Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 222»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
«Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Пискуновой Екатерины Сергеевны
г.Оренбург,2023г.
ФИО: Пискунова Екатерина Сергеевна
Специальность: воспитатель
Место работы: МДОАУ д/с №222 г. Оренбурга
Стаж: 2года 6 месяцев
Образование: высшее педагогическое (дошкольное) образование
Дата начала работы над темой: 01.09.2023г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2024г.
Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Срок реализации: в течение 2023г.-2024г. учебного года
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи самообразования:
Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
Формировать целостную картину мира.
Расширять кругозор детей.
Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Методы и приемы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
наблюдения с детьми;
обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
показ способов действия;
игровые приемы;
совместный анализ выполненной работы.
Ожидаемые результаты:
У детей повысится уровень художественных способностей;
Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
Освоят технику нетрадиционного рисования.
Актуальность.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Формы работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Пред-й результат |
1 | Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагога по данной теме. | | | В течение года | Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа. |
2 | Работа с детьми Проведение ОД, использование современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста. | Рисование с детьми на тему: «Компот из ягод», «Огуречик, огуречик». | На уровне д/с | Сентябрь | Познакомили и научили детей технике пальчикового рисования. Развили умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Научили детей рисовать техникой рисования боковой стороной ладони. |
3 | Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. | Дидактические игры с кинетическим песком. Д/и «Узнай и дорисуй», «Закончи картинку», «Тепло-холодно» и др. | На уровне д/с | Октябрь | У детей должен развиваться интерес к дидактической игре, а так же заметно развивается уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение. |
4 | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Консультации на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» | На уровне д/с | Ноябрь | Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. |
5 | Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти, изготовление дидактических пособий. | ОД на тему «Зима» (рисование солью) Мастер – класс по теме: «Рисуем без кисточки». Картотека игр на развитие мелкой моторики. | На уровне д/с | Декабрь | У детей повыситься: активность во время проведения организованной образовательной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно. |
6 | Подобрать игры, материалы для развития творческих способностей у детей среднего возраста. | Д/и «Какого цвета предмет?», для знакомства с фигурами «Какого цвета фигура лишняя? на развитие внимания и памяти. «Сравни предметы», «Матрёшки». Рассматривание альбомов с рисунками, выполненные при помощи нетрадиционных техник рисования. | На уровне д/с | Январь | У детей будет развиваться интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества. |
7 | Работа с родителями: разработать комплекс консультаций для родителей по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. | «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»; «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»; «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей». | На уровне д/с | Февраль | Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. |
8 | Коллективная работа с детьми: презентация стенгазеты «Цветы для мамы» | Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Цветы для мамы» | На уровне д/с | Март | У детей закрепится навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов; закреплять умение работать в коллективе. |
9 | Создание педагогом картотеки нетрадиционных техник рисования | «Мой любимый дождик» (рисование пальчиками); «Украсим платочек» (печать поролоновыми штампами); «Золотая рыбка» (печать ладошками); «Грибок» (рисование крупой) и др. | На уровне д/с | Апрель | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. |
10 | Оформление результатов работы по теме самообразования. Самоанализ по изученной теме. | Отчет о проделанной работе | На уровне д/с | Май | У детей повысится уровень художественных способностей; Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы; Освоят технику нетрадиционного рисования. |
1. Тема индивидуального плана работы: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
2. Мною была изучена методическая литература по выбранной теме: О.Р. Меремьянина «Играя, Я познаю себя и других»/ Барнаул 2004г., Н.В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста», Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников», Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности младшая группа»/ МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2016г., Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
3. Результат практической деятельности по индивидуальному плану работы:
Для детей (игры, пособия) | Для родителей (консультации, папки-передвижки) | Для педагогов (рекомендации, картотеки) |
Дидактические игры на развитие мышления: «Осенние листочки», «Во саду ли, в огороде»; развитие внимания: «Что, где растет?»; для развития восприятия и памяти: «Подскажи словечко», «Кто в теремочке живёт». | Оформление папок передвижек на тему: «Играть - это интересно, играть - это полезно!», «Развитие познавательных способностей у детей в 3-4года», «Через игру к познанию» и др. | Для педагогов разработала консультацию «"Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольника через игру" |
Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти, изготовление дидактических пособий: «Найди картинку». «Кто это делает». «Чем они похожи?» «Кто где спит» «Кто-то наследил». «Чем похожи – чем отличаются» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону» и др. | Работа с родителями: разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей: «Развитие познавательных способностей у дошкольников", | |
Изготовила игры для развития умственных способностей детей в младшей группе. Д/и «Какого цвета предмет», для знакомства с фигурами «Какая фигура лишняя?», на развитие внимания и памяти «Сравни предметы», «Матрёшки». | | |