На каждом занятии должны решаться общие (интегративные) и специфические (наиболее существенные для данной группы) задачи. Каждое занятие включает задачи по развитию произвольности деятельности, мышления, речи, относящие к интегративной части программы, специфические задачи, наиболее существенные для данной группы. Другие частные задачи, которые обусловлены не столь выраженными нарушениями, ставятся не на каждом занятии, а поочередно. Поскольку коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, то на каждом из них решается не менее 6 задач, которые соотносятся с разделами программы.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
- системность подачи материала.
Занятия индивидуальные, согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка. Длительность занятия 15 минут.
- ритуал прощания.
Месяц | Развитие высших психических функций | Развитие эмоционально-волевой сферы | Развитие личностной сферы |
сентябрь | | Углубленная диагностика |
октябрь | 1-я неделя | Развитие графических навыков. Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака. «Угадай, что убрали» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения (психогимнастика «Пчелка») | Формирование адекватной самооценки. Учить принимать себя таким, какой есть. |
2-я неделя | Понятие «сверху», «снизу». Выделение лишнего. Продолжи ряд. «Слушай хлопки!» | Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие произвольности «Запретное движение» | Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия). |
3-я неделя | Развитие графических навыков. Признаки предметов. Геометрическая фигура квадрат. Рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки». «Лото – последовательность картинок» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «В лесу». | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). |
4-я неделя | Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». Выделение лишнего. Сложи картинку. «Значки в фигурках» | Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие умения осознавать и чувствовать свое эмоциональное состояние, свой эмоциональный опыт. | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). |
ноябрь | 1-я неделя | Развитие графических навыков. Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Выделение лишнего. Угадай по описанию. «Найди свою карточку» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Психогимнастика «Сосулька». | Развитие представлений о себе. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). |
2-я неделя | Понятия «левое-правое». «Разложи в вазу корзину: фрукты и овощи», «Пожалуйста, повтори!» | Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Загадки-этюды. Выражение эмоциональных состояний сказочных животных. | Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности). |
3-я неделя | Развитие графических навыков. Понятия «один-много-мало-несколько». Выделение лишнего. «Запомни, что увидел». | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Вот он какой!». | Игра «Ты самый, самый!» (формирование самооценки). |
4-я неделя | Понятия «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия. «Чего не хватает?» | Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие произвольного внимания «Выполни команду». Подаются разные команды: «встать», «правую ногу поставить вперед», «левую ногу назад», «взять зеленый карандаш и нарисовать круг и положить его на правый угол стола», т.д. | Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия). |
декабрь | 1-я неделя | Геометрические фигуры треугольник, овал. «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Развитие умения соотносить реальное пространство с планом «Где Мишка?» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «Лягушка – путешественница». | Формирование социального доверия. Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). |
2-я неделя | Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине», «далеко-близко-около-рядом». «Назови лишнюю картинку», «Какое слово нужно исключить», «Лото – последовательность картинок» | Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Формирование процессов саморегуляции, уровня ориентировки на заданную систему требований «Образец и правило» | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). |
| 3я неделя | Развитие графических навыков. Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине», «внутри-снаружи». «Простые аналогии», «Продолжи ряд» (по цвету). | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «Путешествие в морское царство». Учить реагировать на отрицательные эмоции. | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). |
4-я неделя | Развитие графических навыков. Понятия «столько же-одинаково-поровну». Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры» | Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Учить реагировать на отрицательные эмоции. | Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности). |
январь | 1-я неделя дом. задание | Развитие графических навыков. Работа в тетради в клетку. «Нарисуй дорожку красным или синим цветом». «Сложи картинки», «Повтори!» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Психогимнастика «Спящий котенок». | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). |
2-я неделя дом. задание | Развитие умения анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения «Дом». Закрепление основных понятий. Уравнивание групп предметов. «Назови лишнюю забаву» | Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов «Четыре стихии». | Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия). |
3-я неделя мониторинг | Геометрические фигуры. Понятия «слева-справа» Ориетировка на листе бумаги. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Психогимнастика «Лисенок испугался». | Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях). |
4-я неделя | Развитие графических навыков. Понятия «вчера-сегодня-завтра-раньше-позже». «Сложи картинки». «Назови лишний предмет». | Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Формирование социального доверия. | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). |
5-я неделя | Понятия «толстый-тонкий-одинаковые по толщине». «Простые аналогии». «Заплатки». «Что забыл нарисовать художник?» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд « Ночные звуки». | Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости). |
февраль | 1-я неделя | Развитие графических навыков. Установление последовательности событий (части суток). «Продолжи ряд геометрических фигур» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Игра «Ласковый мелок». | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). |
2-я неделя | Развитие графических навыков. Части суток, их последовательность. «Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?» | Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). | Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). |
3-я неделя | Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме «Как пройти к зайке?» «Будь внимателен!», «Выложи серию сюжетных картинок, составь рассказ» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) Этюд «Заколдованный ребенок». | Игра «Хорошо, да не очень» (развитие умения решать противоречия). |
| 4-я неделя | «Сравнение множеств», «Запомни и повтори ряд слов», «Волшебная мозаика» | Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). |
март | 1-я неделя | Геометрические фигуры, пространственная ориентировка, использование предлогов. Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме «На что это похоже?» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Раздумье». | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). |
2-я неделя | Классификация по одному или двум признакам (цвет и величина). «Составь рассказ по серии картинок», «Дорисовывание фигур». | Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»). | Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). |
3-я неделя | «4-лишний», «Кто сделал ошибку?», «Дорисуй» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Круглые глаза». | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). |
4-я неделя | Развитие графических навыков. Развитие зрительно-моторной координации, пространственная ориентировка на листе бумаги. Корректурная проба. | Игра «Лото эмоций» («Что случилось с рыбкой?»). | Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях). |
апрель | 1-я неделя | Времена года. Части суток. «Аналогии». «Заплатки» | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Встреча с другом». | Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости). |
2-я неделя | Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме « Чье это место?» Составление групп предметов с заданными свойствами. «Предметы и контуры», «Какой признак времени года лишний?» | Игра «Лото эмоций» («Что случилось с девочкой?»). | Игра «Наоборот» (развитие умения понимать качества личности). |
3-я неделя | Времена года. Части суток. «Сравнение множеств», повторение основных пройденных понятий. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Грязная бумажка». | Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств). |
4-я неделя | Развитие графических навыков. «Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ», «Сравнение множеств», «Назови части суток по порядку от заданного». | Игра «Лото эмоций» («Что случилось с попугаем?»). | Игра «Я даю свое имя» (раскрытие ребенком своих сильных и слабых сторон с помощью переноса на другой предмет). |
май | 1-неделя | Закрепление пройденного за год. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). Этюд «Разъяренная медведица». | Игра «Прими решение!» (обучение детей умению самостоятельно принимать решение). |
|
2-я неделя | Закрепление пройденного за год. | Психогимнастические этюды на выражение разных эмоциональных состояний (Чистякова). | Игра «Спрятанные проблемы» (обучение умению проявлять свои чувства через рисунок). |
3-4-я неделя | Мониторинг | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения ребенка в конкретных ситуациях). |