МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЦИОЛКОВСКИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.2.
Индивидуальный образовательный маршрут по
физической культуре (обучение плаванию)
на ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Разработчик:
Белозерова Юлия Анатольевна
инструктор по плаванию
высшая квалификационная
категория.
г. Циолковский
2023г.
Актуальность:
Что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. В воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ на первом месте должно быть эмоциональное благополучие. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.
Ребенок с нарушением эмоционально-волевой сферы (нарушение интеллекта). испытывает затруднения в общении с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки сложно прививаются. Известно, что дети с ОВЗ обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи взрослых.
Особенности обучения с детьми ОВЗ
В процессе обучения следует:
-использовать четкие указания;
-поэтапно разъяснять задания;
-учить последовательно выполнять задания;
-повторять инструкции к выполнению задания;
-демонстрировать уже выполненное задание (например, показ упражнения). Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне я создаю ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности.
Цель: создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков организации двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии; создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ребенка с нарушением интеллектуального развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Основные задачи индивидуальной АОП.
В соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее ИПРА):
- способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- способствовать закаливанию организма с целью укрепления сердечно – сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме;
-способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;
-способствовать созданию условий для целесообразной двигательной активности детей;
-способствовать непрерывному совершенствованию двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей;
-способствовать развитию физических качеств - быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие;
-способствовать воспитанию нравственно-волевых качеств, таких, как смелость, настойчивость, уверенность в себе;
- формировать элементарные навыки плавания;
- обеспечить умение владеть своим телом в непривычной среде;
-формировать привычку культурно-гигиенических навыков.
В соответствии с ФГОС ДОО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста- конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения индивидуальной АОП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с нарушением интеллекта к концу дошкольного образования.
- Способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
-укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей и индивидуального психологического комфорта, на формирование установки на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.
Для достижения данных результатов я во время занятия использую для детей следующие приемы оценивания:
1.Ежедневно акцентирую внимание на успехе в выполнении.
2.Каждое занятие либо повторяющее, либо является продолжением предыдущего.
3.Одним из основных приемов работы - многократное повторение основного движения.
4.Для лучшего запоминания упражнения, часто нахожусь рядом и показываю неоднократно его, помогаю в выполнении.
5.Задания выполняем от простого к сложному.
6.Не отвлекаюсь во время выполнения задания, так как процесс переключения у них снижен.
7.Сосредотачиваю внимание на сильных сторонах воспитанника, опираться на них в процессе обучения.
Задания должны соответствовать возможностям воспитанников и исключать чувства стойких неудач.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с ОВЗ .
Воспитанник (Свистельников Михаил) имеет нарушения в физическом и психическом развитии (нарушение интеллекта; нарушение языковых и речевых функций). Характерна низкая контактность. Не активен в общении. Уровень саморегуляции и контроля познавательной деятельности низкий. Допускаемые ошибки самостоятельно не замечаются, речевая регуляция отсутствует, отмечается стихийная активность. Интерес к выполняемым заданиям избирательный, поверхностный, быстро пропадающий, характерна низкая мотивация к выполнению заданий. Внимание ребёнка характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность и координация. Ребёнок испытывает затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий, хотя сами действия в отдельности выполнить может.
Реабилитационный или абилитационный потенциал – удовлетворительный.
Реабилитационный или абилитационный прогноз – относительно благоприятный.
Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий (информирование и консультирование ребёнка инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта).
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности | Степень ограничения (1,2,3) |
Способность к самообслуживанию: | первая |
Способность к передвижению: | нет |
Способность к ориентации: | первая |
Способность к общению: | первая |
Способность к обучению: | первая |
Способность к трудовой деятельности: | нет |
Способность к контролю за своим поведением: | первая |
Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы.
Планируемые результаты по ИПРА:
-сформированы первичные навыки осторожного поведения в воде;
-умеет выполняет основные движения;
-развита координация движений ребенка;
-самостоятельно выполняет упражнения на основе показа и использует
их в самостоятельной деятельности;
-сформированы представления о ЗОЖ.
Содержание образовательного процесса гидрореабилитации. | |
Цель: формирование у ребёнка с нарушением интеллекта интереса и ценностного отношения к гидрореабилитационному плаванию, гармоничное физическое развитие. | |
Задачи: Работа по укреплению здоровья ребёнка. Развитие и совершенствование основных видов движений в воде. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанника. | |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | |
Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья. | |
Задачи: Воспитывать гигиенические привычки. Развивать умственную и физическую работоспособность. Закаливать организм. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. | |
Практическая часть (упражнения на воде). Начальный этап. |
Упражнение «Маятник» для ног.
Исходное положение: инструктор в стойке на дне бассейна ноги врозь находится в воде с обучающимся в положении «сед спиной к инструктору». Инструктор удерживает его сбоку предплечьем за бедра и хватом снизу за верхнюю треть голени.
Выполнение: инструктор, удерживая обучающегося, выполняет повороты туловищем вправо и влево, изменяя направление, амплитуду, темп и скорость вращения.
Гидродинамические условия. Постепенно от упражнения к упражнению усиливая вращение и скорость движения, достигать ощущения вибрации (флаттера) ног обучающегося от возникающего гидродинамического сопротивления.
2.) Упражнение «Маятник» для грудной клетки и ног.
Исходное положение: инструктор в стойке на дне бассейна ноги врозь находится в воде с обучающимся в положении «на боку спиной к инструктору». Инструктор удерживает обучающегося одной рукой в положении «голова на сгибе локтевого сустава», предплечье снизу-сбоку за грудную клетку, кисть хватом снизу за область тазобедренного сустава. Другая рука –упором кистью, пальцы веером, в таз сзади.
Выполнение: инструктор, во-первых, поддерживая обучающегося лицом в сторону направления движения, выполняет поворот туловищем, удерживая его ноги и тело под водой; во-вторых, закончив вращательное движение в одну сторону, инструктор выполняет перехват руки от таза к верхней трети двух голеней спереди соединенных вместе ног обучающегося; в-третьих, поддерживая обучающегося лицом в ту же сторону, изменяет направление вращения его ног на противоположное.
Гидродинамические условия. При движении из исходного положения добиваться незначительного разгибания ног в тазобедренных суставах и значительного сгибания ног в коленных суставах от возникающего гидродинамического сопротивления. Напротив, в другую сторону – усиление вращения и скорости движения необходимо выполнять плавно и осторожно, не допускать перенапряжения ног в коленных суставах от возникающего гидродинамического сопротивления.
3.) Упражнение «Гидравлический массаж ног.»
Исходное положение: инструктор в стойке на дне бассейна ноги врозь находится в воде с обучающимся на руках в положении «сед спиной к тренеру». Инструктор удерживает обучающегося сбоку предплечьем за бедра и хватом снизу за верхнюю треть голени.
Выполнение: инструктор, удерживая обучающегося, выполняет повороты туловищем вправо и влево. При этом в верхней восходящей части траектории ноги поднимаются над поверхностью воды, а затем, изменяя направление на противоположное (вниз), пересекают с гидродинамическим ударом поверхность воды.
Гидродинамические условия. Постепенно от упражнения к упражнению увеличивая высоту и скорость падения ног в воду, создают условия для гидравлического удара (резкого сжатия и последующего расслабления сосудистого русла), смещения кожного покрова и мягких частей ног, растяжения опорно-двигательного аппарата.
4.) Упражнение «Магнитогидродинамический маятник»
Исходное положение: инструктор из исходного положения лицом на север выполняет с обучающимся различные упражнения, в том числе приведенные выше.
Выполнение: при выполнении упражнений последовательно изменяют ориентацию тела тренера совместно с обучающимся в направлении сторон света: север – восток – юг – запад.
Геомагнитные и магнитогидродинамические условия. В упражнениях, согласовываясь с современными достижениями в области науки и практики гидрореабилитации (Д.Ф. Мосунов, 2001), для повышения работоспособности используются геомагнитные силы в сочетании с гидродинамическим сопротивлением движению и магнитогидродинамическими свойствами окружающей водной среды и организма.
Вторая ступень.
И.п.- ребенок сидит на бортике. Инструктор стоит в воде напротив ребенка, держит ноги ребенка за лодыжки и выполняет попеременные удары по воде. Дозировка (далее Доз.) : 4 раза по15-20 сек.
Методические указания (далее М.у.): ноги прямые, носок тянется, средний темп.
2) И.п. – ребенок держится за бортик. Инструктор стоит позади ребенка и держит его за лодыжки, выполняя попеременные удары по воде. Доз.: 4 раза по 15-20 сек. М.у.: следим, чтоб ребенок не отпускал бортик, средний темп, носки тянутся.
3) И.п. – ребенок стоит на дне бассейна, основная стойка. Ложится с помощью инструктора на живот; инструктор, держа ребенка одной рукой за руки, а второй за туловище выполняет «проводку». Доз.: 4 раза по 20-25 м. М.у.: глаза открыты, инструктор разговаривает с ребенком.
4) Выполняем упражнение №1. (Рекомендуется повторять после каждого движения ребенка по бассейну на протяжении 2-3 месяцев обучения).
5) И.п. – ребенок стоит на дне бассейна, основная стойка. Ложится с помощью инструктора на живот; инструктор, держа ребенка одной рукой за руки, а второй за туловище, выполняет «проводку», постепенно уменьшая поддержку ребенка. Доз.: 4 раза по 20-25 м. М.у.: глаза открыты, инструктор разговаривает с ребенком.
6. Повторяем упражнение № 1.
7) И.п. – ребенок стоит на дне бассейна, в руках «нудл». Ложится с помощью инструктора на живот; инструктор, держа ребенка за лодыжки ,попеременно бьет ногами по воде, продвигая ребенка вперед. Доз.: 4 раза по 20-25 м. М.у.: глаза открыты, инструктор разговаривает с ребенком и следит, чтоб ребенок не отпускал «нудл» и не пил воду.
8) Повторяем упражнение №1, постепенно уменьшая помощь ребенку.
9) Повторяем упражнение №7, стараемся не поддерживать ребенка и начинаем обливать ребенка водой.
10) И.п. – ребенок стоит на дне бассейна, основная стойка. Ложится с помощью инструктора на спину и лежит – без движений. Доз.: 6 раз. М.у.: глаза открыты, уши в воде, рот открыт, инструктор считает или разговаривает с ребенком.
Методика обучения дыханию обучающихся с нарушением интеллекта.
Процесс обучения дыханию в воде детей, страдающих нарушением интеллект, состоит из 3-х этапов:
Подготовительный;
Обучение погружению и задержке дыхания; отработка дыхательного цикла. (Выбор упражнений зависит от уровня адаптации инвалида к воде.)
Акт дыхания (или дыхательный цикл) в плавании состоит из следующих составляющих его, компонентов: вдох – задержка дыхания – опускание головы в воду – выдох в воду – подъём головы из воды – вдох. Сделать это воспитаннику с нарушением интеллекта очень трудно. И мешает ему в этом не только страх, но и множество других психологических факторов.
Упр. 1. Вдох – задержка – надуть щеки («как хомяк») – выдох.
Упр. 2. Вдох – надуть щеки. При выполнении выдоха обучающийся надавливает себе на щеки и выполняет форсированный (интенсивный, громкий) выдох, что вызовет у него положительные эмоции.
Упр. 3. Надуть шарик (со свистком). Опустить шарик в воду и начать выпускать воздух. Используем в работе образные выражения: «Шарик сделал выдох и ты попробуй!» Далее можно выполнять это упражнение в форме игры «Веселые пузырьки».
Упр. 4. Закрыть нос пальцами. Ребенок рефлекторно начинает дышать ртом. Сделать несколько раз. Чередуем дыхание через рот и через нос.
Упр. 5. После вдоха выдох в воду сделать через трубку. Наличие пузырей будет являться показателем правильного выполнения выдоха в воду. Постепенно доходим до опускания лица в воду.
Упр. 6. Вдохи и выдохи, стоя перед зеркалом.
1-й этап. Обучение погружению и задержке дыхания.
Упр. 1. Набрать воду в свои ладони и поливать на затылок.
Упр. 2. Протираем лицо влажной ладонью.
Упр. 3. Поливать воду на макушку (вода стекает на уши)
не затрагивает лица.
Упр. 4. Поливаем воду на макушку и лицо, с командой «вдох!».
Упр. 5. Поливаем воду на макушку и лицо из ведерка, из лейки, из душа. Чередовать: из ладони, из ведра.
Упр. 6. На мелкой части бассейна. Приподнять в воде. Обучаемый сидит
на поднятом бедре инструктора спиной к нему. Взять руки ребенка
в свои и умывать лицо. Затем воспитанник умывается самостоятельно.
Упр. 7. 2-3 обливания – вдох рефлекторно плюс погружение с командой- «Ныряем!» После подъема на повторность 1-2 подкидывания вверх.
Упр. 8. Хват за подмышки 2-3 интенсивных подъема плюс погружение с головой. При погружении обозначать голосом: «Ох!», «Баба сеяла на горох и сказала деду- «Ох!»
Упр. 9. То же, но под водой отпускаем и даем возможность всплыть самому.
Придать ускорение, вытолкнуть.
Упр. 10. Инструктор держит ребенка спиной к себе. Погружаем по команде: «1-2-3-ныряй!» и придаем телу ускорение вперед, к бортику.
2-й этап. Отработка дыхательного цикла
(вдох – задержка дыхания – выдох).
Упр. 1. На мелкой части бассейна, стоя на дне. Выдох на поверхность воды, чтобы пошли волны.
Упр. 2. Вдох – рот в воду (нос на поверхности) – выдох ртом.
Упр. 3. Ладони ковшом. Вдох. Ладони к лицу – выдох.
Упр. 4. Зажать нос. Вдох – опустить лицо в воду – выпрямиться –выдох (носом или ртом).
Упр. 5. То же, но выдох в воду (носом, ртом).
Упр. 6. Вдох, погружение лица под воду. Умывание под водой с выдохом через рот.
Упр. 7. Вдох-выдох в воду со звуками. Поднять голову. Вдох, выдох через рот и нос последовательно.
Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что гидрореабилитации, как одно из направлений реабилитации, может помочь детям с ОВЗ укрепить тело, развить физические, социальные и интеллектуальные способности, своевременно адаптироваться в социуме.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОО
с семьёй воспитанника с ОВЗ.
Основной целью взаимодействия с семьёй является создание содружества «родители-ребёнок-педагоги», в котором все участники
образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к
саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Задачи организации взаимодействия:
-установление доверительных, партнерских отношений с семьей;
- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду.
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании
ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и
воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы взаимодействия.
Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений адаптированной образовательной программы принципов: психологической комфортности, деятельности, вариативности, целостности, непрерывности и творчества.
Поддержка родителей в саморазвитии и
педагогическом образовании.
Подход к взаимодействию с семьёй имеет свою специфику, связанную с концептуальными идеями самой программы: если в центре внимания развивающийся ребенок, то ему должен соответствовать развивающийся родитель, развивающийся педагог.
Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах развития и социализации ребёнка.
Литература:
Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание. – М.: Логос, 2004. – 325 с.
Гидрореабилитация детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы: Учебно-методическое пособие. / Е.В. Казанская, А.А. Потапчук, И.В. Юрков. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2012. – 48 с.
Козлова, О.С. Современная система гидрореабилитации детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем. Диссертация кандидата пед. наук. – М., 2015.
Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие. /
Мосунов, Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка – инвалида: учебно-методическое пособие. /
Назаренко, Ю.А. Гидрореабилитация и паралимпийское плавание /
Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.–2010. - № 4(44). – С. 9-10.
Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. / Ред.-сост. С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.
Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Ред.-сост. Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст / Е.Р. Баенская. – Текст: непосредственный // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001. – № 4. – С. 32-39.
Блейлер. Э. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа /
Э. Блейлер; перевод с немецкого и предисловие д-ра Я. М. Когана. – Одесса, 1927. – 81с. –
URL: https://archive.org/details/Odessa_Bleuler_1927_Autistisches_Denken. – Текст: электронный
Мосунов, Д.Ф. Гидрореабилитация / Д.Ф. Мосунов. – М.: Адаптивная физическая
культура, 2000. – 38 с. – ISBN 5-85-009-773-1. – Текст: непосредственный
Мосунов, Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию
ребенка – инвалида: учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин.