Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения в первом классе по теме «Осенняя прогулка в лес. Постановка звука [р]»
Цель: учить ребёнка правильно произносить звук “Р” с использованием механической помощи.
Задачи.
Образовательные:
- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука “Р”;
- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.
Коррекционные:
- развивать умение контролировать силу и выразительность голоса;
- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;
- учить выделять звук “Р” среди других звуков;
- формировать сильную, длительную воздушную струю;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- упражнять ребёнка в ориентировке в пространстве.
Воспитательные:
- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;
- повышать самооценку ребенка.
Оборудование: зеркало, ватные палочки, чупа-чупс, медицинские одноразовын шпатели,стерильные медицинские перчатки, зонд, карандаши, осенние листья, муляжи грибов,корзинка, предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, дятла, игрушка ёжик, шарики «Су-Джок».
Ход занятия
I.Оргмомент. Приветствие педагога, знакомство ученика с гостями. Настрой на работу. Говорит ученик. Я сюда пришёл учиться, не лениться, а трудиться. Слушаю внимательно, работаю старательно.
Логопед: Вспомни наше главное правило. Ученик. Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре, Очень чётко говорим, никуда мы не спешим.
Логопед. Вспомни, какое сейчас время года? (Осень). Назови её признаки. (ученик отвечает). Нарисуй на доске двумя руками солнышко (упражнение на развитие межполушарных связей), чтобы оно нас согревало и радовало.
II.Объявление темы урока. Сегодня мы с тобой отправимся на прогулку в лес, но к ней надо хорошо подготовиться.
1)Мимическая гинастика. 2)Дыхательная гимнастика. Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;
Рекомендации при проведении гимнастики: состояние ребенка – спокойное, не игривое; упражнения выполнять в спокойном темпе; контролировать самочувствие ребенка; не делать резких выдохов.
Комплекс упражнений для занятий с повторение каждого 3-4 раза:
Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.
Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.
Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.
На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.
Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.
3)Массаж биологически активных зон «Неболейка» (Для профилактики простудных заболеваний.) Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»). «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами). Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирают обе ладони.) Упражнение «простукивание» (китайский самомассаж).
4)Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики.
- Возьми карандаш, зажми его между ладонями и потри. Послушай, как он «шуршит». Разогреем ладошки. «Пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у тебя. Карандашиком шуршу Ладошки разогреть хочу.
«Вертушка» Учение держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
«Юла» Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами. Карандашик покружись И в юлу превратись.
«Пианино» Карандаш находится на столе. Ребёнок дотрагивается до него поочерёдно каждым пальчиком, как будто играя на пианино. Карандаш мой – пианино Я играю для гостей, Чтобы было веселей.
Логопед. Мы готовы в прогулке, отправляемся в лес. 5)Упражнение на развитие межполушарных связей «Дорожки». Ребёнок одновременно указательными пальчиками обеих рук обводит нарисованные дорожки.
Логопед. Кто это бежит по дорожке? Ёжик! Он покажет нам дорогу.
6)Самомассаж пальцев рук шариком «Су-Джок»
Ёжик.
Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.
Ёжик нам ладошки колет – ручки к школе нам готовит.
Мячик-ёжик мы возьмём, покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем, и иголки посчитаем.
Пустим ёжика на стол, ручкой ёжика прижмём
И немножко покатаем …. Потом ручку поменяем.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
На спинке иголки очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал.
А колючки тоже на ежа похожи.
III.Организация ребёнка на образовательную деятельность
1)Артикуляционная гимнастика
Язычок смотрит, какая в лесу погода
- Приоткрыть рот, положить передний края языка на верхнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10. (песочные часы для контроля за временем).
- Приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
- Приоткрыть рот, поднять язык вверх к носу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
- Приоткрыть рот, опустить язык вниз к подбородку, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
Испортилась погода, подул сильный ветер
- Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднят кверху и упирается в бугорки за верхними зубами, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам и сильно подуть на язык, чтобы он задрожал.
Попросить ребёнка подуть “ветром” так, чтобы язычок почувствовал, затрепетал и завибрировал на ветру. Оторвать кончик языка от бугорков за верхними зубами, подставить ко рту ладонь, почувствовать, как “дрожит” язычок от порывов ветра.
А потом еще и дождь пошел
Капельки дождя стучат по земле, траве:
- слегка приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижние зубы, прикусить язык зубами и произнести: та-та-та-та-та.
Спрятался язычок в своем домике от дождя и ветра
- производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то перемещенного в зубной полости 4-6 раз.
Прошел дождь, выглянуло солнышко.
Поехали в лес за грибами на лошадке.
Лошадка цокает копытами вот так:
- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.
Приехали в лес, язычок сказал лошадке: “ТПРУ” и остановил её
- Набрать в легкие как можно больше воздуха и выдувать воздух, заставляя сильно вибрировать губы.
А лошадка не слушается, да еще язык показывает
- Открыть рот, высунуть язык до предела, на секунду задержать его в этом положении, затем резко втянуть вглубь рта, и снова повторить последовательность этих движений 3 раза.
Много в лесу грибов растёт
А грибы в лесу непростые, а волшебные! Они умеют разговаривать.
Послушай и повтори
“Я - поганка бледная, ядовитая и вредная!” (низким, грозным голосом), “Я - Лисичка, рыжая сестричка!” (высоким, ласковым голосом), “Мы - опята, дружные ребята”, (громко, весело) “Я - боровик, ешьте меня смело!” “Я-подосиновик красивый!”. (Громко с гордостью)
Что делают осенью дикие животные? Осенью животные делают запасы на зиму, и ёжик просит помочь собрать для него грибы.
Пластический этюд. Наклониться, срезать гриб, удивиться величине гриба, показать, какой он большой, обрадоваться, встать, положить гриб в корзину.
“Грибок”
- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку) Следить, чтобы губы были в положении улыбки, боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Помощь логопеда – придерживание двумя пальцами боковых краёв язычка.
Согласование числительных с существительными
Много собрали грибов, давай их посчитаем: одна лисичка две лисички, три лисички, четыре, пять…., один боровик…. один подосиновик…. (ребёнок считает муляжи грибов).
Теперь положим грибы в лукошко
- Улыбнуться, показать зубы, широкий расслабленный язык поставить за верхние зубы, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
(Повторить упражнение 4-6 раз)
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Ёжик благодарит и прощается с нами:
Пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо.
“До свидания, ёжик!”
Пты-пту-пто, пты-пту-пто-пта, бда-бдо-бду-бды.
Создание слухового образа звука
Посмотри, кто гуляет на лесной поляне? Дикие животные и их детёныши.
Давай послушаем, как мамы-звери учат детёнышей рычать:
Медведица медвежонка: РРРРРР
Волчица волчонка: РРРРРР
Лиса лисёнка: РРРРРР
(Выкладываются картинки с изображением животных и их детёнышей)
Формирование кинестетического образа звука. (Ощущение положения органов артикуляции)
Я слышу, как дятел стучит по дереву. А ты знаешь, почему он стучит? Дятел - санитар леса, он спасает деревья от жучков, червячков и других различных насекомых. Я буду показывать, как стучит дятел по дереву, а ты повторяй за мной:
- Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Постучать кончиком языка.
Дятел приготовил для тебя загадку
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- Ты догадался про какие “рубашки” говорится в загадке? (Это листья)
Давай соберем букет маме из осенних листьев:
Пространственная ориентировка
Раскладываются листья деревьев в разные части кабинета. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойдешь - березовый лист найдешь, налево пойдешь - осиновый лист найдешь, направо пойдешь - дубовый лист найдешь, а теперь раз, два, три – назад посмотри (рябиновый лист).
Развитие мелкой моторики рук
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
(загибать пальчики, начиная с большого)
Маме красивый букет отнесём!
(разогнуть все пальчики)
Формирование зрительного образа звука
Показ артикуляционного профиля.
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме “чашечки”, по бугоркам левой ладони (как дятел стучит по дереву).
Развитие фонематического восприятия
“Хлопни в ладоши, когда услышишь звук “Р”
М, Н, П, Б, Р,К, В, ВЬ, Р, Д, Р, ДЬ, Т, ТЬ, Р, Г, ГЬ, Ж, Л, ЛЬ, Р
РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР.
Волк, рыба, крокодил, медведь, зебра, забор, лиса, жираф, тигр, заяц, рысь.
Уточнение артикуляции.
– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.
– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.
– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)
– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.
– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.
Вызывание звука
Постановка звука "р".
Используется приём постановки звука от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем (ватной палочкой, соской, чупа-чупсом) язык в колебание, пальчик под языком.
Давай попрощаемся с дятлом:
Дын-дын, дын-дын-дын, дын-дын-дын.
Ребёнок длительно произносит фрикативный звук “Р”, а логопед подкладывает зонд с шариком на конце под язык. Шарик соприкасается с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами.
Гимнастика для глаз
Ребенок растирает ладони друг о друга, прикладывает их к закрытым глазам, скрестив пальцы на лбу и плотно прижав их между собой, чтобы свет не проникал в глаза. Между глазами и ладонями оставить свободное пространство, не надавливать. (упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки)
Мы ладошку о ладошку
Разотрем с тобой немножко,
Да не немножко, а сильней,
Ладони станут горячей.
Теперь ладошки наши
Мы на глаза положим,
Но делать это, дети,
Нужно осторожно!
Тепло получат глазки
В полной темноте,
Ни лучика от солнца
Не видим мы нигде.
Так отдохнули глазки,
Проснулись и опять
Всем сразу улыбнулись
И пошли гулять.
Смысловая рефлексия занятия:
- Кто мы сегодня ходили гулять?
- Какой звук ты учился произносить?
Эмоциональная рефлексия занятия:
– Что понравилось тебе больше всего?
– Что не понравилось?
– Что было самое трудное?
Вот и закончилось наше путешествие в лесу. Молодец, ты сегодня был внимательным, у тебя хорошо получались все упражнения. Повторяй гимнастику для язычка дома перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить
IVДомашнее задание: артикуляционная гимнастика