© 2023, Илюшина Алина Максимовна 5070 78
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г. Севск.
Индивидуальный проект
История Олимпийских игр древности.
Работа ученицы 10 класса
Илюшиной
Алины Максимовны
Руководитель проекта:
Мелехова Нина Павловна
Работа допущена к защите «_______»_______________2023г.
Подпись руководителя проекта:______________/___________________/
Севск
2023
Паспорт проекта.
Название проекта.
История Олимпийских игр древности.
Руководитель проекта
Мелехова Нина Павловна.
Автор проекта.
Илюшина Алина Максимовна.
Учебная деятельность.
История.
Тип проекта.
Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект.
Цель.
Изучение отношения слушателей и зрителей к спорту, его развитию, оценка участия их в спортивной деятельности, отношения к здоровому образу жизни путем проведения анкетирования, анализа и предоставления результатов анкетирования широкому кругу зрителей.
Задачи проекта.
Познакомиться с историей возникновения Олимпийских игр.
Пополнить знания о символах, традициях и порядке проведения Олимпийских игр.
Выяснить и рассмотреть значение Олимпийских игр для развития Древней Греции в частности и Древнего мира в целом.
Изучить влияние традиций проведения Олимпийских игр на современность.
Вопрос проекта.
Формирование и развитие Олимпийских игр в древности, влияние их идей и принципов на развитие общества и ход исторических процессов.
Краткое содержание проекта.
С учетом того, что в настоящее время спорту уделяется достаточно много внимания (строятся спортивные объекты, различные спортивные комплексы, появляются новые виды спорта, в нашей стране проведены Зимние Олимпийские игры, введен третий час урока физкультуры в школах, ведется активная пропаганда здорового образа жизни), то необходимым считаю изучить и обратить внимание на следующие вопросы:
1. Где возникли Олимпийские игры?
2. Кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх?
3. Какие виды спорта были включены в первые Олимпийские игры?
4. Когда не проводились Олимпийские игры?
5. Что символизируют кольца на олимпийском знамени? Сколько колец, и какого они цвета?
6. Что обозначает девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?
7. Где зажигается Олимпийский огонь?
Изучению данных вопросов, подержание актуальной информации на них и является основным содержанием проекта.
Результат проекта.
Реферат, в котором собрана информации о развитии и становлении Олимпийских игр, привлечение интереса слушателей и зрителе к проблемам спорта, предоставление публике результатов их понимания и отношения к представленному материалу.
Реализация проекта.
Определение отношения слушателей и зрителей к спорту, его развитию, оценка участия их в спортивной деятельности, отношения к здоровому образу жизни путем проведения анкетирования, анализа и предоставления результатов анкетирования широкому кругу зрителей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. Теоретическая часть.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 6
1.1. Зарождение Олимпийских игр 6
1.2. Олимпия – столица Олимпийских игр 9
1.3. Символы Олимпийских игр. 10
2. ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В ДРЕВНОСТИ 16
2.1. Организация Игр. 16
2.2. Программа античных Олимпийских игр 19
3. ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 22
3.1. Влияние на развитие древних государств 22
3.2. Влияние на современность 24
Глава II. Практическая часть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
ВВЕДЕНИЕ
Краткое описание сути будущего проекта.
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран. Данный проект направлен на выявления влияния олимпийских игр на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей на протяжении всей истории. Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Актуальность проекта.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в стране и в частности в нашем районе, спорту уделяется большое внимание, он является одним из приоритетных направлений в развитии нашей страны. Строятся спортивные объекты, открываются спортивные школы. Здоровый образ жизни уже не дань моде, а действительно значимый момент в жизни многих граждан нашей страны.
Цель и задачи.
Цель данного проекта: создание, ведение и развитие информационно-телекоммуникационного Интернет-ресурса, посвященного олимпийскому движению, его героям, символике, общекультурному значению.
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения Олимпийских игр.
Пополнить знания о символах, традициях и порядке проведения Олимпийских игр.
Выяснить и рассмотреть значение Олимпийских игр для развития Древней Греции в частности и Древнего мира в целом.
Изучить влияние традиций проведения Олимпийских игр на современность.
Объект моего исследования: олимпийское движения, принципы его становления и развития.
Предмет исследования: Олимпийские игры, их появление, влияние на развитие общества.
Методы исследования: исследовательские, социальный опрос и анализ, практические.
Практическая значимость и польза: Увеличение интереса населения к спортивным мероприятиям, пропаганда здорового образа жизни на основе примеров из истории развития и становления олимпийского движения, привнесение в жизнь принципов олимпийского движения, заложенных в древние времена.
Глава I.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Зарождение Олимпийских игр
Античные Олимпийские игры - величайшие из эллинских национальных празднеств, спортивные соревнования, которые проходили в Олимпии (приложение 1) на полуострове Пелопоннес в период с 776 г. до н. э. до 393 года н. э. За это время было проведено 292 четырёхлетних цикла Олимпийских игр. Проведение 293-ей Олимпиады было отменено императором Римской империи Феодосием I, а Олимпийские игры были запрещены как языческие.
Олимпийские игры в те времена представляли собой религиозный и спортивный праздник. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько мифов, описывающих это событие (по преданию игры были учреждены Гераклом).
По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена верховного божества Кроноса, в честь идейского дактиля (полубога) Геракла. Согласно мифу, сестра Кроноса Рея (ставшая впоследствии матерью олимпийских богов) передала новорождённого Зевска племени куретов, где жили пять братьев, которых знали как идейские дактили, и Рея поручила им воспитывать Зевса. Когда юный бог подрос, братья, желая развлечь Зевса, устроили между собой гонку. Тому забег понравился, и, хотя никакими «олимпийскими играми» это соревнование ещё не было, но из этого мифа стало понятно, почему Зевс в будущем будет покровительствовать Играм. Когда же подросший бог сражался со своим отцом-титаном Кроносом, он хотел освободить братьев и сестер, которых сожрал их собственный отец, поскольку боялся, что дети его убьют. Зевс освободил братьев и сестёр, и затем боги поселились на вершине Олимпа, продолжив войну против Кроноса и других титанов. Геракл был полубогом, сыном Зевса и Алкмены, смертной женщины. Когда родился Геракл, жена Зевса Гера очень ревновала к бесконечной неверности своего мужа. Она послала к колыбели ребёнка двух змей, чтобы убить его, но Гераклу удалось их задушить. На этом ревность Геры не закончилась. Повзрослев, Геракл женился на Мегаре, дочери царя Фив. У них было несколько детей, и они прожили бы счастливую жизнь, если бы не Гера. Она навлекла безумие на Геракла, который, в конце концов, убил свою жену и детей. Единственный способ очиститься от этого греха — служить царю Еврисфею 12 лет. Совершив все двенадцать своих подвигов, Геракл учредил Олимпийские игры в честь своего отца Зевса — не в последнюю очередь за помощь в победе над Авгием в Элиде, регионе Древней Греции, где располагалась Олимпия. Хотя другая гипотеза предполагает, что Геракл только возродил Игры, которые первоначально были учреждены Пелопом. Геракл на первых Играх установил длину олимпийского стадия — расстояние, на которое он мог пробежать, не переводя дыхание. По окончании забега герой был коронован оливковым венком, который стал для греков символом мира.
Другая история рассказывает о Пелопе, царе Пелопоннеса, сыне Тантала и Дионы. Прошлое Пелопа было по-настоящему жутким, даже для тех не слишком гуманных времён. Его отец, Тантал, не был уверен, всеведущи ли боги, и потому решил испытать их. Он убил своего собственного сына Пелопа, разрезал того на мелкие кусочки, приготовил их и поднёс богам. Но никто, кроме Деметры, не согласился отведать это сомнительное блюдо. Да и сама Деметра съела лопатку Пелопа из-за рассеянности — она оплакивала исчезновение своей дочери Персефоны. Боги прознали о том, что сделал Тантал, и собрали Пелопа обратно, а самого Тантала за попытку их обмануть прокляли на вечные танталовы муки в царстве Аида. Уже подросший Пелоп вскоре оказался в греческом городе под названием Писа, в нескольких километрах от Олимпии. Там он вызвал царя Эномая на скачки и победил, а его трофеем стала дочь царя Гипподамия, влюбившаяся в Пелопа. Так Пелоп стал царём Пелопонесского полуострова, который и был назван в его честь. Пелоп очень любил скачки, поэтому чтобы почтить богов, спасших его, он организовал гонки на колесницах, а затем и добавил другие виды спорта, которые в конечном итоге были названы Олимпийскими играми.
Существовали и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).
Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.
Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Первое документально подтверждённое празднование относят к 776 году до н. э.
Одно из самых печально известных событий в истории Олимпийских игр произошло во времена правления Нерона (приложение 4). Он желал победы во всех гонках на колесницах Панэллинских игр за один год, поэтому он приказал четырём главным хозяевам игр провести свои игры в 67 году, и поэтому запланированные Олимпийские игры 65 года были отложены. В Олимпии он был сброшен со своей колесницы, но всё же одержал победу. Нерон также считал себя талантливым музыкантом, поэтому он добавил конкурсы музыки и пения к тем фестивалям, где их не хватало, включая Олимпийские игры. Несмотря на своё ужасное пение, он выиграл все конкурсы, без сомнения, потому, что судьи боялись присудить победу кому-то другому. После его убийства олимпийским судьям пришлось вернуть взятки, которые он давал, и объявить Нероновскую олимпиаду недействительной.
С моей точки зрения, существуют три причины исчезновения Игр:
Профессионализм атлетов. Игры превратились в состязание между профессионалами, чьей основной мотивацией было коллекционирование побед путем участия в огромном количестве состязаний не только на Панэллинских играх, но также и в местных соревнованиях. Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на олимпийских состязаниях был зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к играм.
Присутствие римских спортсменов среди греческих атлетов. Римляне пропагандировали спорт как зрелище. Превыше всего они ставили удовлетворение желаний зрителей. Дух соревнования, желание сравнить свои достижения с успехами других в атмосфере превосходства не были им интересны. Основная идея Игр оказалась под угрозой. В Греции Олимпийские и некоторые другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр. Изменения, происходившие в организации Игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя.
Язычество Игр. Вера в нескольких богов была особенностью религий античного мира. В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого строя в Римской империи зародилась и набрала силу новая религия – христианство. Одно из сфер, в которых происходила борьба между старым греко-римским духовным миром и новым христианским мировоззрением, была физическая культура. Став государственной религией, христианство признало в состязаниях и народных празднествах проявление язычества и «греховной телесности», поэтому они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и государства. Запрет проведения Олимпийских игр историки связывают с именем императора Феодосия I (приложение 5), который принял свод законов по борьбе с язычеством (кодекс Феодосия). В 394 г. Феодосий издал эдикт (закон), запрещающий все религиозные церемонии, каким бы характером они не отличались. Под этот запрет могли подпадать Олимпийские игры и другие состязания атлетов.
Олимпия – столица Олимпийских игр
Изначально Олимпия — поселение в греческой области Элида, расположенной в северо-западной части Пелопоннеса, в долине между рекой Алфей и её притоком Кладеон. Древнейшие поселения на этой территории относятся к неолиту. В микенскую эпоху здесь господствовало племя писатов. Первоначальное святилище в Олимпии находилось у подножия холма, который позже был назван холмом Кроноса, и было посвящено богине земли Гее. Общее почитание в тех местах богини плодородия позже было связано с культами Геры, Деметры и Гипподамии, в то время как муж этой богини впоследствии отождествлялся с Зевсом, Гераклом Ахейским и Пелопсом.
Когда вместе с дорийцами в эту местность пришли эолийцы (XII век до н. э.), им удалось достаточно быстро подчинить себе плодородную равнину. Олимпия вошла во владения полиса Элида в VII в. до н. э., и элейцы установили в ней прочный культ Зевса, в который влились остальные местные культы.
Кто основал в Олимпии Олимпийские игры, неясно. В мифах есть по крайней мере три разные версии, перечисленные мною выше. Очевидно, что состязания в Олимпии проводились и раньше VIII в. до н. э., но традиционная дата первой Олимпиады — 776 год до нашей эры. В VII—VI веке происходили длительные столкновения между элейцами и писатами за право проведения Игр, победу в этой борьбе в конце концов одержали элейцы. К той же эпохе относится введение Олимпийского перемирия, на период которого все войны между греческими полисами прекращались.
Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.
Храм Зевса был сожжен в 426 году по приказу Феодосия Второго, а разрушен окончательно землетрясениями 522 и 551 годов и разливами Алфея. Византийцы жили в этой местности до IX века нашей эры, причем с VII—VIII веков основным населением местности были пришлые славянские племена. Достаточно сказать, что в средневековье место, где была раньше древняя Олимпия, называлось Сербия. Археологические раскопки начались в 1870-е годы, этот многолетний труд осуществляли германские археологи. С перерывом на Вторую мировую войну раскопки продолжаются до настоящего времени.
Открытие Игр отмечалась жертвоприношением животных на алтарь Зевса. Игры заканчивались пиршествами в честь победителя и жертвоприношениями в честь Зевса. Поэтому центром Олимпии считалось святилище, в центре которого была расположена Священная роща (Алтис) — огороженное четырёхугольное пространство, на котором находились храмы. К востоку от Алтиса расположен стадион и, далее, ипподром (за пределами данного плана). За северной стеной, у подножия холма, находились сокровищницы с дарами городов. К западу — гостиницы и учебно-тренировочные площадки для атлетов, а также мастерская, где Фидий, предположительно, работал над статуей Зевса Олимпийского. К югу от Священной рощи располагалось место заседания олимпийского совета (булетревейон).
В 1874 году выдающийся немецкий классический археолог, эпиграфист и историк античности Эрнст Курциус был направлен правительством Германии в Афины для заключения договора, по которому раскопки в Олимпии с 1875 года были разрешены исключительно для немецких археологов. Эти раскопки принесли Курциусу мировую известность. В процессе раскопок в 1877 году была найдена знаменитая статуя Гермеса работы Праксителя и многие другие скульптуры. Курциусу помогали архитектор Фридрих Адлер и начинающий, в будущем также знаменитый, археолог Вильгельм Дёрпфельд.
За шесть лет работы в Олимпии (1874—1880) Эрнст Курциус был душой археологических исследований, а Фридрих Адлер — организатором работ. В центре их внимания были раскопки священного Алтиса. Задача Адлера состояла в том, чтобы составлять подробные еженедельные отчеты и издавать новые директивы по раскопкам. Огромное количество находок ещё в процессе изысканий потребовало решения вопроса об их систематизации и последующем местонахождении коллекции. В 1878 году Адлеру было поручено составление планов музея, а после преодоления трудностей и интриг в 1887 году был открыт Археологический музей Олимпии. Здание музея, стилизованное под древнегреческий храм дорического ордера было спроектировано немецкими архитекторами Фридрихом Адлером и Вильгельмом Дёрпфельдом.
Символы Олимпийских игр.
В различные времена и эпохи были различные символы, которые применялись и относились только к Олимпийским играм. Некоторые из них, а это: лавровая ветвь, или «котинос», представляющий собой свёрнутую в виде венка ветвь, которую вручали победителю вместе с золотой медалью; олимпийский салют, который является разновидностью римского салюта, но с более высоким подниманием рук, были забыты или отменены, но есть и такие, которые в настоящее время относятся именно к Олимпиаде.
Главным символом Олимпийских игр считаются эмблема и флаг. Флаг представляет собой белое шёлковое полотнище с олимпийской эмблемой, вышитой на нём (приложение 2). Эмблема была представлена на парижском конгрессе международному олимпийскому комитету Пьером де Кубертеном в 1914 году. Всякие олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему, символизирующую город и страну-организатор. Обычно, но не всегда, элементом эмблемы являются олимпийские кольца. Официальная олимпийская эмблема состоит из олимпийского символа и, придумывали другой. Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК. Национальные олимпийские комитеты каждый раз имели свою собственную. Олимпийская эмблема и олимпийский флаг впервые были представлены на олимпийских играх 1920 года в Антверпене. Флаг 1920 года, представленный на играх в Антверпене, был сменён на новый олимпийский флаг в 1988 году, представленный на олимпийских играх в Сеуле. Старый флаг ныне хранят в олимпийском музее в Лозанне. Флаг олимпийского движения представляет собой белое поле, в центр которого помещена олимпийская эмблема — 5 переплетённых колец, расположенных в 2 ряда (3 — в верхнем, 2 — в нижнем). Цвета колец (слева направо): синее, чёрное, красное, жёлтое, зелёное. Кольца символизируют союз (единство) 5 частей света и всемирный характер олимпийских игр. Кольца соединены по цепочке, в форме буквы W, причём крайние (синее, красное) пересекаются каждое только с одним другим кольцом, а расположенное в центре - каждое с двумя кольцами. Кольца символизируют 5 обитаемых частей света. Однако, вопреки распространённой версии, каждое из колец не относят к какой-то конкретной части света. 6 цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира.
Гимн Олимпийских игр исполняют при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных игр, а также по их завершении и в некоторых других случаях. Написан греческим композитором Спиросом Самарасом. Олимпийский гимн впервые прозвучал на церемонии открытия I Олимпийских игр (1896). В последующие годы, вплоть до Олимпиады в Кортине Д’Ампеццо (1956), страна - организатор игр поручала своим музыкантам написать новый гимн для Олимпиады. В 1956 году на зимних и летних играх звучал гимн Михала Списака. С 1960 года был возвращён Олимпийский гимн Самараса, который в основном исполнялся на государственном языке той страны, в которой проводились игры. Исключения составили инструментальные обработки, исполненные в 1972, 1992, 2006 и 2012. Гимн несколько раз исполнялся на греческом языке (1976, 1988, 2008, ЮОИ 2010) либо на двух языках: на языке принимающей страны и на греческом (1980, 2000).
Клятва - один из выдающихся спортсменов произносит клятву в честности соревнований от имени всех соревнующихся. Текст олимпийской клятвы разработан в 1913 году Пьером де Кубертеном, который предложил Международному олимпийскому комитету (МОК) возродить ритуал олимпийской клятвы, принимавшейся на Олимпийских играх в Древней Греции (клятва чести на стадионе в Олимпии у алтаря Зевсу). Текст Олимпийской клятвы спортсменов: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
Впервые олимпийская клятва была произнесена на Олимпийских играх 1920 года бельгийским спортсменом Виктором Бойном. Согласно Олимпийской хартии, олимпийская клятва произносится спортсменом страны, где проводятся очередные Олимпийские игры, с трибуны, установленной на поле олимпийского стадиона, у знамени своей страны. Чести произнести олимпийскую клятву Национальный олимпийский комитет обычно удостаивает одного из выдающихся спортсменов.
Олимпийский девиз - «Citius, Altius, Fortius», что в переводе с латинского означает «быстрее, выше, сильнее». Фраза из трёх слов впервые была сказана французским священником Анри Дидоном на открытии спортивных соревнований в его колледже. Эти слова понравились Пьеру де Кубертену, посчитавшему, что именно они отражают цель атлетов всего мира. Этот девиз в первоначальной форме citius, fortius, altius был утверждён первым олимпийским конгрессом в 1894 году (с упоминанием авторства Дидона) и появился на титульной странице первого выпуска официального бюллетеня МОК, вышедшего в июле 1894 года. В своих воспоминаниях в 1931 году Кубертен приводит этот девиз уже в форме citius, altius, fortius и также пишет об авторстве Дидона. В апреле 2021 года исполнительный комитет международного олимпийского комитета поддержал предложение его главы Томаса Баха о дополнении девиза словом «вместе».
Существует девиз «главное — не победа, а участие», авторство приписывают де Кубертену. На деле эта фраза связана с трагедией бегуна Дорандо Пьетри, который лидировал перед самым финишем марафона на Олимпийских играх 1908 года в Лондоне, но был дисквалифицирован из-за оказанной ему посторонней помощи на финише, хотя он не просил об этом. На другой день состоялась торжественная церемония вручения призов. Один из членов королевской семьи пригласил итальянца к пьедесталу и вручил ему золотой кубок за выдающееся спортивное достижение. 19 июля, за 5 дней до забега с участием Пьетри, епископ Центральной Пенсильвании 59-летний американец Этелберт Тэлбот произнёс с амвона собора Святого Павла, в частности, следующие слова: «Игры сами по себе лучше, чем забег или награды… Только один может получить лавровый венок, но все могут разделить радость соревнований». Пьер де Кубертен, который, по всей видимости, присутствовал в соборе во время речи Тэлбота, через несколько дней перефразировал слова епископа в связи с дисквалификацией Петри — «Важность этих Олимпийских игр не столько в победе, но в участии». Позднее точная цитата де Кубертена была несколько видоизменена.
Олимпийские медали - золотую, серебряную и бронзовую вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды. Дизайн медалей, вручавшихся спортсменам на первых восьмилетних Олимпийских играх, был различным и разрабатывался каждым оргкомитетом самостоятельно. С 1920 по 2000 год для аверса олимпийских медалей использовали стандартный дизайн — богиня Ника с пальмовой ветвью в правой руке, чествующая победителя. Реверс медали изменяли в зависимости от пожеланий страны, где проводили игры. Начиная с 2004 года, от этой традиции отступили, и обе стороны медали изготавливают согласно уникальному дизайну организаторов игр. Золотые медали, как правило, изготавливают, в основном, из серебра. Так, на Играх 2008 года золотая медаль весила около 150 граммов, в состав которых входило примерно 6 грамм золота. Серебряные медали изготавливают из серебра, бронзовые из меди. На Играх 1896 и 1900 года медалями отмечали только атлетов, занявших 1-е и 2-е места. Золотой медали тогда не было, а вручали только серебряную и бронзовую. Более того, на играх 1900 года во многих видах медали вообще не вручали, а вместо них организаторы награждали участников кубками и дипломами. Тем не менее, для единообразного подхода в справочной литературе золотая, серебряная и бронзовая медали используют и для этих игр. До 1960 года медали изготавливали без креплений и вручали победителям прямо в руки. Организаторы олимпийских игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Вводя это не предусмотренное правилами новшество, организаторы подстраховались и вручили девушкам, выносившим медали для награждения, ножницы, чтобы быстро перерезать цепочки в случае возражений. Однако идея понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям крепят цепочки или ленты.
Другим известным и важным символом Олимпиады является олимпийский огонь и его эстафета. Впервые олимпийский oгонь был зажжён на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме. Олимпийский oгонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии (приложение 3) в Греции от параболического зеркала. Oгонь на факеле передают от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований олимпийский огонь костра гасят, что символизирует закрытие игр. Первая эстафета олимпийского огня из Олимпии и церемония зажжения Олимпийского костра были проведены на Олимпийских играх 1936 года в Берлине, когда огонь был зажжён в Олимпии 20 июля 1936 года, а его эстафету закончили в Берлине 1 августа 1936 года. Автором и основателем традиции эстафеты, а также автором идеи зажжения факела в Греции считают Карла Дима, спортивного чиновника в Германии и генерального секретаря оргкомитета Игр 1936 года. Замысел эстафеты возник у Дима в ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Берлине 1916 года, отменённых в связи с Первой мировой войной. Эстафета олимпийского огня проходила до 2008 года включительно по всему миру. Теперь в целях антитеррористической кампании факел несут только по стране, в которой проходят игры. Из страны в страну огонь доставляется на самолётах, и в каждой стране спортсмен или иной деятель этой страны пробегает свою часть эстафеты, чтобы передать огонь дальше. Эстафета вызывает большой интерес во всех странах, через которые лежит путь олимпийского огня. Пронести факел считается большой честью. Первая часть эстафеты проходит по городам Греции. Последняя по городам страны-хозяйки Игр. В день Открытия Игр факел доставляется в город-организатор. Спортсмены этой страны доставляют факел на центральный стадион в самом конце церемонии. На стадионе факел проносится по кругу несколько раз переходя из рук в руки, пока не будет отдан спортсмену, которому доверено право зажжения олимпийского огня. Это право является наиболее почётным. Огонь поджигается в специальной чаше, дизайн которой является уникальным для каждой Олимпиады. Также организаторы всегда стараются придумать оригинальный и интересный способ зажжения. Чаша располагается высоко над стадионом. Огонь должен гореть в течение всей Олимпиады и гасится в конце церемонии закрытия.
Талисман для каждой олимпиады выбирает принимающая страна по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное стилизованное изображение, ассоциирующееся в представлении большинства людей с принимающей страной. Изначально у возродившихся олимпийских игр были только эмблема и флаг. Талисманы появились совсем недавно, в 1968 году. Причём, одни полагают, что прародителем всех олимпийских талисманов был забавный горнолыжник Шюсс, ставший символом белой олимпиады в Гренобле. Другие же уверены, что первый талисман ягуар появился на олимпийских играх в Мехико. Как бы там ни было, но первым официальным талисманом признана такса Вальди, появившаяся на свет на олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Вальди (имя мужское, потому что в немецком языке слово «такса» мужского рода) выбрали талисманом игр за то, что, как написано на сайте международного олимпийского комитета: «ему присущи качества настоящего спортсмена: стойкость, упорство и ловкость». Вальди знаменит ещё и тем, что он — единственное домашнее животное, ставшее талисманом за всю историю олимпийских игр.
Среди основных традиционных ритуалов Игр, я бы выделила (в порядке их проведения):
грандиозные и красочные церемонии открытия и закрытия Игр. К разработке сценариев этих зрелищ из года в год привлекают лучших из лучших со всего мира: сценаристов, организаторов массовых шоу, специалистов по спецэффектам и так далее.
открытие и закрытие начинаются с театрализованного представления, которое должно представить зрителям облик страны и города, познакомить с их историей и культурой.
торжественный проход спортсменов и членов делегаций по центральному стадиону. Спортсмены из каждой страны идут отдельной группой. Традиционно первой идёт делегация спортсменов Греции — страны-родоначальницы Игр. Прочие группы идут в порядке, соответствующем алфавитному порядку названий стран на языке страны-хозяйки Игр.
произнесение приветственных речей президентом МОК (обязательно), а также председателем Оргкомитета или иным официальным представителем принимающего государства. Официальное открытие игр (обычно главой государства) фразой: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После чего, как правило производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
поднятие флага Греции как страны-родоначальницы Игр с исполнением её национального гимна (на закрытии).
поднятие флага страны-хозяйки Игр с исполнением её национального гимна.
произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом (последние годы также непременно произносятся слова о неприменении запрещённых препаратов — допинга);
произнесение несколькими судьями от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе. С 2012 года также произносится клятва от имени тренеров и окружения спортсменов;
поднятие Олимпийского флага с исполнением официального Олимпийского гимна.
венчает церемонию открытия зажжение олимпийского огня. Огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии (Греция) в Храме языческого греческого бога Аполлона (в Древней Греции Аполлона считали покровителем Игр). «Верховная жрица» Гера произносит молитву такого содержания: «Аполлон, бог солнца и идеи света, пошли свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города … (название города)».
вручение победителям и призёрам соревнований медалей на специальном подиуме с поднятием государственных флагов и исполнением национального гимна в честь победителей.
во время церемонии закрытия также проходит театрализованное представление — прощание с Олимпиадой, проход участников, речь президента МОК и представителя страны-хозяйки. Однако, о закрытии Олимпиады объявляет уже президент МОК. Далее следуют исполнение гимна страны, Олимпийского гимна, при этом флаги спускаются. Представитель страны-хозяйки торжественно передаёт олимпийский флаг президенту МОК, который в свою очередь передаёт его представителю Оргкомитета следующей олимпиады. После этого следует небольшое представление следующего города, принимающего Игры. В конце церемонии Олимпийский огонь медленно гаснет под лирическую музыку.
ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В ДРЕВНОСТИ
2.1. Организация Игр.
Олимпийские игры занимали особое место в жизни полисов Древней Греции. На время их проведения в силу вступал месяц перемирия, и в Олимпию стекался народ со всей Греции. Атлеты, желавшие получить неувядающую славу; различные послы полисов, соревновавшиеся в обилии приношений, для поддержания чести города.
Число зрителей и участников было велико – многие приезжали, чтобы заключить торговую сделку, поэты и художники знакомили публику со своими работами.
Однако, политика Античных Олимпийских игр значительно отличалась от нынешних – в праздничных состязаниях могли участвовать лишь полноправные эллины (греки, которые родились и жили в Элладе). Подвергнувшиеся атимии греки, а также варвары (чужеземцы) могли быть только зрителями. Позднее исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом даже смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры (покровительницы земледелия). При этом женщины имели возможность принять заочное участие в Олимпийских играх, просто прислав свою колесницу. Кроме того, специально для целеустремлённых женщин греки решили сделать исключение и организовали специальные игры, победительница которых получала оливковый венок и съестные припасы, в частности мясо.
От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.
Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц гекатомбеон (по современному календарю июль-август), и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая часть — религиозным обрядам с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Празднование длилось пять дней, разделенных между спортивными состязаниями, религиозными обрядами и пирами в честь победителей. Пир этот представлял собой поистине впечатляющее зрелище: столы ломились от различных вин, свежих фруктов и дичи. Повсюду играла прекрасная музыка, царила атмосфера спокойствия и расслабленности. Вообще, рассматривая историю древних государств, можно заметить, что процесс приема пищи у них ассоццировался с отдыхом и праздником, как правило представители этих народов принимали пищу один раз в день - вечером, а в остальное время в лучшем случае перекусывали. Сегодня невозможно представить перекус в офисе без кулеров для воды.
В первый день атлеты (участники) клялись и приносили жертвы богам. Судьи тоже клялись, что будут честно судить.
Следующие 3 дня проходили соревнования. Во время состязаний выявлялся сильнейший (наград за второе и третье места не существовало), при этом числовые результаты и рекорды не фиксировались.
Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодиками; они назначались при помощи жребия из местных элийцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд алитаев, с адитархами во главе.
Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элладонам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке, дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодиками в Олимпийской гимназии.
Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре. С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе. По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными ценными призами.
Соревнования, которые продолжались в течение, примерно, пяти дней, проходили на стадионе или ипподроме. Стадион представлял собой сильно утрамбованную земляную площадку прямоугольной формы. Там не было балконов, и зрители сидели на специальных уступах.
Олимпийский стадион строился постепенно с увеличением популярности игр. Это был первый стадион в Древней Греции, на котором имелись трибуны. После модернизации в V веке до н. э. он мог принимать около 40 тыс. зрителей. Размеры спортивного поля стадиона составляли 212 на 32 метра, а на беговой дорожке могли одновременно бежать двадцать человек.
Олимпийский ипподром имел внушительные размеры — свыше 700 метров в длину и более 300 метров в ширину.
Для тренировок спортсменов использовался Гимнасий — открытое сооружение с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе, окружённое колоннадой. Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта.
В IV веке до н. э. архитектором Леонидом был построен «Леонидион», выполнявший функцию олимпийской деревни. Здание состояло из центрального двора, окруженного перистилем из 44 колонн, в который выходили комнаты со всех четырёх сторон. Снаружи здания находилась непрерывная колоннада из 138 ионических колонн.
Поскольку Олимпийские игры имели важное религиозное значение, в Олимпии находилась система храмов и святилищ.
После запрета игр сооружения пришли в упадок, были разрушены двумя мощными землетрясениями в VI веке, а ипподром был полностью уничтожен во время наводнения.
2.2. Программа античных Олимпийских игр
Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни мифического Геракла, которое сами же определили в XIII в. до н. э. Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.
В честь победы Зевса над своим отцом начали проводить Олимпийские игры. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках, боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья.
Именно поэтому первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий или 192 м. - бег с одного конца стадиона до другого (первым победителем стал Корэб и Элиды). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (до 724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. С бега на стадию начинались соревнования среди взрослых, затем соревновались в двойном беге. Атлеты выходили на старт в обнажённом виде. Двойной бег — бег на две стадии (384 м) (первый победитель Ипен из Элиды). Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту. Добавлен в Олимпийские состязания на 14-й Олимпиаде в 724 до н. э. Длинный бег — бег на 7 стадий (1344 м) (первый победитель Аканф из Спарты). Атлеты, пробегая стадию, разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в Олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде в 720 до н. э. Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м). Бег в полном вооружении или бег гоплитов, «гоплитодром» — бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии (первый победитель Дамарет (демарет) из Гереи). Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.
Кулачный бой (первый победитель Ономаст из Смирны) добавлен в Олимпийские состязания на 23-й Олимпиаде (688 до н. э.). Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в кулачном бою запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным. Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:
...На Немейских играх аргивяне присудили венок победы уже мёртвому Кревгу, потому что бившийся с ним сиракузянин Дамоксен нарушил их взаимный договор. Уже наступал вечер, когда они приступили к кулачному бою; и вот они при свидетелях уговорились наносить удары друг другу поочередно. Кулачные бойцы в то время ещё не носили на запястьях жёстких ремней, но сражались в мягких ремнях, прикрепляя их под выгибом руки так, чтобы пальцы у них оставались свободными. Эти мягкие ремни делались из тонких полос сырой воловьей кожи и переплетались между собой по какому-то старинному способу. И вот в том случае, о котором я рассказываю, Кревг опустил свой удар на голову Дамоксена; в свою очередь Дамоксен приказал Кревгу приподнять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под рёбра: ввиду крепости ногтей и силы удара рука вошла внутрь, и Дамоксен, схватившись за внутренности, оторвал их и вытащил наружу. Кревг тотчас же испустил дух, а аргивяне за то, что Дамоксен нарушил договор и вместо одного удара воспользовался против своего соперника многими, изгнали его. Кревгу, хотя и умершему, они приписали победу и поставили ему в Аргосе статую, которая еще до моего времени стояла в храме Аполлона Ликейского». Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то бойцы обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали кулачный бой хорошим средством против хронических головных болей. На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалеи убил во время поединка Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в кулачном бою.
Панкратион — рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника (первый победитель Ликдам из Сиракуз). Слово является производным от греческих слов пан и кратос, то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому что шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э., для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э. Филострат заметил: наилучший панкратионист — тот, кто приспособлен к борьбе лучше, чем кулачный боец, но бьётся на кулаках лучше, чем борец.
Борьба (первый победитель Эврибат из Спарты) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.
Пентатлон - пятиборье, включавшее бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу. Добавлено в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде в 708 до н. э. (первый победитель Лампий из Спарты). Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника три вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара. Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка, по античным авторам, доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.
Единственный вид соревнований, в котором могли участвовать женщины, потому что чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи. Первой этой уловкой воспользовалась родная сестра спартанского царя Киниска, ставшая первой женщиной-чемпионом Олимпийских игр. Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях (первый победитель Краксид (Краксил) из Фессалии), и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке (первый победитель Евагор из Элиды). Аналогично тому как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы. В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры. На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачливого седока венком.
На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами (первым победителем стал Катес из Элиды) и глашатаями (победителем стал Тимай из Элиды), как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей, а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии.
ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
3.1. Влияние на развитие древних государств
Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е. сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако, я попыталась конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.
Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков не позднее 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса. Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света, Фидий создал скульптуру высотой двенадцать метров из золота и слоновой кости, которая при этом поражала высоким художественным совершенством. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.
Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру.
В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций кроме состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.
В IV в. до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные воины, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.
Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.
Делая выводы можно сказать, что продолжительность, периодичность и системность Игр говорят о тесной связи их с важнейшими социокультурными, военными и экономическими событиями того периода греческой истории. Олимпийские Игры способствовали развитию множества ремесел, искусств и наук, призванных обслуживать их. К примеру, строительство храмов, алтарей, статуй, сценических площадок и других материальных и духовных ценностей. Расширяли межнациональные связи и позволяли выстраивать в периоды перемирий новые геополитические отношения между государствами этого региона. В пору своего расцвета, то есть до середины V в. до н. э., атлетические состязания и подготовка к ним являлись существенным элементом гармонического воспитания свободных граждан эллинского общества. Способствовали развитию выполнения военно-прикладного заказа в подготовке молодежи к боевым действиям и развитию духа истинных воинов. В Олимпийских играх все в большей мере росла идея единства политически разобщенного греческого народа, единства жизненного уклада, языка, культуры.
3.2. Влияние на современность
С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. Однако настоящее возрождение Олимпийских игр произошло в начале XIX в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать международные спортивные соревнования. Олимпийские игр современности, обязаны своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену(1863). Он стал генеральным секретарем комиссия по возрождению Олимпийских игр, которая была собрана в Париже 23 июня 1894 г. Вскоре оформился Международный Олимпийский Комитет (МОК), в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран. Комитет является одной из первых влиятельной международной организацией с собственной символикой задолго до образования Лиги Наций или ООН.
За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире которой не знал бы что такое олимпиада, или не видел бы соревнования по телевизору. За последние годы олимпийское движение приобрело огромные масштабы, а столицы Игр на время их проведения становятся столицами мира.
Дни олимпийских торжеств дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопониманию и связи между государствами.
И в настоящее время на олимпийских соревнованиях стираются национальные и религиозные различия. Государственные интересы отходят на второй план. Мир погружается в атмосферу праздника, дружбы и спортивного соревнования. Игры помогают людям разных стран регулярно встречаться, общаться, осуществлять культурный обмен. Олимпийские игры способствуют разрушению образа врага. Следует напомнить, что Олимпийские игры современности, которые проходили в столице Греции Афинах в 1896 году, могли наблюдать всего несколько десятков тысяч зрителей. Пример XIV Игр Олимпиады, проведенных в 1948 году в Лондоне, показывает, как велика тяга людей к миру и взаимному сотрудничеству. Организованные в условиях жестокого послевоенного режима экономии, они тем не менее привлекли рекордное для того времени число стран участниц (59) и множество туристов. Сам факт проведения всемирного праздника физкультуры вскоре после завершения II Мировой войны стал подтверждением жизни олимпийского движения. А за Играми-96 в Атланте напряженно следили 3,5 миллиарда землян.
Все это также показывает, что в современном мире Олимпийские игры предоставляют прекрасную возможность для взаимных контактов, дружеских встреч, обмена информацией, общения представителей разных стран и народов, а синонимом Олимпийских игр со времен их зарождения в далекой древности и до наших дней было и остается слово «мир».
Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Это великий праздник молодежи мира. Игры объединяют сильнейших спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. В них реализуются цели Олимпизма и Олимпийского движения.
В Олимпийских играх как в зеркале отражается уровень современной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты, выражают неодолимое стремление человечества к миру и прогрессу.
Олимпийские игры проводятся в полном соответствии с Олимпийской хартией и выполняют важные педагогические и социальные функции. Они имеют огромное воспитательное и образовательное значение. Олимпийский огонь, Олимпийская клятва, подъем национальных флагов, исполнение национальных гимнов в честь победы спортсменов, церемония награждения победителей — все это воспитывает у людей благородные патриотические чувства.
Проведение Олимпийских игр стимулирует экономическое развитие стран, в которых они организуются. Четвертые Олимпийские игры в Лондоне положили начало сооружению специальных спортивных комплексов дли их проведения. При подготовке Игр X олимпиады в американском городе Лос-Анджелесе для расселения спортсменов впервые была сооружена олимпийская деревня. Перед XVII олимпиадой 1960 г. наряду с подготовкой и строительством спортивных комплексов и отдельных сооружений большое внимание уделили совершенствованию инфраструктуры олимпийской столицы Рима. По древней части города проложили новые современные автомагистрали, древнейшие памятники архитектуры Рима были переоборудованы для проведения в них соревнований по отдельным видам спорта. К Олимпиаде-1980 власти Москвы и Ленинграда организовали поставку на прилавки магазинов «западных» товаров, о существовании которых советские граждане даже не всегда догадывались: фруктовые джемы из Финляндии, нарезки салями и сервелаты, соки с трубочкой, пиво в банках, майонез, горчица в тюбиках. А за 20 копеек в ГУМе можно было купить бумажный стаканчик с «фантой». Среди москвичей даже ходили слухи, что по телевизору во время Олимпиады покажут американскую рекламу. До этого дело, конечно, не дошло, но вот «Кока-колу» в алюминиевых банках с олимпийской символикой Московский завод безалкогольных напитков всё-таки выпустил.
Историческая неизбежность становления, развития и заката любой цивилизации обусловили исчезновение такого социокультурного явления как Олимпийские Игры. Однако в нынешнем витке исторического развития человечества их реконструкция во времени очень незначительна, а масштаб их планетарного влияния очень велик.
Глава II. Практическая часть.
Для создания практической части проекта я использовала такой метод сбора информации, как анкетирование.
Данный опрос проводился в целях оценки уровня информированности о зарождении, становлении и развития Олимпийского движения, а также влияния Олимпийских игр на развитие молодежи.
В анкетировании приняли участие 13 человек. Это ученики 10 класса моей школы.
По результатам проведенной анкеты можно сделать следующие выводы:
На первый вопрос «Знакомы ли Вы с историей Олимпийских игр?» более 60 % (61,5%) опрошенных ответили положительно, оставшиеся выбрали ответ «Нет».
При этом, на контрольный вопрос, которым являлся вопрос № 4 «Знаете ли Вы, что возникшие в Греции Олимпийские игры возродил француз?», а это один из главных этапов становления Олимпийского движения, результаты оказались прямо противоположными (38,5 % выбрали ответ «Нет», 61,5 % выбрали ответ «Да»), что свидетельствует о наличии завышенного мнения о знаниях у опрошенных рассматриваемой темы.
Результаты полученных ответов на вопрос № 2 «Знаете ли Вы основные символы Олимпийских игр?», а именно: ¾ опрошенных ответили положительно и лишь четверть ответила отрицательно, свидетельствует об интересе опрошенных к рассматриваемой теме, но тот факт, что на данный вопрос от одного опрошенного не был получен категоричный ответ в совокупности с ответами на контрольный ответ требует в дальнейшем более подробного внимания.
76,9 % ответов «Да» на вопрос № 3 «Известны ли Вам страны, в которых когда-либо проводились Олимпийские игры?» подтверждает вывод об интересе опрашиваемых к Олимпийским играм, сделанный по результатам анализа ответов на вопрос № 2.
Вместе с тем, результаты анализа полученных ответов на вопрос № 5 «Знаете ли Вы главный девиз Олимпийских игр?» и наличие 76,9 % отрицательных ответов свидетельствует о небольшой вовлеченности опрашиваемых в причины и историю проводимых спортивных мероприятий, так как девиз «Быстрее, выше, сильнее» размещен практически на каждом спортивном объекте нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что с древних времен олимпийские игры были главным спортивным событием в жизни людей. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.
К сожалению Пьера де Кубертена и его последователей, современные Олимпийские игры не смогли остановить обе мировые войны, спортсмены начали активно использовать допинг, а, начиная с летней Олимпиады-1976, те или иные страны бойкотировали Игры, используя их ради достижения политических целей.
Основными принципами стали ранее разработанные в древние эллинские времена и адаптированные к современным условиям:
- принцип олимпизма (сочетание спорта с другими видами деятельности человека),
- принцип гармоничного развития человека и уважения его достоинства,
- принцип универсальности Олимпийского движения современности,
- принцип свободной реализации прав человека заниматься спортом,
- принцип недопустимости дискриминации в спорте по расовой, половой и национальной принадлежности.
Эти идеи делали спорт более доступным народу, позволяли воспитывать в людях не только физические качества, но и являлись гармоничным средством коммуникации, взаимопонимания и улучшения отношений между народами и странами. Они должны были отражать не только уровень социально-экономического развития отдельных государств, но и способствовать решению общественных геополитических проблем и противоречий мирным путем, путем спортивных споров, а не войн. Основной идеей был сдерживающий фактор Игр, как совместная деятельность, осуществляемая во благо мира, взаимопонимания, уважения и дружбы между народами.
Таким образом, говоря о роли Олимпийских игр в истории человечества, сложно утаить тот факт, что они во многом отложили свой след не только на культуре тех народов, которые принимали участие в играх, но и полностью изменили представление о спорте среди населения нашей планеты. Следует отметить, что отныне спорт воспринимается сугубо как соревновательная дисциплина, в которой сталкиваются сверхдержавы, пытаясь доказать своё превосходство.
И всё-таки Олимпийское движение каждые два года на летних и зимних Играх объединяет миллиарды людей со всей Земли под единым знаменем мира, спорта и дружбы народов всей планеты. С каждой новой Олимпиадой число стран-участниц и общее количество атлетов только увеличивается, мировые рекорды бьются на каждых Играх, а новые виды спорта стремительно популяризируются на Олимпиаде. А это значит, что строки «О спорт, ты – мир!» будут жить ещё очень и очень долго.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вилькин Я.Р. Откуда пошли Олимпиады. – Минск: Полымя, 1980. – 48 с.
Малов В.И. Сто великих олимпийских чемпионов – Москва: Вече, 2007 – 476 с.
Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре. Вопросы и ответы. - Москва, 2002 – 124 с.
Мелик-Шахназаров А. З. Олимпионик из Артаксаты. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 125 с.
Моннэн Эрик. От Шамони до Сочи: 100 лет зимних Олимпийских игр [пер. с фр. К. В. Левиной и др.]. – Москва: РИПОЛ классик, 2013. – 293 с.
Трескин А.В. История Олимпийских игр: медали, значки, плакаты: [альбом]. – Москва: АСТ, Олимп, 2008. – 205 c.
Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. – 191 с.
Штейнбах В.Л. Большая олимпийская энциклопедия: все об Олимпийских играх: чемпионы, тренеры, члены МОК, журналисты, олимпийские виды спорта, страны, города, термины, технические результаты всех олимпийских соревнований с 1896 по 2006 год. – Москва: Олимпия press, 2006 - 782 с.
Штейнбах В.Л. Герои олимпийских игр. - Москва: Эксмо, 2008 – 1744 с.
Олимпийский плакат. – Москва: Физкультура и спорт, 1981. – 19 с., 90 л. ил.
История современных Олимпийских игр. Справка http://ria.ru/spravka/20110406/361277370.html
http://www.olympichistory.info
http://ru.wikipedia.org/wiki/Олимпийские _игры
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Развалины Палестры в Олимпии.
Приложение 2. Флаг Олимпийского движения.
Приложение 3. Храм Геры в Олимпии.
Приложение 4. Нерон. Приложение 5. Феодосий I.
Приложение 6.
Анкета
История Олимпийских игр древности.
Опрос производится в целях оценки уровня информированности об истории возникновения Олимпийских игр, знаниях о символах, традициях и порядке проведения Олимпийских игр, влиянии традиций проведения Олимпийских игр на современность.
Часть 1.
Укажите Ваш: возраст - ________________, пол - ___________________
Часть 2.
Уважаемый респондент! Ответьте на поставленные ниже вопросы. Поставьте «+» в ячейке рядом с выбранным Вами ответом. На выполнение анкеты Вам отводится не более 5 минут.
Знакомы ли Вы с историей Олимпийских игр?
Да Нет
Знаете ли Вы основные символы Олимпийских игр?
Да Нет
Известны ли Вам страны, в которых когда-либо проводились Олимпийские Игры?
Да Нет
Знаете ли Вы, что возникшие в Греции Олимпийские игры возродил француз?
Да Нет
Знаете ли Вы главный девиз Олимпийских игр?
Да Нет
Спасибо за участие в анкетировании! Ваш интерес нам очень важен!