Утверждаю
Директор МОУ СОШ генерал-лейтенанта
М.Т.Батырова
с. п. Псыхурей
_________
Приказ № 34 от «04» 09 2023 г.
Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 202
3-2024 уч.г.
Маршрут разработала: воспитатель Березгова О.А.
Пояснительная записка
Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.
Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.
В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.
Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
Технология игрового обучения
Компьютерные
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)
Технология развития связной речи
Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)
По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения
Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Ф.И ребенка Дата рождения
Речевое заключение
Возрастная группа
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях компенсирующей группы.
Общие сведения Ф.И.О. родителей (законных представителей)
Ф.И.О. воспитателей
Ф.И.О. специалистов сопровождения
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование: нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной |
| деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально- волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Режим пребывания ребенка в ОУ | группа полного дня |
Взаимодействие специалистов ОУ | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре |
Соматическое состояние | группа здоровья |
Характеристика проблем ребенка.
Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:
Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждается в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития познавательных процессов:
восприятия (цвет, форма, величина);
внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);
памяти (зрительная, слуховая);
низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).
Логопедическое обследование дало следующий результат:
Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР Мониторинговые:
Воспитательные:
Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
Воспитание положительных личностных качеств
Коррекционно-развивающие:
Установление эмоционального контакта
Развивать навыки коммуникации
Сенсорное развитие
Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)
Стимулирование познавательной активности
Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)
Формировать фразу (разные типы конструкций).
Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм
Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха
Образовательные:
Развитие познавательной активности ребенка
Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
Развитие всех сторон речи.
Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
Организация образовательной деятельности
специалист | Раздел программы | Основные направление логокоррекционной работы | Содержание работы в семье |
Речевое развитие Коррекция нарушений |
Логопед | Развитие артикуляционной моторики | Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы» Самомассаж языка, губ: «Накажем непослушный язычок»; «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; артикуляционное упражнение «Расческа». Дыхательная гимнастика. | Выполнение артикуляционной гимнастики |
| Формирование звукопроизношения | Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы | Закрепление произношения звуков |
Развитие фонематического слуха | Развивать фонематическое восприятие. Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку, издаваемому этим предметом). | Знакомить с играми, показ занятий |
Развитие слоговой структуры слова | Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание). | Познакомить со словарём. Совместный подбор иллюстративного материала |
Обогащение словаря | Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме: Овощи, Фрукты, Сад-огород, Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная… форма: круг, квадрат величина: большой, маленький; высокий-низкий… | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала |
Формирование грамматических конструкций | «Овощи», «Фрукты», «Сад. Огород», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия; учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?); учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными; учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под; | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала |
| Развитие связной речи | Введение в речь слов- указателей (тут, там, вот, это) Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных с местоимениями (Дай мяч. На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с просьбами ко взрослым: дай, на. | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком |
Развитие психологической базы речи | «Угадай кто сказал?» «Чего не стало?», — расширение объема зрительной памяти; Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку: круглые, овальные и др. | Знакомство с играми |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Педагог-психолог | Эмоционально- личностное развитие | формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку; учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. | «Песочная терапия» «Сказкотерапия» «Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пластическая драматизация под музыку) |
Развитие психических процессов | формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур; развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу; развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания. | «Найди домик для животного» («Коробка форм») «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4- составная) «Покажи и назови» |
Воспитатель | Ознакомление с окружающим миром: ребенку о самом себе и окружающих людях; ребенок и окружающий мир | закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте; продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало; учить различать и называть | «Волшебное зеркало» «Овощи», «Фрукты», «Что где растет?», «Чьи детки», «Животные» «Фиолетовый лес» |
| | овощи, фрукты, ягоды - расширить кругозор на тему «осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание); | |
РЭМП | - учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи. -учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже. -учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой- маленький) _ -учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. -учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска. -временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) | «Один – много» «Найди в комнате много одинаковых предметов» «Принеси несколько предметов» «Покажи несколько предметов» «Блоки Дьенеша» «Цвет и форма» «Геометрическое лото» «Сравни и подбери» «Палочки Кюизенер» «Сравниваем противоположности» «Куда укатился мяч» «Куда спрятался мишка» «Чудесный мешочек» с геометрически фигурами, мелким раздаточным материалом. |
Развитие мелкой моторики | Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук. Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру. Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги. | Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень». «Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры», Коврик «Травка», Упражнения с рифленым мячиком. «Волшебный мешочек с мелкими предметами» |
| | | Пальчиковый театр по сказке «Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) |
Музыкальный руководитель | Развитие ритма и ритмического слуха | вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности; формировать культуру слушания музыка; формировать музыкально- ритмические умения и навыки. | «Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т.д. Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик, треугольник и т.д. |
Логоритмика | воспитывать чувство ритма; вырабатывать точность и четкость движений; нормализация мышечного тонуса; координировать речь с движениями и музыкой. | ходьба со сменой ритма; работа над координацией и переключаемостью движений. |
Инструктор по физической культуре | Развитие основных движений | формировать правильную осанку; развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; учить ползать, подлезать, перелезать через предметы. | Корригирующая ходьба; «Перешагни грибы», «Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д. |
Развитие физических качеств | развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость; развивать пространственную ориентировку. | Подвижные игры и упражнения. |
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Индивидуальные беседы Корректировка ИОМ и ИОП | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную | Открытые занятия Индивидуальные | В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической |
II. Содержательный раздел План работы сотрудничества с семьей
образовательную деятельность с детьми | консультации Совместная проектная деятельность | культуре, музыкальный руководитель, методист |
Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) | -получать онлайн консультации специалистов; -участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ -Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства); -Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте); | |
Организационный раздел ИОМ
Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста | Примечание |
Педагогическая помощь | 2 занятий | Групповые занятия Индивидуальные занятия Подгрупповые занятия | Воспитатели: | Пон., чт. |
Психологическая помощь | 2 занятия в неделю | Индивидуальные занятия | Психолог: | Ср., пят. |
Логопедическая помощь | 5 занятий | Групповые занятия | Логопед: | Пон-пят. |
| 3 занятия в неделю | Индивидуальные занятия | | Вт., ср., пят. |
Музыкальные занятия | 2 занятия в неделю | Групповые занятия | Музыкальный руководитель: | Ср., чет. |
Физкультурные занятия | 3 занятия в неделю | Групповые занятия | Воспитатель по физической культуре: | Пн., ср.(на улице) чет. |
Условия для развития ребенка Материально-технические условия
Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.
пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.
Архитектурная среда и учебное пространство
компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо)
Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры
подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.
В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.
Специальное оборудование
уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,
игрушки для обыгрывания стихов, потешек,
карточки с изображением правильной артикуляции звуков,
схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,
-индивидуальные зеркала для обучающихся
раскраски по лексическим темам;
для развития глазодвигательных функций лабиринты
-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)
предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)
кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры
дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности
Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.
Н. В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
Литература
Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 116 с.
Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// дошкольная педагогика/май/2008 №4 – с.37-38.
Лаврова Г.Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения». Челябинск 2003