СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2023-2024 уч.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2023-2024 уч.г.»

Утверждаю

Директор МОУ СОШ генерал-лейтенанта

М.Т.Батырова

с. п. Псыхурей

_________

Приказ № 34 от «04» 09 2023 г.













Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2023-2024 уч.г.













Маршрут разработала: воспитатель Березгова О.А.













Пояснительная записка

Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.

Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В работе с ребенком использованы образовательные технологии:

    • Технология игрового обучения

    • Компьютерные

    • Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)

    • Технология развития связной речи

    • Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)

По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Ф.И ребенка Дата рождения

Речевое заключение

Возрастная группа

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях компенсирующей группы.

Общие сведения Ф.И.О. родителей (законных представителей)





Ф.И.О. воспитателей

Ф.И.О. специалистов сопровождения




Заключение и

рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного

образования для детей с ТНР

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-педагогических условий для

обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной


деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально- волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации

нарушений в развитии.

Режим пребывания

ребенка в ОУ

группа полного дня

Взаимодействие специалистов ОУ

Воспитатель

Педагог-психолог Учитель-логопед

Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре

Соматическое состояние

группа здоровья


Характеристика проблем ребенка.


Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

  • темп выполнения заданий очень низкий;

  • нуждается в постоянной помощи взрослого;

  • низкий уровень развития познавательных процессов:

    • восприятия (цвет, форма, величина);

    • внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);

    • мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);

    • памяти (зрительная, слуховая);

  • низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).

Логопедическое обследование дало следующий результат:

  • Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.


Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР Мониторинговые:
  • Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом


  • Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно- развивающей программы

Воспитательные:
  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

  • Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

  • Воспитание положительных личностных качеств

Коррекционно-развивающие:
  • Установление эмоционального контакта

  • Развивать навыки коммуникации

  • Сенсорное развитие

  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)

  • Стимулирование познавательной активности

  • Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

  • Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)

  • Формировать фразу (разные типы конструкций).

  • Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм

  • Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха

Образовательные:
  • Развитие познавательной активности ребенка

  • Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

  • Развитие всех сторон речи.

  • Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.


Организация образовательной деятельности



специалист

Раздел программы

Основные направление

логокоррекционной работы

Содержание работы

в семье

Речевое развитие Коррекция нарушений

Логопед

Развитие артикуляционной моторики

Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка»,

«Трубочка», «Заборчик»,

«Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы» Самомассаж языка, губ:

  • «Накажем непослушный язычок»;

  • «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

  • артикуляционное упражнение

«Расческа».

Дыхательная гимнастика.

Выполнение артикуляционной гимнастики


Формирование звукопроизношения

Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы

Закрепление

произношения звуков

Развитие фонематического слуха

Развивать фонематическое восприятие.

Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку,

издаваемому этим предметом).

Знакомить с играми, показ занятий

Развитие слоговой структуры слова

Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание).

Познакомить со словарём.

Совместный подбор иллюстративного материала

Обогащение словаря

Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме: Овощи, Фрукты, Сад-огород, Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части

прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная…

форма: круг, квадрат

величина: большой, маленький; высокий-низкий…

Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала

Формирование грамматических конструкций

  • уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:

«Овощи», «Фрукты», «Сад.

Огород», «Осень», «Одежда»,

«Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия;

  • учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?);

  • учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;

  • учить различать пространственное отношение предметов, выраженных

предлогами: в, на, под;

Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала



Развитие связной речи

Введение в речь слов- указателей (тут, там, вот, это) Обучение согласованию существительных с

прилагательными, существительных с местоимениями (Дай мяч. На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с

просьбами ко взрослым: дай, на.

Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком

Развитие психологической базы речи

«Угадай кто сказал?»

«Чего не стало?»,

— расширение объема зрительной памяти;

Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку: круглые, овальные и

др.

Знакомство с играми

Психолого-педагогическое сопровождение

Педагог-психолог

Эмоционально- личностное

развитие

  • формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку;

  • учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

«Песочная терапия»

«Сказкотерапия»

«Музыкотерапия» (релаксация,

рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пластическая

драматизация под музыку)

Развитие психических процессов

  • формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;

  • развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;

  • развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем

внимания.

«Найди домик для животного» («Коробка форм»)

«Поставь матрешек по росту»

(Матрешка 4-

составная)

«Покажи и назови»

Воспитатель

Ознакомление с окружающим миром:

  1. ребенку о самом себе и окружающих людях;


  1. ребенок и окружающий мир

  • закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;

  • продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;

  • учить различать и называть

«Волшебное зеркало»

«Овощи», «Фрукты»,

«Что где растет?»,

«Чьи детки»,

«Животные»

«Фиолетовый лес»




овощи, фрукты, ягоды

- расширить кругозор на тему

«осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах

(особенности их поведения, передвижения; питание);


РЭМП

- учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.

-учить согласовывать числительное «один» и наречие

«много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой- маленький) _

-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.

-временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)

«Один – много»

«Найди в комнате много одинаковых предметов»

«Принеси несколько предметов»

«Покажи несколько предметов»

«Блоки Дьенеша»

«Цвет и форма»

«Геометрическое лото»

«Сравни и подбери»

«Палочки Кюизенер»

«Сравниваем противоположности»

«Куда укатился мяч»

«Куда спрятался мишка»

«Чудесный мешочек» с геометрически

фигурами, мелким раздаточным

материалом.

Развитие мелкой моторики

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая

лист бумаги.

Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи»

«Фрукты» «Осень».

«Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс»,

«Моталки»,

«Прищепки»,

«Кистевые

эспандеры», Коврик

«Травка»,

Упражнения с рифленым мячиком.

«Волшебный мешочек с мелкими

предметами»





Пальчиковый театр по сказке «Колобок»,

«Изобразительная деятельность (рисование, лепка,

аппликация)

Музыкальный руководитель

Развитие ритма и ритмического слуха

  • вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности;

  • формировать культуру слушания музыка;

  • формировать музыкально- ритмические умения и навыки.

«Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т.д.

Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик,

треугольник и т.д.

Логоритмика

  • воспитывать чувство ритма;

  • вырабатывать точность и четкость движений;

  • нормализация мышечного тонуса;

  • координировать речь с

движениями и музыкой.

  • ходьба со сменой ритма;

  • работа над

координацией и переключаемостью движений.

Инструктор по физической культуре

Развитие основных движений

  • формировать правильную осанку;

  • развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;

  • учить ползать, подлезать, перелезать через предметы.

Корригирующая ходьба;

«Перешагни грибы»,

«Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д.

Развитие физических качеств

  • развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;

  • развивать пространственную ориентировку.

Подвижные игры и упражнения.


Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Индивидуальные беседы

Корректировка ИОМ и ИОП

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную

Открытые занятия


Индивидуальные

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической


II. Содержательный раздел План работы сотрудничества с семьей


образовательную деятельность с детьми

консультации


Совместная проектная деятельность

культуре, музыкальный руководитель, методист





Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка

самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.)

-получать онлайн консультации специалистов;

-участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ

-Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства);

-Информирование

родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация

выставок детского

творчества, создание памяток, переписка по электронной почте);




Организационный раздел ИОМ

Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения


Направление работы

Кол-во занятий в неделю


Форма проведения

Ф.И.О.

специалиста

Примечание



Педагогическая помощь




2 занятий

Групповые занятия


Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия



Воспитатели:

Пон., чт.

Психологическая помощь

2 занятия в неделю

Индивидуальные занятия

Психолог:

Ср., пят.

Логопедическая помощь

5 занятий

Групповые занятия

Логопед:

Пон-пят.



3 занятия в неделю

Индивидуальные занятия


Вт., ср., пят.


Музыкальные занятия


2 занятия в неделю

Групповые занятия

Музыкальный руководитель:

Ср., чет.


Физкультурные занятия


3 занятия в неделю


Групповые занятия

Воспитатель по физической культуре:

Пн., ср.(на улице) чет.

Условия для развития ребенка Материально-технические условия

  • Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.

  • пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.

Архитектурная среда и учебное пространство
  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;

  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);

  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

  • Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

  • Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

  • Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо)

  • Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

  • Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры


подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

  • Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.

В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

Специальное оборудование
  • уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,

  • игрушки для обыгрывания стихов, потешек,

  • карточки с изображением правильной артикуляции звуков,

  • схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,

-индивидуальные зеркала для обучающихся

  • раскраски по лексическим темам;

  • для развития глазодвигательных функций лабиринты

-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)

  • предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)

  • кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

  • дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности

Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.
    1. Н. В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .

    2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.

    3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

    4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011

    5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

    6. Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.


Литература
  1. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 116 с.

  2. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// дошкольная педагогика/май/2008 №4 – с.37-38.

  3. Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения». Челябинск 2003