ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Петрова Максима, обучающегося МБОУ «СШ № 34»
(в рамках работы с одаренными детьми)
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут ученика предусматривает работу с отдельным учеником для продуктивного освоения учебного материала в рамках школьной программы и за «пределами школьного учебника». В результате учитывается перспектива качественной и успешной подготовки к государственной итоговой аттестации, профессиональное самоопределение и социализация обучающегося.
Выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из задач совершенствования системы образования. Работа с одаренным ребенком дает возможность в дальнейшем самоопределиться ребенку в выборе ВУЗов для дальнейшего обучения и профессионального самоопределения. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика и это позволяет выработать главную линию обучения с таким обучающимся – разработать индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ).
ИОМ – определенная последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Цель ИОМ 6 создание условий развития ребенка в рамках формирования и развития интеллектуальных, творческих и практических способностей, умения самостоятельно ставить перед собой цели и задачи для последующего профессионального образования.
Задачи:
систематизация знаний обучающегося по важнейшим вопросам раздела «Цитология» в курсе общая биология средней общеобразовательной школы; предоставление обучающимся возможности соотнести уровень своих знаний с преобразованием знаний в научно- исследовательской деятельности по разделу экологии;
формирование умения применять теоретические знания по химии, экологии, цитологии, физиологии растений, для применения их на практике;
Ожидаемый результат:
Успешное освоение учебной дисциплины биологии в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.
Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие умений самоконтроля и самооценки.
Реализация ИОМ осуществляется последовательно в течении нескольких лет, с привлечением родителей и организаций, осуществляющих социальное партнерство и сотрудничество, с учетом материально-технической базы школы.
Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
Целевой. Постановка образовательной целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования.
Содержательный. (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межпредметных и внутрипредметных связей.
Технологический. Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания.
Диагностический. Определение системы диагностического сопровождения.
Организационно-педагогический. Создание условий для достижения педагогических целей.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута;
активное включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению обучающихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо учитывать:
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде «Листа индивидуального образовательного маршрута». В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты»
и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий обучающимся его родителями и классным руководителем.
Лист индивидуального образовательного маршрута с привлечением педагогов школы
№ | Предметы | ФИО учителя | Кол-во часов | Результаты | Подпись преподавателей |
1 | Биология | | 35 | Усвоение материала, участие в НОУ, конференциях | |
2. | Химия | | 35 | |
3. | Экология | | 35 | |
4. | Итого: | 105 | |
Классный руководитель___________________
Ученик__________________________________
Родитель_________________________________
Индивидуальный учебный план по реализации индивидуального маршрута
Содержание, раздел программы | Форма изучения | Форма отчета | Сроки |
Химический состав клетки | Лекционные занятия | Выступление | Сентябрь |
Биофизические и биохимические процессы в клетке | Работа с литературными источниками | Выступление на семинарском занятии в классе | Октябрь |
Давление в клеточных структурах | Практикум с использованием ЦОР «Архимед» | Написание отчета с предоставлением фотографий | Декабрь |
Экологические группы растений | Практикум, работа с гербариями, натуральными объектами | Тест | Декабрь |
Решение задач по теме «Растворы» | Решение задач | Тест | Декабрь |
Разработка и реализация проекта | Разработка проекта | Проект | Январь-март |
Формы работы
Деятельность | Сроки | Форма представления результата |
Общение с преподавателем с использованием электронных средств обучения | Сентябрь | отчет |
Самообразование (работа с учебной литературой) | Сентябрь | тест |
Самообразование (работа с дополнительной литературой) | Октябрь | табель успешности |
Научно- исследовательская деятельность | Декабрь | Проект и исследовательская деятельность |
Олимпиады | Ноябрь-декабрь | Участие в олимпиаде по вышеуказанным предметам |
Конкурсы | Октябрь-февраль | Участие в интернет-конкурсах |
Конференции | Март-май | Участие в конференциях различного уровня |
Маршрутный индивидуальный лист
Этапы работы | Форма отчета | Сроки | |
Формулирование проблемы, целеполагание | Собеседование с учителем, родителями, учителями- предметниками | сентябрь | |
Изучение методов и приемов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приѐмов оформления собственного продукта деятельности | Консультирование одноклассников, использование новых знаний на уроках биологии, экологии, химии | сентябрь-октябрь | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования | Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования | Октябрь-ноябрь | |
Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. | Работа с учителями, консультирование | Октябрь- ноябрь | |
Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) | Выступление на школьной конференции, участие в предметных тематических неделях с привлечением родителей | Январь-февраль | |
Анализ данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом | Выступление в школьном кружке | Февраль-март | |
Обобщение, выводы | | Февраль-март | |
Защита проекта | Динамика удовлетворенности | Март-май | |