Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 222»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Пискуновой Екатерины Сергеевны
г.Оренбург,2022г.
ФИО: Пискунова Екатерина Сергеевна
Специальность: воспитатель
Место работы: МДОАУ д/с №222 г. Оренбурга
Стаж: 1год 6 месяцев
Образование: высшее педагогическое (дошкольное) образование
Дата начала работы над темой: 01.09.2022г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023г.
Тема по самообразованию: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Срок реализации: в течение 2022г.-2023г. учебного года
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Задачи самообразования:
Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а также во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности.
Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности.
Повысить компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей посредством игровой деятельности.
Методы и приемы работы:
Словесные;
Наглядные;
Практические;
Игровые
Ожидаемые результаты: у детей повыситься: активность во время проведения организованной образовательной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно; развита познавательная активность, речь, психические процессы (память, внимание, мышление, обогащен словарь.
Актуальность
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Н. К. Крупская.
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей.
В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль, в связи с этим отводится играм детей.
«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста» является, то, что в настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию развитию познавательных способностей детей младшего возраста посредством игровой деятельности в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных стандартов.
Формы работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Пред-й результат |
1 | Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагога по данной теме. | | | В течение года | Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа. |
2 | Работа с детьми Проведение ОД, использование современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста. | Проект «Что нам осень в лукошке принесла?», Пальчиковые игры»: «Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются» и др. | На уровне д/с | Сентябрь | Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. |
3 | Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. | Дидактические игры на развитие мышления: «Осенние листочки», «Во саду ли, в огороде»; развитие внимания: «Что, где растет?»; для развития восприятия и памяти: «Подскажи словечко», «Кто в теремочке живёт». | На уровне д/с | Октябрь | У детей должен развиваться интерес к дидактической игре, а так же познавательная активность. |
4 | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | Оформление папок передвижек на тему: «Играть - это интересно, играть - это полезно!», «Развитие познавательных способностей у детей в 3-4года», «Через игру к познанию» и др. | На уровне д/с | Ноябрь | Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития познавательных способностей посредством игровой д-ти. |
5 | Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти, изготовление дидактических пособий | «Найди картинку». «Кто это делает». «Чем они похожи?» «Кто где спит» «Кто-то наследил». «Чем похожи – чем отличаются» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону» и др. | На уровне д/с | Декабрь | У детей повыситься: активность во время проведения организованной образовательной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно |
6 | Подобрать игры для развития умственных способностей детей в младшей группе. | Д/и «Какого цвета предмет», для знакомства с фигурами «Какая фигура лишняя?», на развитие внимания и памяти «Сравни предметы», «Матрёшки». | На уровне д/с | Январь | Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. |
7 | Работа с родителями: разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей. | «Развитие познавательных способностей у дошкольников", "Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольника через игру" | На уровне д/с | Февраль | Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития познавательных способностей посредством игровой д-ти. |
8 | Работа с детьми по методике ТРИЗ технологии | С детьми младшего возраста используются некоторые элементы этой методики, в частности игры на нахождение и разрешение противоречий в объектах и явлениях, которые нас окружают: «Хорошо - плохо» (рассматривание объекта с разных позиций), «Раньше – позже» (ориентировка во времени), «Паровозик» (выстраивается поезд времени из картинок по возрастанию событий). | На уровне д/с | Март | Данная игровая технология детей сможет дать результат не только в познавательном развитии, но и в формировании многих интеллектуальных качеств, которые так необходимы в дальнейшей учебной деятельности: логическое мышление, фантазию, творчество, умение находить выход из любой ситуации. |
9 | Игры с элементами исследования (где используется проблемная игровая ситуация) | в игре «Докати до ворот» дети прокатывали шар и кубик в ворота. Ставился вопрос, почему шар легко катится, а куб – нет. | На уровне д/с | Апрель | Путем рассуждений и обследования предметов дети придут к правильному выводу. |
10 | Оформление результатов работы по теме самообразования. Самоанализ по изученной теме. | Отчет о проделанной работе | На уровне д/с | Май | У детей должен быть проявлен интерес к познавательному развитию посредством игровой деятельности, а так же активность во время проведения организованной образовательной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно |