающей среды для развития ребенка;

  4. организация единой системы работы педагогического коллектива, медицинских сотрудников и родителей для успешного развития ученика;

  5. выработка и совершенствование корректного с психологической точки зрения стиля общения преподавателя и воспитанника, установление доверительных отношений.

Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в школе у ребенка должно формироваться положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, развиваться коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван помочь школьнику осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по собственному усмотрению распоряжается свободным временем.

Кому нужен индивидуальный образовательный маршрут

Составление ИОМ может понадобиться в нескольких случаях. А именно:

  • для детей, которые не могут усвоить общую образовательную программу;

  • для детей с очень высоким уровнем интеллектуального развития;

  • для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чаще всего применяется такой режим образования к ученикам с ОВЗ. Основанием для составления ИОМ будут являться рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При необходимости на обследование комиссией направляются младшие школьники. По результатам ПМПК составляется заключение, в котором описываются условия, требующиеся для усвоения ребенком учебной программы, а также перечисляются специалисты, помощь которых потребуется школьнику при прохождении индивидуального маршрута.

Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут

В создании индивидуального маршрутного листа для ребенка с ОВЗ должен участвовать школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят:

  • учителя,

  • психолог,

  • логопед,

  • дефектолог,

  • педагоги допобразования.

Также в работу включается администрация во главе с директором школы.

Администрация отвечает за общее руководство образовательным процессом, внесение соответствующих правок в устав школы, за создание и принятие приказов, положений, обеспечивающих возможность ведения коррекционно-образовательной деятельности. Кроме того, директор образовательного учреждения несет ответственность за содержание и выполнение ИОМ.

В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных программ и их реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной обстановки и выстраивание образовательных задач в соответствии с уровнем учащихся, а также - внесение корректив в индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование родителей.

Работа воспитателей и педагогов дополнительного образования заключается в создании программ обучения, а также помощи учителю в реализации учебного процесса.

Как создается ИОМ

Работа над созданием индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с ОВЗ выполняется последовательно. Разработка документа включает в себя этапы:

  1. Наблюдение.

  2. Диагностика.

  3. Конструирование.

  4. Реализация.

  5. Итоговая диагностика.

Во время наблюдения необходимо выявить группы учеников, которые могут испытывать разные трудности. К примеру, познавательные, психомоторные, личностные,  коммуникативные регулятивные или же комплексны.

Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд диагностических процедур, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе. Учитывается заключение ПМПК, которое должны предоставить родители ученика.

В процессе конструирования необходимо продумать и составить образовательный маршрут для детей с ОВЗ, поступивших в данную образовательную организацию. На этом этапе выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно-образовательной деятельности. Подразумевается не только специальная педагогическое участие, но также медицинское и психологическое сопровождение.

Оцениваются ресурсы, которыми располагает школа:

  • кадровое,

  • материально-техническое,

  • программное обеспечение.

За образец рабочих программ в рамках индивидуального образовательного маршрута школьника берутся примерные программы по предметам, которые предлагаются ФКГОС и ФГОС. Количество часов определяется индивидуально по потребностям школьника.

На этапе реализации педсостав может перейти к осуществлению созданной образовательной программы и обучению ребенка. Итоговая диагностика подразумевает оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна  самооценка учащегося, развивалось ли чувство самоценности, а также насколько успешно скорректированы социальные и личностные проблемы.

Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ОВЗ

В индивидуальном маршрутном листе для ребенка с ОВЗ в школе прописываются цели и задачи. Цель может быть описана общими словами. Любой индивидуальный маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания, социализации школьника с ОВЗ, его обучения по программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его психологического и физического развития.

Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.

Также документ содержит пояснительную записку, краткую характеристику ученика, и обязательно - содержание индивидуального образовательного маршрута. Содержание ИОМ состоит из:

  • психолого-педагогического обеспечения (включает оптимальные нагрузки на ученика, учет его особенностей, использование современных технологий обучения);

  • программно-методического обеспечения (использование цифровых ресурсов образования, диагностического и коррекционно-образовательного инструментария, учебно-методических комплексов и учебных программ);

  • кадрового обеспечения (работа с детьми производится психологами, логопедами, воспитателями, медработниками и т.д.);

  • материально-технического обеспечения (учитывается наличие пандусов, полов без порогов и парапетов, расширение дверных проемов и пр.);

  • информационного обеспечения;

  • содержания образовательных программ (создаются индивидуальные образовательные программы, соответствующие всем требованиям ФГОС);

  • педагогических методов воспитания и образования;

  • ожидаемого результата ИОМ и результатов итоговой аттестации учащихся.