СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия..»

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

с детьми 3 группы (учащиеся 1-3 класса, с выраженными нарушениями графо-моторных функций, зрительно-пространственного гнозиса при умеренном снижении остальных функций)

педагога-психолога Ещенко В.Г.


На каждом занятии должны решаться общие (интегративные) и специфические (наиболее существенные для данной группы) задачи. Каждое занятие включает задачи по развитию произвольности деятельности, мышления, речи, относящие к интегративной части программы, специфические задачи, наиболее существенные для данной группы. Другие частные задачи, которые обусловлены не столь выраженными нарушениями, ставятся не на каждом занятии, а поочередно. Поскольку коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, то на каждом из них решается не менее 6 задач, которые соотносятся с разделами программы.


Ведущая деятельность – игровая.

Ведущая психическая функция – мышление.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оборудование: фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, карандаши, пуфы-модули, аромолампа, пузырьковая колонна, звуковые плакаты, массажные мячи, соляная лампа, специальный раздаточный материал для изотерапии, цветные шнуры, мозаика, вкладки, доски Сегена, Рамки Монтессори т.п.

Принципы проведения занятий:

-наглядность обучения;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер материала;

- системность подачи материала.

Структура и форма занятий.

Занятия индивидуальные, согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка. Длительность занятия 15 минут.

Общая структура занятия:

- ритуал приветствия;

- дыхательные упражнения;

- пальчиковая гимнастика;

- развивающая игра;

- изодеятельность (арт-терапия);

- (релаксационные упражнения);

- ритуал прощания.













Календарно- тематическое планирование для обучающихся 3 группы

(учащиеся 1-3 класса, с выраженными нарушениями графо-моторных функций, зрительно-пространственного гнозиса при умеренном снижении остальных функций)


Месяц

Развитие высших психических функций

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие личностной сферы

сентябрь


Углубленная диагностика

октябрь

1-я неделя

Развитие графических навыков. Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака. «Угадай, что убрали»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения (психогимнастика «Пчелка»)

Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть.

2-я неделя

Понятие «сверху», «снизу». Выделение лишнего. Продолжи ряд. «Слушай хлопки!»

Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие произвольности «Запретное движение»

Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия).

3-я неделя

Развитие графических навыков. Признаки предметов. Геометрическая фигура квадрат. Рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки». «Лото – последовательность картинок»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «В лесу».

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

4-я неделя

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». Выделение лишнего. Сложи картинку. «Значки в фигурках»

Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие умения осознавать и чувствовать свое эмоциональное состояние, свой эмоциональный опыт.

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

ноябрь

1-я неделя

Развитие графических навыков. Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Выделение лишнего. Угадай по описанию. «Найди свою карточку»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Психогимнастика «Сосулька».

Развитие представлений о себе. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

2-я неделя

Понятия «левое-правое». «Разложи в вазу корзину: фрукты и овощи», «Пожалуйста, повтори!»

Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Загадки-этюды. Выражение эмоциональных состояний сказочных животных.

Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности).

3-я неделя

Развитие графических навыков. Понятия «один-много-мало-несколько». Выделение лишнего. «Запомни, что увидел».

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Вот он какой!».

Игра «Ты самый, самый!» (формирование самооценки).

4-я неделя

Понятия «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия. «Чего не хватает?»

Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие произвольного внимания «Выполни команду». Подаются разные команды: «встать», «правую ногу поставить вперед», «левую ногу назад», «взять зеленый карандаш и нарисовать круг и положить его на правый угол стола», т.д.

Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия).

декабрь

1-я неделя

Геометрические фигуры треугольник, овал. «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Развитие умения соотносить реальное пространство с планом «Где Мишка?»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «Лягушка – путешественница».

Формирование социального доверия. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

2-я неделя

Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине», «далеко-близко-около-рядом». «Назови лишнюю картинку», «Какое слово нужно исключить», «Лото – последовательность картинок»

Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Формирование процессов саморегуляции, уровня ориентировки на заданную систему требований «Образец и правило»

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).


3я неделя

Развитие графических навыков. Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине», «внутри-снаружи». «Простые аналогии», «Продолжи ряд» (по цвету).

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «Путешествие в морское царство». Учить реагировать на отрицательные эмоции.

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

4-я неделя

Развитие графических навыков. Понятия «столько же-одинаково-поровну». Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»

Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Учить реагировать на отрицательные эмоции.

Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности).

январь

1-я неделя

дом. задание

Развитие графических навыков. Работа в тетради в клетку. «Нарисуй дорожку красным или синим цветом». «Сложи картинки», «Повтори!»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Психогимнастика «Спящий котенок».

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

2-я неделя

дом. задание

Развитие умения анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения «Дом». Закрепление основных понятий. Уравнивание групп предметов. «Назови лишнюю забаву»

Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов «Четыре стихии».

Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия).

3-я неделя

мониторинг

Геометрические фигуры. Понятия «слева-справа» Ориетировка на листе бумаги.

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Психогимнастика «Лисенок испугался».

Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях).

4-я неделя

Развитие графических навыков. Понятия «вчера-сегодня-завтра-раньше-позже». «Сложи картинки». «Назови лишний предмет».

Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Формирование социального доверия.

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).

5-я неделя

Понятия «толстый-тонкий-одинаковые по толщине». «Простые аналогии». «Заплатки». «Что забыл нарисовать художник?»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд « Ночные звуки».

Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

февраль

1-я неделя

Развитие графических навыков. Установление последовательности событий (части суток). «Продолжи ряд геометрических фигур»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Игра «Ласковый мелок».

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

2-я неделя

Развитие графических навыков. Части суток, их последовательность. «Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?»

Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

3-я неделя

Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме «Как пройти к зайке?» «Будь внимателен!», «Выложи серию сюжетных картинок, составь рассказ»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) Этюд «Заколдованный ребенок».

Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия).


4-я неделя

«Сравнение множеств», «Запомни и повтори ряд слов», «Волшебная мозаика»

Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).

март

1-я неделя

Геометрические фигуры, пространственная ориентировка, использование предлогов. Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме «На что это похоже?»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Раздумье».

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

2-я неделя

Классификация по одному или двум признакам (цвет и величина). «Составь рассказ по серии картинок», «Дорисовывание фигур».

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»).

Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

3-я неделя

«4-лишний», «Кто сделал ошибку?», «Дорисуй»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Круглые глаза».

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).

4-я неделя

Развитие графических навыков. Развитие зрительно-моторной координации, пространственная ориентировка на листе бумаги. Корректурная проба.

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с рыбкой?»).

Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях).

апрель

1-я неделя

Времена года. Части суток. «Аналогии». «Заплатки»

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Встреча с другом».

Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

2-я неделя

Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме « Чье это место?» Составление групп предметов с заданными свойствами. «Предметы и контуры», «Какой признак времени года лишний?»

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с девочкой?»).

Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности).

3-я неделя

Времена года. Части суток. «Сравнение множеств», повторение основных пройденных понятий.

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Грязная бумажка».

Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств).

4-я неделя

Развитие графических навыков. «Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ», «Сравнение множеств», «Назови части суток по порядку от заданного».

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с попугаем?»).

Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет).

май

1-неделя

Закрепление пройденного за год.

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Разъяренная медведица».

Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение).



2-я неделя

Закрепление пройденного за год.

Психогимнастические этюды на выражение разных эмоциональных состояний (Чистякова).

Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок).

3-4-я неделя

Мониторинг

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях).