«Особенности взаимодействия с трудными подростками»
Автор составитель:
Социальный педагог ГБОУ школы №372
Румянцева Наталья Владимировна
Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (по-другому мы их называем дети с девиантным поведением или дети «группы риска»).
Почему появляются дети с девиантным поведением?
- Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
- Причины социального и психологического характера.
- По отношению к подросткам к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:
1. Потребность быть отличным от других;
2. Потребность в самоизучении и самоопределении;
3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;
4. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
5. Потребность в физической активности;
6. Потребность в компетентности и успешности;
7. Потребность в развитии и стабильности.
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:
- посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);
- внеклассную деятельность в школе;
- экскурсии;
- посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
- туристические походы;
- участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся
- Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
- Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
- Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
- Шаг 4. Составить карту учащегося.
- Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
Мудрые слова учителя для подростка
- 1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили.
- 2. Упал – начни сначала.
- 3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.
- 4. В поисках истины свойственно ушибаться!
- 5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.
- 6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!
- 7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.
- 8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.
- 9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.
- 10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.
- 11. Всем людям свойственно ошибаться!
приёмы педагогического воздействия на трудных детей
1. Приёмы, способствующие накоплению социально – положительного опыта:
- организация успехов в обучении (заключается в организации помощи ребёнку, пока он не добьётся успешности в обучении);
- моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета воспитанника среди сверстников, а также в укреплении веры в себя);
- убеждение (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
- доверие (заключается в том, чтобы поручать воспитаннику ответственные задания);
- ожидание лучших результатов (педагог заявляет подростку, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к занятиям);
приёмы педагогического воздействия на трудных детей
2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
- просьба (способствует повышению авторитета воспитанника в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
- поощрение - похвала, награда, одобрение;
- авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого блага, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ребёнок ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
- обходное движение (подразумевает отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
- проявление огорчения (пробуждает у подростка чувство стыда);
- прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый обучающимся проступок);
- поручительство (взятие виновного воспитанника на поруки, обещание от своего имени, что ребёнок будет достойно себя вести);
- проявление умений и превосходство педагога (воспитанники уважают своего педагога, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
приёмы педагогического воздействия на трудных детей
3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
- констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
- осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
- наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
- приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
- предупреждение (заключается в раскрытии перед подростком неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
- разоблачение или выявление виновного.
приёмы педагогического воздействия на трудных детей
4. Приёмы со скрытым действием:
- параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из воспитанников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося);
- намёк (ребёнку дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);
- ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания);
- мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки воспитанника словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
- ирония (выставляют провинившегося ребёнка в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБЩЕНИИ Я ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
Уметь слушать ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
Уметь говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда педагог – пример для положительного подражания каждый день.
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
КАК РАЗВИТЬ У ПОДРОСТКА УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
- Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!» нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным «ура» и не следует критиковать критику, нужно сочетать с похвалой и практическим советом.
- Позволяйте исследовать. Подростки, да и взрослые тоже восхищаются теми, кто стремится познавать новое, преодолевать преграды и идут по их стопам. Но, как часто мы учим наших детей, не рисковать!
- Настраивайтесь на успех. Внушайте ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других. Только тот становится решительным, который пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.
- Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряете их мечты, какими бы далекими они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.
- Станьте организатором компании. Поощряйте детей выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения - одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить, - громче или тише, может быть более выразительно.
- Педагоги как и родители должны привить ребенку 3 главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
Помните, пример педагога важнее всех сказанных слов!