Индивидуальный план работы на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
учителя изобразительного искусства, первой квалификационной категории,
Ахметзяновой Мадины Шавкатовны
на 2019-2024 учебный год.
Личная карта учителя
1. Образование: высшее педагогическое
2. Предмет: Изобразительное искусство
3. Педагогический стаж: 24 года
Должность: учитель изобразительного искусства
Методическая тема самообразования: «Эстетическое самовоспитание на уроках ИЗО в процессе реализации ФГОС»
Внеклассная работа по предмету: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, конференций, участие в школьных, районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах детского творчества, проведение творческих выставок, предметных недель, участие в оформлении школы к праздникам.
Образование: Высшее.
1995 год, Тетюшское педагогическое училище, специальность- учитель начальных классов, квалификация – учитель начальных классов,
2003 год, Татарский государственный гуманитарный институт, специальность – педагогика и методика начального образования, квалификация – учитель начальных классов
2014 год, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО КФУ по программе «Технология» с правом предмета «Изобразительное искусство»
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Разделы программы профессионального развития педагога
Формы представления результатов педагогической деятельности
Схема самоооценки учебного занятия
Методическая продукция (учебно-программная документация)
3. План самообразования
4. Список использованной литературы
Пояснительная записка
«Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных, жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2020 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Кроме того, меняется традиционное отношение к учителю как к транслятору знаний; к процессу учения как обезличенной, механической передаче знаний.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту.
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогов, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.
Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.
Разделы программы профессионального развития
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Собеседование
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Схема самоооценки учебного занятия
1. Оценка содержания учебного материала.
2. Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
3. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
4. Оценка целей и результатов проведенного занятия.
5. Оценка содержания учебного материала на уроке:
научность, доступность изучаемого учебного материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
1. Рабочие программы по учебным предметам, внеурочной деятельности.
2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
4. Программно-методическое обеспечение курса.
5. Модель технологии обучения, описание методической системы.
6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
Цель: Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания в условиях поликультурного образовательного пространства и государственно-общественного управления».
Задачи:
1. Приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств;
2. Целенаправленная работа по выявлению склонностей, творческих задатков и способностей обучающихся;
3. Воспитывать у обучающихся индивидуальную красоту к окружающему миру, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела;
4. Стимулирование умственных способностей, нравственного и эстетического совершенствования через формирование навыков самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности, национального самосознания, чувства патриотизма;
5. Создавать условия для проявления исследовательских способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и внеурочное время;
6. Формирование способностей к саморазвитию и поисковой деятельности;
7. Организовывать работу с одаренными учащимися, привлечь их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиаде по МХК (Искусство);
Направления работы по реализации индивидуального плана :
Изучение литературы по проблеме самообразования.
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Участие в системе методической работы школы.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Ресурсы сети Интернет.
Участие в семинарах, конференциях, лекториях, мероприятиях по обмену опытом, мастер-классах, курсы повышения квалификации.
мастер-классы, курсы по повышению квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Предполагаемый результат:
Разработка рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
Формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
Умение оказать практическую помощь коллегам
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
Этапы и содержание самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме из имеющегося опыта. | 2019– 2020 год | Курсы повышения квалификации учителей Изучение ФГОС общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы Новинки учебных пособий по изобразительному искусству и ИКТ. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2020– 2021 год | Участие в программе личностного роста в сообществе учителей изобразительного искусства и семинарах для учителей ИЗО Выступления на семинарах учителей ИЗО на тему «Применение метода проектов на уроках ИЗО» Обучение на дистанционных курсах по методике преподавания изобразительного искусства в условиях ФГОС |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2021– 2022 год | Создание и корректировка рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС Участие в вебинарах, семинарах учителей изобразительного искусства и ИКТ Выступления на заседаниях РМО «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» (из опыта работы) Участие в неделях открытых дверей (проведение открытых уроков). Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2022– 2023 год | Участие в работе РМО учителей изобразительного искусства и в районных семинарах Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах Ведение персонального сайта http://multiurok.ru Участие в работе школьного сайта Открытые уроки на школьном и районном, республиканском уровне Разработка презентаций к урокам. Консультативная помощь учителям и учащимся Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ» Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2023– 2024 год | Участвовать в конкурсах для учителей изобразительного искусства Посещение и публикации на сайтах «Мультиурок» Презентация детских творческих выставок Персональная выставка творческих работ учителя |
Культурное самообразование | участие, посещение | ежегодно | Участие в культурных мероприятиях. Посещение театров, выставок, музеев, экскурсий. |