
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: 12 лет
Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств у учащихся с ограниченными возможностями через внеклассные мероприятия.
Актуальность темы: Понятие «нравственное воспитание» очень широко. Суть воспитания - развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитать такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активная жизненная позиция, потребность в самосовершенствовании, смелость. Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - это адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах
общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их
представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Поэтому такие дети, из-за внушаемости, либо по неустойчивости нравственных понятий, поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Для продвижения ребенка с ОВЗ в развитии, в умении адаптироваться в окружающей среде важным фактором является, специально организованное обучение и воспитание. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственной этим детям, отчетливо обнаруживается на всех возрастных этапах, в самых различных видах деятельности. Такое обучение и воспитание дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Передача социального опыта и обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством включения воспитанников во все виды деятельности в специально созданной среде воздействия.
Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Цель: совершенствование методов, приемов, форм, повышающих эффективность внеклассной работы в формировании нравственных качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
2.Подготовить ответственного гражданина, способного оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
3.Развитие творческих и индивидуальных способностей, осознанных мотивов учения.
4.Выработать у каждого ребенка активную жизненную позицию.
5. Способствовать формированию патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
8.Продолжить работу по усилению роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечении родителей в организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Источники самообразования: СМИ, интернет, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, мастер-классы, методическая литература.
Формы самообразования:
1.Индивидуальная – через индивидуальный план.
2.Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.
План реализации темы
Содержание и вид деятельности | Дата и место проведения | Форма представления результатов работы |
1.Повышение профессиональной компетентности. Освоение инновационных образовательных технологий. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через изучение методической литературы, практических материалов, методического опыта педагогов, материалов Интернет. Использование ИКТ и ЭОР на мероприятиях. | В течение межаттестационного периода | Конспекты открытых занятий, предметных недель, внеклассных мероприятий по предмету. |
2.Участие в районных, городских семинарах и конференциях, Республиканских конференциях, вебинарах | В течение межаттестационного периода | Сертификаты участника |
3.Участие в мероприятиях профессиональной направленности районного, городского, Республиканского, Всероссийского и Международного уровней (Международный конкурс – выставка «Вектор успеха», Городские фестивали творчества детей с ОВЗ «Весенняя капель», Республиканский фестиваль детей с ОВЗ «Возьмемся за руки, друзья!» и другие) | В течение межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма |
4.Участие в конкурсах различного уровня по предмету и внеклассной работе. | В течение межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы |
5.Участие в инновационной, экспериментальной деятельности школы, района, республики | В течение межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы |
6.Публикации статей, методических разработок в сборниках, журналах, альманахах | В течение межаттестационного периода | Свидетельства о публикации |
7.Прохождение курсов повышения квалификации | 2022г. | Удостоверение курсов повышения квалификации |
8.Аттестация на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» (подтверждение) | 2023 г. | Приказ |
9.Пополнение персонального сайта учителя-дефектолога регистрация на других педагогических сайтах, публикации авторских материалов | 2019- 2023 гг. | Свидетельства о публикациях |
10.Посещение уроков, мероприятий коллег и участие в обмене опытом | В течение межаттестационного периода | Отзыв о посещенных занятиях |
11.Разработка адаптированных основных общеобразовательных программ, рабочих программ для учащихся начальных классов | 2019-2023 гг. | АООП, рабочие программы |
12.Создание методических разработок занятий, уроков с применением современных технологий | 2019-2023 гг. | Методические разработки занятий, уроков |
Участие в системе методической работы
Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
| Начало | Оконча- ние | | |
Рабочая группа по разработке локальных нормативных актов ГБОУ «Казанская школа № 76» | 2019г. | 2023г. | Участие в разработке | Локальные нормативные акты, положения |
Рабочая группа по разработке проектов учебных планов в рамках реализации АООП ФГОС УО (ИН) | 2019г. | 2023г. | Участие в разработке | Проекты учебных планов |
ШМО учителей среднего и старшего звена, начальных классов, надомного обучения, трудового обучения | 2019г. | 2023г. | Участие в МО | Доклады, выступления |
Школьная аттестационная комиссия (ШАК) | 2019г. | 2023г. | Член ШАК | Протоколы |
Школьная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) | 2019г. | 2023г. | Председатель комиссии | Протоколы ПМПК |
Школьный Совет Профилактики | 2019 г. | 2023г. | Председатель комиссии | Протоколы Совета |
Педагогический совет (педсовет) | 2019г. | 2023г. | Участие в проведении, выступление с докладами | Протоколы педсовета |