Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы
Индивидуальный план профессионального развития учителя
на 2017-2022 г.
Общие сведения об учителе:
Фамилия | Колосова |
Имя | Наталья |
Отчество | Геннадьевна |
Образование | Высшее |
Специальность по диплому | Учитель русского языка и литературы |
Занимаемая должность (указывается преподаваемый предмет) | Учитель русского языка и литературы. |
Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ханты-Мансийск |
Стаж (педагогический) | 25 лет |
Стаж (по специальности) | 25 лет |
Квалификационная категория (имеющаяся) | Первая |
Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения) | «Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку с использованием модульного курса «Я сдам ЕГЭ!», 24 часа, 2018 год; «Актуальные вопросы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС», 72 часа, 2016 год; «Проблемы качества преподавания предметов «русский язык» и «математика», 24 часа, 36 часов, 2015 год |
Тема самообразования педагога | «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях ФГОС” |
Цели профессионального развития | Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС |
Задачи | -изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования; -изучить опыт педагогов школы, города, региона, страны; -овладеть новыми технологиями путём внедрения их в учебно – воспитательный процесс; -обобщить опыт педагогической работы по самообразованию. |
Актуальность темы:
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2017-2022 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС». Считаю, что применение новых образовательных технологий способствует формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции обучающихся; самореализации и успешной социализации личности ребенка. Тема ориентирована на ФГОС второго поколения.
Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается для реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.
Основные направления моей деятельности:
1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;
2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;
3) изучение теоретических основ системно – деятельностного (компетентностного) подхода в обучении;
4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;
5) применение полученных теоретических знаний на практике.
Диагностическая цель профессиональной деятельности заключается в повышении качества знаний обучающихся от 63% до 67%; результатов ОГЭ по русскому языку на 5%; по литературе – на 7%; результатов ЕГЭ по русскому языку – на 3%. Цель профессиональной деятельности: создание условий для повышения качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе; формирования предметных и метапредметных результатов; обеспечение позитивных результатов внеурочной деятельности по русскому языку и литературе; воспитание творческой личности через применение системно-деятельностного подхода.
Моя педагогическая деятельность направлена на достижение цели, сформулированной в Программе развития школы: «Создание условий для непрерывного личностного самоопределения и развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов, склонностей в соответствии с потребностями общества; обеспечение качества образования, гарантирующего самореализацию учащихся сегодня и в будущем».
Исходя из цели развития школы, сформулировала цели профессиональной деятельности: увеличение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах различного уровня в соответствии с муниципальным заданием школы; выстраивание индивидуальной траектории развития личности обучающегося через формирование предметных, метапредметных, личностных результатов; создание условий для проявления и роста одарённых детей.
Перспективы развития профессиональной деятельности
Исходя из анализа, мною разработан маршрут собственной профессиональной деятельности в соответствии со стратегией развития школы, города и округа. Целью профессионального образования является повышение уровня своих профессиональных компетентностей через участие в семинарах и вебинарах; дессиминацию педагогического опыта; реализация новых образовательных стандартов в образовательном процессе.
Задачи: повышать методическую грамотность за счёт изучения и внедрения новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения, помогающих реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе внедрения ФГОС; организовать работу с одаренными детьми для участия в очных и заочных конкурсах, олимпиадах различных уровней; ведение собственной электронной копилки лучших методических разработок уроков и мероприятий; контрольно-измерительных средств для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Актуальной представляется работа в перспективе по следующим направлениям: разработка дидактического обеспечения уроков электронными цифровыми образовательными ресурсами, а также для подготовки обучающихся к экзаменам; разработка интерактивных ресурсов; участие в профессиональных конкурсах, семинарах и вебинарах. Перспектива моего профессионального образования заключается в распространении собственного педагогического опыта на уровне города, региона, России.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
| Мероприятия | Содержание (Что планирую) | Сроки | Отметка о выполнении |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
1 | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность учителя | Изучение нормативно-правовой литературы, регламентирующей преподавание русского языка и литературы (стандарт, программа, учебный план) | В течение 2017-2022 г. | |
2 | Работа по методической теме учителя | 1. Разработка практического материала по теме «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» 2. Разработать учебные занятия по творческой теме «Системно - деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» 3.Опыт работы по теме представить на МО учителей русского языка и литературы школы. 4.Закончить работу по данной теме в 2017-2022 уч.г. | 2017-2022 г. | |
3 | Обновление, систематизация, разработка и апробация дидактического и наглядного материала по предмету (уроков, внеклассных занятий, мероприятий) | 1. Корректировка и уточнение рабочих программ по учебным предметам. 2. Разработка для своего класса программы развития и воспитания обучающихся. 3. Составление (выбор) комплексных проверочных работ. 4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфель достижений учащихся) 5. Разработка уроков в соответствии с требованием ФГОС | Осень 2017-2018уч.года 2017-2018уч.год В течение учебного года В течение 2017-2022 г. В течение учебного года | |
4 | Составление авторских образовательных продуктов (методических пособий, дидактического материала, …) | 1. Календарно-тематические и поурочное планирование 2. Подборки упражнений 3. Дидактические материалы 4. Конспекты уроков 5 Тексты контрольных работ | В течение учебного года | |
5 | Участие в заседаниях ППС, ММО, проблемных групп | Выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы по теме “Комплексный подход к формированию предметных и метапредметных результатов: планирование, технологии, контроль”. Выступление на заседании ППС на тему: «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» | Февраль 2018 год | Приказ УО |
6 | Выступления на педсоветах, методсоветах по использованию в работе новых педагогических технологий. | Выступление на педагогическом совете с докладом по теме: “ Формы внеурочной деятельности в 5 классе ” | Май 2018г. | приказ |
7 | Участие в предметных декадах, неделях | Участие в недели русского языка и литературы, в декадах гуманитарного цикла. | ежегодно | |
Распространение опыта педагогической деятельности |
8 | Проведение открытых уроков, мастер-классов, творческих мастерских и др. | Открытый урок в 5 классе по теме «Антонимы». Литературный дилижанс «Что за прелесть – эти сказки!» Мастер- класс на заседании МО учителей русского языка и литературы . (по проблеме “ Комплексный подход к формированию предметных и метапредметных результатов: планирование, технологии, контроль”) | Январь 2018 год Март 2018 год Февраль 2018 г | Приказ Приказ Приказ УО |
9 | Публикация методических материалов | Сборник «Интеграция науки и образования: вызовы современности», ЛФ КНИТУ –КАИ. Статья « Технология модульного обучения в преподавании русского языка по программам ФГОС ООО» Поддержание регулярно обновляемого сайта https://infourok.ru/user/ multiurok.ru | Апрель 2017 г. В течение учебного года | Диплом 1 степени |
10 | Участие в конкурсах профессионального мастерства (ПНПО, гранты, методические конкурсы и др.) | | В течение данного периода | |
11 | Участие в педагогических сообществах | Подборка информационных ресурсов Интернета multiurok.ru , www.openclass.ru, https://infourok.ru/user/ | В течение учебного года | |
ВНЕУРОЧНАЯ, ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ |
12 | Проведение внеклассных мероприятий по предмету | Проведение внеклассного мероприятия на тему: “ Умники и умницы”, КВН “Весёлая грамматика”, | 2019 году, 2020 году | |
13 | Подготовка научно-исследовательских работ с учащимися. Участие школьников в научно-практических конференциях | Подготовка к научно-практической конференции “Я-исследователь!” Участие в научно-практической конференции “Я-исследователь!” | 2018-2020г 2018 г. 2019г. 2020г. | |
14 | Участие учащихся в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету | 1.Участие во Международном конкурсе по русскому языку для учащихся « Русский медвежонок» 2. Участие в Международном конкурсе юных чтецов « Живая классика» 3. Участие в Межрегиональной олимпиаде по русскому языку и литературе | В течение данного периода | |