СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный подход при работе с "трудными детьми"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход при работе с "трудными детьми"»

  «Особенности взаимодействия с трудными подростками» Автор составитель: Социальный педагог ГБОУ школы №372 Румянцева Наталья Владимировна

  «Особенности взаимодействия с трудными подростками»

Автор составитель:

Социальный педагог ГБОУ школы №372

Румянцева Наталья Владимировна

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (по-другому мы их называем дети с девиантным поведением или дети «группы риска»).

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (по-другому мы их называем дети с девиантным поведением или дети «группы риска»).

Почему появляются дети с девиантным поведением? Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; Причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

Почему появляются дети с девиантным поведением?

  • Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
  • Причины социального и психологического характера.
  • По отношению к подросткам к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ  КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей: 1.           Потребность быть отличным от других; 2.           Потребность в самоизучении и самоопределении; 3.           Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами; 4.           Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; 5.           Потребность в физической активности; 6.           Потребность в компетентности и успешности; 7.           Потребность в развитии и стабильности.

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:

1.           Потребность быть отличным от других;

2.           Потребность в самоизучении и самоопределении;

3.           Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;

4.           Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

5.           Потребность в физической активности;

6.           Потребность в компетентности и успешности;

7.           Потребность в развитии и стабильности.

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:

  • посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);
  • внеклассную деятельность в школе;
  • экскурсии;
  • посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
  • туристические походы;
  • участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
    Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся   Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине. Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети. Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации). Шаг 4. Составить карту учащегося. Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся

  • Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
  • Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
  • Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
  • Шаг 4. Составить карту учащегося.
  • Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
РЕКОМЕНДАЦИИ  ПЕДАГОГАМ Мудрые слова учителя для подростка 1.    Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. 2.    Упал – начни сначала. 3.    Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни. 4.    В поисках истины свойственно ушибаться! 5.    Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться. 6.    Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их! 7.    Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо. 8.    Если прислушаться к самому себе – можно услышать других. 9.    Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает. 10. Если  человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс. 11. Всем людям свойственно ошибаться!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Мудрые слова учителя для подростка

  • 1.    Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили.
  • 2.    Упал – начни сначала.
  • 3.    Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.
  • 4.    В поисках истины свойственно ушибаться!
  • 5.    Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.
  • 6.    Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!
  • 7.    Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.
  • 8.    Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.
  • 9.    Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.
  • 10. Если  человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.
  • 11. Всем людям свойственно ошибаться!
приёмы педагогического воздействия на трудных детей 1. Приёмы, способствующие накоплению социально – положительного опыта: организация успехов в обучении (заключается в организации помощи ребёнку, пока он не добьётся успешности в обучении); моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета воспитанника среди сверстников, а также в укреплении веры в себя); убеждение (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения); доверие (заключается в том, чтобы поручать воспитаннику ответственные задания); ожидание лучших результатов (педагог заявляет подростку, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к занятиям);

приёмы педагогического воздействия на трудных детей

1. Приёмы, способствующие накоплению социально – положительного опыта:

  • организация успехов в обучении (заключается в организации помощи ребёнку, пока он не добьётся успешности в обучении);
  • моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета воспитанника среди сверстников, а также в укреплении веры в себя);
  • убеждение (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
  • доверие (заключается в том, чтобы поручать воспитаннику ответственные задания);
  • ожидание лучших результатов (педагог заявляет подростку, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к занятиям);

приёмы педагогического воздействия на трудных детей

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

  • просьба (способствует повышению авторитета воспитанника в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
  • поощрение - похвала, награда, одобрение;
  • авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого блага, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ребёнок ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
  • обходное движение (подразумевает отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
  • проявление огорчения (пробуждает у подростка чувство стыда);
  • прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый обучающимся проступок);
  • поручительство (взятие виновного воспитанника на поруки, обещание от своего имени, что ребёнок будет достойно себя вести);
  • проявление умений и превосходство педагога (воспитанники уважают своего педагога, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
приёмы педагогического воздействия на трудных детей 3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога: констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно); осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку); наказание (реализуется в наложении определённого взыскания) приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме) предупреждение (заключается в раскрытии перед подростком неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения) разоблачение или выявление виновного.

приёмы педагогического воздействия на трудных детей

3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

  • констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
  • осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
  • наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
  • приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
  • предупреждение (заключается в раскрытии перед подростком неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
  • разоблачение или выявление виновного.
приёмы педагогического воздействия на трудных детей 4. Приёмы со скрытым действием: параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из воспитанников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося); намёк (ребёнку дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию); ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания); мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки воспитанника словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования) ирония (выставляют провинившегося ребёнка в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

приёмы педагогического воздействия на трудных детей

4. Приёмы со скрытым действием:

  • параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из воспитанников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося);
  • намёк (ребёнку дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);
  • ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания);
  • мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки воспитанника словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
  • ирония (выставляют провинившегося ребёнка в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБЩЕНИИ Я ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ   Правило первое  Уметь слушать ребенка всегда и везде,  отдаваясь этому  слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом не отмахиваясь  от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Правило второе   Уметь говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая  назидательность, грубость и хамство. Правило третье   Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление. Правило четвертое   Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда педагог – пример для положительного подражания  каждый день. Правило пятое  Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБЩЕНИИ Я ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Правило первое

Уметь слушать ребенка всегда и везде,  отдаваясь этому  слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом не отмахиваясь  от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

  • Правило второе

Уметь говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая  назидательность, грубость и хамство.

  • Правило третье

Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

  • Правило четвертое

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда педагог – пример для положительного подражания  каждый день.

  • Правило пятое

Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

КАК РАЗВИТЬ У ПОДРОСТКА УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

  • Всегда подбадривайте  подростка.  Уверенность  появляется тогда, когда тебе говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!» нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать  воздух  притворным  «ура»  и   не   следует критиковать    критику,    нужно    сочетать    с    похвалой и практическим советом.
  • Позволяйте  исследовать.  Подростки,  да и  взрослые  тоже восхищаются    теми,    кто    стремится    познавать    новое, преодолевать преграды и идут по их стопам. Но, как часто мы учим наших детей, не рисковать!
  • Настраивайтесь на успех. Внушайте ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает    за    собой     других.     Только     тот     становится решительным, который пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.
  • Выслушивайте детей,   когда  они   говорят  о   своей   мечте. Поощряете  их мечты,  какими  бы далекими   они   вам  не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.
  • Станьте организатором компании. Поощряйте детей выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения - одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить, - громче или тише, может быть более выразительно.
  • Педагоги как и родители  должны   привить   ребенку   3   главных   качества: уважение,  находчивость,  ответственность.   Мантия   вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

Помните, пример педагога важнее всех сказанных слов!