Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Индивидуальный проект
по немецкому языку
Работу выполнил
ученик 8 класса А
Вяткин Ярослав Юрьевич
Руководитель:
Захарова Оксана Анатольевна
2017—2018 уч.г.
Содержание
Введение ………………………………………………………3
Цели и задачи…………………………………………………4
Актуальность темы …………………………………………..4
Система образования в Германии ………………………….5 -7
Система образования в России …………………………….8- 9
Аттестаты и дипломы………………………………………..10
Сравнение образования в России и Германии. ……………11—12
Заключение……………………………………………………13
Источники информации………………………………………14
Приложения……………………………………………………15-19 Введение
Название моего индивидуального проекта - «Системы образования в России и Германии».
После 80-х годов XX века наблюдается всплеск миграции населения в Германию. Многие эмигранты начинают хвалить школьную систему Германии, но при этом, забывая, что свое образование они получили здесь на Родине, в России. Вот тогда и пришла мысль о создании этой работы. Я прочитал много литературы о системе образования в нашей стране, но т.к. я в школе изучаю немецкий язык, хотел бы как можно больше узнать о системе образования в Германии.
Цели и задачи
Цель:
Задачи:
1. Изучить типы школ Германии
2. Изучить типы школ России
3. Изучить материал о том, какие документы получают обучающиеся после окончания школьных учебных заведений в России и Германии.
4.Обобщить собранный материал и на основе этого материала выявить различия и сходства данных школ.
5. Составить сравнительную характеристику
Объектом данной работы будет система образования двух стран.
Для реализации проекта я изучил немецкие журналы, газеты, книги и интернет - источники. Знание немецкого языка помогло разобраться во многих вопросах. Выполняя переводы к данному исследованию, пополнил свой словарный запас.
Актуальность данной работы заключается в изучении системы школьного образования в сравнении с другой.
В процессе работы были использованы описательный и сравнительно-сопоставительный методы, беседа, анализ полученной информации.
Работа может быть использована на уроках немецкого языка, обществознания, классных часах.
Система образования в Германии
Любое образование вне зависимости от страны начинается с детского сада.
Детские сады в Германии.
Немецкие детсады делятся на две группы: частные и смешанные. У смешанных садов совладельцами являются органы местного управления, город или община. В детские сады детей можно приводить с трех лет, существуют также ясли, в которых дети находятся с двух до трех лет, но ясли в Германии не слишком распространены. Детские сады в Германии платные все зависит от земли, плата за детский садик в Германии самая высокая двести пятьдесят евро. Кроме того, родители доплачивают за дополнительное питание 30-40 евро. Но в последний год родители не платят за садик, а платит государство, считая что все деньги семьи уходят на подготовку ребенка в школу. Никаких дополнительных сборов в детских садах не существует. Самые дешевые детские сады в Баварии, а в Берлине садики бесплатные, родители платят только за питание.
Обычная численность детей в садах примерно 70-100 человек. Как правило, дети делятся на группы по 15-25 человек. На каждую группу детей приходится два воспитателя. В детских садах нет рамок возраста, то есть все группы смешанные, и в них сразу находятся дети от 3 до 6 лет. Эти детские сады стоят гораздо дешевле. В садиках почти нет игрушек, дети приносят свои, если ребенок захочет спать, он не будет ложиться на кровать, потому что их там нет, зато есть тоненькие матрасы или толстые одеяла, куда дети могут прилечь и поспать. Только в некоторых детских садах есть кровати и сон-час.
Питание в садах. Дети сами накрывают на стол ,сами убирают после трапезы, тем самым становясь самостоятельными и дисциплинированными. Кухонь в садах практически нет, дети завтракают тем, что приносят из дома, а обед поступает в детский сад и его там просто разогревают.
Помимо детских садов в Германии есть надомный присмотр. Это означает то, что одна неработающая мама забирает к себе чужих детей , играет, кормит, гуляет с ними , естественно не бесплатно.
Школьное образование в Германии
Школьное образование в Германии является одним из самых престижных в мире. Закончив немецкую школу, ребенок не только будет в совершенстве знать языки, но и сможет поступить в достаточно престижный ВУЗ. Но есть одно «но»: школы Германии одни из самых трудных и сложных, хотя школьные предметы мало чем отличаются от русских предметов. В немецких школах свой собственный график оценок занятий, а каникулы вообще устанавливают власти земель. Тем не менее, школы в Германии -отличная возможность получить хорошее образование и со временем получить престижную работу. Перед окончание школы ученики сдают тест, который дает право поступления в ВУЗ и даже низкая оценка дает право поступления в колледж.
Все учебные школьные заведения в Германии делятся на три типа : начальная, средняя и высшая. (Приложение 1 ,2, 3)
Обязательным для немецких граждан и лиц, постоянно проживающих в этой стране, является среднее школьное образование, длительность которого составляет 13 лет (возраст ребенка от 6 до 19 лет). После этого подросток самостоятельно принимает решение о продолжении обучения или начале трудовой деятельности.
Начальная школа
Поступив в школу по достижении возраста в 6 лет, ребенок получает базовые знания: чтение, письмо, счет и так далее. Ребенок-россиянин может поступить в немецкую школу при условии достаточного владения немецким языком. Обучение там полностью бесплатно.
По достижении учеником 10 лет он переходит на следующий уровень, однако там существуют различные типы школ, распределение в которые происходит в зависимости от достигнутых успехов при получении начального образования.
Средняя школа
Немецкие образовательные учреждения для детей обучают детей до 19 лет, после чего выпускник имеет право поступить в университет без оплаты обучения в нем. По качеству обучения, уровню и объему получаемых знаний средние школы в Германии делятся на несколько видов.
Основная. Базовая ступень образования, которая занимает от 5 до 6 лет. Здесь дети получают базовые знания и после окончания получают свидетельство (приложение 9), дающее им право поступить на работу, которая не требует высокой квалификации. Кроме того, этот документ позволяет продолжить обучение в профессиональном среднем учебном заведении (училище).
Реальная. Среднее образование расширенного уровня. Обучение здесь длится 6 лет, и сдают выпускные экзамены, по результатам которых получают аттестат. С этим документом можно также поступать на работу, не требующую специализированных знаний, или продолжить обучение дальше.
Гимназия. Наиболее престижный тип школы в Германии, обучение в которой длится от 8 до 9 лет. На последних курсах ученики проходят специализированное обучение и готовятся к поступлению в высшие учебные заведения Германии. Выпускники-немцы и школьники-иностранцы, закончившие гимназию, получают один из двух аттестатов , которые дают право на поступление в наиболее престижные университеты.
Объединенная школа. Комбинированное обучение, которое наиболее привлекательно для детей-иностранцев. По окончанию средних классов такой школы можно либо продолжить среднее образование, перейдя на высший уровень, либо сдать тесы для поступления в вуз.
Образование в государственных школах Германии полностью бесплатно как для граждан, так и для детей, приехавших из других стран.
Высшая школа
Это учебное заведение уже вряд ли можно отнести к школе. Здесь проводится специализированное обучение, после окончания, которого выдается сертификат (приложение 9) дающий право занимать должности, требующие определенных знаний в той или иной области.
Дуальное образование
В Германии получила широкое распространение методика профессионального обучения, при которой учащиеся одновременно обретают теоретические знания в учебном заведении и практические навыки, работая на компанию-работодателя. Это и есть дуальная система образования. По данным Конференции земельных министров культуры, примерно 60% выпускников немецких школ разного уровня предпочитают продолжить учебу в системе Duales Studium.
Список профессий, которые можно приобрести при дуальном образовании, зафиксирован на уровне законов. В общей сложности специальностей около 350 - начиная от продавцов, поваров и электриков, заканчивая IT-специалистами и механиками обогревательных установок или кондиционеров.
Duales Studium продолжается 2-3 года. На протяжении этого времени 3-4 дня студент трудится на фирму, с которой у него подписан контракт. Часть учебного процесса может проходить за границей. Молодого специалиста в Германии не могут попросить сбегать на почту или сварить кофе. Работодатель обязан давать исключительно те поручения и задания, которые пересекаются с изучением выбранной профессии.
Учащиеся получают стипендию. Каждый год ее размер увеличивается в соответствии с накопленным объемом опыта и знаний. Некоторые работодатели оплачивают дополнительные расходы – билет на проезд, покупку книг, аренду комнаты, прокат ноутбука и тому подобное. В конце курса сдается госэкзамен, в случае неудачи его можно дважды пересдать.
Дуальное образование имеет ряд преимуществ:
получение практических навыков и опыта с первой минуты обучения;
высокая вероятность по окончании учебы получить место в компании, которая обеспечивала практические занятия.
Частные учебные заведения
Помимо государственных начальных и средних учебных заведений, в Германии существуют частные. Обучение в частных школах практически ничем не отличается от государственных, так как все учебные заведения проверены министерством образования и имеют соответствующие разрешения. Но есть несколько особенностей, которые делают выбор платного учебного заведения очень привлекательным – В таких учебных заведениях преподаватели индивидуально подходят к обучению каждого ребенка; помимо базовых уроков, ученики имеют возможность выбрать несколько дополнительных предметов, а также изучают два-три иностранных языка; учебная программа содержит как базовые, так и интенсивные курсы, позволяющие получить расширенные знания; помимо основного обучения, в частом учебном заведении действуют факультативные занятия, кружки по интересам, множество спортивных секций и так далее.
Система образования в России
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным.
Образование начинается с детского сада. Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.
Начальная школа
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение.
Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая и общая химия, основы органической химии, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.
Старшие классы
По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) в форме ОГЭ: математика, русский язык и ещё два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно», Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России это последние два года обучения: 10 класс и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения сдаётся Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по другим предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
Дипломы и аттестаты
По завершении обучения в России ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Выпускникам 9-х классов также вручается «Аттестат об основном образовании»
По окончании основной школы в Германии, после 9 классов школы ученик получает документ об окончании 9 классов – Hauptschulabschluss (HSA) nach Kl. 9. Дальше он может идти в класс 10A (худшая успеваемость) или 10B (лучшая успеваемость) или сразу в профессиональное училище. Те, кто оканчивает класс 10A, получают HSA nach Kl. 10. И могут продолжить обучение только в профессиональных училищах. Те, кто оканчивает класс 10B, получают Fachoberschulreife (FOR) и могут перейти в другую школу, чтобы учиться в 11, 12, 13 классах, либо выбрать обучение любой профессии в профессиональных школах. После 10 класса получают Fachoberschulreife (FOR) и дальше идут учиться на профессию или в следующие 11, 12, 13 классы. После 12 класса получают Fachhochschulreife (FHR), что дает право идти в высшие специальные учебные заведения (институты). После 13 класса – Hochschulreife (HR) или Abitur, что дает право учиться в университетах. Ученики 13 класса называются абитуриентами. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам.
Сравнительная характеристика образования в России и Германии
В России первый день школы всегда первого сентября. В Германии летние каникулы кончаются в августе и в зависимости от федеральной земли, в разных числах. По традиции в России ученик одиннадцатого класса и ученица первого класса подают первый звонок: звонят в колокольчик.
Оценки в Германии ставят по шестибалльной системе от 1 до 6. (приложение 6-10). Единица - это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться. Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы . Учеба школьников в российских школах оценивается по общепринятой в стране пятибалльной системе с 1(2)-11 класс. Сегодня на уроках учитель совместно с учениками вырабатывает критерии оценки на уроке.
В России после первого сентября классы по очереди начинают так называемое «дежурство». В немецких школах подобных «дежурств» нет.
В России ученикам приходится носить сменную обувь, в Германии её нет.
Летние каникулы в русских школах длятся 3 месяца, в немецких школах - только полтора месяца. Зато в немецких школах есть каникулы, связанные с религиозными праздниками. В итоге немецкие дети отдыхают столько же, сколько и российские.
После окончания школы в Германии перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профессиональное училище, специальное профессиональное училище или ВУЗе. Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.
В России гимназии – это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению. Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в высшее учебное заведение. Формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1-го класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9-х классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования или пойти в учебное учреждение профессионального типа.
Школьной формы в Германии нет. Только в отдельных учреждениях (согласно уставу) ношение формы является обязательным.
Суббота является в Германии свободным от занятий днём.
Уроки в школах Германии начинаются в 8 часов 00 минут, а в России в 8.30.
Заключение
Проанализировав и рассмотрев в своей работе систему образования в России и в Германии, я пришел к следующему выводу:
школьная система образования России более демократична: в России ребенок может оканчивать школу, не задумываясь о своем будущем. А уже потом выбирать любую профессию. В Германии будущую профессию или хотя бы уровень образования нужно выбирать уже после четвертого класса, чтобы закончить нужную ступень обучения в школе и пойти учиться дальше.
Можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования Германии и России:
• полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;
• обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования.
Притча
Хорошая школа
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети. - Какой смешной старик! - засмеялся один мальчик. - Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой. Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. - Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик. - Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. - Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок. - У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик. - Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: - Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука. - Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда: - Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя? - По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Источники информации
Беспалова Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ. Образование и общество. №5, 2006.
Бим И.Л. Немецкий язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Панасюк Х.Г.-И. Германия: Страна и люди. – Мн.: Высш.шк., 1996.
Писарева Л.Н. Оценка учебных достижений учащихся в ФРГ. Народное образование. №7, 2004.
Родин О.Ф. Bundesrepublik Deutschland. Федеративная Республика Германия: учебное пособие по страноведению / О.Ф.Родин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2009.
www.studying-in-germany.deо системе образования в Германии
http://startdeutsch.ru/poleznoe/temy/233-razlichiya-russkoj-i-nemetskoj-shkoly-na-nemetskom-s-perevodom
FB.ru: http://fb.ru/article/172648/proishojdenie-slova-shkola-etimologiya-slova-shkola
http://vseobr.com/detskoe-obrazovanie/shkolnoe-obrazovanie-v-germanii/
.
Приложения
Приложение 1



Приложение 2

Расписание уроков учащихся начальной школы в средней школе города Бремен
Приложение 3
Оценка учебных достижений учащихся в Германии и России

Система оценок в Германии
Оценка учебных достижений учащихся в Германии и России


Оценка | Значение оценки |
Россия | Германия | Россия | Германия |
5 | 1 | отлично | «sehr gut» (очень хорошо) |
4 | 2 | хорошо | «gut» (хорошо) |
3 | 3 | удовлетворительно | «befriedigend» (удовлетворительно; на достаточном уровне) |
2 | 4 | неудовлетворительно | «ausreichend» (весьма посредственно) |
1 | 5 | плохо | «mangelhaft» (неудовлетворительно) |
- | 6 | - | «ungenügend» (очень плохо) |
Приложение 4
