СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью»
Выполнил слушатель группы 9Р
«Комплексная реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов»
Бондарь Наталья Аликовна,
социальный педагог ГБПОУ «ДКПСТ»
Руководитель выпускной работы:
Полищук Елена Николаевна
старший преподаватель кафедры ДНОКО
Работа допущена/не допущена __________
Донецк, 2024 г.
АННОТАЦИЯ
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, для построения и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка.
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной программой для учащихся, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ испытывающих трудности в освоение образовательных программ, может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом он должен соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога, специалистов при взаимодействии с родителями.
Цель работы: обосновать эффективность создания специальных условий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов в образовательной организации в контексте реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ развития.
Задачи:
изучить нормативно-правовые акты, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
провести анализ создания индивидуального образовательного маршрута инвалида, в том числе ребенка-инвалида с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и вариантов основной и адаптированной основной общеобразовательной программы).
разработать методический инструментарий (чек-лист, индивидуальный образовательный маршрут инвалида, в том числе ребенка-инвалида с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и вариантов основной и адаптированной основной общеобразовательной программы).
В первом разделе «Обзор отечественных исследований и разработок технологий индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ)» обозначены различные научные позиции и технологии разработки, и реализации ИОМ, представленные в отечественной литературе, соотнесены разные понятия, раскрыты условия реализации ИОМ в разных странах.
Во втором разделе содержатся разработанные методические материалы:
чек-лист нормативно-правового обеспечения системы реабилитации / абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов;
индивидуальный образовательный маршрут инвалида, в том числе ребенка-инвалида с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и вариантов основной и адаптированной основной общеобразовательной программы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследований и разработок технологий индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8
1.1. Обзор отечественных исследований и разработок технологий индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8
1.2. Определение индивидуального образовательного маршрута как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья 11
РАЗДЕЛ 2. Практическое применение индивидуальных образовательных маршрутов………………………………………………………………………13
2.1. Чек-лист нормативно-правового обеспечения системы реабилитации / абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов 13
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут 17
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС или Стандарт) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598) гарантируется право на получение качественного образования в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Стандарт акцентирует внимание на необходимости индивидуализации образовательных программ, что подразумевает создание условий для каждого ребёнка с учётом особенностей его развития и обучения. ФГОС подчеркивает важность социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.
Концепция комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью предполагает системный подход к образованию, включающий взаимодействие различных специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников). Индивидуальные образовательные маршруты направлены на повышение качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, что соответствует современным требованиям к образовательным стандартам. Это создаёт основу для разработки индивидуальных образовательных маршрутов, которые обеспечивают доступность и адаптацию образовательного процесса, позволяют реализовать принцип индивидуализации, обеспечивая персонализированный подход к каждому ученику, способствуют созданию условий для полноценного участия таких детей в учебном процессе и социальной жизни школы, что является ключевым аспектом их развития и адаптации. Индивидуальные образовательные маршруты служат инструментом для организации такого взаимодействия и координации усилий всех участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность темы курсовой работы «Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью» обусловлена необходимостью реализации принципов ФГОС, направленных на обеспечение права на образование, индивидуализацию учебного процесса и социальную интеграцию детей с ОВЗ. Разработка и внедрение таких маршрутов являются важными шагами на пути к созданию инклюзивной образовательной среды, способствующей успешному развитию каждого ребенка
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. Логичной является одна из основных задач образования: обеспечение максимально благоприятных условий для самореализации любого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, в том числе и школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Соответствовать этому требованию позволяет инклюзивное образование, которое после ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году в Российской Федерации стало законодательно закреплённым институтом. Понятие «инклюзивное образование» было введено в российское образовательное пространство Федеральным законом № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации 29 декабря 2012 года. А условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС). Основой инклюзивного образования детей является организация совместного обучения очень разных детей. Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает следующие задачи:
Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей.
Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта.
Адаптация или разработка новых необходимых учебных или дидактических материалов.
Освоение и адекватное применение новых технологий, методов, приёмов, форм организации учебной деятельности.
Освоение и использование адекватных возможностям обучающихся способов оценки учебных достижений.
Организация продуктивного взаимодействия с родителями.
Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку. Под индивидуальным образовательным маршрутом ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении понимается система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс.
Цель работы: обосновать эффективность создания специальных условий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов в образовательной организации в контексте реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ развития.
Задачи:
изучить нормативно-правовые акты, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
провести анализ создания индивидуального образовательного маршрута инвалида, в том числе ребенка-инвалида с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и вариантов основной и адаптированной основной общеобразовательной программы).
разработать методический инструментарий (чек-лист, индивидуальный образовательный маршрут инвалида, в том числе ребенка-инвалида с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и вариантов основной и адаптированной основной общеобразовательной программы).
В настоящее время в отечественном образовании существуют разные подходы к пониманию индивидуального образовательного маршрута, представлены различные его классификации и модели.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется российскими учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, М.В. Довыдова, Н.А. Лабунская, В.В. Лоренц, С.В. Маркова, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Содержание индивидуального образовательного маршрута всегда детерминируется образовательными и психосоциальными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
В российской педагогической науке и практике ИОМ рассматривается преимущественно в отношении одаренных обучающихся и обучающихся, имеющих инвалидность и ОВЗ. Эти категории обучающихся можно отнести к обучающимся с особыми образовательными потребностями. Функционально-содержательные основы ИОМ для данных категорий, обучающихся сближаются в общих чертах, но имеют и некоторые отличительные характеристики, связанные с присутствием обязательного коррекционно-развивающего компонента ИОМ применительно к лицам с инвалидностью и ОВЗ. Он направлен в первую очередь на своевременное выявление и ликвидацию возникающих приобретенных и/или врожденных дефицитов развития. ИОМ обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в большей степени ориентирован на формирование навыков их социальной адаптации и коммуникации, а также нормализацию процесса ролевой идентификации таких лиц в инклюзивной группе. Так, рассматривая практику социально-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова (2018), Л.И. Акатов (2003) и др. определяют его целевые установки в контексте развития личности, профилактики негативных последствий инвалидности или ОВЗ за счет формирования компенсаторных способностей индивида, а также преодоления трудностей девиантного и дезадаптивного поведения.
Индивидуальный образовательный маршрут лиц с особыми потребностями может рассматриваться одновременно в нескольких аспектах:
- как направление модернизации образовательной системы, учитывающее принцип индивидуализации образования;
- как условие качественной организации образовательной деятельности, которая должна учитывать многообразие образовательных потребностей обучающихся;
- как условие организации процесса самоопределения, самопознания и саморазвития личности;
- как условие и инструмент становления социальной субъектности каждого обучающегося и формирования у него чувства ответственности за собственную жизнь.
Разработка ИОМ является процессуальным и технологическим действием, которое предполагает последовательное прохождение ряда сменяющих друг друга этапов (Е.Д. Файзуллаева, Н.А. Медова, А.В. Хуторской, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Т.Ю. Хотылева и др.). На каждом этапе в качестве целевых ориентиров возникает перечень некоторых проблемно-ориентированных вопросов, определяющих содержание практической деятельности и общий алгоритм формирования ИОМ.
Е.Д. Файзуллаева и Н.А. Медова (2018) в своей статье «Моделирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможности здоровья как открытое совместное рефлексивное действие сопровождающих взрослых» представляют процесс разработки ИОМ как согласование интересов и задач всех участников сопровождения ребенка с ОВЗ и построение системы совместных действий, включенных в коррекционные, развивающие, реабилитационные и иные мероприятия для этого ребенка. В ходе моделирования ИОМ авторы выделяют следующие 7 этапов:
1) установочно-рефлексивный;
2) организационный;
3) содержательный;
4) рефлексивный;
5) трансформирующий;
6) экспертно-аналитический;
7) рефлексивно-проектировочный.
На всех этапах разработки и дальнейшей реализации ИОМ ключевым условием является тесное сотрудничество всех членов школьной команды, вовлеченной в процесс индивидуализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных потребностей обучающегося. Кроме того, залогом успешности проектирования и практического внедрения ИОМ является постоянный учет мнения самого обучающего и его родителей (законных представителей), что дает возможность повысить уровень его социальной субъектности и обеспечить увеличение степени реальной социальной партисипации при выборе наиболее подходящих форм освоения академического материала, коррекции имеющихся дефицитов (в случае наличия инвалидности и ОВЗ) и выработке необходимых социально-коммуникативных умений взаимодействия с обществом для формирования в дальнейшем высокой социальной адаптивности и позитивной автономности в социуме.
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения.
В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.
Некоторые педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.
Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении, а также должен включать в себя широкий спектр особенностей и факторов развития ребенка, должен раскрывать нюансы его индивидуальности и отвечать образовательным потребностям каждого отдельно взятого ребенка.
Система комплексной реабилитации и абилитации представляет собой совокупность мер по обеспечению инвалидов, в том числе детейинвалидов, научно обоснованными, доступными, эффективными и безопасными реабилитационными и абилитационными услугами и техническими средствами реабилитации в сочетании с мерами, направленными на их социальную адаптацию и интеграцию. Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации обеспечивается (на основе межведомственного взаимодействия) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественными и социально ориентированными некоммерческими организациями, предпринимающими необходимые для этого взаимоувязанные и консолидированные меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера и создающими соответствующие условия в рамках своих полномочий.
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты в области образования лиц с ОВЗ.
Чек-лист нормативно-правовых актов, регулирующих организацию комплекса мер по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в условиях вашей образовательной организации
№ | Название нормативно-правого акта | Основные направления содержания акта | Наличие в образовательной организации |
1 | Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года | Целью настоящей Концепции является обеспечение доступности для инвалидов качественных, эффективных, безопасных и научно обоснованных реабилитационных (абилитационных) услуг и технических средств реабилитации в сочетании с реализацией исчерпывающих мер, направленных на социальную адаптацию и интеграцию инвалидов во все сферы жизни общества для достижения ими максимально возможной независимости и повышения качества жизни, с учетом современного международного понимания инвалидности как совокупности барьеров, затрудняющих обычную жизнь человека при наличии у него стойких нарушений здоровья и функций организма. | Да |
2 | Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". | Устанавливает правовые основы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, включая меры по реабилитации и абилитации | Да |
3 | Инструктивно-методические рекомендации по организации деятельности психолого- | Определение особенностей психофизиологического развития ребенка; выявление трудностей в освоении образовательных программ, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации комплексного психологопедагогического сопровождения и создания условий для полноценного развития в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей. | Да |
4 | Постановление Правительства РФ от 04.12.2012 N 1199 "Об утверждении Правил оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья" | Устанавливаются правила оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов. | Да |
5 | Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил оказания социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья" | Устанавливаются правила оказания социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов. | Да |
6 | Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "О реабилитации инвалидов в Российской Федерации" | Устанавливает основы государственной политики в области реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов. | Да |
7 | О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью | Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора. | Да |
8 | Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | Устанавливает основы государственной политики в области образования, включая образование детей-инвалидов. | Да |
9 | Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, ОВЗ до 2030г. Приказ Минпросвещения РФ от 30.12.2022 г | Призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период. | Да |
10 | Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в | Определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идет об оказании необходимой помощи. Предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами. Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации. Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов. Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г. | Да |
В связи с необходимость сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. мною был разработан индивидуальный маршрут сопровождения учащихся ОВЗ, в том числе испытывающих трудности в обучении (приложение № 1).
Индивидуальный маршрут содержит:
План реализации сопровождения обучающегося.
Мониторинг успеваемости.
Социальный паспорт семьи.
Результаты диагностических обследований специалистами ПМПк ОО (протоколы медицинского обследования и индивидуальной диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года).
Представления специалистов ПМПк по результатам диагностических обследований (медицинского работника, педагога (воспитателя, учителя начальных классов, классного руководителя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога).
Заключение ПМПк ОО.
Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:
Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.
В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.
В частности, должны быть предоставлены следующие возможности:
Определять смысл изучения дисциплин.
Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.
В школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
Для того чтобы инклюзивное обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно определить режим нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз).
Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на адаптации ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание окружающих толерантности и эмпатии как ценностных основ инклюзивного образования.
Учитель, работающий с детьми с ОВЗ, должен стать координатором по организации системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу.
Рассмотрим подробнее основные этапы формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, имеющих трудности в обучении:
Диагностика
На первом этапе были определены стартовые возможности каждого ученика: уровень обучаемости по предмету, индивидуальные познавательные и личностные особенности. Для этого использовались такие методы диагностики как: тестирование, анкетирование или собеседование с учениками. Далее полученные результаты были проанализированы и установлены мотивы деятельности учеников по отношению к предметам, определены предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.
Целеполагание
После диагностических процедур, в процессе общения учителя, специалиста с учеником было необходимо сформулировать индивидуальная цель, которую ученик хочет и может осуществить в процессе изучения конкретного предмета. Данная цель фиксируется в образовательном маршруте.
3. Формирование и реализация учебного индивидуального плана обучения.
В рамках данного этапа происходит формирование индивидуального плана каждого ученика.
На этапе реализации индивидуальной образовательной траектории производился планомерный контроль основных параметров (уровня знаний, соблюдение контрольных сроков и т д).
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ, организуются в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются с 8 часов 00 минут. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ в неделю 5 часов обязательных коррекционных занятий для учащихся и 5 часов внеурочной деятельности развивающей направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей
Реабилитационно-коррекционные мероприятия реализуются как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
Коррекционно-развивающая область представлена индивидуальными занятиями и подгрупповыми коррекционно-развивающими занятиями. Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного дня, не входят в максимальную нагрузку.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей;
- оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:
- перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ, и освоение ими АООП;
- систему комплексного психолого- медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого- медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП, корректировку коррекционных мероприятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- планируемые результаты коррекционной работы.
4. Этап рефлексивно-оценочной деятельности.
Данный этап является итоговым. Учащиеся проходят повторную диагностику в виде тестирования, анкетирования или собеседования для сопоставления исходных (в начале) и полученных результатов (в конце), при реализации индивидуальных образовательных траекторий.
В школе разработана карта наблюдений, в которой отражаются следующие показатели: особенности самовыражения ребенка (поведение, эмоции), особенности общения (общение со взрослыми, общение со сверстниками), сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности (мотивация, произвольность, отношение к помощи окружающих). Именно данная карта позволяет нам сделать выводы о дальнейшем сопровождение ребенка. (Приложение № 2)
Внедрение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в образовательные учреждения становится важной частью процесса инклюзивного образования. Рассмотрим несколько кейсов, иллюстрирующих успешные примеры реализации ИОМ.
1. Кейсы из общеобразовательных школ
Кейс 1: Школа с инклюзивным обучением
В одной из общеобразовательных школ был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ученицы с нарушением слуха. Учитель, совместно с логопедом и психологом, провел диагностику потребностей и возможностей ученицы, после чего был составлен ИОМ, который включал:
адаптированные учебные материалы с использованием жестового языка, дополнительные занятия по развитию слухового восприятия, индивидуальные консультации с педагогами по предметам.
Результатом внедрения ИОМ стало значительное улучшение успеваемости ученицы и ее активное участие в школьной жизни.
Кейс 2: Проект "Школа для всех"
В рамках проекта "Школа для всех" в одной из региональных школ была реализована программа по внедрению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе работы над проектом педагоги прошли обучение по инклюзивным методам преподавания, были разработаны индивидуальные планы для каждого ученика с учетом их потребностей, внедрены методы дифференциации обучения, что позволило каждому ребенку учиться в своем темпе.
В результате проекта повысилась мотивация учеников и улучшилась атмосфера в классе.
2. Кейсы из специальных образовательных учреждений
Кейс 3: Специальная школа для детей с нарушениями слуха
В специальной школе для детей с нарушениями слуха был внедрен ИОМ, который включал: использование мультимедийных технологий для визуализации учебного материала, занятия по жестовому языку как основному средству коммуникации, индивидуальные занятия с педагогами по коррекции речи.
Эти меры способствовали улучшению навыков общения учащихся и их социальной адаптации.
Кейс 4: Центр реабилитации и образования
В центре реабилитации и образования для детей с тяжелыми нарушениями развития был разработан ИОМ, который включал: коррекционные занятия, направленные на развитие моторики и коммуникационных навыков, программы социальной адаптации через участие в групповых мероприятиях, индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения.
Результатом внедрения данного маршрута стало заметное улучшение в развитии детей и повышение уровня их самостоятельности.
3. Кейсы из высших учебных заведений
Кейс 5: Университетская программа поддержки студентов с ОВЗ
В одном из университетов была разработана программа поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой программы созданы индивидуальные образовательные планы, учитывающие особенности каждого студента; внедрены специальные технологии обучения (например, использование ассистивных технологий); организованы группы поддержки для студентов с ОВЗ.
Эта инициатива позволила повысить уровень вовлеченности студентов в учебный процесс и улучшить их академические результаты.
Кейсы внедрения индивидуальных образовательных маршрутов показывают, что такой подход способствует более глубокому вовлечению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Индивидуализация обучения позволяет учитывать уникальные потребности каждого ребенка, что в свою очередь способствует их успешной социализации и развитию.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от педагогов специфических знаний, навыков и подходов. Рассмотрим ключевые аспекты и примеры успешного опыта педагогов в этой области.
1. Создание инклюзивной образовательной среды
Педагоги отмечают важность создания такой образовательной среды, которая учитывает индивидуальные особенности и потребности детей с ОВЗ.
Адаптация учебных материалов: Использование специальных учебных планов и программ, которые позволяют адаптировать учебный материал под нужды каждого ребенка. Например, для детей с нарушениями слуха могут использоваться знаковый язык и специальные видеоматериалы, а для детей с нарушениями зрения — аудиоматериалы и тактильные пособия.
Безбарьерная среда: Обеспечение доступности образовательных учреждений для детей на колясках, наличие специального оборудования и инфраструктуры. Это позволяет детям с ОВЗ участвовать в учебном процессе наравне с их сверстниками.
2. Психолого-педагогическое сопровождение
Педагоги активно используют психолого-педагогическое сопровождение, которое включает диагностику и наблюдение. Проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка для понимания его потребностей. Педагоги ведут наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся, что позволяет корректировать подходы к обучению. Предоставление индивидуальной психолого-педагогической помощи, направленной на развитие навыков самооценки, мотивационной сферы и социально-коммуникативных навыков.
3. Повышение квалификации педагогов
Педагоги подчеркивают важность постоянного обучения и повышения квалификации в работе с детьми с ОВЗ (курсы повышения квалификации). Участие в курсах и семинарах по инклюзивному образованию помогает педагогам осваивать новые методики работы и разбираться в особенностях обучения детей с ОВЗ. Например, курсы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ позволяют учителям лучше понимать их потребности.
Педагоги активно делятся опытом на профессиональных форумах и конференциях, что способствует распространению успешных практик работы с детьми с ОВЗ.
4. Применение инновационных методов обучения
В процессе работы педагоги используют различные инновационные методы. Внедрение мультимедийных презентаций и компьютерных технологий в учебный процесс повышает мотивацию учащихся и помогает им лучше усваивать материал.
Использование ИКТ позволяет создавать более динамичную и интересную образовательную среду.
Применение игровых форм обучения способствует активному вовлечению детей в учебный процесс. Игры помогают развивать социальные навыки и уменьшают уровень тревожности у детей с ОВЗ.
Опыт педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, показывает, что успешная реализация инклюзивного образования требует комплексного подхода, включающего создание доступной образовательной среды, психолого-педагогическое сопровождение, постоянное повышение квалификации педагогов и использование инновационных методов обучения. Эти меры способствуют не только улучшению успеваемости детей с ОВЗ, но и их социальной адаптации и интеграции в общество.
ВЫВОДЫ
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу, ознакомившись с опытом педагогов-практиков по данному вопросу можно сделать выводы, что
законодательные и нормативные акты, такие как Конституция РФ и Закон "Об образовании", гарантируют детям с ограниченными возможностями здоровья право на образование наравне с другими гражданами. Основные положения этих документов подчеркивают необходимость создания специальных условий для получения образования, включая доступность образовательных учреждений и адаптацию учебных программ. Однако, несмотря на наличие правовых основ, на практике многие дети с инвалидностью сталкиваются с трудностями в реализации своих образовательных прав.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, включают недостаточную доступность образовательных учреждений, отсутствие специализированных учебных материалов и оборудования, а также нехватку квалифицированных педагогов, способных работать с такими детьми. Кроме того, социальные предвзятости и недостаточная информированность общества о потребностях детей с инвалидностью создают дополнительные барьеры для их полноценного участия в образовательном процессе.
Модель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) должна включать четко определенные цели и задачи обучения, адаптированные учебные планы, методы обучения (например, использование мультимедийных технологий, игровые формы) и гибкие формы контроля (например, альтернативные методы оценки). ИОМ должен разрабатываться совместно с педагогами, родителями и специалистами на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Примеры успешной реализации ИОМ в различных образовательных учреждениях показывают положительный эффект от индивидуализации обучения. Внедрение ИОМ позволяет улучшить успеваемость детей с ОВЗ, повысить их мотивацию к обучению и способствует социальной интеграции. Успешные кейсы включают использование адаптированных учебных материалов и технологий, а также активное сотрудничество между педагогами, родителями и специалистами.
Таким образом, для повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо не только соблюдение законодательных норм, но и создание условий для их полноценного участия в образовательном процессе. Это включает разработку эффективных индивидуальных образовательных маршрутов и преодоление существующих барьеров в системе образования.
Внедрения адаптированных учебных планов, поможет учителям организовать обучение с учетом специфики и особенностей восприятия информации детьми с ОВЗ и будет способствовать лучшему усвоению предметного материала.
Таким образом, результаты работы могут быть непосредственно использованы в образовательной практике, способствуя созданию инклюзивной и доступной образовательной среды для всех учащихся.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы «индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью» возможно использовать в практической деятельности педагога-практика с целью проследить на практике динамику освоения адаптированной основной образовательной программы ребёнком, личностный рост обучающиегося, построить работу в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 25.10.2024)
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 25.10.2024);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» URL: https://base.garant.ru/72216666/ (дата обращения: 25.10.2024)
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2021 № 449 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» URL: http://government.ru/docs/all/133596/ (дата обращения: 25.10.2024)
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «ФГОС основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «ФГОС среднего общего образования» (редакция с изменениями № 732 от 12.08.2022)
Вдовина, С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2023. № 6. С. 1-8. URL: http://file:///C:/Users/User/Downloads/sushnost-i-napravleniya-realizatsii- individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii.pdf (дата обращения: 25.10.2024)
Воронцов, А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 56-69. URL: https://psyjoumals.ru/files/78327/pno 2015 3 vorontsov.pdf (дата обращения: 25.10.2024)
Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 2 (3). С. 79-90. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/individualn-y-obrazovateln-y-marshrut-studenta-podhod-k- raskr-tiyu-ponyatiya%20(1).pdf (дата обращения: 25.10.2024)
Маркова, С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2021. 23 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004850645 (дата обращения: 25.10.2024)
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: метод. реком. для учителей начальной школы / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 84 с. URL: http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/DRi-2012.pdf#page=2 (дата обращения: 25.10.2024)
Суртаева, Н.Н. Педагогические технологии: учеб. пос. для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 250 с. URL: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf review/6D4D6BB5-1E12-43BD-B166-2A64EF0BAF52.pdf (дата обращения: 25.10.2024)
Тимофеева, Ю.Ф. Современная модель развивающей образовательной системы в вузе / Ю.Ф. Тимофеева, Ю.А. Судник, А.Я. Голубчиков // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2023. № 4. С. 83-89. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/sovremennaya-model-razvivayushey- obrazovatelnoy-sistem-v-vuze.pdf (дата обращения: 25.10.2024)
Файзуллаева, Е.Д., Медова Н.А. Моделирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможности здоровья как открытое совместное рефлексивное действие сопровождающих взрослых // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). C. 15-21. URL: https://www.tspu.edu.ru/files/sveden2/common/RegDate/1529565047 fayzullaeva e. d. 15 21 1 190 2018.pdf (дата обращения: 25.10.2024)
Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. 383 с.
Приложение № 1
Индивидуальный маршрут образования
обучающегося, сопровождаемого ПМПк ОО
ФИО_________________________________________
Год поступления_______________________
Рекомендации ПМПК ______________________________________________________
|
Содержание:
План реализации сопровождения обучающегося.
Мониторинг успеваемости.
Социальный паспорт семьи.
Результаты диагностических обследований специалистами ПМПк ОО (протоколы медицинского обследования и индивидуальной диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года).
Примечание: Формы протоколов разрабатывают специалисты с учетом возраста обучающегося и используемых методик.
Представления специалистов ПМПк по результатам диагностических обследований (медицинского работника, педагога (воспитателя, учителя начальных классов, классного руководителя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога).
Заключение ПМПк ОО.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
| Диагностическое обследование с целью выявления актуального уровня развития, зоны ближайшего развития, причин школьных трудностей | Примечание: проводится в течение 2-х недель после заседания ПМПк | Педагог (учитель) педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник |
| Мониторинг успеваемости | По итогам четверти | Педагог (учитель) |
| Составление социального паспорта семьи | Август | Социальный педагог Классный руководитель |
| Консультирование родителей (законных представителей) обучающегося | В течение года | Педагог (учитель) педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник |
| Консультирование педагогов | В течение года | Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник |
| Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом | В течение года (2 раза в неделю) | Педагог-психолог |
| Коррекционно-развивающие занятия с педагогом | В течении года | Педагог (учитель) |
| Логопедические занятия | В течение года (2 раза в неделю) | Учитель-логопед |
| Занятия с учителем-дефектологом | В течение года (2 раза в неделю) | Учитель-дефектолог |
| Медицинское обследование | Примечание: проводится 2 раза в год | Медицинский работник |
| Итоговое диагностическое обследование | Май | Педагог (учитель) педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник |
ПРОТОКОЛ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ФИО ученика(-цы)_________________________________________________________________
Диагноз:___________________________________________________________________________
№ | Основные показатели | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
1 чет. | 4 чет. | 1 чет. | 4 чет. | 1 чет. | 4 чет. | 1 чет. | 4 чет. | |||||
1. | Группа здоровья |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. | Физкультурная группа |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3. | Физическое развитие: |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| рост |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| вес |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| окружность грудной клетки |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| давление |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4. | Острота зрения |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5. | Острота слуха |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
6. | Определение состояния стопы |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
7. | Динамометрия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемы физического здоровья:
Хронические заболевания____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическая ослабленность (часто болеет) ____________________________________________
Физические дефекты____________________________________________________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
« ____» ____________ 20__ г. Медработник: _________/ _________________________
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
ФИО _____________________________________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ _________________________________________________________________
ДОМАШНИЙ АДРЕС________________________________
ТЕЛЕФОН (домашний)_______________________________________
ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ:
Мать: (ФИО) _______________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________
Образование_____________________________________________________________
Место работы, должность:___________________________________________________________
Контактные телефоны (сотовый, рабочий): ______________________________
Отец: (ФИО)_______________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Образование________________________________________________________
Место работы, должность: ___________________________________________________________
Контактные телефоны (сотовый, рабочий): _____________________
Материальное состояние семьи: низкое, среднее, высокое (нужное подчеркнуть)
С КЕМ ПРОЖИВАЕТ УЧАЩИЙСЯ:
с родителями
с матерью
с отцом
с другими родственниками (или лицами)
СВЕДЕНИЯ О ДРУГИХ ДЕТЯХ В СЕМЬЕ
______________________________________________
БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
_____________________________________
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ:
атмосфера в семье тёплая, дружелюбная;
отношения близкие, доверительные;
отношения отчуждённые;
взаимопонимание ребёнка с родителями;
часто бывают конфликты.
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:
строгий контроль за поведением ребёнка (авторитарный);
большая самостоятельность ребёнка (либерально-попустительский);
родители постоянно сотрудничают с учителями (демократический);
конфликтные отношения родителей с учителями;
родители не принимают участия в воспитании ребёнка, ребёнок предоставлен самому себе.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ: (развод, смерть близкого родственника, беженцы и т. д.) ____________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ И ЕГО СЕМЬЕ: __________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВНЕ ДОМА (нарушает ли правила поведения в школе):
_________________________________________________________________
СОСТОИТ ЛИ УЧАЩИЙСЯ НА УЧЁТЕ: ВШУ, ОпДН, КДНиЗП (подчеркнуть).
С какого периода ___________________________________________________________________
Причина постановки на учет _________________________________________________________
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ С ОБУЧАЮЩИМСЯ И ЕГО СЕМЬЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ: _____________________________________________________________
Социальный педагог: ______________________________________ (_________________________)
ФИО
Мониторинг Успеваемости
учащегося ______________________________________________________
Предмет | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | 1 | 2 | 3 | 4 | год | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод
2 класс _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3 класс _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4 класс _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Мероприятия, проведенные педагогом-психологом
с ребенком ОВЗ
Дата | Проведенное мероприятие | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятия, проведенные классным руководителем (учителем)
с ребенком ОВЗ
Дата | Проведенное мероприятие | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятия, проведенные педагогом-дефектологом
с ребенком ОВЗ
Дата | Проведенное мероприятие | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятия, проведенные логопедом
с ребенком ОВЗ
Дата | Проведенное мероприятие | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Карта наблюдений
Особенности самовыражения ребенка
№ п/п | Характеристика | 1 класс (входн.) | 1 класс (промеж.) | 1 класс (выходн.) | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1.Поведение | ||||||||
1.1 | Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство |
|
|
|
|
|
| |
1.2 | Пассивность, замкнутость, безразличие |
|
|
|
|
|
| |
1.3 | Беспокойство, возбудимость |
|
|
|
|
|
| |
2.Эмоции | ||||||||
2.1 | Положительно окрашенные |
|
|
|
|
|
| |
2.2 | Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) |
|
|
|
|
|
| |
2.3 | Частая смена эмоций |
|
|
|
|
|
|
2.Особенности общения
№ п/п | Характеристика | 1 класс (входн.) | 1 класс (промеж.) | 1 класс (выходн.) | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Особенности общения со взрослыми | |||||||
3.1 | Непосредственность, искренность, эмоциональная близость |
|
|
|
|
|
|
3.2 | Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание |
|
|
|
|
|
|
3.3 | Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность |
|
|
|
|
|
|
Особенности общения со сверстниками | |||||||
4.1 | Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба |
|
|
|
|
|
|
4.2 | Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность |
|
|
|
|
|
|
4.3 | Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов |
|
|
|
|
|
|
4.4 | Деловое общение Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка |
|
|
|
|
|
|
4.5 | Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка |
|
|
|
|
|
|
Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
№ п/п | Характеристика | 1 класс (входн.) | 1 класс (промеж.) | 1 класс (выходн.) | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Мотивация | |||||||
5.1 | Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) |
|
|
|
|
|
|
5.2 | Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) |
|
|
|
|
|
|
5.3 | Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) |
|
|
|
|
|
|
5.4 | Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) |
|
|
|
|
|
|
5.5 | Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) |
|
|
|
|
|
|
5.6 | Виды мотивов Мотивы достижения успеха |
|
|
|
|
|
|
5.7 | Мотивы избегания неудач |
|
|
|
|
|
|
5.8 | Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы) |
|
|
|
|
|
|
Произвольность | |||||||
6.1 | Особенности восприятия образца и правила: Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; |
|
|
|
|
|
|
6.2 | Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием |
|
|
|
|
|
|
6.3 | Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца |
|
|
|
|
|
|
6.4 | Особенности решения учебной задачи: Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу |
|
|
|
|
|
|
6.5 | Принимает, но не удерживает учебную задачу |
|
|
|
|
|
|
6.6 | Не принимает учебную задачу. |
|
|
|
|
|
|
6.7 | Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения |
|
|
|
|
|
|
6.8 | Степень самостоятельности: Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) |
|
|
|
|
|
|
6.9 | Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) |
|
|
|
|
|
|
6.10 | Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания |
|
|
|
|
|
|
6.11 | Саморегуляция Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого |
|
|
|
|
|
|
6.12 | Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого |
|
|
|
|
|
|
Отношение к помощи со стороны взрослого | |||||||
7.1 | Нуждается в помощи взрослого |
|
|
|
|
|
|
7.2 | Принимает помощь взрослого |
|
|
|
|
|
|
7.3 | Не принимает помощь взрослого |
|
|
|
|
|
|
Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Помощь специалистов (педагога-психолога, логопеда, дефектолога), в которой нуждается ребенок:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. учителя Подпись