Тема | Пояснения | Образец | Задание |
Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей. | В 1 метре 10 дм. Какую часть метра составляет 1дм? 1дм= м. Знаменатель дроби показывает на сколько равных частей разделили предмет ( мы разделили 1 метр на 10 частей). Числитель дроби показывает сколько частей было взято ( мы взяли 1 часть из 10 ). Таким образом, 1 дециметр – это одна десятая часть 1 метра. Мы получили дробь м. Дробь, у которой в знаменателе 10,100 или 1000, называется десятичной дробью. Например, ; ; . | Примеры № 675 Десятичные дроби: ; ; . Не являются десятичными дробями: ; ; . | Выпишите десятичные дроби. ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; |
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | Десятичные дроби можно вписать в таблицу классов и разрядов. Рассмотрите таблицу классов и разрядов. В нее вписаны дроби: ; ; ; Класс единиц | Десятичные доли | Сот-ни | Десят-ки | Едини-цы | Деся-тые | Со-тые | Тысяч-ные | | | 2 | 9 | | | | 1 | 4 | 3 | 1 | | | | 7 | 1 | 2 | 3 | Эти дроби можно записать без знаменателя. Сначала записывают целое число, а затем – числитель дроби. Целое число отделяют от числителя запятой. ; ; ; Если знаменатель дроби 10 (единица с одним нулем), то после запятой должна быть одна цифра (один знак). ; Если знаменатель дроби 100 (единица с двумя нулями), то после запятой должно быть две цифры (два знака). Если знаменатель дроби 1000 (единица с тремя нулями), то после запятой должно быть три цифры (три знака). ; В десятичной дроби после запятой должно быть столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. При чтении десятичной дроби сначала называют целое число, а затем доли. Например, 2,9-две целых девять десятых. 14,31-четырнадцать целых тридцать одна сотая. 7,123-семь целых сто двадцать три тысячных. После запятой стоит один знак, значит, знаменатель дроби 10, доли-десятые. После запятой стоят три знака, значит, знаменатель дроби 1000, доли-тысячные. После запятой стоят два знака, значит, знаменатель дроби 100, доли-сотые. После запятой стоят три знака, значит, знаменатель дроби 1000, доли-тысячные. Цифра 0 в записи десятичной дроби показывает отсутствие единиц соответствующего разряда. Например, дроби: 2,09-две целых девять сотых; 0,003-ноль целых три тысячных. Класс единиц | Десятичные доли | Сотни | Десятки | Единицы | Десятые | Сотые | Тысячные | | | 2 | 0 | 9 | | | | 0 | 0 | 0 | 3 | | | | | | | | | | | | | | Начертите в тетради таблицу классов и разрядов. Впишите в нее дроби: ; ; ; Класс единиц | Десятичные доли | Сот-ни | Десят-ки | Едини-цы | Деся-тые | Со-тые | Тысяч-ные | | | 8 | 1 | | | | | 8 | | 1 | | | | 8 | | | 1 | Запишите десятичные дроби, которые вы вписали в таблицу, без знаменателя. 8,1; 8,01;8,001. | Начертите в тетради таблицу классов и разрядов. Впишите в нее дроби: ; ; ; Запишите десятичные дроби, которые вы вписали в таблицу, без знаменателя. |
Решение примеров с числами, полученными при измерении, в виде десятичных дробей. | Объяснение нового материала: – Сколько миллиметров в одном сантиметре? 1 см = 10 мм – Какую часть сантиметра составляет 1 мм? Запишем: 1 мм = 1/10 см = 0,1 см 2 мм = 0,2 см 3 мм = 0,3 см 14 м = 1,4 см 5 см 2 мм = 5,2 см – Сколько сантиметров в одном дециметре? 1 дм = 10 см. – Какую часть дециметра составляет 1 см? Запишем: 1 см = 1/10 дм = 0,1 дм 2 см = 0,2 дм 5 см = 0,5 дм 15 см = 1,5 дм 4 см 8 мм = 4,8 см – Сколько дециметров в одном метре? 1 м = 10 дм 1 дм – какая доля метра? 1 дм = 0,1 м 3 дм = 0,3 м 12 дм = 1,2 м 1 м 5 дм = 3,5 м – Сколько центнеров в одной тонне? 1 т = 10 ц 1 ц – какая доля тонны? 1 ц = 0,1 т 6 ц = 0,6 т 18 ц = 1,8 т 7 т 2 ц = 7,2 т | 1дм 3см×80=104 1дм3см=1,3дм 1,3дм×80=104дм Пояснения! Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число: 1) Умножаем числа, не обращая внимания на запятую. 2) В результате отделяем после запятой столько цифр, сколько их после запятой в десятичной дроби. 28т 980кг:12= 1)28т 980кг=28,980т 2) _2 | 8, | 9 | 8 | 0 | 12 | | | 2 | 4 | | | | 2,415 | | | _ | 4 | 9 | | | | | | _ | 4 | 8 | | | | | | | _ | 1 | 8 | | | | | | | 1 | 8 | | | | | | | _ | 6 | 0 | | | | | | | 6 | 0 | | | | | | | | 0 | | | | Делим десятичную дробь на натуральное число по правилам деления в столбик, не обращая внимание на запятую. Ставим в частном запятую, когда заканчивается деление целой части делимого. | Выполните вычисления 9 ц 58 кг×15= 108м 75см:25= |
| Для деления десятичной дроби на натуральное число пользуемся следующими правилами. Делим десятичную дробь на натуральное число по правилам деления в столбик, не обращая внимание на запятую. Ставим в частном запятую, когда заканчивается деление целой части делимого. Запомните! Если целая часть делимого меньше делителя, то в частном ставим 0 целых. Пример: 0,806 : 31 = Обратите внимание, что целая часть десятичной дроби (у нас это 0) меньше, чем делитель (31). Поэтому в частном сразу ставим 0 в целой части. Не забываем записывать ответ в пример: 0,806 : 31 = 0,026 Запомните! Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе. Источник: http://math-prosto.ru | | |
Масштаб 1:100. Построение фигур в масштабе. | Масштаб* — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. Масштаб чертежа - один к ста. Читается: один к ста Это значит, что размеры уменьшены в 100 раз. Помните! Размеры на чертеже записывают независимо от масштаба изображения. | №883 (3) Сделайте чертеж прямоугольника, длина которого 18м, а ширина 10м, в масштабе 1:100. Дано | Построение | прямоугольник | 1)18м=1800см | а = 18м | 1800см:100=18см | b = 10м | 2)10м=1000см | М 1:100 | 1000см:100=10см | Построить прямоугольник | М 1:100 18м | | Сделайте чертеж прямоугольника, длина которого 10м, а ширина 5м, в масштабе 1:100. |
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. | Если справа к десятичной дроби добавить нули, то значение дроби не меняется. Пример. Десятичная дробь не изменится, если убрать нули, стоящие в конце дроби. Пример. Любое число можно записать в виде десятичной дроби с каким угодно количеством нулей после запятой: 7=7,0=7,00=7,000 ПРАВИЛО: ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ ВБОЛЕЕ МЕЛКИХ ДОЛЯХ НЕОБХОДИМО ПРИПИСАТЬ НУЛИ. ПРАВИЛО : ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ В БОЛЕЕ КРУПНЫХ ДОЛЯХ НЕОБХОДИМО ОТБРОСИТЬ НУЛИ В КОНЦЕ ЧИСЛА. | Примеры № 717 Выразите десятичные дроби в (более крупных) десятых долях. 1,700=1,7 Примеры № 718 Выразите десятичные дроби в сотых долях. 3,2=3,20 Выразите десятичные дроби в тысячных долях. 4,35=4,350 | Выразите десятичные дроби в (более крупных) десятых долях. 3,40= 7,500= Выразите десятичные дроби в сотых долях. 34,6= 20,08= Выразите десятичные дроби в тысячных долях. 8,2= 0,5= |
Решение задач и примеров на преобразование десятичных дробей. | Любое число можно записать в виде десятичной дроби с каким угодно количеством нулей после запятой: 7=7,0=7,00=7,000 3)Задача Участок земли засажен плодовыми деревьями. Яблони занимают участка, груши - участка, а на остальной части участка растут вишни. Какую часть поля занимает вишневые деревья? ( весь участок примите за единицу). ПРАВИЛО: чтобы найти разность дробей, у которых разные знаменатели, необходимо привести их к одному знаменателю и найти разность числителей. ПРАВИЛО: когда нужно вычесть из единицы правильную дробь, единицу представляют в виде неправильной дроби, знаменатель которой, равен знаменателю вычитаемой дроби. | Выразите десятичные дроби в одинаковых долях: 3,2 и 0,14 3,20 и 0,14 Замените числа равными им дробями с одинаковым знаменателем. 3,12= ; 3)Задача Весь участок -1 Яблони- участка Груши - участка Вишни-? остальная часть участка Решение Какая часть участка засажена яблонями и грушами? = Какая часть участка засажена вишнями? 1- = = = Ответ: участка засажено вишнями. | Выразите десятичные дроби в одинаковых долях 1,38 и 6,823 0,045 и 18,07 Замените числа равными им дробями с одинаковым знаменателем. 0,317= 18,5= 34,26= 3)Задача Поле засажено овощными культурами. Морковь занимает поля, свёкла - поля, а на остальной части поля растет капуста. Какую часть поля занимает капуста? ( все поле примите за единицу) |
Сравнение десятичных долей и дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1)Из двух десятичных дробей больше та дробь, у которой целое число больше. 2)Если в десятичных дробях целые числа равны, то больше та дробь, в которой десятых долей больше. 3)Если в десятичных дробях целые числа равны и равны десятые доли, то больше та дробь, в которой сотых долей больше. 4) Если в десятичных дробях целые числа, десятые доли, сотые доли равны, то больше та дробь, в которой тысячных долей больше. | Сравните десятичные дроби и поставьте знак . 0,5дм 1,7 1,2 0,07 0,766 | Сравните десятичные дроби и поставьте знак . 2,7см…0,7см 16,2см… 9,6 см 3,4см…3,8см 0,7дм…0,1 дм 15,38….15,32 0,06…0,04 24,034…24,038 60,822…60,831 |
Масштаб 100:1. Построение фигур в масштабе. | Масштаб – это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже. Масштаб уменьшения — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. М 1:3 показывает, что реальные размеры уменьшены в 3 раза. Масштаб 1:1 - натуральная величина (реальная величина размера). Чтобы найти реальную длину детали мы должны ее размеры увеличить в 3 раза: 2см 4мм×3=6см 12мм=7см 2мм Масштаб увеличения - масштаб с отношением большим, чем 1:1, т.е. размеры изображения на чертеже больше соответствующих действительных размеров изображаемого предмета. М 2:1 показывает , что реальные размеры увеличены в 2 раза. 2 : 1 (Масштаб чертежа – два к одному. Читается: два к одному). 7см 2мм×2= 14см 4мм В масштабе этот знак «: » показывает во сколько раз увеличены или уменьшены исходные размеры изображения. | Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1:3, равна 2,4 см. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже в масштабе 2:1? Дано | Решение | М 1:3 | 1)Какая реальная длина детали в М 1:1? 2см 4мм×3=7см 2мм 2)Какая длина детали будет в М 2:1? 7см 2мм×2= 14см 4мм Ответ: 14см 4 мм длина детали в М 2:1 | а-длина детали а = 2см 4 мм | Найти: длину а, в М 2:1 | | Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1:5, равна 7см 2мм. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 2:1? |
| Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, надо 1)записать числа в столбик, разряд под разрядом (целые числа под целыми, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми, тысячные под тысячными) так, чтобы запятая была записана под запятой. 2)выполнить вычисления как с целыми числами: 3) в ответе отделить запятой целое число. _7,045 6,845 0,200 0,2 | _7,045 6,845 0,200 0,2 | Решите примеры: 26,6+7,4= ; 18,5-3,5=; ПРАВИЛО ПЕРЕПИСАТЬ ВТЕТРАДЬ: Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, надо 1)записать числа в столбик, разряд под разрядом (целые числа под целыми, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми, тысячные под тысячными) так, чтобы запятая была записана под запятой. 2)выполнить вычисления как с целыми числами: 3) в ответе отделить запятой целое число. |
| Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби с разными знаменателями, нужно: 1)Перевести дроби к общему знаменателю (выразить в одинаковых долях); 2) выполнить вычисления. Десятичная дробь не меняется, если отбросить или приписать нули, расположенные в конце десятичной дроби: 0,10000=0,1 Например, если приписать к дроби 1,7 ноль, мы уравняем количество знаков после запятой и сможем решить пример: 4,82+1,7=6,52 +4,82 1,70 6,52 | +4,82 1,70 6,52 | Списать правило. Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби с разными знаменателями, нужно: 1)Перевести дроби в общему знаменателю (выразить в одинаковых долях); 2) выполнить вычисления Стр. 227 примеры номер 766 а) 1 столбик (1-2 пример) ; б) 1 столбик ( 1-2 пример). А) 3,82+1,9=…; 4,7+0,63=…; Б) 6,17- 2,5= 15,002-6,15=…; |
| Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби с разными знаменателями, нужно: 1)Перевести дроби к общему знаменателю (выразить в одинаковых долях); Что нужно сделать: целое число превратить в десятичную дробь! Как это сделать: после целого числа нужно поставить запятую и добавить столько нулей … сколько требуется!(нули красного цвета в примере ниже) 2) выполнить вычисления. 1-0,6= _1,0 0,6 0,4 | 1-0,6=0,4 _1,0 0,6 0,4 | Решить пимеры 1-0,2=…; 3-1,3=…; 1-0,35=…; 8-2,14=…; |
| Масштаб 2:1 показывает, что все размеры увеличены в 2 раза. Например, если у вас был квадрат со стороной 2 см, то в масштабе М2:1 мы получим 2*2см=4см квадрат со стороной 4см. | R=1см 5мм R=1см 5мм*2 R=3см | Начертите геометрические фигуры, а затем выполните их чертежи в увеличенном масштабе 2:1. Б) прямоугольник со сторонами 2 см 5 мм и 4 см; В) окружность радиусом 1 см 5 мм; Г) окружность диаметром 5 см. |
Нахождение десятичной дроби от числа. Решение примеров на нахождение десятичной дроби от числа. | Десятичные дроби имеют в знаменателе числа только 10,100,1000 и записываются при помощи запятой. Обыкновенные дроби записываются при помощи дробной черты. Чтобы найти десятичную дробь от числа, нужно это число разделить на знаменатель десятичной дроби и умножить на числитель. Выразить десятичную дробь в виде обыкновенной. Целое число разделить на знаменатель десятичной дроби и умножить на числитель десятичной дроби. Найдите: 0,2 от 50 Запишем дробь 0,2 со знаменателем: 0,2=2/10 У десятичной дроби 0,2 знаменатель 10, числитель 2. Найдем 2/10 от 50 50:10*2=10 После запятой стоит один знак, значит, знаменатель дроби 10, доли-десятые. После запятой стоят три знака, значит, знаменатель дроби 1000, доли-тысячные. После запятой стоят два знака, значит, знаменатель дроби 100, доли-сотые. После запятой стоят три знака, значит, знаменатель дроби 1000, доли-тысячные. | Образец как решать: 0,1 от числа 80 0,1=1/10 80:10*1=8 0,18 от числа 1000 0,18=18/100 1000:100*18=180 | Найдите: 0,11 от числа 600 0,12 от числа 1000 |
Решение примеров и задач на нахождение десятичной дроби от числа. | Задача Для школьного праздника купили сначала 20 рулонов цветной бумаги, а затем еще 10 рулонов. На оформление сцены и зала ушло 0, 5 всей бумаги. Сколько рулонов бумаги израсходовали? -О чем говорится в задаче? -О бумаге. -Что с ней сделали? -Купили. -Мы знаем, сколько всего рулонов бумаги купили? - Нет. Но мы знаем, что сначала купили 20 рулонов бумаги, а потом еще 10. -Мы можем узнать, сколько купили бумаги? -Да. Нужно 20 рулонов сложить с 10 рулонами. -Мы знаем, сколько бумаги израсходовали? -Нет, но мы знаем, что израсходовали 0,5 всей бумаги. -Мы можем узнать, сколько бумаги израсходовали? -Да. Нужно найти 0,5 от всего количества купленной бумаги. - Как это сделать? - Нужно, 0,5 записать обыкновенной дробью: 0,5=5/10. Найти 5/10 от всего количества купленной бумаги. То есть, все количество бумаги разделить на знаменатель (10) и умножить на числитель (5). | Задача Купили: I. 20 рулонов II. 10 рулонов Израсходовали-? 0,5 всей бумаги Решение | Запишите краткую запись и решение задачи |
Меры времени. Сложение мер времени. Решение задач и примеров на сложение мер времени. | 1 год=12 мес. 1 мес.= 28 (29,30,31) сут. 1 сут.=24 часа 1 ч=60 мин. 1 мин=60 с. Алгоритм 1.Записать единицы времени в столбик. 2. Начинаем складывать с меньших единиц. 3. Если получается величина большая, чем предусмотрено таблицей мер времени, перевести её в более крупные единицы. | 2 мес. 16 сут. + 7 мес. 5 сут.= 2мес. + 7 мес. =9 мес. 16 сут.+ 5 сут.=21 сут. 9 мес.+21 сут. = 9мес. 21 сут. | 10 мес. 24 сут.+ 15 мес.6 сут.= 3 мес. 8 сут.+ 9 мес. 29 сут.= |