СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия с детьми ОВЗ»



Индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий.


Составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

  2. Цель коррекционно-развивающей программы.

  3. Задачи коррекционно - развивающей программы.

  4. Принципы коррекционно-развивающей работы

  5. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

  6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

  7. Методы по степени активности познавательной деятельности.

  8. Методы организации деятельности и опыта поведения.

  9. Методологическая основа рабочей коррекционно­образовательной программы для младших школьников с ЗПР 10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметам

П.Содержание программы по предметам в начальной школе

  1. Календарно-тематическое планирование 1 класс

  2. Календарно-тематическое планирование 2 класс

  3. Календарно-тематическое планирование 3 класс

  4. Календарно-тематическое планирование 4 класс

  1. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно

развивающих занятий

  1. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

  2. Материально-техническая база

  3. Справочная литература

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда - необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно­развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.

Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия - это значительная замедленность процесса

переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математике

У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.

У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.

В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании

совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

  1. Цель программы:

- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

  1. Задачи:

На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.

Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие коррекционно-развивающие:

  1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;

  2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;

  3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несуще ственных);

  4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;

  5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  6. подведение под понятие, выведение следствий;

  7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого

вида:

  • умение ориентироваться в задании; -

планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога; -

осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.

Формирование ИКТ компетенции.

Воспитывающие: 1. Формирование социально-нравственного поведения:

  • ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля;

  1. Эстетическое и экологическое воспитание.

  1. Принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

  • принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

  • принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

  • принцип усложнения заданий, упражнений;

  • принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;

  • принцип доступности обучения;

  • принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

  1. Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

  1. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  2. развитие навыков каллиграфии;

  3. развитие артикуляционной моторики

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

  2. развитие зрительной памяти и узнавания;

  3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  4. развитие пространственных представлений и ориентации;

  5. развитие временных понятий;

  6. развитие слухового внимания и памяти;

  7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

  1. Развитие основных мыслительных операций:

  1. формирование навыков относительно анализа;

  2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  4. формирование умения планировать свою деятельность;

  5. развитие комбинаторных способностей

    1. Развитие различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;

  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

    1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

  1. Развитие речи, владение техникой речи.

  2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

  4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

  5. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

  6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

  1. Методы организации и осуществления учебно - познавательной

деятельности:

  • словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

  • наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

  • практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

  1. Методы по степени активности познавательной деятельности:

  • репродуктивные;

  1. Методы организации деятельности и опыта поведения:

  • поручение;

  • упражнение;

  • приручение;

  • оценивание;

  • создание воспитывающей ситуации.

  1. Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основе: «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. - М.: Школьная пресса, 2004 «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;

Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.

Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.

  1. Формы проведения коррекционных занятий:

  1. индивидуальные занятия

  2. групповые занятия

Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.

Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР рассчитана на 102 часа. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.


Календарно тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1.

Обследование.

1

07.09


2.

Предложение и слово. Слово и слог.

1

08.09


3.

Классы и разряды, запись чисел.

1

14.09


4.

Текст и предложение.

1

15.09


5.

Сложение многозначных чисел.

1

21.09


6.

Употребление ь и ъ. Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм.

1

22.09


7.

Сложение многозначных чисел.

1

28.09


8.

Употребление ь и ъ. Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм.

1

29.09


9.

Сложение многозначных чисел.

1

05.10


10.

Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм.

1

06.10


11.

Вычитание многозначных чисел.

1

12.10


12.

Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм.

1

13.10


13.

Вычитание многозначных чисел.

1

19.10


14.

Части речи и члены предложения.

1

20.10


15.

Вычитание многозначных чисел.

1

26.10


16.

Части речи и члены предложения.

1

27.10


17.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

1

09.11


18.

Неопределённая форма глаголов. Формы времени глаголов.

1

10.11


19.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

1

16.11


20.

Формы времени глаголов.

1

17.11


21.

Решение уравнений.

1

23.11


22.

Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения.

1

24.11


23.

Решение уравнений.

1

30.11


24.

Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения.

1

01.12


25.

Решение уравнений.

1

07.12


26.

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

1

08.12


27.

Решение примеров в несколько действий.

1

14.12


28.

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

1

15.12


29.

Решение примеров в несколько действий.

1

21.12


30.

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

1

22.12


31.

Решение примеров на порядок действия.

1

28.12


32.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

1

11.01


33.

Решение примеров на порядок действия.

1

12.01


34.

Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные второстепенные члены предложения.

1

18.01


35.

Решение задач. Вычисляем периметр многоугольника.

1

19.01


36.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

25.01


37.

Переводим единицы длины.

1

26.01


38.

Изменение частей речи по числам и родам.

1

01.02


39.

Решение задач. Вычисляем площадь.

1

02.02


40.

Спряжение и склонение.

1

08.02


41.

Геометрические задачи.

1

09.02


42.

Имена существительные 1, 2, 3 склонений.

1

15.02


43.

Решение задач.

1

16.02


44.

Имена существительные 1, 2, 3 склонений.

1

22.02


45.

Решение задач.

1

01.03


46.

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Употребление гласных е-и в падежных окончаниях имён существительных разных склонений.

1

02.03


47.

Решение задач.

1

09.03


48.

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Употребление гласных е-и в падежных окончаниях имён существительных разных склонений.

1

15.03


49.

Умножение на однозначное число.

1

16.03


50.

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

1

22.03


51.

Деление на однозначное число.

1

23.03


52.

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

1

05.04


53.

Деление на однозначное число.

1

06.04


54.

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

1

12.04


55.

Умножение многозначных чисел.

1

13.04


56.

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

1

19.04


57.

Умножение многозначных чисел.

1

20.04


58.

Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.


1

26.04


59.

Умножение многозначных чисел.

1

27.04


60.

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

1

03.05


61.

Деление многозначных чисел.

1

04.05


62.

Правописание падежных форм личных местоимений.

1

10.05


63.

Деление многозначных чисел.

1

11.05



64.

Правописание падежных форм склоняемых частей речи.

1


17.05



65.

Деление многозначных чисел.

1


18.05


66.

Правописание падежных форм склоняемых частей речи.

1

24.05


67.

Деление многозначных чисел.

1

25.05



68.

Правописание слов.

1

31.05



ИТОГО

1

68 ч



  1. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

-Наблюдение в ходе занятий.

-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.

  1. Материально- техническая база:

-школьная доска, цветные мелки,

-магнитная доска, магнитные буквы,

-использование ИКТ

-учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам, -словари, справочники,

-таблицы настенные, таблицы раздаточные,

-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты -словарь в картинках,

- словарь печатных слов,

-таблицы по развитию речи и другие пособия -таблицы сложения, умножения.

  1. Справочная литература:

  1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь 3 класс» / Л. Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.: ил. / (Серия «Из опыта педагога»)

  3. Учебник «Математика» 3 класс, в 2 частях. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и др., 4-ое издание-М.: Просвящение, 2008г.

  4. Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005.

  5. «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. - М.: Школьная пресса, 2004.