СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные особенности и нарушения памяти

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Виды и индивидуальные особенности памяти

Нарушения памяти

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные особенности и нарушения памяти»






Реферат по дисциплине:


«Психология»


По теме:


«Индивидуальные особенности и нарушения памяти»





























Смоленск

2018 год




Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------3

  1. Виды и индивидуальные особенности памяти ------------------------4

  2. Нарушения памяти ------------------------------------------------------------7













































Введение

Каждое впечатление, которое мы получаем при взаимодействии с окружающей средой, оставляет определённый след, сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности воспроизводится. Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

«Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Инстинкты, врождённые и приобретённые рефлексы и стереотипы поведения представляют собой, запечатлённый в памяти и переданный по наследству или приобретенный в процессе индивидуального развития опыт. Без непрерывного обновления этого опыта, его воспроизводства из памяти в определенных условиях живые существа не смогли бы приспособиться к текущим изменяющимся событиям окружающего мира. Без воспоминаний о том, что с ним было, человек не сможет развиваться, потому что при таких условиях тот опыт, что мы приобретаем каждую секунду, не с чем было бы сравнивать, и этот опыт не накапливался бы, а впустую терялся.

Определенные типы памяти есть практически у всех живых существ, но наиболее развита память у человека и человекообразных обезьян. Но настолько развитыми мнемическими возможностями, которыми обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

В данном реферате будут рассмотрены индивидуальные особенности и нарушения памяти с точки зрения современной психологии.









1. Виды и индивидуальные особенности памяти

В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений».

Ученые психологи, проводившие экспериментальное изучение данной темы, выделяют шесть основных видов памяти:

1)двигательная память - связана с запоминанием и воспроизведением движений;

2)образная память - запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

3) словесно-логическая память - запоминание, узнавание и воспроизведение мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти более всего связан с обучением;

4)эмоциональная память - запоминание и воспроизведение эмоций вместе с вызывающими их объектами.

5)непроизвольная память –дает возможность человеку запомнить и воспроизвести определенные образы не ставя при этом цели запомнить и воспроизвести.

6)произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная память - связана с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют классификации видов памяти по различным признакам. Они приведены на рисунке 1.



Рисунок 1. Классификации видов памяти по различным признакам

Индивидуальные особенности памяти человека зависят от врожденных особенностей его психики, а также от приобретенных в процессе индивидуального развития умений и навыков. Примеры людей с феноменальной памятью - это результат совмещения врожденных задатков с систематическими тренировками памяти.

Каждый человек по-своему запоминает, сохраняет и воспроизводит необходимую информацию. Индивидуальные особенности памяти проявляются в объеме и скорости запоминания, готовности к извлечению сведений из памяти, точности воспроизведения. Люди обладают различной памятью в зависимости от типа воспроизводимой информации,т.е от того, что они лучше всего запоминают (цифры, даты, фамилии, лица и др.). В большей степени это зависит от профессиональной деятельности человека.

У разных людей могут доминировать различные виды памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная и т.д. Иногда наблюдаются парные эффекты доминирования. Это зависит от ведущей репрезентативной системы – визуальной, слуховой, кинестетической, эмоциональной. Индивидуальные особенности памяти обобщены на схеме, приведенной на рисунке 2.

Рисунок 2. Индивидуальные особенности памяти
























2.Нарушения памяти

Нарушение памяти– это довольно распространенное явление, которое ухудшает качество жизни человека, препятствует развитию его познавательной сферы. Часто нарушение памяти связано с изменениями в других психических процессах, проявляется при наличии травмы мозга или психического заболевания.

Качественным нарушением памяти называют путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий.

Количественные нарушения памяти выражаются в усилении или ослаблении способности к запоминанию. Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти, наиболее часто встречающиеся приведены на рисунке 3.

Рисунок 3. Виды нарушений памяти


Литература

  1. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Р.С.Немов. -5-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2013.-687 с.

  2. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 4 / Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 640 с.

  3. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1 / Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 608 с.

  4. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 1 / Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 704 с. 

  5. Общая психология: хрестоматия, учебно-методический комплекс / автор и составитель Куприна О.А. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 256 с