Индивидуальный образовательный маршрут в работе
с одаренными детьми.
Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании, идеальным может считаться индивидуализация образования. Предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты.
Внедрение маршрутной системы позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые стимулируют у одаренной личности самоценной образовательной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и способности.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения и действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам включает в себя следующие этапы:
Диагностика уровня развития и интересов ребенка.
Определение целей и задач, видов деятельности.
Определение времени.
Разработка содержания, форм работы и оценивания знаний.
Определение способов оценивания успехов.
На этапе диагностики выясняется круг познавательных интересов ребенка, развитие его способностей и индивидуальные особенности.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником определяет направление деятельности, цели и задачи маршрута. Исходя из целей и задач, определяются виды деятельности.
На третьем этапе в индивидуальном порядке, по согласованию с воспитанником, в соответствии с поставленными целями и задачами определяется срок действия маршрута.
На четвертом этапе определяются содержание, формы занятий, приемы и методы, формы определения итогов. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт, характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Исследовательская деятельность (например: реферат по истории изобразительной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).
Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания
Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
Работа по разработке новых идей или уже существующих.
Сложные и сравнительно долговременные задания.
Задания по анализу собственной или чужой деятельности
Задания по ведению летописи, собирание материала для музея.
Педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Заключительный этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа.
Это может быть: участие в НПК, фестивалях, конкурсах, олимпиадах.