Индивидуальный учебно-тематический план ускоренного обучения
по предмету «Сольфеджио»
Данный учебно – тематический план сформирован на основе Рабочей программы по учебному предмету «Сольфеджио» (1-7 год обучения), утвержденной и.о. директора ДШИ №15 Зиновьевой С.А., для Аракелян Лилии, ученицы 6 года обучения по ДООП «Музыкальное искусство»/ вид «Инструментальное исполнительство», специализация – «Фортепиано» (дата составления 24.08.2018г.)
Индивидуальный план, объединяющий материал 6 и 7 годов обучения предмету «Сольфеджио», является планом интенсивного обучения предмету. План был обсужден и утвержден на заседании школьного методического объединения преподавателей народных и струнно-смычковых инструментов (Протокол № 1 от 30.08.2018г., личное заявление родителя).
Обоснование. Учебный материал 6 года обучения по предмету «Сольфеджио» представляет собой представляет собой повторение и систематизацию материала всего курса обучения с 1 по 6 год обучения предмету, что позволяет объединить материал 6 и 7 год обучения в один год для обучающихся с высоким уровнем способностей.
Учебный материал построен таким образом, чтобы тема планового практического занятия 6 года обучения подкреплялась теоретической базой 7 года обучения, входящей в экзаменационный билет по изучаемой теме.
2.1. Индивидуальный учебно-тематический план. Срок реализации – 1 год.
№ | Тема | Материал для самостоятельного изучения | График контрольных мероприятий |
| Техника безопасности. Повторение материала 5 класса | Умение работать в тональности, строить и определять на слух интервалы. Ми мажор - до- диез минор | 03.11. 2020 г. |
| Обращения Доминантового септаккорда, разрешения | Умение строить, интонировать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные аккорды. Использование таблицы гамм, интервалов и аккордов. |
| Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 | Формирование умения записывать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные ритмические рисунки с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 |
| Текущий контроль | Освоение понятий «ладовая альтерация», «случайные знаки», анализ тонального плана мелодий и пьес, изучаемых по предметам «музыкальная литература» и «специальность» |
| Гармонический мажор | Знание особенностей Гармонического мажора в сравнении с натуральным мажором, условий использования оборота V-VI-VII-I в музыке. |
| Субдоминанта в гармоническом мажоре | Умение построить ряд тональностей по принципу увеличения знаков и выявить закономерности ряда. | 26.12. 2020г. |
| Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре | Знание особенностей Гармонического мажора в сравнении с натуральным мажором, условий использования тритонов в музыке. |
| Ритм триоль (шестнадцатые) | Формирование умения записывать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные ритмические рисунки. |
| Текущий контроль | Умение работать в тональности, строить и определять на слух интервалы. Ми мажор - до- диез минор |
| Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор | Умение построить ряд тональностей по принципу увеличения знаков и выявить закономерности ряда. Фа-диез мажор, ре-диез минор |
| Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре | Формирование умения строить, интонировать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах уменьшенное трезвучие. Использование таблицы гамм, интервалов и аккордов. | 29.03 2021 г. |
| Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре | Умение строить и определять аккорды, и интервалы в музыкальных примерах, быстро определять количество знаков в тональности. |
| Ритмические группы с залигованными нотами | Формирование умения записывать, определять на слух и анализировать в музыкальных примерах пройденные ритмические рисунки с залигованными нотами. |
| Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре | Освоение понятий «ладовая альтерация», «случайные знаки», анализ тонального плана мелодий и пьес, изучаемых по предметам «музыкальная литература» и «специальность» |
| Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты | Использование таблицы гамм, интервалов и аккордов. |
| Текущий контроль | Умение строить и определять аккорды, и интервалы в музыкальных примерах, быстро определять количество знаков в тональности. | 24.04. 2021 г. |
| Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор | Умение работать в тональности, строить и определять на слух интервалы. Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор |
| Энгармонизм тональностей с 6 знаками | Умение работать в тональности, , строить и определять на слух интервалы. |
| Квинтовый круг тональностей | Осознание логики построения кварто-квинтового круга, умение им пользоваться для получения знаний. Умение построить ряд тональностей по принципу увеличения знаков и выявить закономерности ряда. |
| Повторение | Освоение понятий «ладовая альтерация», «случайные знаки», анализ тонального плана мелодий и пьес, изучаемых по предметам «музыкальная литература» и «специальность |
Содержание изучаемого предмета
6 класс
Тональности до 6 знаков в ключе.
Гармонический вид мажора.
Энгармонизм.
Квинтовый круг тональностей.
Альтерация.
Хроматизм.
Отклонение.
Модуляция.
Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Диатонические интервалы в тональности и от звука.
Обращения доминантового септаккорда в тональности
Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.
Ритмические группы с залигованными нотами.
Форма контроля
1.Письменные работы по учебному пособию «Рабочая тетрадь по сольфеджио 6 класс» Г.Ф.Калинина
2.Тестовые задания
Требования к контрольному уроку
Письменно – построить интервалы и аккорды , соответствующие требованиям настоящей программы.
Устно:
- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,
- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,
- пение пройденных интервалов в тональности,
- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,
- пение пройденных аккордов в тональности,
- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,
- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.
Образец устного опроса:
1. Спеть три вида гаммы до минор.
2. Спеть натуральный и гармонический вид гаммы Ля мажор.
5. Спеть от звука ре вверх м.2, м.6, от звука си вниз ч.4, м.7, от звука ми вверх б.3, б.6.
6. Спеть в тональностях Ля мажор и до минор тритоны в натуральном и гармоническом виде с разрешением.
8. Данный от звука ре малый мажорный септаккорд разрешить как доминантовый в две тональности.
9. Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы.
10. Определить на слух последовательность из интервалов или аккордов от звука.
11. Спеть один из заранее выученных наизусть одноголосных примеров (например, из учебника Б.Калмыков, Г.Фридкин ч.1 «Одноголосие»).
Тесты по предмету «Сольфеджио», 6 класс
Фамилия, имя…………………………………………
1. Укажи знаки в следующих тональностях:
G-dur- Des-dur-
g-moll- cis-moll-
H-dur- B-dur
2. Какая ступень изменяется в гармоническом виде мажора?
а) 6 повышается б) 6 понижается в) 7 повышается
3. Запиши интервальный состав следующих аккордов:
Б 6/4 - Ув. 5/3 -
М 6 - Б 6 -
Ум. 5/3- D 7 -
4.Сколько обращений имеет D7?
а) два б) три в) четыре
5. Какое обращение D7 имеет интервальный состав м.3+м.3+б.2 и как оно
обозначается?
………………………………………………….
6. В какой аккорд разрешается D2?
а) Т3 б) Т6 в) Т5/3
7. На какой ступени строится 2-ое обращение D7?
а) на 1 б) на 4 в) на 2
8. Какие интервалы называются характерными?
………………………………………………………………………………………
9. Напиши две пары характерных интервалов
…………………… ……………………
10. Какие характерные интервалы можно построить в мажоре на 6 пониженной
ступени?
…………………………………..
11. Какое разрешение имеет первая пара характерных интервалов?
а) одностороннее б) двустороннее
Результат тестирования:
Ответы для теста
1. G-dur - фа# Des-dur – си, ми, ля, ре, соль бемоли
g-moll – си, ми бемоли cis-moll- фа#, до#, соль#, ре#
H-dur- фа#, до#, соль#, ре#, ля# B-dur- си, ми бемоли
2. б) 6 понижается
3. Б 6/4 = ч.4+б.3 Ув. 5/3= б.3+б.3
М 6 = б.3+ч.4 Б 6=м.3+ч.4
Ум. 5/3= м.3+м.3 D 7=б.3+м.3+м.3
4. б) три
5. Доминантовый квинтсекстаккорд, D6/5
6. б) Т6
7. в) на 2
8. Интервалы, образованные благодаря понижению 6 ступени в мажоре и
повышению 7 ступени в миноре, то есть построенные в гармонических ладах,
называются характерными (исключая тритоны).
9. Ув.2-ум.7, ув.5-ум.4
10. Ув.5 и ув.2
11. б) двустороннее
2 вариант
1 Укажи знаки в следующих тональностях:
G-dur – Des-dur-
g-moll – cis-moll-
H-dur – B-dur
2 Какая ступень изменяется в гармоническом виде мажора?
а) VI повышается в) VII повышается
б) VI понижается г) VII понижается
3 Запиши интервальный состав следующих аккордов:
Б 6/4 – Ув. 5/3 –
М 6 – Б 6 –
Ум. 5/3 – D 7 –
4.Сколько обращений имеет D7?
а) два в) четыре
б) три г) пять
5 Какое обращение D7 имеет интервальный состав м.3+м.3+б.2?
а) D6/5 в) D2
б) D4/3 г) D5/3
6 В какой аккорд разрешается D2?
а) Т3 в) Т5/3
б) Т6 г) Т6/4
7 На какой ступени строится 2-ое обращение D7?
а) на I в) на II
б) на IV г) на V
8 Какие интервалы относятся к характерным?
а) ув.2 в) ум.4
б) ув.4 г) ум.7
9 Какие характерные интервалы можно построить в мажоре на VI пониженной ступени?
а) ув.5 в) ум.4
б) ум.7 г) ув.2
10 Гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение
называется …
а) период в) предложение
б) каденция г) фраза
11 На каких ступенях строятся ум.5/3?
а) на I в) на II
б) на VII г) на V
Список литературы:
1. Г.Фридкин – Практическое руководство по музыкальной грамоте, М.: Гос.
Муз. издат, 1962 http://aginskdshi.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228606092/prakticheskoe_rukovodstvo_po_muzykalnoj_gramote.pdf
2. И.Способин – Элементарная теория музыки, М.: Гос. Муз. издат., 1963
https://vesna.music.mos.ru/about/library/Sposobin_I_V_-_Elementarnaya_teoria_muzyki.pdf
3. В.Хвостенко – Задачи и упражнения по элементарной теории музыки, М.:
Музыка, 1965 https://vk.com/wall-150996930_3898
4. Конспекты по элементарной теории музыки (Панова Н.В.) https://vk.com/wall-22911575_312
Интернет-ресурсы
Видеоуроки по сольфеджио Натальи Юговой
https://youtube.com/playlist?list=PL8c-IfeTECgAJ8SW1rl687qHiJsCcpj2U
Сольфеджио на 5 https://vk.com/solfeggio_na_5