СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план ускоренного обучения по предмету "СОЛЬФЕДЖИО"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный план ускоренного обучения по предмету "СОЛЬФЕДЖИО"

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план ускоренного обучения по предмету "СОЛЬФЕДЖИО"»

Индивидуальный учебно-тематический план ускоренного обучения

по предмету «Сольфеджио»


Данный учебно – тематический план сформирован на основе Рабочей программы по учебному предмету «Сольфеджио» (1-7 год обучения), утвержденной и.о. директора ДШИ №15 Зиновьевой С.А., для Аракелян Лилии, ученицы 6 года обучения по ДООП «Музыкальное искусство»/ вид «Инструментальное исполнительство», специализация – «Фортепиано» (дата составления 24.08.2018г.)

Индивидуальный план, объединяющий материал 6 и 7 годов обучения предмету «Сольфеджио», является планом интенсивного обучения предмету. План был обсужден и утвержден на заседании школьного методического объединения преподавателей народных и струнно-смычковых инструментов (Протокол № 1 от 30.08.2018г., личное заявление родителя).

Обоснование. Учебный материал 6 года обучения по предмету «Сольфеджио» представляет собой представляет собой повторение и систематизацию материала всего курса обучения с 1 по 6 год обучения предмету, что позволяет объединить материал 6 и 7 год обучения в один год для обучающихся с высоким уровнем способностей.

Учебный материал построен таким образом, чтобы тема планового практического занятия 6 года обучения подкреплялась теоретической базой 7 года обучения, входящей в экзаменационный билет по изучаемой теме.


2.1. Индивидуальный учебно-тематический план. Срок реализации – 1 год.


Тема

Материал для самостоятельного изучения

График контрольных мероприятий

Техника безопасности. Повторение материала 5 класса

Умение работать в тональности, строить и определять на слух интервалы. Ми мажор - до- диез минор

03.11.

2020 г.


Обращения Доминантового септаккорда, разрешения

Умение строить, интонировать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные аккорды. Использование таблицы гамм, интервалов и аккордов.

Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8

Формирование умения записывать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные ритмические рисунки с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8

Текущий контроль

Освоение понятий «ладовая альтерация», «случайные знаки», анализ тонального плана мелодий и пьес, изучаемых по предметам «музыкальная литература» и «специальность»

Гармонический мажор

Знание особенностей Гармонического мажора в сравнении с натуральным мажором, условий использования оборота V-VI-VII-I в музыке.

Субдоминанта в гармоническом мажоре

Умение построить ряд тональностей по принципу увеличения знаков и выявить закономерности ряда.

26.12.

2020г.


Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре

Знание особенностей Гармонического мажора в сравнении с натуральным мажором, условий использования тритонов в музыке.

Ритм триоль (шестнадцатые)

Формирование умения записывать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные ритмические рисунки.

Текущий контроль

Умение работать в тональности, строить и определять на слух интервалы. Ми мажор - до- диез минор

Тональности Фа-диез мажор,

ре-диез минор

Умение построить ряд тональностей по принципу увеличения знаков и выявить закономерности ряда. Фа-диез мажор, ре-диез минор

Уменьшенное трезвучие

в гармоническом мажоре

Формирование умения строить, интонировать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах уменьшенное трезвучие. Использование таблицы гамм, интервалов и аккордов.


29.03

2021 г.


Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре

Умение строить и определять аккорды, и интервалы в музыкальных примерах, быстро определять количество знаков в тональности.

Ритмические группы с залигованными нотами

Формирование умения записывать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные ритмические рисунки с залигованными нотами.

Хроматизм, альтерация.

IV повышенная ступень в мажоре и в миноре

Освоение понятий «ладовая альтерация», «случайные знаки», анализ тонального плана мелодий и пьес, изучаемых по предметам «музыкальная литература» и «специальность»

Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты

Использование таблицы гамм, интервалов и аккордов.

Текущий контроль

Умение строить и определять аккорды, и интервалы в музыкальных примерах, быстро определять количество знаков в тональности.

24.04.

2021 г.

Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор

Умение работать в тональности, строить и определять на слух интервалы. Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор

Энгармонизм тональностей с 6 знаками

Умение работать в тональности, , строить и определять на слух интервалы.

Квинтовый круг тональностей

Осознание логики построения кварто-квинтового круга, умение им пользоваться для получения знаний. Умение построить ряд тональностей по принципу увеличения знаков и выявить закономерности ряда.

Повторение

Освоение понятий «ладовая альтерация», «случайные знаки», анализ тонального плана мелодий и пьес, изучаемых по предметам «музыкальная литература» и «специальность

Содержание изучаемого предмета


6 класс

Тональности до 6 знаков в ключе.

Гармонический вид мажора.

Энгармонизм.

Квинтовый круг тональностей.

Альтерация.

Хроматизм.

Отклонение.

Модуляция.

Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

Диатонические интервалы в тональности и от звука.

Обращения доминантового септаккорда в тональности

Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

Ритмические группы с залигованными нотами.

Форма контроля

1.Письменные работы по учебному пособию «Рабочая тетрадь по сольфеджио 6 класс» Г.Ф.Калинина

2.Тестовые задания



Требования к контрольному уроку

Письменно – построить интервалы и аккорды , соответствующие требованиям настоящей программы.

Устно:

- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,

- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных интервалов в тональности,

- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных аккордов в тональности,

- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,

- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.

Образец устного опроса:

1. Спеть три вида гаммы до минор.

2. Спеть натуральный и гармонический вид гаммы Ля мажор.

5. Спеть от звука ре вверх м.2, м.6, от звука си вниз ч.4, м.7, от звука ми вверх б.3, б.6.

6. Спеть в тональностях Ля мажор и до минор тритоны в натуральном и гармоническом виде с разрешением.

8. Данный от звука ре малый мажорный септаккорд разрешить как доминантовый в две тональности.

9. Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы.

10. Определить на слух последовательность из интервалов или аккордов от звука.

11. Спеть один из заранее выученных наизусть одноголосных примеров (например, из учебника Б.Калмыков, Г.Фридкин ч.1 «Одноголосие»).


Тесты по предмету «Сольфеджио», 6 класс

Фамилия, имя…………………………………………

1. Укажи знаки в следующих тональностях:

G-dur- Des-dur-

g-moll- cis-moll-

H-dur- B-dur

2. Какая ступень изменяется в гармоническом виде мажора?

а) 6 повышается б) 6 понижается в) 7 повышается

3. Запиши интервальный состав следующих аккордов:

Б 6/4 - Ув. 5/3 -

М 6 - Б 6 -

Ум. 5/3- D 7 -

4.Сколько обращений имеет D7?

а) два б) три в) четыре

5. Какое обращение D7 имеет интервальный состав м.3+м.3+б.2 и как оно

обозначается?

………………………………………………….

6. В какой аккорд разрешается D2?

а) Т3 б) Т6 в) Т5/3

7. На какой ступени строится 2-ое обращение D7?

а) на 1 б) на 4 в) на 2

8. Какие интервалы называются характерными?

………………………………………………………………………………………

9. Напиши две пары характерных интервалов

…………………… ……………………

10. Какие характерные интервалы можно построить в мажоре на 6 пониженной

ступени?

…………………………………..

11. Какое разрешение имеет первая пара характерных интервалов?

а) одностороннее б) двустороннее

Результат тестирования:

Ответы для теста

1. G-dur - фа# Des-dur – си, ми, ля, ре, соль бемоли

g-moll – си, ми бемоли cis-moll- фа#, до#, соль#, ре#

H-dur- фа#, до#, соль#, ре#, ля# B-dur- си, ми бемоли

2. б) 6 понижается

3. Б 6/4 = ч.4+б.3 Ув. 5/3= б.3+б.3

М 6 = б.3+ч.4 Б 6=м.3+ч.4

Ум. 5/3= м.3+м.3 D 7=б.3+м.3+м.3

4. б) три

5. Доминантовый квинтсекстаккорд, D6/5

6. б) Т6

7. в) на 2

8. Интервалы, образованные благодаря понижению 6 ступени в мажоре и

повышению 7 ступени в миноре, то есть построенные в гармонических ладах,

называются характерными (исключая тритоны).

9. Ув.2-ум.7, ув.5-ум.4

10. Ув.5 и ув.2

11. б) двустороннее

2 вариант

1 Укажи знаки в следующих тональностях:

G-dur – Des-dur-

g-moll – cis-moll-

H-dur – B-dur

2 Какая ступень изменяется в гармоническом виде мажора?

а) VI повышается в) VII повышается

б) VI понижается г) VII понижается

3 Запиши интервальный состав следующих аккордов:

Б 6/4 – Ув. 5/3 –

М 6 – Б 6 –

Ум. 5/3 – D 7 –

4.Сколько обращений имеет D7?

а) два в) четыре

б) три г) пять

5 Какое обращение D7 имеет интервальный состав м.3+м.3+б.2?

а) D6/5 в) D2

б) D4/3 г) D5/3

6 В какой аккорд разрешается D2?

а) Т3 в) Т5/3

б) Т6 г) Т6/4

7 На какой ступени строится 2-ое обращение D7?

а) на I в) на II

б) на IV г) на V

8 Какие интервалы относятся к характерным?

а) ув.2 в) ум.4

б) ув.4 г) ум.7

9 Какие характерные интервалы можно построить в мажоре на VI пониженной ступени?

а) ув.5 в) ум.4

б) ум.7 г) ув.2

10 Гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение

называется …

а) период в) предложение

б) каденция г) фраза

11 На каких ступенях строятся ум.5/3?

а) на I в) на II

б) на VII г) на V

Список литературы:

1. Г.Фридкин – Практическое руководство по музыкальной грамоте, М.: Гос.

Муз. издат, 1962 http://aginskdshi.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228606092/prakticheskoe_rukovodstvo_po_muzykalnoj_gramote.pdf

2. И.Способин – Элементарная теория музыки, М.: Гос. Муз. издат., 1963

https://vesna.music.mos.ru/about/library/Sposobin_I_V_-_Elementarnaya_teoria_muzyki.pdf

3. В.Хвостенко – Задачи и упражнения по элементарной теории музыки, М.:

Музыка, 1965 https://vk.com/wall-150996930_3898

4. Конспекты по элементарной теории музыки (Панова Н.В.) https://vk.com/wall-22911575_312

Интернет-ресурсы

Видеоуроки по сольфеджио Натальи Юговой

https://youtube.com/playlist?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U

 Сольфеджио на 5 https://vk.com/solfeggio_na_5