РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА УРОКЕ
1. Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании».
2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическаяослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа обучающихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. |
| |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Мероприятия | Срок |
Проведение контрольного среза навыков и умений учащихся класса по основным нормативам предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня физической подготовки детей; выявление в физической подготовке отставаний по времени нормативов. | Сентябрь |
2. Установление причин отставаний учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в нормативох отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка. | Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости) |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. | В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета физических возможностей слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником. | В течение учебного года |
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут ученика
Пояснительная записка
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.
Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:
Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в школе стандартным способом — делением классов на профили.
Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).
2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).
3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).
4. Оформление маршрутного листа.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:
предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:
Лист индивидуального маршрута обучения
ФИО Журавлев Николай
Ученика 6 класса
на 2021/2022 учебный год
Тема занятия | дата | Кол-во часов | Результаты | Подпись преподавателя |
Теоретические основы выполнения кувырка вперед и назад, отработка их выполнения на практике | 12.11 19.11 | 2 | | |
Определение индивидуальной силовой программы что бы научиться подтягиваться на турнике | 26.11 03.12 | 2 | | |
Совместное выполнение программы силовых упражнений | 10.12 17.12 | 2 | | |
Комплекс упражнений для укреплений мышц преса | 24.12 30.12 | 2 | | |
Комплекс упражнений для укреплений мышц спины | 13.01 14.01 | 2 | | |
Лазание на канат в три приема | 21.01 28.01 | 2 | | |
Комплекс упражнений что бы научиться приседать | 04.02 11.02 | 2 | | |
Кувырок вперед, кувырок назад стойка на лопатках | 18.02 25.02 | 2 | | |
Упражнения на турнике для грудных групп мышц | 04.03 11.03 | 2 | | |
Акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойка на лопатках). | 18.03 25.03 | 2 | | |
Упражнения в висе: висы согнувшись и прогнувшись | 01.04 08.04 | 2 | | |
Смешанные висы. Подтягивание Упражнения для развития силовых способностей: лазание по канату. | 15.04 22.04 | 2 | | |
Упражнения на гимнастической стенке. Развитие координационных способностей: упражнения на гимнастическом бревне, | 29.04 06.05 | 2 | | |
Комбинация из разученных элементов на брусьях и перекладине | 13.05 20.05 | 2 | | |
Упражнения на брусьях и перекладине | 27.05 | 1 | | |
Силовые упражнения на козле | 28.05 | 1 | | |
Силовые упражнения на кольцах | 29.05 | 1 | | |
Подъем с переворотом на турнике | 30.05 | 1 | | |
Выход на две руки силой | | | | |
| | | | |
Кл. руководитель ______________/___________ /
Ученик ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Лист индивидуального маршрута обучения
ФИО Печенкина Артема
Ученика 6 класса МБОУ «Октябрьская СОШ»
на 2014/2015 учебный год
Тема занятия | дата | Кол-во часов | Результаты | Подпись преподавателя |
Теоретические основы выполнения кувырка вперед и назад, отработка их выполнения на практике | 12.11 19.11 | 2 | | |
Определение индивидуальной силовой программы что бы научиться подтягиваться на турнике | 26.11 03.12 | 2 | | |
Совместное выполнение программы силовых упражнений | 10.12 17.12 | 2 | | |
Комплекс упражнений для укреплений мышц преса | 24.12 30.12 | 2 | | |
Комплекс упражнений для укреплений мышц спины | 13.01 14.01 | 2 | | |
Лазание на канат в три приема | 21.01 28.01 | 2 | | |
Комплекс упражнений что бы научиться приседать | 04.02 11.02 | 2 | | |
Кувырок вперед, кувырок назад стойка на лопатках | 18.02 25.02 | 2 | | |
Упражнения на турнике для грудных групп мышц | 04.03 11.03 | 2 | | |
Акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойка на лопатках). | 18.03 25.03 | 2 | | |
Упражнения в висе: висы согнувшись и прогнувшись | 01.04 08.04 | 2 | | |
Смешанные висы. Подтягивание Упражнения для развития силовых способностей: лазание по канату. | 15.04 22.04 | 2 | | |
Упражнения на гимнастической стенке. Развитие координационных способностей: упражнения на гимнастическом бревне, | 29.04 06.05 | 2 | | |
Комбинация из разученных элементов на брусьях и перекладине | 13.05 20.05 | 2 | | |
Упражнения на брусьях и перекладине | 27.05 | 1 | | |
Силовые упражнения на козле | 28.05 | 1 | | |
Силовые упражнения на кольцах | 29.05 | 1 | | |
Подъем с переворотом на турнике | 30.05 | 1 | | |
Выход на две руки силой | | | | |
| | | | |
Кл. руководитель ______________/___________ /
Ученик ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Лист индивидуального маршрута обучения
ФИО Сальников Руслан
Ученика 6 класса МБОУ «Октябрьская СОШ»
на 2013/2014 учебный год
Тема занятия | дата | Кол-во часов | Результаты | Подпись преподавателя |
Теоретические основы выполнения кувырка вперед и назад, отработка их выполнения на практике | 12.11 19.11 | 2 | | |
Определение индивидуальной силовой программы что бы научиться подтягиваться на турнике | 26.11 03.12 | 2 | | |
Совместное выполнение программы силовых упражнений | 10.12 17.12 | 2 | | |
Комплекс упражнений для укреплений мышц преса | 24.12 30.12 | 2 | | |
Комплекс упражнений для укреплений мышц спины | 13.01 14.01 | 2 | | |
Лазание на канат в три приема | 21.01 28.01 | 2 | | |
Комплекс упражнений что бы научиться приседать | 04.02 11.02 | 2 | | |
Кувырок вперед, кувырок назад стойка на лопатках | 18.02 25.02 | 2 | | |
Упражнения на турнике для грудных групп мышц | 04.03 11.03 | 2 | | |
Акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойка на лопатках). | 18.03 25.03 | 2 | | |
Упражнения в висе: висы согнувшись и прогнувшись | 01.04 08.04 | 2 | | |
Смешанные висы. Подтягивание Упражнения для развития силовых способностей: лазание по канату. | 15.04 22.04 | 2 | | |
Упражнения на гимнастической стенке. Развитие координационных способностей: упражнения на гимнастическом бревне, | 29.04 06.05 | 2 | | |
Комбинация из разученных элементов на брусьях и перекладине | 13.05 20.05 | 2 | | |
Упражнения на брусьях и перекладине | 27.05 | 1 | | |
Силовые упражнения на козле | 28.05 | 1 | | |
Силовые упражнения на кольцах | 29.05 | 1 | | |
Подъем с переворотом на турнике | 30.05 | 1 | | |
Выход на две руки силой | | | | |
| | | | |
Кл. руководитель ______________/___________ /
Ученик ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Индивидуальная образовательная программа
Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.
Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:
целевое назначение,
исходный уровень знаний учащегося,
продолжительность обучения,
ожидаемый результат,
учебные программы,
формы аттестации достижений учащегося .
Используемая литература
Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.
Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата.
Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей в выборе направления деятельности
Наличие индивидуальной составляющей целевого, содержательного и технологического компонентов
Ориентация на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей учащегося
Возможность адаптации программы к меняющимся запросам и условия
Информационная справка:
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.
Можно так классифицировать слабоуспевающих:
те, кто имеет слабые умственные способности
те, кто имеет слабые учебные умения;
те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)
те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)
те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно
сформулированное отношение к трудному делу;(25%)
низкая мотивация к обучению:
1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в
учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального
состояния др.;
2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не
может наверстать пробелы в знаниях.
Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно — в рамках всей школы и семьи.
По мнению Ю.З. Гильбуха, неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость - это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть.
Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я попыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.
Формы и методы работы со слабоуспевающими:
Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:
1) развивать положительную мотивацию;
2) обучать в условиях низкой мотивации.
Методы развития положительной мотивации учения:
интерес к предмету;
задания с условием, отражающим важное практическое применение;
материал важный для будущей жизни;
К изучению темы могут побудить:
желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.
желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чест