СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Дмитрий Иванович Донской – спасатель и хранитель Руси»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Дмитрий Иванович Донской – спасатель и хранитель Руси»»






ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


«Дмитрий Иванович Донской – спасатель и хранитель Руси»













Хасавюрт, 2023





СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………


ГЛАВА 1 Начало княжения Дмитрия……………………………….


1.1 Тяжкое время на Руси……………………………………………


1.2 Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках……

ГЛАВА 2 Особенности правления государством Димитрия Донского …



2.1 Куликовская битва…………….

2.2 Значение победы. Нашествие Тохтамыша.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….











Введение


Наша армия прошла долгий и сложный исторический путь. История Российского государства полна примеров выдающихся личностей, которые сыграли немаловажную роль в развитии нашей страны. Многие полководцы России прославили свои имена, удивив мир своими победами. Перед нами предстает вереница имен защитников Отчизны, навечно оставшихся в памяти благодарных потомков. Среди них Феодор Стратилат, Димитрий Солунский, небесный покровитель русского воинства Георгий Победоносец, святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, великие русские полководцы А.В. Суворов, М.И. Кутузов и многие другие.

Образ Дмитрия Донского остается для русских людей одним из самых притягательных и любимых на протяжении многовековой истории России. Чтобы понять, в чем секрет всенародной любви к нему необходимо обратиться к истории его великих дел.


Актуальность темы: Жизнь Дмитрия Донского, его подвиги (особенно Куликовское сражение) всегда являлись объектом пристального внимания и изучения в различных сферах политической, дипломатической и научной жизни русского общества XV-XX вв. Поэтому мы решили обратиться к этой теме и отразить в своем реферате основные вехи жизни этого великого полководца.


Предмет исследования: личность Дмитрия Донского.


Цель: показать роль великого князя Дмитрия Донского в объединении и укреплении русского государства.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-Изучение жития святого князя Дмитрия Донского;

-Выяснение роли духовного воспитания в становлении личности Д. Донского; 

-Исследование исторического периода, в котором жил Дмитрий Донской; 

-Определение значения Куликовской битвы для русского народа.


Методы исследования:

изучение  литературы;

сбор информации в сети Интернет;

консультация учителя;

обработка информации;

подготовка презентации и защита работы.


Этапы работы:

1. Изучение и анализ литературы в школьной библиотеке.

2. Сбор информации в сети Интернет

3. Беседа со своими родителями, консультация учителя

4. Обработка информации

5. Создание презентации

6. Проведение классного часа


Предполагаемый продукт: создание презентации о Дмитрии Донском













  1. Начало княжения Дмитрия

Московский князь Дмитрий родился в 1350 году. В 1359 году его отец - великий князь Иван Красный умер, оставив престол малолетнему сыну. О детстве будущего Великого Князя известно мало.

С ранних лет Великий Князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В девятилетнем возрасте, отрок-Дмитрий был вынужден предпринять путешествие в Орду. Все сознавали, что эта поездка сопровождалась смертельной опасностью. Но она была и полезной. Будущий Князь смог собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснутся с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а кроме того, обозреть Русскую землю, которой предстояло править.

Детство Дмитрия прошло под неусыпным влиянием святого митрополита Алексия, который после смерти Великого князя Иоанна Иоанновича стал фактическим главой русских княжеств. На него, возглавившего боярскую думу, ложилась ответственность за весь ход политических дел на Руси.  До самой своей смерти в 1378 году, почти двадцать лет, он заменял Дмитрию отца, помогал ему советами и поддерживал духовно. С самого начала жизни Дмитрий был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в духовной атмосфере, созданной преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Под руководством митрополита Алексия Дмитрий постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которой восхищались и современники, и далекие потомки.

1.1 Тяжкое время на Руси.

Благодаря миролюбивой политике Князя Дмитрия возвышалась Москва. Он умело объединял вокруг себя русские земли. Дело возвышения Москвы требовало решения и устроения собственного дома – с этого начинал общегосударственное дело Великий Князь. В 16 лет Великий Князь женился на княжне Евдокии Дмитриевне. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество.

Но времена были не лёгкие. Русь была поделена на большие и малые уделы, где были свои правители - князья. Они постоянно спорили, отнимали друг у друга земли, вели между собой беспрестанные войны, из-за чего становились слабым. Сильнейшими противниками Москвы были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское. В 1368 году московская земля была опустошена страшным нашествием литовцев во главе с Ольгердом, женатым на сестре тверского князя Михаила Александровича. Москву литовцы осаждали три дня, но на штурм они не решились и ушли в Литву. Дмитрий наказал князей смоленского и брянского, которые поддерживали литовцев. Литовцы во главе с Ольгердом вместе с тверским князем дважды подходил к Москве, но оба раза терпел неудачу и, в конце концов, был вынужден просить мира у Дмитрия.

 После этого Дмитрий покорил Тверь. В поход на Тверь ему удалось объединить почти всех русских князей. Увидев такую мощь, и не дождавшись помощи от Литвы и Орды, на которую очень рассчитывал, Михаил стал просить мира. Дмитрий заключил с ним договор, по которому тверской князь Михаил должен был признать себя младшим братом Дмитрия.  

Успехи внутри страны придали большую уверенность в своих силах Дмитрию. Вскоре великий князь перестал ездить в Орду, начал уменьшать размеры «выхода» - ежегодной дани, а иногда и совсем его не платил. Орда какое-то время терпела такое самоуправство. Здесь тоже было не спокойно, шла борьба за власть. Вскоре Ордой стал править Мамай, который сумел одолеть всех своих противников и объединил всех под своей властью. Мамай рассчитывал покорить московского князя, вернуть его к покорности.

Мамай послал на Дмитрия одного из своих князей - Бегича. Великий Князь с войском пошел ему навстречу в рязанскую землю.  Здесь, 11 августа 1378 года на реке Воже произошла битва. Татары встретили такой крепкий отпор, что, побросав оружие, пустились бежать. Мамай пришел в ярость, когда услышал о поражении. Чтобы отомстить Дмитрию, он решил двинуть против него всю Орду.

1.2. Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках
Уже к середине 12 века в Древней Руси сложилась полицентрическая государственная система, вызванная феодальной раздробленностью. В новых условиях митрополия оказалась единственной силой, способной противостоять центробежным тенденциям. Митрополиты были втянуты в длительные конфликты между князьями, боровшимися за киевский престол и не осознавали свою историческую функцию. Но отказались признать в нем главу церкви многие русские иерархи. Не приняли митрополита и многие князья, враги Изяслава. Митрополия разделилась на два конфликтующих лагеря. В этих условиях Климент Смолятич вел себя как представитель великого князя, оказывая ему постоянную поддержку. Когда Изяслав умер, он немедленно уехал на Волынь. Завоевавший Киев Юрий Долгорукий отправил в Константинополь за другим митрополитом. Очень быстро в Киев приехал Константин II (1155–1159). Принятые им слишком жесткие меры (анафематствование Изяслава и Климента) осложнили мятеж. В 1158 году Киевом стал руководить Мстислав Изяславич, который прогнал Константина и настаивал на возвращении Климента Смолятича, тогда как Ростислав Мстиславич стоял за Константина. В конце концов, после многочисленных споров князья пришли к идеи попросить у Константинополя другого иерарха. Князь Андрей Боголюбский в 1160-х годах сделал попытку совершить разделение русской митрополии, так как хотел основать самостоятельную кафедру в столице своего княжества Владимире на Клязьме. С этой просьбой он обратился в Константинополь к патриарху Луке Хрисовергу. Однако Андрей Юрьевич ослушался святителя и в качестве митрополита владимирской земли «посадил» некоего нерукоположенного Феодора[2]. В 1169 Феодор отправился в Киев, где по приказу митрополита Константина II был арестован и казнен: ему отрубили правую руку и выкололи глаза. Доподлинно известно, что не раз были обращения к русским князьям, написанных папами Римскими, в которых они призывали их подчиниться Римской церкви. В больших русских городах, которые располагались на торговых путях с Западом, проповедническая деятельность католиков превзошла все возможные пределы. В 1233 году князь Владимир прогнал из Киева доминиканцев, которые в те времена имели в Киеве собственный монастырь. В 1237-1240 годах Русь пережила монголо-татарское вторжение. Многие русские города пострадали от монголо-татарского нашествия и были разрушены и сожжены. Князья утратили самостоятельность и должны были добиваться право на великое княжение у монгольского хана. Русская церковь переживала глубочайший кризис. В этих условиях крест митрополичьей власти принял на себя Кирилл II, протеже галицко-волынского князя. Кирилл II вступил в близкое пособничество с великим князем Владимирским Александром Невским. Князь и митрополит пришли к мнению, что в данный период времени ослабленная Русь нуждается в передышке, которую могло дать только признание власти монгольского хана. Этот политический ход позволил Александру Невскому собрать силы для того, чтобы защитить северо-западные рубежи Руси от попыток захвата Тевтонским орденом. В свою очередь митрополит Кирилл II направил усилия на восстановление внутрицерковной жизни. В  1273 году он созвал собор для создания свода законов, так называемой Русской кормчей. Монголы освободили русскую Церковь от выплаты дани, и это помогло быстро восстановить ее силу. Так как Киев лежал в руинах после его разорения в 1240 году, Митрополит Кирилл II старался там не бывать. Зато постоянно объезжать епархии, и  подолгу находился во Владимире. После Кирилла II власть получил Максим, который выбрал местом своего пребывания Владимир. Перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир было обусловлено не только в полной мере практическими обстоятельствами. Историки пришли к мнению, что это акт политический, в результате которого приподнялся авторитет князей владимирских. Князья получили  возможность самим влиять на политику митрополита. Такая ситуация вызвала огромное недовольство галицких князей. Угрожая перейти под юрисдикцию Рима, они добились от патриарха учреждения самостоятельной Галицкой митрополии. Тем не менее она просуществовала мало. В 1305 году  в Константинополь прибыли сразу два претендента на митрополичий сан, один от галицкого князя, а другой от владимирского. Патриарх выбрал представителя Русской церкви приехавшего с Волыни Петра, посвятив его в митрополита Киевского и всея Руси. Однако вновь попытка передела митрополии повторилась через десять лет: инициатором выступил литовский князь Гедимин. Была основана Литовская митрополия, аннулировавшаяся лишь при митрополите Феогносте (1327/28–1353 годах). Политическое развитие Восточной Европы все дальше разделяло исторические судьбы юго-западной и северо-западной Руси. Поэтому окончательный раздел митрополии приближался и становился неизбежным, и это был лишь вопрос времени. Церковь воспринималась как опора общества, поэтому политическое влияние создавал нравственный авторитет.  Кроме того, она оказывала финансовую помощь государству, участвуя в строительстве и обслуживании приютов и больниц, выкупая заключенных, помогая бедным и странникам. Церковь становилась лишь инструментом проведения нужного государственного курса.

2.2 Особенности правления государством Димитрия Донского


  Однако политическое положение московского князя было очень сложным, потому что это связано не только с господством Орды, но и с агрессией соседних Литовских земель, а также с сильными противниками внутри самой Руси – в лице Нижегородского, Рязанского и Тверского княжеств. В 1368 году войска Ольгерда напали на русские страны и двинулись в Москву, чтобы разрушить деревни и ограбить мирных жителей. Великий князь, которому не хватило сил для военного конфликта с сильным противником, спрятался в Москве с митрополитом Алексием. Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля испугал его: сам вид крепких городских стен и новых каменных построек многозначительно показывал об решительности москвичей в своих силах и готовности упорно защищать родной город. Постояв у основания Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и убрался обратно в Литву, но при отступах все окрестные земли были разграблены литовскими воинами. Тем не менее, это не сломило воли Димитрия и лишь укрепило мнение об объединении земель. В 1370 годах великий князь Димитрий Иоаннович начинает борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся его поход на ВолжскуюБулгарию, на один из ордынских селений. Русские воины осадили столицу Булгарии и, несмотря на наличие у противника пушек заставили врага сдаться. Это был значительный успех Москвы, это первая наступательная победа в борьбе с татарами. В 1378 году Мамай бросил на Русь огромное войско, во главе которого стоял темник Бегич. В июле татары вновь напали на рязанские земли. Князь Димитрий вышел навстречу недругу и разгромил его полки в бою на рекеВоже. Уже вторую победу над татарами одержал князь Димитрий. Это укрепило боевой дух русских воинов, и стало как бы главной репетицией сражения на Куликовом поле. Подходил 1380 год. Узнав о приготовлениях Мамая, великий князь московский начал собирать войско для борбы с Мамаем. Князь понимал, что Русской земле предстоит повторение страшных нападений 1237-1240 годов. Наступил решающий момент в жизни князя. Все предыдущие события были лишь подготовкой сентября 1380 года. Димитрий Иоаннович был готов к осуществлению предопределенной на него задачи. Под воздействием великих святых-современников его дух стал крепким и свободным, в душе сформировалась и укрепилась мысль единой Русской земли. Борьба с татарами представлялась ему сопротивлением ни одной Москвы, а дать отпор недругу объединенными русскими княжествами, которые стремились бы не только освободить родную землю, но и защитить православную веру. Соединение войск Русской земли был назначен в Коломне. На просьбу о помощи великого князя откликнулись практически все княжества, кроме Рязанского, Нижегородского и Тверского. Накануне битвы из Троицкого монастыря была принесена грамота с благословением преподобного Сергия. Великий святой молитвенно поддерживал русское войско. Как повествует его жизнеописатель: «в духе видел весь ход битвы, вплоть до ее исхода, до имен погибших воинов, произносимых святым прозорливцем в течение боя и поминаемых им за отслуженной после сражения панихидой». Летом 1380 года Мамай напал на Русь. Войска многих русских земель собрались в Коломне, где находилось основное войско Димитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось около 100-120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в устье реки Непрядва куда впадает Дон, русское и ордынское войска начали решительный бой. Согласно легенде, русские солдаты в этом сражении были благословлены монахом Сергием фон Радонежским, основателем и настоятелем Троицкого Сергиева монастыря. Более поздние легенды говорят, что он послал своих двух рыцарей - монахов Ослябю и Пересвета - к Дмитрию Ивановичу. Битва началась с поединка Пересвета с татарскимбоготоремЧелубеем. Богатыри на полном скаку ударили друг друга копьями и оба упали с коней мертвыми. Сразу после этого поединка начался бой, который закончился отступом Мамая с поля боя и полной победой татаро-монгольского войска. Два года после победы на Куликовом поле Москва не платила дани татаро-монгольским ханам. Однако новый ордынский хан, Тохтамыш, прибегнувший к помощи рязанского князя Олега, который показал обходные пути к Москве, захватил город в 1382 году. Димитрий был поставлен в известность о нападении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла представить большое войско. Москва сгорела, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись слабостью Москвы, тверской князь Михаил, поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Димитрий Донской, опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Димитрий пошел войной на Рязань и разграбил ее. В 1385 году Димитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир[4]. Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с большим войском пошел на Москву, грабя русские земли. Захватив Серпухов и спалив его, он подошел к Москве. Из-за раскола среди бояр великий московский князь не смог собрать большого войска. Поэтому, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан, который не смог остановить начавшийся мятеж, улизнул из города. Вместе с ним решила покинуть город и великая княгиня с детьми. С большим трудом им удалось им убежать. Митрополит пошел в Тверь, княгиня – в Кострому. Началась осада Москвы. Три дня город не сдавался, но на четвертый татары вошли внутрь крепостных стен. Начался жесточайший погром. Без разбора убивали людей, грабили Церкви, оскверняли алтари, сжигались книги, привезенные со всех московских храмоы. Сокровищница великого князя была ограблена. И под конец сожжен и весь город. Разрушив Москву в конечном счете до основания, недруги начали наступления на другие русские земли. Были захвачены Звенигород и Можайск, а жители Переяславля на лодках уплыли на середину озера и так остались живы. Лишь Волоколамск, у которого стояло войско князя Владимира Андреевича, дало татарам сопротивление и повернуло их в бегство. Отступая на юг,  хан напал на Коломну и разграбил Рязанскую землю... Князь Олег Рязанский неожиданно завел спор с князем Дмитрием о Коломне. Преподобный Сергий помог князьям уладить этот спор: старик подошел к князю Олегу и, по его собственному слову, убедил его помириться с Москвой. Это решение было принято в соответствии с тогдашним обычаем брака сына князя Олега Феодора и дочери Дмитрия Донского Софии.[5] Во время своей болезни князь Димитрий получил знание о грядущей смерти с Божьего благословения, о котором он сообщил своему духовному лидеру, преподобному Сергию. Игумен Сергий, который всю жизнь заботился о князе, поделился с ним священными тайнами Христа и помог ему. Духовно укрепившись и признав свою ответственность перед детьми и русским народом, праведный князь, используя Писание, повелел детям глубоко чтить свою мать и повернулся к близким боярам, ??чтобы спросить их, Поддерживать мир между собой и честно служить делу укрепления русской страны. 19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе, рядом с гробницами своего отца, деда и прадеда.

2.1 Куликовская битва

Близилось решающие столкновение с Мамаем и главное событие в жизни великого князя Дмитрия Ивановича, благодаря которому он станет великим героем русской истории. Самое сильное войско, какое на тот момент могла выставить Орда, собралось к лету 1380-го. Узнав о приготовлениях Мамая, Дмитрий Иванович начал собирать силы для отпора.

Но прежде чем начать выступление, князь Дмитрий поехал со своими военачальниками в Свято-Троицкую обитель к Преподобному Сергию Радонежскому, чтобы заручиться его благословением. Сергий Радонежский благословил князя и предсказал победу в предстоящей битве: «…его ожидает конечная погибель, а тебя победа и помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят тебя. Победиши враги твоя».

Чтобы превозмочь коварство монголов, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь свыше. Поэтому Сергий Радонежский решился послать на битву духоносных монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, чтобы воодушевить русское воинство. Эти два витязя славились в народе своей отвагой и мужеством, умением строить полки к битве и за свои ратные подвиги считались богатырями.

Сбор русского войска был назначен в Коломне. На призыв Дмитрия откликнулись практически все княжества, кроме Рязанского, Нижегородского, Смоленского и Тверского. Во всех исторических источниках был отмечен переход на службу московскому князю и двух сыновей Ольгерда литовского - Дмитрия и Андрея. А между тем Мамай с несметными силами поспешно продвигался к Дону. Весьма примечательно, что русские войска перешли через Дон 7 сентября, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 

Древние источники отмечают знаменательный поступок Дмитрия Иоанновича перед битвой, сняв с себя великокняжеские доспехи, со словами: 
«Хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью погибнуть за святую веру христианскую! Если умру - с вами, если спасусь -с вами!» он облачился в одежду простого ратника. Это был его ответ на просьбы приближенных отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, в безопасности, наблюдать за сражением.

Утро 8 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей.

В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Со стороны татар с дерзкими вызовами на единоборство, выехал огромного роста богатырь Челубей. Из русских рядов навстречу ему отделился всадник; то был инок Александр Пересвет, его узнали по развевающейся на ветру схиме. С опущенным копьем он понесся на врага. Богатыри сшиблись в страшном ударе и пали мертвые. Но Челубей выпал из седла, а Пересвет остался на коне и был довезён до русских войск. Таким образом,  ход битвы был предрешён.

«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный. От сотворения мира не было такой битвы у русских Великих князей... Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон», - повествует летописец. Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней - многие задыхались от страшной тесноты и духоты. С русской стороны в битве участвовало 150 тысяч человек, татар было в три раза больше. 

Первая половина боя проходила под превосходством татар. Утомленные натиском многочисленного войска татарского, русские стали отступать. Великий князь был ошеломлен сильным ударом и лежал без чувств на земле. Уже слышны были победные крики врагов, но вдруг в бой вступили несколько полков, до этого находившиеся в засаде. С быстротой ветра полетели они на неприятеля. Неожиданное появление свежего войска так ошеломило татар, что они обратились в беспорядочное бегство. Хан Мамай, следивший за боем с Красного холма, с тоской воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и сам поспешно побежал вслед за другими.

Так бесславно закончилась для татар битва на Куликовом поле. Победа в Куликовской битве дорого досталась русским. По данным летописей от русской рати осталось только около 40 тысяч человек. Восемь дней русские воины хоронили своих братьев на кругом берегу Непрядвы; восемь дней звучали заупокойные молитвы и шли заупокойные службы... Многие ратники были похоронены тут же. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий стал именоваться в народе Донским.

Вернувшись в Москву, Великий князь отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре уже служились панихиды по погибшим воинам. Дмитрием  Донским был утвержден особый день их ежегодного поминовения, позже названный Дмитриевской родительской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва. По обету князя Дмитрия на Куликовом поле на месте массовой гибели русских воинов была сооружена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.


2.2 Значение победы. Нашествие Тохтамыша.
Последние годы жизни.

Вернувшись в Орду разъяренный Мамай сразу же начал набирать войска, чтобы двинуться на Русь изгоном. Но в это время из-за Волги пришел с войском Тохтамыш, давний враг и соперник великого темника. Последнему пришлось повернуть полки против Тохтамыша. Но после поражения, нанесенного Мамаю русскими, он не смог справиться с врагом. Лишившись войска и государства, темник бежал в Крым, к «фрягам». Последние убили темника чтобы завладеть его казной. Через год в Литве произошел переворот, к власти пришел Кейстут, дядя Ягайло. Он опирался на силы, заинтересованные в союзе с Москвой. Дмитрий Иванович по возвращении с Куликова поля установил контроль над многими волостями Рязанского княжества. В 1381 г. он заключил договор с Олегом, по которому последний получал назад свое княжество, но не мог более вести самостоятельной политики в отношениях с Ордой и Литвой. Вскоре после 1380 г. московский князь присоединил к своим владениям Белозерское княжество, старшие князья которого пали в Куликовской битве.

Нашлось у московского князя время заняться и церковными делами. Потеря новым русским митрополитом Пименом распоряжаться западными епархиями не удовлетворяла Дмитрия. Ему было важно, чтобы послушный митрополит мог контролировать все русские епархии и прибегать к интердиктам (отлучение от церкви ) в случае, если светские правители в этих землях выйдут из повиновения московскому великому князю. Ко всему прочему Пимен в глазах Дмитрия выглядел самозванцем, обманом занявшим место княжеского любимца Митяя. Поэтому, не дожидаясь возвращения из Константинополя Пимена, Дмитрий решил примириться с Киприаном. В начале 1381 г. московский князь направил к нему своего духовника Федора Симоновского. Киприан, положение которого сделалось двусмысленным после назначения Пимена, постарался забыть прежние обиды и 23 мая того же года прибыл в Москву. Он был торжественно встречен Дмитрием Ивановичем, приглашен на княжеский пир, где все, согласно летописи, радовались «светло». Не так повезло Пимену, который сразу после возвращения на Русь в конце 1381 г. был встречен людьми Дмитрия в Коломне. Последние сняли с него митрополичье облачение, и, минуя Москву, отправили в ссылку в Чухлому.

Между тем возникновение на месте мамаевой Орды более обширного государства Тохтамыша таило в себе опасность для Дмитрия Ивановича и других русских князей. Победа на Куликовом поле обошлась очень дорого и требовались годы, чтобы восполнить потери. Поэтому, когда Тохтамыш возвестил о своей победе над Мамаем, их общим врагом, и о своем воцарении, все русские князья, признавая его власть, послали к нему своих послов с подарками. С новой Ордой были установлены мирные отношения.

Взятие Москвы Тохтамышем ободрило давних недругов Дмитрия. Осенью 1382 г. отправился к хану Борис Константинович, рассчитывая получить Нижний Новгород. Узнав, что 5 июля 1383 г. скончался Дмитрий - Фома, Тохтамыш отдал ярлык на Нижний Новгород Борису. В этом же году изменилась обстановка и в Литве. Ягайло заманил своего дядю великого князя литовского Кейстута в ловушку, арестовал его, а через несколько дней слуги Ягайло задушили его. Ягайло вновь стал великим литовским князем.

Тогда же неугомонный тверской князь Михаил, нарушив договор 1375 г. отправился в Орду просить ярлык на великое княжение. Орда решила использовать конфликт между князьями в свою пользу. В Москву прибыл ханский посол Карача. Он объявил Дмитрию Ивановичу, что Тохтамыш, страшный в гневе, умеет и миловать преступников в раскаянии. Великий князь был вынужден отправить в Орду посольство во главе со своим сыном Василием. Посольству удалось отстоять ярлык, но это обошлось очень дорого. Русь стали посещать послы, требовавшие дани. В 1389 г. с той же целью во Владимир прибыл «лютый», по выражению летописца, посол Адаш. В следующем году « великаа дань тяжкаа» была собрана со всех владений московского князя, причем не только серебром, но и золотом, а его тогда на Руси было очень мало. С каждой деревни требовалось по полтине серебром. Так как тогда деревни зачастую насчитывали всего два-три дома, выплатить дань было тяжело. Золото брали с городов. В качестве гарантии выплаты дани хан оставил у себя в заложниках Василия. Михаилу добиться великого княжения не удалось. Единственным результатом его пребывания в Орде стало восстановление тверского суверенитета над Кашинским княжеством.

Несмотря на все это, положение Дмитрия Ивановича было устойчиво. Доказательством этого может служить то, что при нем начали чеканить монету. Этот факт говорит об усилении торговых связей в подвластных московскому князю землях и о достаточном количестве серебра у Дмитрия Ивановича.

Дорога через Оку была перерезана, так как еще осенью 1382 г. произошло обострение отношений Москвы с Рязанью. Тогда Дмитрий послал на Рязанское княжество войска, которые учинили там погром «пуще … Татарскые рати» в отместку за содействие Олега Тохтамышу. В ответ в марте 1385 г. Олег захватил Коломну. В свою очередь, Дмитрий послал Владимира Андреевича на Рязань, но тот, кажется, преуспел мало. Война длилась до глубокой осени, пока Дмитрий не послал к Олегу Сергия Радонежского, с тем, чтобы последний уговорил князя заключить мир. Мирные отношения были подкреплены браком дочери Дмитрия Софии и сына Олега Федора в 1387 г. После этого Олег больше не посягал на московские земли.

Закончив войну на юге Дмитрий тут же начал ее на севере. В 1385 г. новгородцы опустошили устюжские и вычегородские волости, среди которых были и владения московского князя. Перед этим новгородские ушкуйники поразбойничали на Волге. Кроме того, в Новгороде усиливалась пролитовская партия. Московский князь решил наказать непокорных. В январе 1387 г. он подступил к Новгороду, остановившись в одном переходе от него. Новгородцы биться не стали. Они приготовились к осаде, пожгли посады, монастыри и церкви. Тем не менее, горожане попытались решить дело миром. Уплатив 8 000 рублей, а также приняв другие условия Дмитрия, они помирились с ним.

Положение московского великого князя становилось все прочнее. В феврале 1388 года, воспользовавшись тем, что против нижегородского князя Бориса Константиновича выступили его племянники Дмитрий решил расправиться со старым недоброжелателем. Он дал племянникам войска, с помощью которых Василий и Семен изгнали Бориса из Нижнего Новгорода. Он вновь вынужден был довольствоваться отчинным Городцом. Влияние московских князей в самом восточном русском княжестве медленно, но верно росло.

Власть Дмитрия упрочивалась и внутри московского княжества.










Заключение

Дмитрий Иванович Донской, великий московский князь, победитель Мамая, «собиратель земли русская» действительно оказал огромное влияние на весь ход русской истории. Дмитрий Донской – ярчайший политический и военный деятель XIV века. Именно под его командованием русские войска впервые нанесли поражение монголо-татарам на реке Воже, именно он разбил огромную мамаеву рать на Куликовом поле. В его правление окончательно оформилась ведущая роль Москвы в борьбе русского народа против многочисленных захватчиков. Дмитрий Донской смог победить других претендентов на роль политического центра Руси: Суздальское и Тверское княжества. Победа Москвы над Тверью была столь впечатляюща, что соперников Дмитрия Ивановича не осталось. Вывод: в результате работы мы поняли, что роль Дмитрия Донского в истории Отечества очень велика. Война Руси против Орды была поистине всенародным делом. Здесь, на Куликовом поле, решился вопрос о свободе и независимости страны. Куликовская битва положила начало объединению русских княжеств и усилила значение Москвы как оплота русских земель. Она стала поворотным пунктом в истории русского народа. На Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.

Русский народ выдвинул выдающегося стратега и тактика Дмитрия Ивановича Донского, полководческая деятельность которого составила целую эпоху в истории русского военного искусства. К нему, как к своему единому государю и единокровному русскому человеку, потянулся весь народ.

Москва стала очевидным для всех центром народного и религиозного объединения, и московским князьям оставалось только пользоваться плодами политики Донского и собирать в единое целое шедшие в их руки  русские земли.
В этом выразилась историческое наследие и немеркнущее величие Дмитрия Донского, как государя, политика, полководца, воина и русского человека. Этим он знаменит и запомнился всем нам, его далёким потомкам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ашурков В. Н. «На поле Куликовом». - Тула: Приокское кн. изд-во, 1980.

  2. Балашов Д. «Святая Русь». - Петрозаводск: Карелия, 1992.

  3. Бородин C. «Дмитрий Донской». - М.: Современный писатель, 1993.

  4. Возовиков В. «Поле Куликово». - М.: Современник, 1982.

  5. Исмаилова С.В., Антонов-Овсеенко И.Р. и др. «Энциклопедия для детей. От древних славян до Петра Великого».

  6. Лошиц Ю.И. «Дмитрий Донской».

  7. Митяев А. В. «Ветры Куликова поля». - М.: Детская литература, 1986.

  8. Митяев А.В. «Героические страницы истории Родины IX-XVIII вв.

  9. Мячин А.Н., Аграшенков А.В. «Мир Русской истории» (энциклопедический справочник)

  10. Пушкарев С.Г. «Обзор Русской истории».

  11. Сукневич И.А. «Битва на поле Куликовом».

  12. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DMITRI_IVANOVICH_DONSKOI.html

http://www.inmoment.ru/holidays/dmitry-donskoj.html